Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница | Спросить на ВикиКак

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Человек как биосоциокультурное существо и специфика его социологического анализа

Читайте также:
  1. I Существование и роль фирмы.
  2. I. Преображение Человека – социальный заказ общества
  3. I. Специфика больших городов
  4. I. Специфика русской философии
  5. I.1.1. Бог и человек как господин и раб
  6. II. Речевая деятельность человека. Создание текста. Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения
  7. II. Специфика философской рациональности
  8. III. ЗАЩИТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Я, РАССМАТРИВАЕМЫЕ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА
  9. III. Процедурные методы анализа
  10. Lt;question> Деятельность по преобразованию человека или группы людей называется

 

Человек - биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

Понимание человека как целостного существа традиционно начинался с изучения его как природного и социального существа. Поэтому человек обычно определяется как биосоциальное существо. Тем не менее, взгляды этих представителей, кто говорил о "биосоциальной природе человека" подвергались критике. Их обвиняли в "дуализме", несовместимом с "материалистическим монизмом". Такое положение объяснялось тем, что социологическая редукция сущности человека была реакцией на ее биологизаторскую редукцию.

Очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими истинно диалектическое и противоречивое единство. Однако в этой формуле нет третьей стороны, которая бы органически соединяла в человеке природные и социальные его качества. Понятие социальной сущности человека должно рассматриваться как со стороны сущности, так и существования. Такой стороной, охватывающей человека как целостное бытие в его реальном существовании, является человеческая культура.

Известно, что термин "культура" принадлежит к числу многозначных понятий, которое порождает разные смыслы.

Потому необходимо подчеркнуть, что под "культурой" следует понимать всю полноту биологически не детерминированных качеств человека, способов его деятельности и их предметного воплощения. Такое понимание "культуры", органически связывает эти три "мира" — мир природы, мир общества и мир культуры. Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный "кентавр", а как существо трехстороннее — био-социо-культурное.

Таким образом, человек является сложной био-социо-культурной системой. Его изучение предполагает: во-первых, познание целостности человеческого бытия, которое проявляется в единстве его сущности и существования. Это значит, что социальную сущность человека надо рассматривать в единстве общего, особенного и единичного.
Основные определения и модели процесса коммуникации

Социальная коммуникация это:
- передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов;
- процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом;
- механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

 

15. Социализация и индивидуализация личности в современном обществе: содержание, противоречие, тенденции

Личность — это социальные качества индивида, приобретаемые им в процессе воспитания и самовоспитания, духовно-практической деятельности и взаимодействия с обществом. Личность – это самоутверждение человека в профессии, учебе, любви, семье и т.д.

Личность — это индивидуальность, осознающая свою индивидуальность. «Личностью не рождаются, а становятся» (А.Н.Леонтьев). Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. Вместе с тем у шизофреников может наблюдаться расщепление личности, а у олигофренов — ее отсутствие.

Личность отличается самостоятельностью в поступках, она способна нести ответственность и решать проблемы, а также контролировать свое поведение и обладает силой воли.

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы окружающего его общества, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе, таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.

Социализация происходит как стихийно (за счет инстинкта подражания, а также за счет восприятия одобрения/неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием».

Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению.

Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения.

Социологи обращают внимание на процесс становления личности, на то, как проходит его социализация. Превращение ребенка во взрослого происходит благодаря воздействию на него двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания (в данном случае социальным институтом могут выступать не только какие-то учреждения, а даже улица, оказывающая определенное влияние на воспитание человека).

Загрузка...

В процессе своего становления (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до освоения профессий). Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему ценностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформировавшуюся личность продолжают оказывать воздействие по меньшей мере две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.

Стадии социализации.Социологи выделяют несколько стадий:
1. Первичная стадия социализации или стадия адаптации: длится от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает окружающим.
2. Стадия индивидуализации: у человека появляется желание выделить себя среди других, формируется критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. Стадия интеграции: она проходит благополучно, если человек принимается группой, обществом. Если же социум отвергает человека, то возможен один из следующих вариантов поведения человека:
а) сохранение непохожести и появление агрессивных взаимодействий людьми и обществом;
б) изменение себя (стать как все);
в) внешнее соглашательство, адаптация.
4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, период его трудовой деятельности. Человек усваивает социальный опыт, и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий важный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессе передачи его следующим поколениям.

Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами:
1. изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;
2. коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов;
3. ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами.

 

Индивидуализация личности

 

В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Он просто продолжает жизнь эмбриона как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному миру, а не являются частью его собственного тела, как, например, руки или ноги.

Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина — это папа, женщина — это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающим отдельных индивидов, включая его самого.

В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие «Я», осознавая при этом, что он становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей, и в том числе образ собственного «Я».

Все дальнейшее формирование человека как личности — это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт.

То, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков, доказывает опыт социальной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когда ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных. Изучение восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире показало, что они не имеют собственного «Я», так как у них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ (так называемый синдром «Маугли»). Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания. В сфере деятельности у ребенка происходит расширение видов деятельности, ориентация в каждом виде, ее осмысление и освоение, овладение соответствующими формами и средствами деятельности. В сфере общения происходит расширение круга общения, наполнение и углубление его содержания, усвоение норм и правил поведения, принятых в обществе, овладение различными его формами, приемлемыми в социальном окружении ребенка, и в обществе в целом. В сфере сознания — формирование образа «собственного Я» как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной принадлежности и социальной роли, формирование самооценки.

В процессе социализации, и в частности социальной адаптации ребенка, проявляется объективная потребность человека быть «как все». Однако параллельно с этим в процессе индивидуального развития личности у ребенка постепенно формируется другая объективная потребность — проявить себя. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация, которая выражается в том, что те или иные социально значимые качества и свойства личности проявляются в индивидуальной, присущей именно этому человеку форме, что его социальное поведение при всей общей внешней схожести с поведением других людей приобретает черты неповторимости, уникальности.

Из всего вышесказанного следует, что для формирования полноценной, развитой, гармоничной личности индивиду необходим постоянный контакт с особями определенного вида с самых ранних лет. Именно в этот период идет «закладка» будущего социального отношения, в целом определение человека как личности. Процесс социализации, социальной адаптации происходит успешно, если изначально был заложен «фундамент», на котором в дальнейшем будет усложнятся и развиваться личность.

 

 

16.

 

Социальная структура личности

 

Изучение и анализ личности как сложного социального явления предполагает выделение ее структуры.

 

Исходя из указанных особенностей личности как явления, можно выделить следующие элементы ее структуры: биологическое, психологическое и социальное.

 

Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).

 

Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление). Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.

 

Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:

 

1) собственно-социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень тесно связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;

 

2) специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);

 

3) нравственный (мораль, нравственность).

16:21

17.

 

Социальные статусы и социальные роли личности

 

Социальный статус — это общее положение личности (группы) в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями.

 

Каждая личность имеет множество социальных связей, исполняет различные социальные функции и роли и имеет множество социальных статусов.

 

Статусы бывают предписанными — приобретенными по рождению (дворянин, русский, одессит, мужчина и т. д.) и приобретенным или достигнутыми (учитель, прокурор, жена, профессор и пр.)

Особую роль в социальной позиции личности играет генеральный статус. Это интегральный (основной) показатель положения личности в обществе или социальной общности. Такие социальные статусы, как «президент страны», «губернатор региона», «академик» и др. по своей социальной значимости могут считаться определяющими. Генеральный статус оказывает значительное влияние на социальное положение не только самой личности, обладающей данным статусом, но и на положение людей из ее ближайшего окружения.

 

Социальная роль — это модель (образец) поведения, которая должна отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Это определенные действия, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус.Если личность в силу тех или иных причин не исполняет в должной мере обусловленные статусом роли и не оправдывает наших ожиданий, то к такой личности могут быть применены различные санкции.

 

Социальная роль должна отвечать двум основным критериям:

1) функциональной целесообразности;

2) соответствовать социокультурным ожиданиям людей.

Оба эти критерия взаимосвязаны. В одних случаях один из критериев может играть доминирующую роль, в других — оба считатюсяравнозначными.

18. Личность в трансформирующемся обществе: особенности социализации, адаптации и самореализации

 

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей.

Это обусловлено, во-первых, тем, что осуществление социально-экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать (или замедлять) общественный прогресс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало становится хулиганами, пьяницами, ворами? Почему другая часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально-психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их представителя.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становятся не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д.

Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей. Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный момент всегда и во всем сопровождает его деятельность. Более того, человек не пассивно воспроизводит то, что диктует ему общество. Он обладает возможностью проявить свою творческую силу и воздействовать на окружающие его явления.

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ).

1. В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер — с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться).

2. Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, — множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач. Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать знаниями, их предстоит превратить в убеждения, которые представляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности. Таким образом, социализация личности представляет, по сути, специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.

Слово «адаптация» происходит от латинского «adapto» — приспособляю.

Социальная адаптация — это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятельности, они предпочитают те, которые не требуют согласованного, совместного труда. Такие «раки-отшельники» — частые персонажи литературных произведений.

Однако большинство людей стремится органично вписаться в окружающую социальную среду. Свойство адаптации присуще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Прежде всего осваиваются наиболее устойчивые свойства этой среды, типичные способы социального поведения. Так, ребенок довольно длительное время адаптируется к такому учреждению, как школа: привыкает к школьному распорядку, усваивает правила поведения, овладевает нормами коллективной деятельности, осваивает стиль общения с педагогом. Но это в основном внешние формы адаптации. Главное состоит в том, что принимаются ценности определенного социального окружения. Представим себе человека, переехавшего из села в город. Сельская жизнь располагает к большей открытости и осведомленности о жизни односельчан, она предполагает и более активные формы влияния на тех, кто «выбивается из общего ряда», нарушает традиционные формы общежития. Городская жизнь, при всей ее скученности, значительно более анонимна и автономна. Люди, долгие годы живущие в одном доме или даже на одной лестничной площадке, подчас незнакомы друг с другом. «Новообращенному» городскому жителю рано или поздно придется принять такой образ жизни, адаптироваться в новой среде. В противном случае его попытки активно вмешиваться в жизнь малознакомых людей будут приводить к постоянным конфликтам.

Из приведенного примера видно, что, хотя адаптация и носит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.

Показателями степени адаптации может служить успешное осуществление человеком своих социальных ролей, его высокий социальный статус, а также общая психологическая удовлетворенность социальной средой в целом.

Социологи и психологи различают два типа адаптации.

1. Первый тип характеризуется активным воздействием на социальную среду: человек не только осваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, устоявшиеся нормы, ценности, но и в какой-то мере стремится изменить те, которые представляются ему несовершенными или устаревшими.

2. Второй тип адаптации — это пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения. Поведение человека в данном случае называют конформным (в переводе с латинского — подобный, сообразный). Внешним выражением конформности нередко служит послушность, когда безропотно выполняются все предписания. При этом, однако, внутренне человек может быть не согласен с групповыми нормами и ценностями.

Самореализация личности — это стремление индивида наиболее эффективно использовать объективные условия (институты) социализации и свои индивидуальные способности и возможности для достижения намеченных стратегических целей.
Цель — это идеальное, мысленное предвосхищение результатов деятельности, а также средств и путей ее достижения. Стратегическая цель — это ориентация личности на длительную перспективу.

Самореализация личности, как правило, происходит не в одном, а в нескольких видах деятельности. Кроме профессиональной деятельности, большинство людей стремятся создать крепкую семью, иметь хороших друзей, интересные увлечения и т. д. Все эти разнообразные виды деятельности и цели в совокупности создают своего рода систему ориентирования личности на долгосрочную перспективу.
Исходя из этой перспективы, индивид выбирает соответствующую жизненную стратегию (общее направление жизненного пути).
Жизненные стратегии можно условно разделить на три основные типа:
1) стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни;
2) стратегия жизненного успеха — стремление получить очередную должность, очередное звание, заработать очередной миллион, покорить очередную «вершину» и т. п.;
3) стратегия жизненной самореализации — стремление максимально развить свои способности в определенных видах деятельности.
Выбор той или иной жизненной стратегии зависит от трех основных факторов:
1) от объективных социальных условий, которые общество (государство) может «предоставить» личности для ее самореализации;
2) от принадлежности индивида к той или иной социальной общности (классу, этносу, социальному слою и т. д.);
3) от социально-психологических качеств самой личности.
Так, например, большинство членов традиционного или кризисного общества, в которых проблема выживания является главной, вынуждены придерживаться стратегии жизненного благополучия.
В демократическом обществе с развитыми рыночными отношениями наиболее популярной является стратегия жизненного успеха.
В социальном обществе (государстве), в котором для подавляющего большинства граждан решены основные социальные проблемы, весьма привлекательной может быть стратегия жизненной самореализации.

 

19.

Малые группы как объект социологического исследования

 

1.Понятие малой группы

 

Малая группа определяется как небольшое по размеру объединение людей, в котором общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Малая группа — это не просто любые контакты между людьми (ибо какие-нибудь контакты есть всегда и в произвольном случайном собрании людей), но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и которые опосредованы совместной деятельностью. Таким образом, малая социальная группа — это объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, связанных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

 

2.Типология малых групп.

 

по уровню группового сознания различают следующие виды групп:

 

1) группа-конгломерат — еще не осознавшая единой цели своей деятельности (аналогичны этому понятия диффузная или номинальная группы);

2) группа-ассоциация, имеющая общую цель; все остальные признаки (подготовленность, организационное и психологическое единство) отсутствуют;

3) группа-кооперация — характеризуется единством целей и деятельности, наличием группового опыта и подготовленности;

4) группа-корпорация, которую выше кооперации ставит наличие организационного и психологического единства (иногда такую группу называют автономной). Для корпорации характерно проявление группового эгоизма (противопоставление себя другим группам, личностям, обществу) и индивидуализма вплоть до асоциальности (например, банда);

5) коллектив — группа, отличающаяся наиболее высоким уровнем социального развития, целями и принципами высокого гуманизма;

6) гомфотерный («сбитый») коллектив — в котором ко всем прочим качествам добавляется психофизиологическая совместимость (например, экипаж космического корабля).

 

Группы делятся на открытые и закрытые — в зависимости от степени произвольности решения человеком вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и выхода из нее.

 

3.Структура малой группы

 

Структура малой группы — это совокупность связей, складывающихся между ее членами.

 

4. Социально-психологические параметры малой группы

 

Можно выделить следующие социально-психологические параметры малой группы: состав группы, групповую совместимость, социально-психологический климат, ценностно-личностные ориентации, коэффициент групповой сплоченности, групповые нормы и ценности.

 

5. Лидерство в малой группе

 

Лидерство в малой группе — это феномен воздействия или влияния одного из членов группы на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство — это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета индивида на поведение членов группы.

 

Основные функции лидера — организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.

20.

 

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

 

Социология семьи – одна из важнейших отраслей социального знания. Интерес к семье в современном обществе обусловлен многими причинами, в том числе и тем, что большинство общественных проблем зарождается именно в семье. Внимание и интерес к семье проявляет не только социология, но и другие социальные дисциплины (психология, социальная психология, социальная антропология, социальная медицина).

 

С точки зрения социологии, семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей. Институт семьи представляет собой такую социальную среду, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие.

21.Формы семейной жизни в современном обществе: состояние и тенденции развития.

Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. Эта группа обладает общим бюджетом.

Функции семьи:
1. РЕПРОДУКТИВНАЯ - воспроизводство рода;
2. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ - социализация подростающего покаления;
3. РЕКРЕАТИВНАЯ - обеспечение комфорта и домашнего уюта;
4. ХОЗЯЙСТВЕННО - БЫТОВАЯ - ведение домашнего хозяйства, общий бюджет семьи;
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - удовлетворение в любви и дружбе;

Семьи:

1)нуклеарные(«ядро») простые – родители + дети

2)сложные – родители+дети+родители родителей.

Семьи:

-малодетные (1-2)

-среднедетные(3-4)

-многодетные(5-6)

Семьи:

1)традиционные

2)нетрадиционные (однополые)

Тенденции:
-увеличение числа нетрадиционных семей

- увеличено кол-во разводов

-рождение детей до 18

-семьи ,которые не заключают брак.

-семьи, которые сходятся для “пробного брака” ,временное проживание

-конкубинат(фактическое сожительство)

-проблема одиночества.


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 260 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2017 год. (0.037 сек.)