Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Экологическая этика

Читайте также:
  1. A) этика
  2. IV. Христианская этика и светское право
  3. Античная философия и этика толерантности
  4. Антропологическая этика Л. Фейербаха
  5. Биогеоценоз– наземная экологическая система, объединяющая биоценоз и биотоп
  6. Биоэтика
  7. Биоэтика в России
  8. Биоэтика в России
  9. В ЭКОСИСТЕМЕ ЛЕС ПЕРЕВЕРНУТА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПИРАМИДА
  10. Вероучение и этика

Предметом экоэтики выступает отношение Человека к Природе, предполагающее и его отношение к самому себе. Речь идёт о самосознании человека: или о противопоставлении себя окружающей среде, или включении в неё. Экологическая этика предполагает становление такой новой формы сознания, которая синтезирует глобальное видение мира с подлинно гуманистическими ценностями.

Нравственным смыслом экоэтики, по мнению некоторых специалистов, является формирование нравственных ценностей и критериев вокруг двух стержней: чувства любви и сострадания к природе и чувства времени, перешагивающего рубеж одного человеческого поколения и предполагающего заботу о природных условиях существования будущих поколений. Обращённость в будущее, которая предполагает и заботу о настоящем, кардинально отличает экологическую этику от традиционных направлений этики.

Основной задачей экологической этики является создание ясных и чётко выраженных ценностей, которые должны лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь. Эти обязательства определяются, в частности, принципом хронологической объективности, который запрещает игнорировать интересы индивидуумов из-за их временного, пространственного или идеологического отдаления. Экоэтика уже сейчас может предложить следующие условия диалога с будущим:

o необходимо отказаться от любых действий, которые могут подорвать возможность существования будущих поколений;

o при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния природной среды, приоритетной должна быть ответственность перед потомками;

o недопустимо в интересах ныне живущих людей наносить ущерб интересам будущих поколений.

Основные принципы экоэтики определяются противостоянием двух позиций: антропоцентристской и не-антропоцентристской, от разрешения которого зависит выбор формы отношений человека и природы. Согласно антропоцентризму, единственным и высшим критерием в шкале ценностей является человек. Альтернатива антропоцентризма в рамках экоэтики – не-антропоцентристские концепции – выдвигают как высшую ступень в школе ценностей не человека, а гармоничное и равноправное сообщество людей и всех других живых и неживых компонентов природы. Именно такой подход к осознанию мира, признание за человеком способности отказаться от своего антропоэгоизма и начать жить интересами Иного – это и есть проявление подлинного гуманизма.

Таким образом, ценностно-мировоззренческой основой экоэтики выступает отказ от «эгоцентризма», как принципа ведущего к нарушению баланса взаимоотношений между Человеком и Природой. Понимание окружающей среды как ценности, которая определяет современность и будущее Человечества, требует коренного пересмотра традиционных этических принципов и императивов, такое отношение к природе связано с процессом экологизации морали, проявляющимся в следующем:

o отношение людей к природе начинает определяться не материальными, правовыми или религиозными предписаниями, а нравственными нормами и предписаниями;

o нравственный долг и угрызения совести по отношению к природе становятся основными частями морального сознания, происходящая экологизация морали приводит к появлению такого понятия как «Экологическая совесть»;

o появление новых моральных ценностей предполагает исключение «старых» принципов полезности и целесообразности;

o идёт постепенная, сложная и длительная перестройка морального сознания, которой должны способствовать нравственно-экологическое воспитание и просвещение;

o новая концепция охраны окружающей среды должна включать в себя защиту среды обитания и «братьев наших меньших» не столько для человека, сколько от человека;

o следует стремиться сглаживать конфликты и примирять экономику и производство с экологией, оценивая и то, и другое этическими категориями.

2. «Открытые» проблемы прикладной этики




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 51 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав