Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Задание 3. Учение Конфуция проникнуто своеобразным космизмом, который необходимо иметь в виду, чтобы не превратить китайского мудреца в скучного резонера

Читайте также:
  1. I. Теоретическое задание.
  2. II. Практическое задание №1. Ряды распределений и их характеристики
  3. II. Практическое задание.
  4. II. Практическое задание.
  5. II. Практическое задание.
  6. III. Индивидуальное задание студента на практику
  7. IV. Конкурсное задание
  8. IV. Практическое задание №3. Модель множественной регрессии
  9. V. Домашнее задание.
  10. А) Контрольное задание 1

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

Учение Конфуция проникнуто своеобразным космизмом, который необходимо иметь в виду, чтобы не превратить китайского мудреца в скучного резонера. Обращая внимание на божественную и естественную стороны происхождения власти в своем главном труде “Лунь Юй” (“Беседы и суждения”), изречения из которого печатаются ниже, Конфуций обосновывает ее существование как механизма поддержания порядка и общения между людьми, регулирующего отношения управляющих и управляемых. Он следует патриархально-патерналистскому пониманию власти и уподобляет иерархическую власть императора над подданными отеческой власти старшего главы семьи или рода над младшими его членами. Конфуцианство, на котором зиждилась официальная феодальная идеология в Китае, и поныне пользуется определенным влиянием.
Конфуций считал, что нравственность составляет главную основу поведения человека, и поэтому оценивал людей, прежде всего с моральной точки зрения. По его мнению, все люди по своей природе близки между собой, но им присущи разные привычки. Одни становятся добрыми и нравственными, а другие — дурными и злыми. Человека высшей добродетели Конфуций называл «благородным мужем» и противопоставлял ему «низкого человека», лишенного этого качества. Характеризуя учение Конфуция, необходимо подчеркнуть, что он особо выделял две добродетели, которыми должен обладать человек, — долг (или справедливость) и гуманность (или человеколюбие). «Долг — это бескорыстное внутреннее побуждение человека поступать в каждом данном случае нравственно... Долг регулирует отношения между государем и подданными, предписывает людям, чтобы они не нарушали общественного порядка, не выступали против правителей». Гуманность — это любовь к людям: «быть в состоянии смотреть на других как на самого себя — вот что можно назвать искусством гуманизма». «Чего не желаешь себе, не делай и другим», — утверждал он. Это качество в понимании Конфуция, сумма всех добродетелей: «Победить себя и возвратиться к «нормам поведения» — значит стать гуманным человеком».Он выступал против дискриминации в обучении и воспитании и создал первую в Китае частную школу, в которую могли поступать все люди независимо от их социального положения. Проф. Кун Течэн подчеркивает, что, предоставив своим ученикам равные возможности, Конфуций начал проводить в жизнь идею всеобщего образования. Он первым стал обучать простолюдинов, утверждая, что «в обучении не должно быть различия между людьми». Его интересовало не происхождение учеников, а они сами как личности. Свою школу Конфуции основал в столице царства Лу — городе Цюйфу (современная провинция Шаньдун). Школа была сравнительно большой по своим размерам и состояла из двух помещений: «тан», где ученики занимались, и «нэй», где они жили. В хорошую погоду занятия проводились во дворе под тенью абрикосового дерева, которое Конфуций очень любил. Отсюда школа получила свое название — «Син тань» (»Абрикосовый алтарь»). Она предназначалась не для маленьких детей, а для молодых пытливых умов того времени. Конфуций принимал в число своих учеников тех, кто действительно стремился к знаниям, независимо от их социального происхождения. Он говорил: «Если человек не жаждет получать знаний, то я не буду учить его». В своей школе он не придерживался регламентированных по времени и содержанию учебных занятий, не читал лекций, не занимался опросом учащихся, не проверял их знания. Обучение и воспитание происходило в процессе непринужденных, свободных бесед, часто носивших эвристический характер. Конфуций наблюдал за своими учениками и изучал их, постоянно находился с ними в контакте, проводя занятия даже во время странствий. Под образованием как общественным явлением Конфуций понимал единство двух процессов: воспитания и обучения. При этом воспитательная сторона у него превалирует, так как основная цель образования — это духовный рост личности, ее совершенствование до идеала благородного человека «цзюньцзы», носителя высших моральных качеств. Среди нравственных характеристик «цзюньцзы» прежде всего, называются следующие три: уважение воли неба (судьбы); уважение правителя; уважение мудрых людей. «Цзюньцзы» должен до конца постичь основные принципы конфуцианской нравственности — «жэнь» и «ли». Знания культурного характера Конфуций ставил на второе место, однако он выступал за установление связи нравственного воспитания с умственным.

Карл Ясперс родился 23 февраля 1883 года в городе Ольденбурге. Умер 26 февраля 1969 года. Один из основателей экзистенциализма ("философия существования").

Его философию можно было бы с полным
основанием назвать самым гуманистическим вариантом экзистенциализма, поскольку
она более всего соответствует духу общечеловеческой системы ценностей. Более
того, в своих поздних произведениях Ясперс прямо поставил перед философией
задачу утверждения системы общечеловеческих ценностей. По Ясперсу человек имеет несколько уровней:

Первый – эмпирическое «Я» или «тело». Это особь, связанная с природой, стремящаяся к удовлетворению своих потребностей, руководствующаяся как все живое инстинктом самосохранения, ищущая удовольствия и избегающий страдания, желающая обеспечить свое существование в будущем. На этом уровне человек изучается биологией (телесная сторона) и психологией (структура сознания). Общение людей вызывается необходимостью. Объединение не цель, а средство выживания перед лицом опасности, исходящей от природы или враждебного народа. Оно исключительно утилитарно.

Второй уровень – «предметное сознание». На этом уровне индивидуальное «Я» выступает как «рассудок», как часть некого «сознания» вообще. Оно выступает субъектом научного знания в отношении окружающего «предметного мира». Этот мир «Я» познает в категориях. Связь людей на этом уровне осуществляется через законы, которые каждый признает справедливыми. Человек на этом уровне тождественен с другими индивидуальными «Я». Эта тождественность выражается в формуле равенства всех перед законом. С этого уровня человек выступает как личность.

Третий уровень – «духа». Здесь каждое «Я» выступает как часть некого целого, как его момент. Связь между индивидуумами - это связь между частями единого организма. Проявляется через ощущение связи с целым - народом, нацией, государством. Это целое определяет место и значение личности.

И, наконец, «ядро» личности» – «экзистенция». Она непостижима не только для научного познания, но и для философского созерцания. За границей знания не «ничто», а «нечто сущее», но непостижимое. Оно является предметом не знания, но веры. Здесь человек связан с трансцендентной реальностью, единственной, в отношении которой знания и вера совпадают. Прикоснуться к ней, открыть для себя существование этой реальности возможно в пограничной ситуации – перед лицом собственной смерти или смерти близкого человека, тяжелой болезни, страданий, борьбы, чувства вины.

На пути к единству человечества Карл Ясперс выделяет исторический отрезок, когда закладываются основы понимания этого единства. Этот период - «ось истории» или «осевое время».

По Ясперсу «осевая время» – период между 800 и 200 гг. до. н.э. В это время в Китае, Индии, Палестине. Персии и Греции возникли духовные движения, сформировавшие современный тип человека. Происходит разрушение мифологического сознания, господствовавшего до этого. Человек задумывается над смыслом человеческого существования, создает образы и идеи, показывающие, как преодолеть хрупкость бытия, начинает утверждать наличие единого трансцендентного Бога.

Суть эпохи – пробуждение духа, начало единой истории человечества, разделенного до этого на локальные, не связанные между собой культуры. То что очаги пробуждения духа возникли параллельно в далеких друг от друга культурах для Ясперса является важнейшим основанием духовного единства человечества, питаемого из таинственного трансцендентного источника. Поэтому «осевое время» - священная эпоха истории, ибо у происходящего на земле корни и смысл неземные.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав