Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Индивидуальных духовных сил и сферу свободы.

Читайте также:
  1. E) сферу по обслуживанию сельского хозяйства и по обеспечению его необходимыми для производства средствам
  2. Q сферу разрезают на тонкие полоски, а потом отображают ее на плоскости.
  3. Quot;Статья 2141. Регулирование банкротства индивидуальных предпринимателей
  4. Биометрика Ф. Гальтона и измерение индивидуальных различий.
  5. ВІДХОДИ ПРИ ВИРОБНИЦТВІ ПРОДУКЦІЇ, СТІЧНІ ВОДИ, ВИКИДИ В АТМОСФЕРУ, МЕТОДИ ЇХ УТИЛІЗАЦІЇ, ПЕРЕРОБКИ
  6. ВОЗДЕЙСТВИЕ ФИНАНСОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ СФЕРУ
  7. Воздействие человека на составляющие части экосистемы – атмосферу, гидросферу, геосферу (литосферу), педосферу и биосферу.
  8. Вчення В.Вернадського про ноосферу.
  9. Выбросы в атмосферу
  10. Выбросы в атмосферу.

Она постоянно испытывает давление со стороны общества, которое стремиться

поработить личность, включив её в какую- нибудь общность.

Истинная свобода личности заключается в «соборности

», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается

верховенство личного начала над коллективным.

Идеи Бердяева оказали значительное влияние на развитие

французского экзистенциализма.

III) С.Н. Булгаков своей центральной задачей считал обоснование

целостности христианского мировоззрения (в 1918 году он принял сан священника).

Все социальные отношения и культура должны быть оценены и перестроены на

религиозных началах.

IV) Н.О. Лосский главную задачу философии видел в том, чтобы построить

теорию о мире как едином целом на основе прежде всего религиозного опыта.

Центральный элемент мира - личность.

V) П.А. Флоренский также разрабатывал религиозно- философскую

проблематику, в центре которой - идущее от В. Соловьева концепция о всеединстве

и учение о Софии, учение об интуитивном образносимволическом постижении мира

основывающееся на нравственном учении личности.

2-е направление: Русский марксизм.

В середине 80-х г.г. 19 столетия народничество, вследствие массового

разочарования в его идеях, распалось. Из него выделились первые русские

марксисты. Марксизм увлек на первых порах людей самых разных

ориентаций - от промышленных пролетариев до университетских профессоров: всем

им казалось, что найдена окончательная истина, и социализм из народнической

утопии превратился в настоящую теорию.

1. Ортодоксальный марксизм.

Возникновение марксизма в России связывают с творчеством Георгия

Валентиновича Плеханова (1858- 1918).

-он посвятил большинство своих трудов историко- философскому, гносеологическому

и социологическому аспектам материалистического понимания истории

, т.к. считал что именно в этом теоретическом построении сосредоточено

центральное ядро марксистского учения в целом;

-осуществил первые попытки научного социального предвидения;

-определил основы религиозного и эстетического мировоззрения людей;

-предложил диалектико- материалистическую модель революционных процессов в

социальной сфере;

-разработал учение о роли народных масс и личности в истории.

2. «Легальные марксисты » (Н.А. Бердяев, П.Б. Струве, С.Л.

Франк) - в целом на начальном этапе поддерживали Плеханова и Ленина в критике

народничества, в начале 900-х г.г. разошлись с ними по вопросам:

-неприятия насильственных средств борьбы;

-в теории- * неприятием подавления личности обществом

* несогласием с идеями «воинствующего» материализма и атеизма.

3. Философия большевизма.

Прежде всего связана с деятельностью В.И. Ленина (1870- 1924).

Новое в марксизме.

а) В социальной философии:

1) Опираясь открытии русскими народниками законе неравномерного развития

капитализма, Ленин провозгласил «непреложный вывод» о победе

социализма «первоначально в одной или нескольких странах».

2) Разработано учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней и

его авангарде- коммунистической партии.

3) Разработано учение о примате политики над экономикой

(особенно в переходные периоды)

4) Разработано учение «О защите социалистического отечества», об «Армии

нового типа».

б) В диалектическом материализме:

В соответствии с естественно- научными открытиями того времени по- новому

сформулировал определение материи (в отличие от механистической

трактовки её Ф. Энгельсом).

в) В диалектике:

-Ленин видел в ней прежде всего «закон познания (и закон объективного мира)».

«Диалектика и есть теория познания (Гегеля и марксизма)», а стал быть,

философского материализма.

-Введен принцип примата практики над теорией.

Вывод:

1) В целом теоретические философские и социально- философские произведения

В.И. Ленина («Материализм и эмпириокритицизм»; «Философские тетрады»,

«Государство и революция» и др.) существенно дополнили и обогатили

марксистскую теорию.

2) Непрекращающийся критический анализ сделанного Лениным, постоянное

заимствование его идей являются косвенным доказательством их оригинальности.

Кроме этих 2-х течений, универсализм русской философии проявился в

наличии других течений:

1) Философия права, в рамках которой развивалась идеология

либерализма с его идеей незыблемости прав и свобод человека (Б.Н.

Чечерин).

2) Естественно- научный материализм (Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов).

Был ориентирован на философское осмысление данных естествознания и продолжал

традиции М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского.

3) Русская космическая философия (К.Э. Циолковский, В.И.

Вернадский, А.Л. Чижевский).

Они отстаивали идеи:

-единства человека и космоса, космической природы человека;

-его бессмертия и безграничных возможностей, благодаря нравственному

совершенствованию и росту научных знаний.

Военные вопросы в произведениях русских философов.

В русской философии спектр отношения к войне, как крайней форме

насилия, чрезвычайно широк:

-от полного её отрицания в любых формах

-до признания её главным двигателем прогресса.

Тем не менее есть два общих аспекта рассмотрения этой проблемы:

1-й - попытки нравственной оценки войны (П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский,

Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев);

2-й - подходы к возможности или невозможности оправдания насилия и войны

для осуществления мессианского предназначения России, а также выбора её

исторического пути (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, М.А. Бакунин, В.И. Ленин).

Выводы:

1. В целом русская философия 19 - начала 20 века явилась отражением идейных

исканий исторического пути развития России.

2. В противоборстве идей славянофилов и западников в конечном итоге победила

западная ориентация, но трансформировавшаяся на русской почве в теорию

марксизма- ленинизма.

Философская мысль в советский период.

В советский период отечественной истории (1917- 1991 г.г.) исключительную

поддержку получила материалистическая традиция в философии.

В Советском Союзе в 20-х годах единственным философским течением становиться

марксизм, который со временем обрел статус официального учения.

Философия постепенно превратилась в служанку политики.

Это становиться возможным в условиях:

-отсутствия свободы интеллектуального творчества

-жестокого контроля со стороны государства и правящей партии

-использования философии для идеологического обоснования практики советского

строя и перспектив его исторического развития.

Основные этапы философии в СССР.

1 -й этап с 1922 - 1930 гг.

Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались и в рамках

материалистической философии оставалось место для дискуссий и споров. Для

этого был основан философский журнал «Под знаменем марксизма».

Какие проблемы решались?:

1) Соотношение в жизни человека и общества биологических и социальных факторов.

2) Дискуссия вокруг марксистского понятия базиса и представлений об азиатском

способе производства.

3) В 1925 г. была впервые опубликована работа Энгельса «Диалектика природы»,

где систематически был изложен диалектический материализм. Это послужило

стимулом для внутрипартийной философской полемики, получившей известность как

спор между механистами и диалектиками.

- механисты (во главе с Н.И. Бухариным)

· подчеркивали материализм диамата за счет диалектики, которую считали

лишь подсобным методом

· защищали автономию естественных наук против философской диктатуры.

· в идее развития более подчеркивали эволюцию, чем качественные скачки и

чем революцию.

- Диалектики (профессор Деборин) считали именно материалистическую

диалектику главной сутью марксизма.

Тогда же, в 20-е годы, в России работают такие ставшие впоследствии знаменитыми

авторы, как Михаил Бахтин («Философия поступка», 1921 г.), Алексей

Федорович Лосев (с 1927 по 1930 гг. Им написано восемь томов произведений),

Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший

культурно- историческую теорию развития психики.

2-й этап 1930 - 1953 гг. Сталинский.

Это время теоретического упадка, полной вульгаризации и догматизации марксизма.

В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП(б)», где в качестве 4-го

раздела была не большая по объему статья «О диалектическом и историческом

материализме».

Эта статья была объявлена «вершиной марксистского философского мышления» и

положена в основу преподавания философии и методологии научного познания. Вся

философия свелась к «цитатничеству» классиков марксизма.

Тем не менее в этот период:

1) В.И. Вернадский создает «Размышления натуралиста», где

развивается идея ноосферы.

2) Кета Романович Мегрелидзе создает книгу «Основные проблемы

социологии мышления», на которой впоследствии учились философскому раздумью

целые поколения советских философов.

3) Возникает целый ряд формальных философских структур:

· на базе МГУ и ЛГУ создаются философские факультеты

· с 1947 г. начинает выходить существующий поныне журнал «Вопросы

философии».




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.014 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав