Читайте также:
|
|
В последней трети 19 столетия сложилась вторая историческая форма
полюсов русской философии:
- Традиции славянофилов продолжили почвенники:
-Аполлон Александрович Григорьев (1822- 1864)
-Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881)
-Николай Яковлевич Данилевский (1822- 1885)
-Константин Николаевич Леонтьев (1831- 1891)
- Традиции западников - народники.
-Петр Лаврович Лавров (1823- 1900)
-Петр Никитич Ткачев (1844- 1886)
-Михаил Александрович Бакунин (1814- 1876)
А) «Почвенники» - философское направление, для которого главной
была идея о «национальной почве» как основе социального и
духовного развития России.
1) Для них была характерна идея о превосходстве искусства над наукой
(сфера познания), поскольку искусство истетично и полнее угадывает потребности
эпохи и дух народа. Ф. М. Достоевский отмечал «Философия есть тоже поэзия,
только высший градус её».
2) Их отличала также религиозная ориентированность философии.
Достоевский построил целую концепцию делящую историю человечества на 3 стадии:
- Патриархальность (естественная коллективность)
- Цивилизация (болезненная индивидуализация)
- Христианство как синтез предыдущих.
3) Отвергали капитализм и социализм как путь развития России.
4) Идеи почвенников легли в основу книги Достоевского «Россия и Европа», в
которой он выделил 12 цивилизаций и особенно славянскую, которая должна стать
первой, гармонически соединяющей основные виды человеческой деятельности
(религию. науку, политику, экономику).
Б) «Народники»:
-сохранили веру в науку
-считали, что царство «нравственности, справедливости» может наступить лишь
через деятельность героев, способных повести за собой бессознательное
массовое движение.
В результате идейных исканий путей развития России в середине 80-х г.г. 19
столетия в русской философии образуется два мощных направления:
1-й: Русский религиозный ренессанс конца 19 - начала 20 века.
2-й: Русский Марксизм.
Как отмечал русский философ Н.А. Бердяев:
«Интелегенция раскололась на две расы: на одном полюсе сконцентрировалась
«культурная элита», жаждавшая мистических тайн и религиозных откровений, на
другом - «силы революции, вдохновлявшиеся идеями русского радикализма и
марксизма». Это были будущие богоискатели и большевики».
1-е направление: Русский «религиозный Ренессанс» (русское богоискательство).
Логика развития мысли неотвратима: сперва
славянофильство породило религиозное реформаторство, а последнее,
в свою очередь, породило русское богоискательство, т.к. необходимо было новое
откровенное о человеке, новое религиозное сознание.
Это направление было самым плодотворным как по числу последователей, так и по
объему и разнообразию созданных произведений:
-Владимир Сергеевич Соловьев (1853- 1900)
-Николай Александрович Бердяев (1874- 1948)
-Сергей Николаевич Булгаков (1871- 1944)
-Николай Онуфриевич Лосский (1870- 1965)
-Павел Александрович Флоренский (1882- 1943)
-Лев Исаакович Шестов (Шварцман) (1866- 1938)
Характеристика философии
1. Духовным источником религиозной философии явилось
православие как специфический духовный и жизненный уклад.
2. В центре её внимания находилась тема Бога и человека,
взаимоотношения между ними.
3. Она носит всеохватный характер. В ней с религиозных позиций
были осмыслены такие проблемы, как:
-природа человека, его свобода, смерть и бессмертие;
-гуманизм и его кризис;
-смысл человеческой истории;
-ряд важных социальных вопросов.
I) Центральной фигурой во всей русской религиозной философии является
В.С. Соловьев.
Соловьев во главу угла своей философской концепции ставил религию и
стремился подчинить ей философию, науку, этику, будущее государственное
устройство.
Он резко критиковал материализм и атеизм, представляя их как
учения безнравственные, опустошающие природу человека и ведущие людей в тупик.
Вопрос о взаимоотношении материального и духовного Соловьев решал с позиции
объективного идеализма.
Начало всего сущего - абсолютное, т.е. бог. Бог
воспринимает не разумом, а только через веру. Бог содержит в себе вечные идеи,
т.е. идеальный мир. Этот идеальный мир порождает мир физический. Этот
физический мир связан с богом через человека, который обладает и материальной и
идеальной субстанциями.
Возможность познания человеком окружающего мира Соловьев связывал с верой в бога
- познание через веру.
В. Соловьев являлся автором теории вселенской теократии.
Он считал, что в отношениях между собой люди должны забыть все распри и
руководствоваться христианским учением о любви к ближнему. Этот же принцип
должен был положен в основу между отдельными государствами. Легче всего его
может осуществлять христианская религия. Чтобы претворить в жизнь христианский
принцип «любви к ближнему» и окончательно исключить из общества классовые и
национальные противоречия, православной, католической и протестантской церкви
необходимо слиться воедино под эгидой Римского папы и русского самодержавия,
образовав вселенскую теократию.
Последней работой В. Соловьева стали «Три разговора о войне, прогрессе и
конце всемирной истории...», посвященные развернутой критике религиозно-
философского учения Л. Толстого.
Его обращение к проблеме мирового зла предстает как закономерное, ибо её
всестороннего исследования оправдание добра оказывается неполным.
Исследуя мировое зло В. Соловьев последовательно опровергает тезис о
непротивлении силой и показывает необходимость войны в обреченном на
совершенство мире. И только по мере совершенствования мира война исчезнет из
мира людей.
II) Ярким и многогранным явлением в русской религиозной философии
была фигура Н.А. Бердяева.
1. Философию он считает чистым творчеством в отличии от науки,
которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия.
2. Исходя из творческой природы философии он предлагает свою концепцию
миростроения, ориентированную на человека:
-В качестве первореальности выдвигается история
и природа. Они вечны и включают в себя несотворенную
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |