Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

оциокультурные предпосылки философии Нового времени

Читайте также:
  1. CALS-технологии. Предпосылки
  2. I. Понятие, признаки и предпосылки правовых отношений.
  3. I. Понятие, признаки и предпосылки правовых отношений.
  4. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  5. I. Специфика русской философии
  6. II. 1. ФИЛОСОФСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМА
  7. II. 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
  8. II. Изучение нового материала
  9. II. Изучение нового материала: 30 мин.
  10. II. ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО МАТЕРІАЛУ, ВИВЧЕННЯ НОВОГО

1. Экономический фактор – наука – процесс перехода к капитализму (кооперация - мануфактура - фабрика).2. Возрождение. Возврат к человеку.

3. Религия - протестантизм. Лютер: не может быть посредника между человеком и богом (на эту роль претендует церковь), а человек своим образом жизни сам определяет свою угодность Богу (он может выбирать между добром и злом). Эразм Роттердамский: человек утверждается на земном поприще.

4. Наука. Стимулирована протестантизмом. Удар по геоцентрической системе Птолемея. Коперник. Тихо Браге. Кеплер (эллипс). Галилей переводит все на язык математики.

5. Техника и технология. Артельный способ производства.

Главные особенности науки Нового времени:

1. Наблюдение;

2. Опора на математику, как важнейший инструмент (создаются новые математики);

3. Эксперимент.

Наблюдение отношения «О» – «О» Þ вывод математической закономерности Þ эксперимент дает возможность проверить эту закономерность. Эта наука возникает в процессе преодоления греческого (рационально-созерцательный) и средневекового (мистический, алхимический) образов науки. Это преодоление пошло, начиная с Коперника. Наука нового времени связана с «обузданием» пространства. Поэтому она «покушается» на бесконечность. Время – не как развитие в неизвестность, а как прохождение определенного пути (из т. А в т. В). Наука, с одной стороны, угодна Богу, а с другой стороны, она разрушает Бога. Наука отвечает запросам протестантской этики.

17. Философия нового времени.

Эпоха характеризуется быстрым развитием естественных наук (физика, химия, астрономия). Философия Нового времени провозглашает науку-наиболее важной деятельностью человека. Саму себя Философия Нового Времени, мыслит как, универсальную систему окончательных научных истин, которая в случае правильного построения, должна стать системой идей, дающей окончательные ответы на все возможные вопросы. В это время сложилось две конфликтующие позиции:

1)Эмпиризм (сенсуализм). Гносеологическая позиция, согласно которой любое знание выводимо из опыта. Сенсуализм-философское направление, определяющее учения, считающие исходным пунктом познание, чувственное восприятие, и выводящее из них все содержание знания. Представители: 1)Фрэнсис Бэкон; 2)Джон Локк; 3)Томас Гоббс. Суть: «Душа человека-чистая доска, на которой природа пишет свои письмена». На этом основании представители эмпиризма, называют индукцию-универсальным научным методом.

2)Рационализм. Философское направление, которое рассматривает разум, мышление и рассудок, исходным пунктом философского анализа. Представители: 1)Рене Декарт; 2)Бенедикт Спиноза; 3)Готфрид Вильгельм Лейбниц. Суть: «Всеобщее и необходимое знание, невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума, который является главной познавательной способностью человека. В разуме изначально заложены всеобщие и необходимые истины, из которых по определенным логическим законам или правилам, выводится все содержание знания, на этом основании универсальный метод в философии-дедукция».

Центр и одновременно исходная точка Философии Нового Времени-размышляющий субъект. Галилей-принцип относительности. Ньютон-создатель теоритической механики.

В новое время также сформировалась идеалистическая версия сенсуализма-субъективный идеализм. Представители: 1)Джордж Беркли; 2)Дэвид Юм. Суть: «Все с чем человек сталкивается человек в опыте, это его чувственный ощущения. Человек не знает ничего кроме данных своего сознания, поэтому познаются не объективные вещи, а их субъективные образы».

18. Философия эпохи просвящения.

Когда говорят об этой эпохе, прежде всего имеют в виду, учения Французских Философов. Представители: 1)Франсуа Вальтер; 2)Жан-Жак Руссо; 3)Дени Дидро. Проблема: гносеология или антропология. Характерная черта-исторический оптимизм. В своих размышлениях о природе, просветители приводят принципы детерминизма и механического материализма. Природа понимается, как часовой механизм, который можно разобрать по винтику, а затем вновь собрать в нужном виде. Также механически воспринимается человек. Вальтер: «Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». Материя, природа, признавалась французскими материалистами, основой и началом всего сущего. Они утверждали, что время и пространство, неотделимы от существования материи, и что активность материи, её движение, является её внутренним и необходимым качеством материи. В теории познания, они являются сенсуалистами. Итак, исходный пункт природа и материальный мир который воздействует на человека, воспринимаемый предмет, через органы чувств, передает мозгу специфические, отличающие его движения, произведя в нем различные изменения, человеческий разум оперирует ощущениями, сравнивая их, накладывая одно на другое и образует суждение, а благодаря имеющейся у человека особенности, обозначать свои идеи словами, отсюда возникают абстракции, и истина заключается в соответствии, представлений о вещах, самим вещам. В учении о человеке и обществе, французские материалисты, сводят социальное, к индивидуальному. Человек мыслится только как существо, как часть природы и следовательно при создании науки об обществе, следует прежде всего понять природу человека, которая постоянна и неизменна и основными свойствами которых, являются стремление к самосохранению, влечение к удовольствию и отвращение к страданиям. Эти свойства были критериями общественного строя, т.е. разумен только тот строй, который соответствует человеческой природе. Политический строй государства и его законы, определяют взгляды и нравы людей, а совершенство законов, зависит от прогресса человеческого разума. Осуществление разумного общественного устройства, французские материалисты связывали с надеждами на пресвященного государя, который проведет в жизнь, их идеи.

19. Немецкая классическая философия. Общая характеристика.

18-19 век. Представители: 1)Эммануил Кант; 2)Фихтэ; 3)Шеллинг; 4)Гегель; 5)Людвиг Феербах. Основные темы те же что и в предыдущий период. Новое представление о природе, возможностях и задачах разума, предложенных в первой системе немецкой классической философии, трансцендентальном идеализме Канта (трансцендентное-выходящее за пределы человеческого сознания). Два периода: докритический и критический. В своей критической философии Кант, рассматривает не только чистый познающий разум, но и практический, действующий в сфере свободы, а также эстетическую способность суждения, соотносимую с миром красоты. Кант желает объяснить самое трудное для понимания, это возможность научного и философского знания. Для него очевидны две вещи: 1)во первых существует знание априорное, и апостреорное, т.е. последующее. Источником первого является познавательная способность души (рассудок, способность суждения о прекрасном); 2) а второго опыт-эмпирия, а во вторых, все суждения делятся на аналитические и синтетические. Его последователь Фихтэ, делает акцент на творческой активности разума, сущность человека, Фихтэ обнаруживает в деятельности, одним из средств которой является мышление. Его интеллектуальная интуиция-это подлинный философский метод и единственный для человека способ постигнуть, сущность мира. Гегель создает собственную философскую концепцию, называет он её панлогизм (абсолютный идеализм), философия понимается им, как наука о всеобщих законах духа, подлинным философским методом, Гегель считает диалектику, законы и принципы которой, он последовательно и подробно разрабатывает. По его мнению- вся история человечества проникнута разумностью, она и есть путь разума, на котором он постигает самого себя. Завершением Немецкой Классической Философии, мы принимает Антропологический материализм Феербаха, он ставит в центр мира чувственного человека, причем определяющим чувством является любовь.

20. Основные черты философии И. Канта: «Критический» период творчества.

Философия Канта представляет всеохватывающую систему, включающую все аспекты философского знания.

В критический период Кант создал философские труды «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способностей суждения», в которых изложена теория познания, а также его этические и эстетические взгляды. Главное содержание этого периода составляет выявление границ, пределов человеческого познания. Он считал, что познание и знание возникают в результате человеческой деятельности. Кант противопоставил два способа представления мира: естественнонаучный и философский. Для естествознания мир предстает как явление (феномен), которое всегда находится в пространстве и времени.

 

Вторая половина философского творчества И. Канта вошла в историю философии под названием «критического периода». Между «докритическим» и «критическим» периодами лежит период подготовки второго. Это период между 1770 г. и выходом в свет «Критики чистого разума» в 1781 г. В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй – этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т. е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие)[77]. Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т. е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

 

21. Проблема сознания в философии.

В философии сознание рассматривается, как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель).

Сознание, одно из основных понятий философии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях.

Подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью.

 

Сознание это одно из фундаментальных философских понятий, выражающее особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир и он сам, сознание мгновенно связывает соотносит то что человек увидел или услышал, с тем что он почувствовал, подумал или пережил. Сущностным содержанием сознания-как субъективной реальности, является идеальное представляющее собой внутренний мир чувств, мыслей или идей, и других духовных феноменов, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств, и принципиально не могут быть объектами предметно-практической деятельности человека. Сознание обычно выступает в двух формах: 1)индивидуальная; 2)общественная. Сознание-это высшая форма психического отражения реальности, отражение это всеобщее свойство материальных объектов, реакция (изменение) любой материальной системы, взаимодействующей с другой материальной системой.

Высшим уровнем сознательной деятельности, является самосознание, с его функциями регулируемого поведения, контроля и прогнозирования. Самосознание начинается с элементарного осознания собственного тела в окружающей действительности, от осознания внешний предметов и действий с ними, затем возникает осознание себя как субъекта, принадлежащего определенному обществу, социальной группе и определенной культуре. Орудием внутренней деятельности человека, стала система знаков-язык. Это общественно-историческое явление, служащее средством выражения и объективации идеального. Мышление и язык находятся в диалектическом единстве, хотя и обладает относительной самостоятельностью, мышление протекает в виде идеальных образов действительности, а язык воплощает этот процесс в материальную форму, делая содержание с ней, доступным для восприятия другими людьми.

22. Гегель

Основой всего сущего, является абсолютная идея-безличный мировой разум. Три части его системы: 1)логика. Где исследуются законы и мышления, которые рассматриваются им, как законы бытия. Первое понятие, понятие чистого бытия, самая бессодержательная пустая абстракция, которая обуславливается понятием ничто. Бытие и ничто сливаются и образуют третье понятие-становление. И здесь появляется характерная особенность философии Гегеля, триадичность, где в форме этой триады тезис, отрицание и принцип. Во второй части системы Гегеля, философия природы, это как-бы инобытие, абсолютной идеи, которая отчуждает себя в природу, и производит природу из себя. В философии природы так-же существует триада, это механика, физика и органика. В природе, абсолютная идея обогащается содержанием, и затем возвращается к самой себе, но уже в идеальное состояние, на пиковый этап своего развития. Ну и третья часть его системы-это философия духа, в которую включается система субъективного духа, феноменология, изучающая систему феноменального знания и психология исследующая учение о личности. Учение об объективном духе-это право, мораль и нравственность. И третье учение об абсолютном духе-это искусство, религия и философия. Переход от субъективного духа в абсолютный, совершается посредством включения личности в практическую-общественную деятельность. Первая ступень в развитии субъективного духа-это абстрактное право. Следующая ступень в сфере морали, как специфической формы субъективного сознания человека, реализуется внутренняя свобода личности. В сфере нравственности, мораль приобретает объективную значимость, становится проявлением общей воли индивидов, определенных в разного рода общности (семья, государство и т.д.). В своем учении о государстве Гегель в идеалистической форме, он отразил то, что потребности гражданского общества получают всеобщее значение через волю государства. По Гегелю, все государства будучи, манифестируемы субъективным духов суверенного народа, тоже суверенны, но судьба государства и народа, часто находится под властью случайности, вследствие игры интересов и страстей политиков, но несмотря на это, существует историческая необходимость, ибо всемирная история, это поступательное развитие мирового духа, абсолютной идеи. А её цель-познанием духа самого себя, и тем самым обретение свободы. И поэтому, согласно Гегелю, исторический процесс-это прогресс в сознании свободы, который мы должны познать в его необходимости, и в соответствии с этим, история распадается на 4 мира: 1)восточный; 2)греческий; 3)римский; 4)германский. Восток знал и знает, что только один свободен. Греческий и Римский мир знает, что некоторый свободны, Германский мир знает, что все свободны. Народ преобладающий на определенном этапе истории, становится носителем мирового духа, а его выдающиеся личности, доверенными носителями мирового разума. Учение об абсолютном духе, до которого поднимается субъективный дух, познавая самого себя, и освобождаясь от природной необходимости, и три его ступени искусство, религия и философия-это развитие от чувственного созерцания, к представлению и от него к абстрактному мышлению.

23. Фейербах.

Является первым философом, который выступил с жесточайшей критикой данной системы, так как он был ярым материалистом. Главная критика, была направлена против Гегелевской абсолютной идеи. Абсолютной идеи разума. Абсолютная идея, представляющая чистое мышление, существующая в сознании человека, не может знать ничего, даже о мышлении. Гегель выводит природу из логики, нарушая все логические законы и правила. Фейербах не согласен с Гегелем, по проблеме соотношения философий и религий, не без основания считая, что порождение абсолютной идеи природы-это рациональное выражение теологического учения, о сотворении природы богом, критика Фейербахом идеалистической философии Гегеля, сочеталась с глубокой критикой догматов, христианской религии. В своей работе Сущность Христианства, он обосновал положение, что не Бог создал человека, а наоборот, человек создал Бога. Божественная сущность, это ничто иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, а затем обожествленная и почитаемая, в качестве потусторонней сущности-т.е. Богом. Феёербах раскрывает социально-психологические корни религии. Она оказывает облагораживающее действие на разум людей, утешает их, и способствует развитию лучших человеческих качеств. Однако критикуя Христианскую религию, Фейербах не отрицает вообще необходимость религии, а предлагает заменить религию Любви к Богу, религией Любви к Человеку. Для него основой отношений между людьми, является религия, т.к. в переводе с латинского слово религия (соединять, связывать). Ссылаясь на это, он считает религию универсальной формой связи между людьми. А значит, все отношения религиозны. Причем Бог для него-это стремление к счастью, любовь человека к человеку. Философская антропология-это течение Фейербаха. Согласно Фейербаху, единственными и объективными вещами, является природа и человек, который предстает как единство материального и духовного, однако для него человек, это абстрактное природное существо. Поэтому все вопросы бытия, Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности, как природной, так как считает человека частью природы, природа же, телесна и материальна. Причины природы находятся в самой природе, и она ни кем не сотворена.

24. Пост классическая философия, марксизм, позитивизм.

К постклассической философии относят ряд философских учений XIX - начала XX в., в которых переосмысливаются центральные положения классической философии и закладываются основные принципы философствования XX в.

Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторической процесса реализуется в философии посредством изучения, анализ исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход - по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.

Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующих вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это — мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т. д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте«Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано (das unmittelbar Gegebene). Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа»[8].

Основная цель позитивизма — получение объективного знания.

Позитивизм оказал влияние на методологию естественных и общественных наук (особенно второй половины XIX века).

Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые навязывали науке неадекватные умозрительные образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты перенесли на всю философию в целом. Так возникла идея очищения науки от метафизики[9]. Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как, во-первых, как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности, а, во-вторых, опирались на явно (а чаще — неявно) определенные «метафизические» предпосылки.

25. Место марксизма в истории философии.

В основу мировоззрения философии марксизма кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания. Исходный пункт эволюции мировоззрения Маркса – гегелевская философия.

 

 

26. Характерные особенности развития отечественной философской мысли. Материалистическая и религиозно-идеалистическая философская традиция в России (19-н.20вв.).

Преобладание «софийного» начала над «логическим» в отечественной философии. Критическое осмысление западных культурных ценностей (рационализма, либерализма, индивидуализма и пр.).

София – пассивно-мистическое, вечно женственное проявление Бога

· душа мира

· божественная премудрость

· тело Христово

· церковь

· невеста Божественного Логоса

София – не отвлеченно-рассудочное, а конкретно-идеальное начало мира.

Критика христианской цивилизации:

Богом России предназначено стать великим целостным единством Востока и Запада, но по своему действительному положению она представляет собой неудачную смесь Востока и Запада.

 

27. Философия В.С. Соловьева.

Философия положительного единства. Всякое многообразие соединено божественным единством, материальное многообразие наступает как «София-мудрость, мастерство, знание», как результат божественного мастерства и творчества. Философы под Софией-понимают смыслонаполненность вещей. Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Три абсолютные ценности: 1)благо; 2)истина; 3)красота, образуют единство, смыслом которого является любовь, любовь-это та сила, которая подрывает корни любого эгоизма, всякой отдельности. Благотворна даже физиологическая любовь, соединяющая разнополые существа. Но истинная любовь-это воссоединение в боге. Платоническая любовь по преимуществу, истинная духовность, что обеспечивает спасение, воскресение человека и вместе с тем приобщение его к вечности, т.е. преодоление им смерти. Человек-вершина творения Бога. Общество-расширенная личность а личность есть сосредоточенное общество.

28. Философия Бердяева, Лосева

Н.А. Бердяев; А.Ф. Лосев. Бердяев-считал центральной темой философии, человека свободного, в творческого, а таковым является в свете божественного. Бог свободен в своих действиях, свободен в своих действиях и человек. И в своей подлинной свободе, человек божественен. Вполне-реально присутствует в жизни людей высокой духовной силы, в добродетельной духовной жизни человека. Всеобщее воскресение достигается не в революциях, не в технике, а в божественной духовной жизни. Лосев-соединил в своей философской системе три составляющие: 1)феноменология; 2)диалектика; 3)символизм. Самым благоприятным объектом философского анализа, является не понятие, а эйдос, то есть пронизанное смыслами живое бытие предмета.

29. Характерные черты Русской Философии.

1)Принципы целостности. Т.е. рассмотрение в единстве, всех духовных сил человека: 1)чувственных; 2)рациональных; 3)эстетических; 4)нравственных; 5)религиозных.

2)Этические персонализм, приводящий к принципу соборности.

3)Соборность, как характерная черта. Единство людей на основе любви к богу и предпочтение нравственных ценностей.

4)Реальная интуиция. Т.е. постижение внешнего, когда оно сливается с внутренним.

5)Истина-праведность.

6)Космизм. Т.е. идея всеединства и распространение совершенства по вселенной.

30. Познание как процесс, чуств и рац познание и бла бла бла

Знание-это субъективное отражение объективной действительности. Познание-это процесс получения знания, в целях обеспечения успеха практической деятельности, непосредственная цель познания-это получение информации об объекте для способа его использования. Теория познания, рассматривает всеобщее в познавательной деятельности человека, безотносительно к его характеру. Основные положения этой теории: 1)что является основой познания; 2)каков должен быть его результат; 3)как он достигается; 4)каковы познавательные способности человека. Объект познания это реальная действительность, а субъект это человек. Цель познания-получение достоверных знаний о мире. Познание осуществляется в следующих формах: 1)обыденная; 2)научно-теоритическая; 3)мифологическая; 4)религиозная; 5)философская; 6)художественная. Для классической философии-процесс познания, это созерцание предполагающее относительно пассивную роль субъекта в восприятии абсолютных и неизменных законов объективной действительности. И это нашло отражение в двух основных интерпретациях: 1)трактовка процесса познания, как припоминания характерна для восходящих к Платону рационально-идеалистических традиций; 2)характеристика познания как отражения, наиболее полно реализовавшаяся в моделях материализма и эмпиризма. В познавательном процессе выделяют два уровня: чувственный и рациональный.

Чувственное познание. Основные формы: 1)ощущение; 2)восприятие; 3)представление. Оно является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого знания. Чувственный уровень познания, особое значение имеет в искусстве и обычной жизни.

Рациональное познание. Основные формы: 1)понятие; 2)суждение; 3)умозаключение. Предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщение и трансляции. Рациональное сознание лежит в основе таких форм познавательного творчества, как наука и философия.

Интуиция. Основные формы: 1)чувственная. Понимается как неосознанное предчувствие чего-либо. В большинстве случаев это относится к личной жизни, и затрагивает личный интерес; 2)интеллектуальная. Как-бы внезапное открытие нового, но эта внезапность, как правило, кажущаяся. Эта интуиция включает ряд этапов: 1)накопление и бессознательное возникновение образов и абстракций; 2)неосознанное комбинирование накопленных образов и абстракций, в целях решения определенных задач; 3)четкое осознание задачи и увлеченность необходимого решение; 4)неожиданное для данного человека, нахождение решения.

31. Материализм в России в 19 в.

Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868).

Главными чувствами, объединяющими русских людей того времени, были отвращение к официальной России, к бюрократическому абсолютизму, к крепостному праву, к полицейским стеснениям. Но он вскоре разочаровался людьми, а не событиями, всем западным обществом. Герцен показал, что, имея перед собой в качестве недостигнутого идеала внешние, политические формы жизни Запада, — идеал прогресса, человечества, науки, — мы невольно впадаем в идеализацию всей западной культуры. И он так же, как славянофилы, заговорил о гниении Запада. Только у него эти идеи были не плодом национальной исключительности, а пониманием того, что современная западная жизнь — результат тяжелого нравственного кораблекрушения, которое потерпел Запад. У Герцена еще сохранилась вся полнота жизненных сил, и он искал замены веры в Запад верой в Россию, находившуюся теперь по отношению к Герцену в положении того же «прекрасного далека», как первоначально Запад.Если главными врагами России являлись, по их мнению, невежество народа и деспотическое самодержавие, то для либерального Запада врагом прогресса стало мещанство, узкий эгоизм, погоня за комфортом, лицемерие, половинчатость мысли и действия. В Европе люди свободны, но пользуются ею для устройства своих «мелких делишек».Здесь само христианство обмелело в мирной гавани реформации, обмелела и революция в мирной гавани либерализма». Даже «самый социализм ее будет мещанским». Опасаясь торжества мещанского социализма, Герцен указывал, что социализм должен быть только средством освобождения личности, но не самоцелью. Подчинение личности обществу, народу, человечеству, идее — это продолжение человеческих жертвоприношений. А в пророческую минуту из-под его пера вырвалось: *Быть может, настанет день, когда социализм окажется худшей формой тирании — тиранией без тирана, тогда в душах неведомого нам нового поколения проснется новая жажда свободы, и оно подымет бунт против социализма во имя свободы».

Запад совершенно не способен осуществить свои идеалы, считал Герцен, в силу того, что там наличествует мещанство, так глубоко оскорблявшее мыслителя, и это позволяло ему делать вывод, что только Россия, чуждая западного мещанства, в которой живет живой дух братства, призвана осуществить идеи Запада. Таково своеобразие позиции позднего Герцена — западника по убеждению, славянофила по инстинкту. Характерной чертой герценовской концепции этического социализма была вера в крестьянскую общину, унаследованная им от славянофилов. Только в отличие от них Герцен высоко ценил общину как зародыш расцвета русского социализма. Он думал даже, что Россия сможет миновать капитализм и через социальную революцию перейти прямо в социализм.

34. Э. Гюссель.

немецкий философ, основатель феноменологии.

Философия Гуссерля сосредоточена на гносеологической проблематике.

2. Основой познания для Гуссерля является очевидность (непосредственное созерцание); критерий очевидности в познании Гуссерль называет «принципом всех принципов». Иными словами, гносеологическое исследование должно быть беспредпосылочным, то есть должно основываться только на очевидно усматриваемом, отказываясь от всяких предварительных теорий.

2.1. Привилегированное место в составе сознания отводится чувственным созерцаниям (восприятиям, представлениями т. д.) как основополагающему элементу, лежащему в основе всех остальных переживаний сознания (ценностных, волевых и пр.). При этом «основополагающим», «праисконным» опытом является восприятие; другие чувственные созерцания — его модификации.

2.2. Очевидность присуща не только созерцанию реально существующих вещей в чувственном опыте, но и созерцанию сущностей (идеация). Таким образом, постулируется бытие и возможность непосредственного созерцания (идеации) идеальных объектов — сущностей, значений.

3. Философия трактуется как феноменология — строгая наука, относящаяся к «всеобъемлющему единству сущего», которая должна стать обоснованием всякого научного знания. Феноменология — дескриптивная наука, которая (на основе принципа очевидности и феноменологических редукций) исследует и приводит в систему априорное в сознании, задавая тем самым основные понятия наукам.

4. Инструментом феноменологии являются феноменологические редукции. Феноменолого-психологическая и эйдетическаяредукции позволяют осуществить «выключение» реального мира, данного в естественной установке, и перейти к сосредоточению на самих переживаниях сознания; затем трансцендентальная редукция осуществляет переход от сознания эмпирического субъекта к чистому сознанию (то есть очищенному от всякой, в том числе психической, реальности переживаний).

4.1. Отказ от естественной установки обнаруживает, что фундаментальным свойством сознания является интенциональность, то есть свойство его содержаний быть «сознанием о», сознанием чего-то — а именно интенционального предмета (который может быть не только реальным — вещью в пространстве и времени, но и идеальным — сущностью, значением). Таким образом, выступает основополагающее различение реального и интенционального содержания сознания (в установке трансцендентальной редукции — ноэзиса и ноэмы). Ноэзис — само переживание сознания, взятое независимо от всякого стоящего за ним бытия; ноэма — смысл переживания, указывающий на это трансцендентное бытие (предмет, реальный или идеальный). Говорить же о бытии (о трансцендентном) помимо его явленности в сознании (ноэме) абсурдно.

4.2. Отталкиваясь от интенциональной природы сознания, более детальные исследования в установке феноменологической редукции раскрывают структуру ноэмы, а также обнаруживают чистое «Я». В составе ноэмы выделяются: 1) материя (ядро, предметный смысл); 2) качество (характеристика); 3) подразумеваемый (интендированный) предмет. Общая структура чистого сознания принимает вид: Чистое «Я» / Ноэзис / Ноэма.

5. Посредством аналогизирующего восприятия для меня появляется Другой (то есть отличный от меня субъект). Первоначально мне дано лишь одно «живое тело» (психо-физическое единство, тело в сочетании с субъективностью) — моё собственное. Обнаруживая другое тело, подобное моему, я — по аналогии с собой — приписываю ему и свойство быть психо-физическим «живым телом», то есть субъектом. Вслед за этим и «мой мир» становится общим для меня и Другого объективным (интерсубъективным) миром.

В развитии взглядов Гуссерля принято различать «дофеноменологический» этап и три периода феноменологического этапа:

1. Дескриптивная феноменология. Первая и центральная работа этого периода — «Логические исследования» (1900—1901). Гуссерль отходит от принципов психологизма, свойственных его более ранней «Философии арифметики» (1891); критике психологизма посвящён первый том «Логических исследований». Во втором томе закладываются основы феноменологии: на основе понятий «идеации» и «интенциональности» исследуются содержания и структуры сознания, освобождённые от власти психологии и рассматриваемые как чистые сущности.

2. Трансцендентальная феноменология. Этот период открывается опубликованием в 1913 году «Идей I». В философию Гуссерля входит концепция феноменологических редукций, причём совершенно новой является идея трансцендентальной редукции, приводящей к чистому (абсолютному) сознанию. Гуссерль также принимает существование «чистого Я», которое он отрицал в «Логических исследованиях». Многие ученики не приняли эти новые идеи Гуссерля.

3. Генетическая феноменология. Основное произведение этого периода — «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936; полностью опубл. в 1954). Здесь феноменология совершает поворот к проблематике «жизненного мира». В забвении «жизненных нужд»[3] человека, самоустранении от вопросов ценности и смысла Гуссерль усматривает кризис европейской науки.

Эволюция философских взглядов Гуссерля на этапе феноменологии интерпретируется по-разному. Существует подход, прослеживающий во втором её периоде влияние неокантианства, а в третьем — историзма. Другой подход, наиболее распространённый сегодня, предлагает смотреть на этапы развития феноменологии как на последовательные шаги, переводящие её на всё более глубокие уровни рассмотрения.[4]

35. философская антропология

Главной задачей философской антропологии Шелер считал раскрытие сущности человека, то есть ответ на вопрос: что есть человек? «И религии и философемы, — писал он, — до сих пор старались говорить о том, каким образом и откуда возник человек, вместо того чтобы определить, что он есть». При этом Шелер отчётливо осознавал сложность нахождения ответа на этот вопрос, поскольку «человек столь широк, ярок и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими». В философии позднего Шелера речь идёт о двойственной основе сущего (ens per se), состоящей из энергетически самостоятельного, мощного „порыва“ и бессильного „духа“. Для ens per se, по Шелеру, характерно то, что поток действующих в нём сил идёт снизу вверх: каждая высшая форма бытия опирается на энергию низших форм. Противоположность „порыва и духа“ предстаёт в учении Шелера как полярная противоположность онтологически изначальных потенций, которые встречаются в человеке. Понятие «порыва» охватывает хаотические силы неорганической природы и поток „жизни“, а также экономические, политические и демографических аспекты истории. Понятие «духа» обозначает высшие идеальные, эмоционально-ценностные формы бытия как в личностных измерениях, так и в более широком плане содержания культуры. «Центр актов, — говорит Шелер, — в котором дух проявляется в области конечного бытия, мы хотим обозначить понятием личности, радикально отличным от всех функциональных центров „жизни“, которые при рассмотрении их изнутри называются „душевными центрами“».[1]

Трансцендирование за пределы „жизни“ — наиболее существенный признак человеческого бытия, при этом у позднего Шелера человек устремлён к реализации своего собственного сущностного начала, в измерениях которого божественное сливается с человеческим; божество в этом философском учении мыслится как становящееся в человеке и человечестве, человек понимается не как творение Бога, а как „соавтор“ (Mitbildner) великого синтеза изначальных онтологических потенций.[1]

Глубинную сущность способности человеческого духа к дистанцированию от действительности Шелер находит в актах „идеирующей абстракции“, в них человеческий дух восходит в царство чистых сущностей, проникает в последние основания бытия.[1]

Деятельность „духа“, по Шелеру, опирается на силу инстинктов, поставленных „духом“ себе на службу, сам по себе „дух“ бессилен. Самые возвышенные идеи остаются нереализованными, если они не опираются на энергию инстинктов. „Дух“ должен не отрицать инстинкты, а вовлекать их в сферу своего действия.[1]

Однако, в „порыве“ Шелер видел также великое начало бытия; силы жизни вносят яркое многообразие в реальное существование человека. По Шелеру, эти две стихии не могут полностью слиться в процессе осуществления их синтеза

 

36.Проблема личности в философии экзистенциализма.

Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. А общество в целом призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу. Но роль общества, по мнению экзистенциалистов, остается в сущности отрицательной: свобода, которую она может предоставить индивиду, является лишь частным ее проявлением - свобода экономическая, политическая и т.д. “Подлинная свобода начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции”.

 

37.Герменевтика.

 

 

38.Неопозитивизм и его место в философии 20в.

Неопозитивизм или логический позитивизм (логический эмпиризм) — одно из основных направлений философии XX в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики. Ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок.

41.Материя как философская категория.

Полезно: Дух (Бог) и дышащее (материя) составляют совместно дыхание (жизнь).

Материя - философская категория для обозначения физической субстанции вообще (субстанция - то, что существует самостоятельно, само по себе), в противоположность сознанию (духу).

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав