Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница | Спросить на ВикиКак

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Экзамен

Читайте также:
  1. II. Список теоретических вопросов к экзамену
  2. III. Рекомендации по организации и проведению этапов экзамена
  3. III. Список практических вопросов к экзамену
  4. IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
  5. IV. Форма итогового контроля – экзамен.
  6. VI. Примерные вопросу к зачету /экзамену/ по логике.
  7. VII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
  8. Аттестация гражданских служащих и квалификационный экзамен
  9. ая пересдача ЭКЗАМЕНОВ
  10. Банк заданий в тестовой форме для подготовки к комплексному экзамену №1

1)Организация образования и обучения в Древней Спарте

До 7 лет девочки и мальчики воспитывались в семье. Далее девушки обучались в гимнасиях.Там происходило физическое и военное воспитание( бег, метание, копья, диски, прыжки). Также умственное и нравственное воспитание ( пение, чтение, письмо, счет). А мальчики обучались в агеле (с 7- до 18 ).Там происходило Физическое, Военно- гимнастическое, Нравственное и Политическое воспитание. Воспитание продолжалось в классе эфебов( 18- 20 лет). Там они обучались военному искусству. Далее следовала служба (20- 30 лет).И только в 30 лет молодой человек становился настоящим спартанцем.

2)Воспитательная система в Древних Афинах

До 7 лет девочки и мальчики воспитывались в семье. Далее девочки продолжали воспитываться дома. Мальчики же далее посещали школы Грамматиста(письмо, счет, чтение) и Кифариста( литература) . С 14 лет мальчики шли в палестру( школа борьбы. Пятиборье). Некоторые с 16 лет обучались в гимнасиях: академии, ликеи, киносарги.С 18 до 20 лет обучались вэфебии( военная подготовка)

Цель воспитания: создание условий ля разностороннего развития личности свободного афинянина( всесторонне развитая личность).

3)Воспитание и образование в Древнем Риме

4 периода Древнеримского воспитания:

1) Период раннего Римского Воспитания( устойчивые традиции семейного воспитания)

2) Период введения Греческих школ. Элементарные школы(греческий язык, основы Римского права, грамматика латинского языка, риторика).

3) Период Элинизированного Римского воспитания.

система образования:

-элементарная школа

-грамматическая школа ( программа 7 свободных искусств: грамматика ,риторика, диалектика; арифметика, геометрия, астрономия, музыка)

-школы риторов (Юноши с 15 лет , основная форма занятий- дискуссия)

Отличительные особенности римского воспитания:

- государственный характер( правительство устанавливает контроль за деятельностью школы, способствует их организации, назначает жалование учителям)

-практическая направленность образования

4)Идеи гуманизма и гармонии эпохи Возрождения в трудах итальянских педагогов- гуманистов. Школа «Дом Счастья», созданная Витторино де Фельтре.

В философских педагогических сочинениях педагогов- гуманистов формулируется цель воспитания, выделяются условия и требования, способствующие развитию гармоничной, всесторонне развитой личности человека. Особый акцент делается на интеллектуальных, нравственных, эстетических элементах воспитания, а также на необходимости физического воспитания. Философско- педагогическая мысль эпохи Возрождения наиболее явно представлена итальянскими, немецкими, французскими произведениями.

Итальянский гуманист Витторино де Фельтреосновал школу Дом Радости(Счастья). Школа представляла из себя воспитательно- образовательное учреждение пансионного типа. Главная цель: гармоничное развитие человека, «его тела, ума и характера».

Основу обучения составляли языки и литература, которые должны были усваиваться в процессе самостоятельного творчества. В основе обучения лежала наглядность. Фельтре старался выявить индивидуальные способности детей. Большое значение придавалось играм и воспитанию. Физические наказания были под запретом.

5) Французский гуманизм эпохи Возрождения. Каким, по мнению Рабле, должно быть воспитание( «Гаргантюа и Пантагрюэль»)

Свои идеалы нового воспитания и обучения Ф. Рабле выразил, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Ведущее место в программе обучения отводится древним и новым языкам, открывающим путь к постижению произведений античных авторов, научному анализу библейских текстов. Поэтому в романе Гаргантюа изучает греческий, латинский, арабский, еврейский языки, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». Важное место в образовании отводится естественно-научному познанию человека и природы на основе «семи свободных искусств». Ф. Рабле был сторонником наглядных методов обучения, поэтому основной путь овладения знаниями – это непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром. Ф. Рабле развивал идею индивидуального образования, поскольку обучение, осуществляемое путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником, позволяет решить задачу соединения образования и нравственного воспитания. Особое значение Рабле придавал физическому воспитанию, в котором требовал сочетания физических упражнений с активной деятельностью и освоением ремесел. Его герой «метал копье, дротик, брус, камень, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень. Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунув руку, он лазал, как кошка по деревьям; охотился, прыгал, фехтовал». Педагог выдвинул требование чередования учебы и отдыха, физических и умственных занятий.

6) Развитие педагогических идей в период Реформации(начало XVI в) . Латинские школы, гимназии в период Реформации.

Движение реформации возникло в начале 16 века. Обострились отношения между церквью и дворянством. Поэтом это движение восникло как ответ на обострение.Основатель движения Матер Лютер он считал что каждый человек может без посредников общаться с Богом. Эта идея повлияла и на образование. Стали массово открываться школы для того чтобы каждый человек мог стать грамотным и сам трактовать писания.Стал вопрос об образованиина родном языке. Произошел раскол церкви.Реформация провозгласила приоретет индивидуальности человека, его свободомыслия и его возможности самотоятельно трактовать священные писания.

Загрузка...

Центр воспитания: личность

Образование в период Реформации было проникнуто духом реформационного христианства, когда каждый мог общаться напрямую с Богом без вмешательства церкви. Обучаться могли все люди, несмотря на класс и сословие.

В низших латинских школах учили читать Библию на латинском языке.

В высших латинских школах:

1 класс: читать, писать на латыни, пение, молитвы.

2 класс: латинская грамматика, катехизис, стихи

3 класс: чтение римских поэтов, латинская грамматика.

Из школ развивались гимназии. Первая появилась в XVI в. Основатель- штурман. Было 10 ступеней обучения.

7) Раскройте идею природосообразности воспитания и образования Я.А.Коменского, подтверждая её цитатами( «Великакя дидактика»)

Природосообразность. Этот принцип трактуется великим ученым очень широко. Прежде всего, это соотнесение ребенка с частью космоса, частью природы, что влияет на процесс его формирования, который должен происходить в соответствии с законами природы, Поэтому «точный порядок школы следует заимствовать от природы». Естественное, природное в ребенке определяет степень его самостоятельности, активности. Поэтому основные стадии обучения также основаны на единстве законов развития природы и процесса образования: 1 — автопсия (самостоятельные созерцания, наблюдения на основе развитых органов чувств); 2 — авто-праксия (практическая деятельность); 3 — автохресия (применение, использование полученных знаний в новой обстановке, обстоятельствах); 4 — автолексия (умение приобретать и передать собственные знания).

Также в основу этого принципа легло требование учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. В VII главе «Великой Дидактики» Я. А. Коменский пишет: «Природа всех рождающихся существ такова, что они являются гибкими и всего легче принимают форму, пока они в нежном возрасте; окрепнув, они не поддаются формированию. Все это, очевидно, в такой же мере относится и к самому человеку». Из контекста высказывания Я. А. Коменского утверждается принцип своевременности, который также трактуется в ракурсе природосообразности: «Природа ничего не вызывает наружу, кроме того, что, созрев внутри, само стремится выйти».

8) Возрастная периодизация по Коменскому. Содержание обучения.

Делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода (по шесть лет каждый):

1. от рождения до 6 лет - детство

2. от 6 до 12 - отрочество

3. от 12 до 18 - юность

4. от 18 до 24 - возмужалость.

В основе деления возрастные особенности:

1. детство - усиленный физ. рост, развитие органов чувств

2. отрочество - развитие памяти и воображения;

3. юность - более высокий уровень развития мышления, и возмужалость, развитие воли и способность сохранять гармонию.

Для детей до 6 лет предлагал материнскую школу, т.е. дошкольное воспитание под руководством матери. Она должна дать детям первоначальное представление об окружающей природе и общественной жизни.

Для отрочества - школа родного языка.

Для юношества - латинская школа, гимназия (там изучалось семь свободных искусств, изучали физику, географию, историю, латинский, греческий и один из новых языков).

Для возмужалых молодых людей - академия, с факультетами: богословский, юридический и медицинский.

9)Дидактические принципы Я.А.Коменского. Какое значение Коменский придавал наглядности?(« Великая дидактика»)

В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения.

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

1) принцип сознательности и активности;

2) принцип наглядности;

3) принцип постепенности и систематичности знаний;

4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

Наглядность. Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Для осуществления наглядности Коменский считал необходимиым использовать:

1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

«Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство».

10) Новаторство взглядов Джона Локка в воспитании джентльмена?

Разработал систему воспитания джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме. Главная особенность системы — утилитаризм: каждый предмет должен готовить к жизни. Локк не отделяет обучения от воспитания нравственного и физического. Воспитание должно состоять в том, чтобы у воспитываемого слагались привычки физические и нравственные, привычки разума и воли. Цель физического воспитания состоит в том, чтобы из тела образовать орудие насколько возможно послушное духу; цель духовного воспитания и обучения состоит в том, чтобы создать дух прямой, который поступал бы во всех случаях сообразно с достоинством разумного существа. Локк настаивает на том, чтобы дети приучали себя к самонаблюдению, к самовоздержанию и к победе над собой

Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):

Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.

Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу как высшему существу.

Нравственное воспитание — воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения.

11)Какие личностные черты и качества предполагал Ж.-Ж. Руссо сформировать у ребёнка в процессе реализации своей теории «естественного воспитания»( «Эмиль, или о воспитании»)

Руссо критикует книжный характер обучения, оторванный от жизни, предлагает учить тому, что ребенку интересно, чтобы ребенок был сам активен в процессе обучения и воспитания; надо доверять ребенку его самовоспитание. Руссо был поборником развития у детей самостоятельного мышления, настаивая на активизации обучения, его связи с жизнью, с личностным опытом ребенка, особое значение придавал трудовому воспитанию. Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы: 1.Содержание и методика обучения должны способствовать развитию самодеятельности и активности ученика. Ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы открывает научные истины. «Пусть он, — писал Руссо, — достигает знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам». 2.Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики — недопустимы и губительны. 3.Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении. 4. Необходимо развивать у ученика наблюдательность, активность, самостоятельность суждений на основе непосредственного общения с природой, жизнью, практикой.

12)Основные этапы деятельности Песталоцци. Что такое метод элементарного образования в его понимании

П- крупнейший швейцарский педагог, теоретик народной школы, оказавший огромное влияние на развитие педагогической теории и школьной практики во многих странах мира. Под влиянием идей Руссо он посвятил свою жизнь поискам путей улучшения положения народа. Главные надежды он возлагал на правильно организованное вос-ие и обучение детей. Разрабатывая проблемы дидактик, П выдвинул плодотворную идею элементарного обр-ия.Также большая заслуга П состоит в развитии принципа наглядности обучения, в стремлении связать чувственное восприятие с развитием мышления.(ленград и гертруда, лебединая песня).Песталоцци превратил идею об элементарном первоначальном обучении в определенную концепцию, которая стала известной под названием метод П, под кот понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование ума, сердце и руки. Ведущей в пед концепции п была трактовка идеи природосообразности вос-ия, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка и установкой на развитие всех заложенный в нем дух и физ сил.В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач. П полагал. Что задатками, потенциальным внутренним силам, кот ребенок обладает от рождения, свойственно стремление развитию. им были выделены силы человеческой природы троякого рода: силы знания, умения и души. Соответственно этому и первоначальное, элементарное обучение П подразделял на умственное, физическое, нравственное, что эти составляющие должны развиваться в непрерывном согласии и взаимодействии, чтобы какая-нибудь одна из сторон личности не получила усиленного развития за счет других.П рассматривал некую гармонию развития человеческих сил, кот может устанавливаться если у воспитанника выработать некую совокупную силу. Выработку такого равновесия сил П считал одной из ведущих задач первоначального обучения. Само название элементарное образование подразумевало татку. Организацию обучения, при кот в объектах познания и деятельности детей выделяют простейшие элементы, что позволяет непрерывно продвигаться в обучении от простого к сложному. А также на основе возрастных особенностей

13) Педагогическая концепция И.Ф.Гербарта. Методы обучения, предложенные им

Педагогическая концепция И.Ф.Гербарта. Методы обучения, предложенныеИ.Ф.Гербартом.

Ключевым понятием в педагогической концепции И.Ф. Гербарта было воспитывающее обучение, направленное на развитие многостороннего интереса. Педагог был убежден, что постоянно возбуждаемый и поддерживаемый «энергичным преподаванием» многосторонний интерес создает перспективу для всестороннего развития личности. Излагая мысли о воспитывающем обучении, Гербарт старался отграничить логику воспитания и логику обучения. Это не единый процесс: специфические по своим функциям, обучение и воспитание взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. Обучение лишь тогда будет иметь воспитывающий характер, когда опирается на интерес ученика. В этой связи педагог предложил возможную классификацию интереса в его взаимодействии с познавательной деятельностью. Гербарт выделил шесть видов интереса: эмпирический – к окружающему миру; спекулятивный (умозрительный) – к причинам вещей и явлений; эстетический – к прекрасному; симпатический – к близким людям; социальный – ко всем людям; религиозный. Основой интереса он считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

Согласно методу обучения Гербарта, новые идеи следует преподносить таким образом, чтобы ученик ясно видел их связь с уже известными ему идеями:

«1) подготовка - процесс соотнесения нового материала, который предстоит изучить, с известными идеями и знаниями, что создает у ученика живой интерес к затронутой теме;

2) презентация - представление нового материала посредством конкретных объектов или на основе опыта;

3) ассоциация - полное усвоение новой идеи посредством сравнения с изученными идеями и суждение об их сходстве и различиях, чтобы внедрить новую идею в сознание;

4) обобщение, что особенно важно для развития мышления вне уровня восприятия и конкретного мышления, и

5) применение - использование полученного знания не только в чисто утилитарных целях, но и так, чтобы каждая воспринятая идея стала частью сознания и способствовала выработке ясного, жизненного представления о мире. Эта стадия возможна только в том случае, когда ученик сразу же использует новую идею, воспринимая ее как свою собственную».

Полагая, что ребёнок в своем развитии повторяет путь, пройденный человечеством, И.Ф. Гербарт делал вывод, что ребенку ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современников. В связи с этим он говорил о необходимости до 14 лет обучать в основном языку, литературе и истории античного мира, а также математике и географии.

14)Идеи реформаторской педагогики XIX-XX вв на Западе

Школа в этот период на всех ее ступенях не соответствовала требованиям научно-технического прогресса. Потребность в обновлении школы и педагогической науки становилась все более актуальной.

Традиционные педагогические теории были главным образом нацелены на формирование культуры мышления, предусматривали жесткое управление педагогическим процессом и отводили в нем первостепенную роль учителю. Подобные установки вели к чрезмерной интеллектуализации образования, лишали учащихся самостоятельности.

Пересмотр педагогических установок, перестройка образования в ведущих странах мира превратилась в одну из важнейших педагогических проблем.

Идея развивающего обучения – школа не столько должна давать знания, сколько заботиться о развитии у детей умения наблюдать, мыслить, делать выводы; развивать навыки самообразования.

Не менее важный вопрос, который объединял педагогов в поиске путей реформирования школы – это вопрос о соединении умственного и физического труда, последний рассматривался не как основа подготовки к непосредственной трудовой деятельности, а как одно из важнейших средств общего развития личности ребенка.

В 20-30-е годы XX века в западноевропейских странах возникает течение так называемых «новых школ» («новое воспитание»)

«Новые школы» – учебные заведения интернатского типа – организовывались частными лицами или общественными педагогическими организациями. Плата за обучение в таких школах была высокой, и они были доступны, в основном, привилегированным сословиям. «Новые школы» выгодно отличались от государственных учебных заведений постановкой обучения и воспитания.

В этих школах применялись так называемые «свободные» и активные методы обучения, создавалась среда, которая обеспечивала всестороннее развитие учащихся, и прежде всего физическое, так как оно являлось основой для проявления интеллектуальных сил и способностей детей. Большое внимание уделялось ручному труду, эстетическому воспитанию, культуре поведения учащихся.

В целом, реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания и обучения.

15) Воспитание и обучение у древних славян. Влияние на характер воспитания природных и исторических условий

На воспитание и обучение др.славян,а так же влияние на их характер оказали географические реалии,такие как:лес,степь,река,которые создали уникальный менталитет,характер,и способ воспитания

16)Характерные черты воспитания и обучения в Киевской Руси. Роль христианства в развитии просвещения.

Христианство определило заповеди новой морали,основаные на любви,почитании родителей,порицании пороков.Роль христианства в том,что оно помогло образовать бытовое православие.

17) Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве( XIV- XVII вв) «Домострой» как свидетельство быта и воспитания в средневековой Руси.

Воспитание и обучение в Московском и русском госуд.имела весьма низкий уровень.Например в Новгородской Епархии -одним из главных центров просвещения на руси,почти половина священнослужителей была не грамотна.
Система спец. повышенного образования практически отсутствовала.

18) Характерные особенности образования при Петре I

При Петре 1 были представленны различные проекты организации образования,в которых содержались идеи создания общедоступных школ для крестьян,развития женского образования.Под влиянием этих проектов,единый тип образования разделился на церковное и светское.
Характерной особенностью светского образования была профессиональная направленность и сословность.

19) Школьные проекты Екатерининской эпохи( «Устав народных училищ» 1786, и как он был реализован)

При Екатерине 2был опубликован "устав народным училищам Российской империи"во всех городах и крупных селах должны были созд. народные училища.В 1786 г после выхода "устава народным училищам Российской империи" стали открываться малые училища,были наняты учителя.

20)Создание государственной системы школьного образования в России в первой половине XIXв

В 1802 г было созд. министерство народного просвещения.Всего было 4 типа учебных заведений:приходское училище,уездное,гиназия,университет.Согласно принятому уставу Россия была разделена на 6 учебных округов:Московский,Петербургский,Казанский,Харьковский,Зеленский,Дерптский.Во главе каждого учебного округа были поставленны университеты.Они выполняли не только научные и учебные ф-ии, но и административные,т.е. они должны были управлять всеми учебными заведениями.В следствии чего была установлена строгая бюрократическая зависимость низших звений образования от высших

21)Дидактика Ушинского. Её значение для современной начальной школы.

Ушинский разработал дидактические принципы:

- наглядность( соответствующая специфики детского восприятия)

-посильность

-последовательность

- основательность и прочность знаний

 

Главная форма организации обучения- урок. Ушинский внес большой вклад для начальной школы- учебники( «Детский мир и хрестоматия» ; «Родное слово» книга для учащихся)

Гениальность К.Д.Ушинского в том, что поднятые им вопросы обучения, воспитания, развития личности продолжают сохранять свое актуальнейшее звучание и значение по прошествии 130 лет со дня его безвременного ухода из жизни в возрасте 46 лет в силу тяжелых сложившихся обстоятельств.

Какие же психолого-педагогические проблемы, поднятые К.Д.Ушинским, особенно актуальны сегодня?

Без преувеличения - все! Это, прежде всего, размышления великого русского педагога о роли изучения родного языка, который "есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое", в котором "выражаются результаты духовной жизни народа". Это глубокое исследование в трудах К.Д.Ушинского принципов христианского воспитания, освещение проблем педагогики тем учением о человеке, о его внутреннем мире, о его судьбе, какое живет в русском православном сознании. Эти идеи приобретают особое звучание в современных условиях, т.к. переходный период в России в 60-70-х годах XIX века, в которые жил и творил К.Д.Ушинский, отмечают ученые историки и политики, очень похож на сегодняшний, только наоборот: тогда Россия шла вперед по пути прогресса, сегодня же попала в тяжелый кризис, который, если его не преодолеть, грозит гибелью великого государства и русской нации. И один из путей выхода из кризиса я вижу в консолидации сил образования, науки, воспитания, культуры. И учитель как ключевая фигура современности может спасти мир, потому что, каких людей он подготовит к жизни в обществе, таким это общество и будет.

22) Типы начальных школ во второй половине XIXв

1)министерская начальная народная школа:

-одноклассные(3 года обучения)

-двуклассные(5 лет обучения)

2)церковно-приходская начальная народная школа

3)национальная начальная школа

4)казенные одногодичные школы

5)образцовые училища:

-одноклассные

-двуклассные

23) Охарактеризуйте развитие советской школы в 1920х- 1930х гг

К 1917 Росси оставалась страной массовой неграмотности. Октябрь 1918 «Положение о единой трудовой школе РСФСР». В течение 20х годов дореволюционная структура школьного образования была разрушена.В прак. школах стали вводиться комплексные программы, подготовленные учёным советом. В основу всего учебно-воспитательного процесса были положены жесткая политизация и идеалогизация. Программы и планы, составленные ВУЗом, исключали в начальной школе предметное преподавание.

В 1931 новое постановление о начальной и средней школе. Твердое расписание.юуроки по 45 минут

24) Концепция развития начального образования в России в конце XX в

Определила:

-роль образования в развитии Российского общества

-новые социальные требования к системе образования

-состояние российской системы образования и необходимости её модернизации

- цели и задачи модернизации образования . 4 приоритетных задачи:

-обеспечение гос гарантии доступности в равных возможностей получения образования

- достижение нового качественного дошкольного, общего и профессионального образования

-формирование в сис-ме образования механизмов привлечения и использования внебюджетных средств

-развитие образования как открытой государственно- общественной сис-мы. На основе распределения ответственности и повышении роли всех участников общеобразовательного процесса

- Приоритеты образовательной математики

а)обеспечение сильных школьников образованием

б) дети с ограниченными возможностями здоровья

26)Учительская профессия, её специфика и функции

Учительская профессия, ее специфика и функции. Профессия учителя – одна из наиболее тяжких и сложных, во-первых, потому что настоящий учитель должен сам постоянно учиться, чтобы не закоснеть окончательно в рутине жизни. Учиться своему предмету, чтобы быть постоянно в курсе всех новых веяний в науке. Учиться, опять же, искусству общения с детьми, преодолевать нестандартные ситуации, возникающие в школе чуть ли не каждый день. Во-вторых, он работает с детьми, маленькими, но сообразительными существами. Он их не только обучает, дает знания по какому-либо предмету, но, самое главное, воспитывает их. Воспитывает ежедневно, ежечасно, не только словами, но и своими поступками, своими привычками, своим внешним видом. И так как это не сиюминутный процесс, который можно проконтролировать одноразовым усилием воли, а постоянное длительное действие, то педагог должен быть интеллигентным человеком до мозга костей, чтобы его поступки, могущие служить примером для подражания, были бы совершенно естественны и органичны для него самого.

Учитель – воспитатель того гражданина, в котором нуждается страна. Именно поэтому после переворотов и революций вновь приходящие к власти первым делом избавлялись от учителей, работавших при старом режиме. Видя в них потенциальную, но грозную опасность появления новых непримиримых противников существующего строя.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

1.Воспитательная функция. Она основная. Именно благодаря воспитанию и происходит целенаправленное формирование и развитие личности разносторонне и гармонично развитой.

2.Обучающая функция. Обучая, учитель развивает у учащегося главным образом интеллектуальные и познавательные способности.

3.Коммуникативная функция. Педагог именно благодаря общению, в процессе общения воздействует на воспитанников, координирует свои действия с коллегами, родителями учащихся, ведет всю учебно-воспитательную работу.

4.Организаторская функция. Профессиональный педагог имеет дело с разными группами воспитанников, со своими коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Хорошая организация воспитательного дела обеспечивает и высокий результат.

5.Коррекционная функция связана с тем, что педагог постоянно отслеживает, диагностирует ход учебно-воспитательного процесса, оценивает промежуточные результаты.

27) Мотивация выбора педагогической профессии

Мотивация- побуждение человека к какой- либо деятельности. Мотивация выбора педагогической профессии связана с теми побуждениями, которые привели студента в педагогический ВУЗ. Существует 2 группы факторов, влияющих на выбор профессии:

-внешние (значимость профессии в обществе, профессиональное будущее)

-внутренние

Внутренние: реализует познавательную потребность, связана с усваиванием знаний

Внешние: непознавательная( социальная) потребность

Мотивация студентов педагогических ВУЗов – в большинстве случаев это получение высшего образования.

Вывод: если выбор ВУЗа произошёл по случайным мотивам, то овладение педагогическими знаниями помогает освоить ценности и смысл педагогической деятельности, пересмотреть свои жизненные планы и перспективы, выработать положительное отношение к будущей профессии.

28) Педагогики- классики о личности учителя

- Каменский(260 произведений)- утверждал новый прогрессивный взгляд на учителя

-И.Г.Песталоции «Учитель не только очаровательный человек, он должен искренне любить детей.» Всю жизнь он пытался сделать детство. Школьные радости и детского труда.

-Ф.А.Дистерберг. Учитель должен любить свою профессию и детей. Учитель должен постоянно работать над собой. Учитель должен быть живым поучительным примером для ученика. Его личность завоёвывает к нему уважение.

- Ушинский. Высоко характеризовал общественное значение профессии учителя. Считал, что учитель начальных классов должен владеть навыками выразительного чтения, красивого письма, рисования, черчения, пения.

29)Требования к личности учителя

Общественная значимость педагогического труда определяет высокие требования к личности учителя. Еще с древнейших времен общество вручало свое будущее - детей - самым опытным, мудрым, высоконравственным людям.

Высокий моральный облик - необходимое качество личности учителя, так как учитель ежедневно дает уроки нравственности своим воспитанникам. Следовательно, циник, морально нечистоплотный человек не должен быть учителем. ``Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений'', - подчеркивал К. Д. Ушинский.

Необходимый арсенал качеств личности учителя - ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость (нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом). Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. По словам Я. А. Коменского, ``учителями должны быть люди...честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны прививать другим''.

Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя - любовь к детям. Это требование к личности учителя можно найти в трудах каждого выдающегося педагога, однако, лучше всего об этом сказал педагог В. А. Сухомлинский: ``Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком''.

30) Возрастные особенности учащихся младших классов

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности.

Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. Именно в этих новых условиях проявляется весь их характер во всей полноте, и именно учитель должен направить их порывы в правильное русло, учитывая особенности детской психики:

- импульсивность – склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

- общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности

- эмоциональность;

- капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо

31)Профессионализм учителя. Его сущность

Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества.

Компоненты педагогического профессионализма:

1. уровень общей культуры;

2. психолого-педагогическая компетентность;

3. владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

4. способности к целеполаганию и целеосуществлению;

5. способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

32)Личность учителя как субъекта педагогической деятельности.

Одним из важнейший требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является чётко-определенная социальная и профессиональная профессия педагога. Именно в ней учитель выражает себя, как субъект педагогической деятельности.

Позиция педагога- система интеллектуальных, эмоционально- оценочных, волевых отношений к миру, к педагогической действительности и педагогической деятельности.

Она определяется:

1) Требованиями, которые предоставляются обществом учителю

2) Внутренние личные источники активности( переживания, мотивы, цели, идеалы)

Социальная позиция:

вырастает из системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций

В процессе проф. Подготовки формируется мотивационно- ценностное отношение к целям и средствам пед. Профессии.

Профессиональная позиция:

Типичные роли педагога:

-информатор( ограничивается подачей информ)

-друг

-диктатор( пытается внедрить свои убеждения)

-советник

-вдохновитель( увлечь детей какими-либо целями)

33)Педагогическая деятельность, её структура

Педагогическая деятельность- один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, во всестороннем развитии его способностей. Педагог и обучающийся выступают как равнозначные субъекты педагогического процесса.

Цели пед деятельности- явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы пед деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения в высшей цели- развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.

Традиционно основными видами пед деятельности являются преподавание и воспитательная работа

Преподавание- вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.

Воспитательная работа- педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Педагогическая система:

- субъект педагогического воздействия

- объект педагогического воздействия

- предмет их совместной деятельности

-цели обучения

-средства педагогической коммуникации

34) Педагогическое общение, его функции

Педагогическое общение - взаимодействие 2-х или более людей, заключающееся в обмене познавательной и эмоционально-оценочной информацией.

Коммуникативное общение - формообразующая подсистема, кот.обслуживает дидактическое, но её главная цель - воспитательная. Пед. общение имеет внутренние и внешние стороны (реальное пове­дение и педагогические поступки).

Функции педагогического общения:

А. информационно-коммуникативная(требует: ориентировать выска­зывания на собеседника; выбора речевых средств и ситуаций; предвидения реакции партнеров; способность конкретизировать информацию по ходу высказывания).

В.функция познания людьми друг друга. Познавательная, (социальная перпепция восприятия: непосредственное отражение объективной действительности органами чувств.Требование: перед сообщением любой информации надо сориентироваться на внешнем облике партнера; в ходе сообщения информации наблюдать за партнером; изменять собственную систему общения в связи с изменением поведения партнера).

35)Виды общения

1. общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, идеальный стиль.

2. общение на основе дружеского расположения;

3. общение-дистанция;

4. общение-устрашение; (дистанция в крайней степени ее проявления)

5. общение-заигрывание. (свойственно молодыми учителям)

 

36)Уровни педагогической культуры

1. Высокий

2.Средний

3. Низкий

37) Педагогическая профессия учителя, её характеристика

Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности - влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Педагог может выступать в качестве:

• информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм и т.д. (например, надо быть честным);

• друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

• диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

• советчика, если использует осторожное уговаривание;

• просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;

• вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

Каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя.

38) Профессионально значимые качества личности учителя

Современными учёными определен комплекс личностных качеств современного учителя: мировоззрение, социальная активность, профессиональная направленность, любовь к детям, справедливость, самообладание, настойчивость, наблюдательность, педагогическая зрелость, высокая общая культура, эрудированность, целеустремлённость, ответственность, скромность, педагогический такт, трудолюбие, требовательность.

39)Роль самообразования и самовоспитания в духовном становлении личности учителя

-Роль самообразования и самовоспитания в развитии педагогической культуры учителя.

=Самообразование - это целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования, а также непрерывное продолжение общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания и восполняются пробелы в духовном развитии человека, (А.К. Громцева)

Б.Ф. Райский называет ряд закономерностей процесса самообразования, которые можно принять именно в таком качестве: Стремление к самообразованию находится в связи с уровнем нравственного и умственного развития, образованности и производственной квалификации человека и развивается по мере расширения взаимодействия и углубления взаимосвязи личности с окружающей средой и повышением общественной активности человека. Стремление к самообразованию растет по мере удовлетворения его познавательных потребностей и интересов путем самообразовательной деятельности. Стремление к самообразованию опирается на наличие у человека самообразовательных умений и в свою очередь стимулирует их совершенствование. Стремление к самообразованию находится в прямой зависимости от условий познавательной деятельности человека. Возникновение непреодолимых трудностей в удовлетворении познавательных потребностей и интересов, а также повторяющееся не доведение до конца начатой самообразовательной деятельности влечет затухание стремления к самообразованию (Б.Ф. Райский) Личностно-профессиональный рост педагога связан с реализацией его личностного и профессионального потенциала: изменениями в ценностно-смысловых образованиях, мотивацией, творческой самореализацией себя в профессии, достижениями успеха в педагогической деятельности, потребностью в личностном саморазвитии.

таким образом, особенности педагогического самообразования в современных условиях заключаются в самостоятельном овладении совокупностью педагогических ценностей, смыслов, технологий, опытом творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, творческое изучение опыта других людей, поиск новых методических идей, способов и приемов работы, анализ и обобщение собственного опыта с позиции современных требований и т.д. Студент, овладевающий профессией учителя, должен быть подготовлен к непрерывному педагогическому самообразованию.

 

40) Пед деятельность Ш.А. Амонашвили.

Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Он утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я. Корчака, А.С. Макаренко и др. Шалва Александрович призывает педагогов постоянно обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего родника педагогической мудрости. Он утверждает, что "классики – не из прошлого, они пришли к нам из будущего". Его перу принадлежат десятки педагогических, психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на разные языки. Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Ш. Амонашвили считает, что эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя. Он обращает внимание на следующие личностные качества, которые представляются ему самыми главными. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого. Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании. В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития. В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

41) Программа самовоспитания Ушинского

- спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее

-прямота в словах и поступках

-обдуманность в действиях

-решительность

-не говорить о себе без нужды ни одного слова

-не проводить время бессознательно

-делать то, что хочется, а не то, что случится

-каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках

- ни разу не хвастать тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет

42) Идеи Роджерса о самовоспитании

• Родительская любовь имеет разные уровни — это любовь-забота о телесном благополучии ребенка и любовь-забота по отношению к его внутреннему Я, к его способности принимать индивидуальные решения.

• Родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей, оставляя за ними свободу выбора конкретных действий.

• Стиль общения в семье должен быть основан на открытости,свободе, взаимном уважении.

• Нужно научить ребенка самостоятельно справляться с проблемами, постепенно передавая ему ответственность за поиск и принятие решения.

• Родители должны научиться принимать помощь от детей. По мнению К.Роджерса, для позитивного взаимодействия с Детьми родителям необходимы три основных умения: слышать, что ребенок хочет сказать родителям; выражать собственные мысли и чувства доступно для понимания ребенка; благополучно разрешать спорные вопросы, так чтобы результатами были довольны обе конфликтующие стороны.

Методы и приемы воспитания, разработанные Т. Гордоном.

• Любая проблема решается родителями совместно с детьми, это позволяет избежать принуждения и рождает у ребенка желание и в дальнейшем участвовать в делах семьи. Разрешение проблемы происходит многоступенчато:опознается и определяется сама проблема; продумываются варианты ее разрешения;взвешивается каждый вариант; выбирается наиболее подходящий, подыскиваются способы решения проблемы; оценивается возможность успеха.

• Важнейший вопрос для определения линии родительского поведения — чья проблема? Следует проанализировать, для кого решение данной проблемы имеет непосредственное значение — для родителя или для ребенка. Если проблема ребенка, то он имеет право принять решение и испытать все его последствия, ближайшие и отдаленные.

• Метод моделирования — предоставление ребенку образца для подражания в любви и заботе о своем внутреннем Я. (Обратите внимание: при сходстве названия с методом социально-когнитивного научения, в данном случае речь идет о том, что содержанием переноса должно стать не конкретное поведение,а интерес, забота, внимание к собственному внутреннему миру, которые родитель осуществляет по отношению к себе.)

• Поощрения, поддержка способности ребенка принимать самостоятельные решения. Отказ от требования неукоснительного исполнения своих наставлений детьми.

• Рекомендуется думать и говорить о своих детях в терминах конкретных особенностей и фактов их поведения, а не с точки зрения«перманентных» свойств личности, которым обычно дается оценка. Например:«Джимми не поздоровался с моим другом» вместо «Джимми стеснительный и невежливый»; «Кэти забыла свои вещи в гостиной» вместо «Кэти неаккуратна и невнимательна к окружающим».

• Реагировать на неприемлемое с родительской точки зрения поведение детей с помощью Я-сообщений, высказываний, содержащих только выражение собственных чувств родителя, но не обвинения, нотации, приказы,предупреждения и т.п.


Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 31 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2017 год. (0.45 сек.)