Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Принцип активности и сознательности в обучении учащихся на уроках изо.

Читайте также:
  1. I Задачи научно-исследовательской деятельности учащихся.
  2. I Принцип работы клавиатур
  3. I. Понятие, типы и принципы денежной системы.
  4. II. Анализ программ по чтению и литературной подготовке учащихся начальной школы и УМК к ним. Познакомьтесь с требованиями ФГОС.
  5. II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
  6. II. Принципы, требования и гарантии законности.
  7. II. Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся
  8. II. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НАИБОЛЕЕ
  9. II. Цели, задачи и принципы нового Закона
  10. II. Этические принципы

В педагогической науке принцип активности и сознательности рассматривается как один из главных. Поэтому и в деле обучения ри­сованию мы этот принцип рассматриваем как один из основных.

Между понятиями "сознательность", "активность", "самостоя­тельность" есть известное различие, но одно без другого не сущест­вует. Сознательное овладение знаниями требует обязательной ак­тивности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эф­фективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а со­знательно овладевающий знаниями, как правило, более активен и самостоятелен.

Особое значение, как отмечает большинство методистов, принцип активности и сознательности имеет в практических занятиях.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика до­биться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самыми различными метода­ми. Например, многие учителя на уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок), чтобы активизировать работу уча­щихся, читают отрывки из сказок, включают магнитофонные записи с фрагментами музыкальных произведений показывают цветные слайды и диапозитивы художе­ственных иллюстраций При этом педагог обращает внимание детей на то, как мастера искусств — поэты, музыканты, живописцы — своими сред­ствами решали подобные темы.

Сознательная, активная и само­стоятельная работа всегда ведет к лучшему усвоению учебного мате­риала и к более прочному закреп­лению его. Кроме того, сознатель­ность и активность являются пре­красной предпосылкой для углуб­ления и расширения полученных знаний, развивают интерес к делу, способствуют творческим искани­ям. Предмет приобретает для ре­бенка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характер­ное, главное.

В практике мы наблюдаем, что учащиеся плохо усваивают учеб­ный материал, если они пассивно воспринимали объяснения учите­ля, а активно включиться в работу не успели. Так, если при изучении конструктивного строения формы предмета дети внимательно слу­шали объяснение педагога, рассматривали модель и натуру, но прак­тически закрепить эти знания не пытались, этот учебный материал будет усвоен слабо. При активной же работе усвоение материала зна­чительно улучшится. Отсюда возникает требование к преподавателю: направить активность учащихся, дать им возможность самим решить поставленные задачи.

Учитель вызывает активность детей наводящими вопросами, предложением сделать новое решение композиции рисунка и т. п. Например, ученик приступил к построению изображения куба, но пассивно срисовывает его и дает искаженный перспективный вид формы, а как исправить изображение, не знает. Учитель, ничего не показывая, задает ему ряд наводящих вопросов, чтобы он сам дога­дался, как надо вести построение изображения.

Таким образом учитель помогает школьнику активно работать, анализировать форму натуры и сознательно строить ее изображение на плоскости.

Одним из средств активизации учащихся является повторный во­прос.Например, педагог объяснил то или иное правило, задал учени­кам вопросы, они дали правильные ответы. Педагог разрешил при­ступить к работе, но в процессе наблюдения за работой заметил ошибки в рисунках; значит, не все усвоили объяснение. Он прерыва­ет работу и задает классу один из прежних вопросов, но ставит его в несколько иной формулировке. Такой видоизмененный вопрос за­ставит учащихся подумать и проверить себя.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе как в классе, так и дома. Задания на уроках и дома должны быть раз­нообразными по характеру, по самому типу работы (в соответствии с требованиями программы): то это рисование с натуры карандашом, то работа над натюрмортом акварельными красками, то декоратив­ное рисование.

Степень самостоятельности в работе ученика зависит от уровня его знаний и тесно связанных с ними умений и навыков. Развитие у детей способности выполнять самостоятельно то, что они раньше делали только под руководством учителя, является важным показателем ус­пешного обучения. Школа должна обеспечить также и сознательное отношение учащихся к самому процессу обучения. Это выражается в понимании учащимися конкретных задач учебной работы, в понима­нии значимости работы, в знании тех средств и приемов, при помощи которых можно добиться лучших успехов, в умении проверить и оце­нить свои достижения не только в конце работы, но и в самом ходе ее.

Повышая активность и сознательность учеников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Признавая важность и необходимость руководящей роли учителя,' отечествен­ная педагогика рассматривает ученика не как пассивный объект вос­питания, а как сознательного, активного работника.

В индивидуальной работе могут быть применены активные и пас­сивные методические приемы работы.

Рассмотрим пассивный метод (пассивный для педагога и активный для ученика). Заострив внимание рисующего на той или иной части учебного задания, преподаватель не дает пространного объяснения (имеется в виду, что оно уже было сделано для всего класса), а толь­ко кое-что напоминает, задает ряд наводящих вопросов, чтобы воз­будить сообразительность ученика, и затем указывает направление к достижению намеченной цели.

Активный метод работы, напротив, заставляет активно работать преподавателя, а ученика — выполнять его указания. Рассмотрим это на примере. Ученик плохо усвоил принцип конструктивного анализа формы, не уловил пропорции и характер формы натуры, и у него не получается последовательное построение изображения. Он еще не приучился самостоятельно наблюдать и анализировать натуру. Педа­гог задает ему вопросы, относящиеся к строению предмета, иногда подсказывая ответ.

В процессе такого обучения ученик совместно с руководителем анализирует натуру и выправляет рисунок.

Но несмотря на известные положительные моменты в таком мето­де обучения, все же для постоянной работы он непригоден. В основ­ном надо приучать детей к самостоятельному преодолению труднос­тей, к собственному верному решению задачи. Я. А. Коменский ука­зывал, что учить нужно таким образом, чтобы ум ученика развивался самостоятельно. Главной задачей учителя он считал пробуждение и укрепление "самодеятельности ученика". Если это не удается, если ученик не чувствует любви к науке, то виноват в этом учитель, не су­мевший вызвать к жизни "самодеятельность ученика".

Обязанность педагога — внимательно следить за работой мысли и развитием умений школьника, направляя его, поддерживая, подбад­ривая. Не следует думать за ученика или рисовать за него — пусть сам справляется, тренирует свои навыки. Но в тот момент, когда он не сможет преодолеть затруднения, нужно вовремя ему помочь наме­ком, наводящим вопросом, указанием направления работы, а иногда и исправлением рисунка.

Педагог должен уметь не только разъяснить и самому показать на примере образцы выполнения рисунка, но и добиться взаимо­понимания и заинтересованности учащихся в преодолении труд­ностей. Сочетание этих двух моментов представляет собой очень сложный процесс, требующий от учителя опыта, гибкости и твор­ческой инициативы.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 96 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав