Читайте также:
|
|
Родоначальником немецкой классической философии является выдающийся философ Иммануил Кант (1724 – 1804).
Его философское творчество принято делить на два периода:
1. до начала 70 гг. 18 в. – «Докритический период»
2. с начала 70 гг. 18 в. – «Критический период». В этот период он пишет главные свои работы – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Цель первой работы Кант сформулировал так: «Что я могу знать?».
По Канту, процесс познания включает в себя три ступени: чувственное познание, рассудочное познание, разумное познание.
Первая ступень познания – область чувственности – характеризуется способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи субъективных форм созерцания – пространства и времени. Способность осмысливать предметы чувственного созерцания есть рассудок. Кант подчеркивал, что знание естьсоединение чувственности и рассудка.
Последним и высшим этапом познания является разумное познание. Кант указывал, что разум порождает так называемые, «трансцендентальные» идеи, т.е. выходящие за пределы опыта. Таких идей три:
1) психологическая (учение о душе)
2) космологическая (учение о мире)
3) теологическая (учение о Боге).
Существование трансцендентальных идей выражает стремление разума к постижению «вещей в себе». «Вещь в себе» - это главный кантовский термин, лежащий в основе его теории познания. По Канту, «вещь в себе» - это некий абсолют, существующий объективно, т.е. независимо от человеческого сознания. «Вещь в себе» не может быть прямым объектом познания, поскольку человеку нужно было бы оказаться вне себя, то есть встать на какую-то внешнюю ему и миру точку, чтобы одновременно обозревать и себя и мир. Попытки объяснить «вещь в себе», то есть выйти за границы опыта приводит человека к так называемым антиномиям (противоречиям).
Здесь проявляется агностицизм Канта, поэтому свою теорию он называет «критикой разума».
Таким образом, человеческий разум и традиционная метафизика неспособны перешагнуть пропасть, разделяющую мир явлений от трансцендентной (недоступной познанию) реальности.
Вторая фундаментальная работа Канта – «Критика практического разума» содержит нравственное учение Канта и отвечает на вопрос: «Что я должен делать?». По Канту, мораль является бытийной основой человеческого существования, она делает человека человеком. Мораль носит характер императивности, это значит, что ее требования являются всеобщими и обязательными. Кант формулирует так называемый, категорический императив – нравственный закон, который должны выполнять все люди: «Поступай так, чтобы максима твоей воли во всякое время могла служить принципом всеобщего законодательства».
Таким образом, в учении Канта человек становится высшей целью, а цель самого человека – реализовать в себе человеческое.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |