Читайте также:
|
|
Институционализация — это процесс создания социальных институтов.
Существует ряд предпосылок для институционализации. Основной предпосылкой считается наличие у человека определенных потребностей, которые он не может удовлетворить в одиночку. При этом необходимы условия для осуществления этого процесса. Следующая по важности предпосылка — существование в любом обществе единых интересов и целей. Для их достижения человек стремится действовать совместно с другими как представитель социума.
Образование социальных институтов возможно при наличии устойчивых взаимосвязей между людьми для реализации их потребностей.
Для институционализации характерно наличие общих норм, правил и ценностей, принятых в данном обществе. Они вырабатываются постепенно, путем выбора наиболее приемлемых правил, которые впоследствии становятся общепринятыми. На первом своем этапе нормы базируются на авторитете общественного мнения, их нарушение не влечет ответственности, но на втором этапе они оформляются законодательно и к нарушителям этих норм применяются определенные меры.
Это гарантирует поведение людей в пределах принятых норм, задает направление действий и способствует удовлетворению потребностей. Таким образом вырабатываются механизмы предупреждения и устранения последствий конфликтов. В обществе происходит стабилизация.
Для функционирования социальных институтов необходимо внутреннее принятие и осмысление каждым индивидом всех социокультурных элементов. После этого можно говорить о появлении в рамках этих институтов социальных ролей и статусов. Индивиды должны действовать в соответствии с принятыми нормами.
После успешного завершения двух этапов происходит оформление социального института как организации. Социальный институт — это не только совокупность индивидуумов, но и учреждения, выполняющие ту же социальную функцию, у которых есть материальная база.
Результаты процесса институционализации могут быть: явными (к ним относятся разнообразие общественной жизни, стабильность общества); неявными (воздействуют зачастую глубже, чем явные). Это появление новых норм, санкций.
29. Семья и брак как социальные институты и малые группы: специфика подхода социологии к их исследованию.
Согласно общепринятой трактовке, понятие "социальный институт" означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Это заданный набор целесообразных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Стандарты поведения организуются в систему ролей и статусов.
Семья образует первичную окружающую среду в развитии индивида. Она формирует у ребенка представление о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые семь лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о себе самом. Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений -- рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи и т. д. -- вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т. п.). Однако на протяжении многих веков институт семьи демонстрировал свою устойчивость и даже ригидность. По всей видимости, точнее будет говорить о смене типов семьи как малой группы внутри социального института семьи, о возникновении новых стилей семейных отношений, о существенных изменениях в ценностно-мотивационной регуляции брачного поведения.
Семья как малая группа. Понимание семьи как малой группы находит множество своих сторонников среди исследователей, и тем более среди психологов-практиков, поскольку открывает неоценимые возможности для оказания психологической помощи семье. При всем многообразии определений понятия "малая группа" можно выделить основное его содержание. Малая группа -- это малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общими целями и задачами и находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей и норм поведения. Перечислим основные признаки малой группы: общие цели и общая для всех членов группы деятельность; личный контакт между членами группы; определенный эмоциональный климат внутри группы; особые групповые нормы и ценности; физический и моральный образец члена группы; ролевая иерархия между членами группы; относительная независимость (автономность) этой группы от других; принципы приема в группу; сплоченность группы; социально-психологический контроль поведения членов группы; особые формы и способы управления групповой деятельностью со стороны членов группы.
Это первичные признаки малой группы. В ряд вторичных признаков входят: конформность членов группы (степень уступчивости в пользу группового решения), интимность отношений, гомогенность (однородность по составу), стабильность группы, добровольность объединения индивидов в группу.
30. Социология образования как специальная социологическая теория: предмет, объект, функции, категории. Роль социологических исследований в сфере образования и воспитания.
Л.Уорд считал образование одним из важнейших институтов общества и связывал с ним успех социальных преобразований. Дж. Дьюи, исходя из идеи, что истинное познание достигается лишь естественнонаучными методами, считал, что задачи образования в обучении людей методам познания и преобразования мира. Э. Дюркгейм рассматривал социологические проблемы образования в тесном единстве с воспитанием. Эта взаимосвязь отражает потребности общества и способствует упрочению коллективных ценностей. Вебер видел роль образования в расширении знаний о жизненных условиях, в которых приходится существовать; в выработке ясности целей и средств социальных действий; в понимании и уточнении конечного смысла собственной деятельности. К.Мангейм одной из важнейших социальных функций образования считал формирование в обществе особой социальной группы - интеллигенции, с которой связывал процесс демократизации всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе и образования.
Анализ социологией сферы образования имеет свою специфику по отношению к другим наукам. Эта специфика проявляется в социологическом подходе к образованию, смысл которого заключается в следующем. Образование рассматривается социологией в различных ипостасях: как социальное явление и процесс; как сложная социальная система; как социальный институт и организация; как особый вид деятельности и, наконец, как ценность для личности и общества. Образование во всех своих вариациях, являясь элементом общества, испытывает на себе практически все изменения происходящие в нем. Социология образования может быть представлена в виде двух структур: теоретико-концептуального содержания и технологической последовательности познавательной деятельности. Исследование проблем структуры образования неразрывно связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний; преемственность социального опыта; социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею интеллектуального, духовного и социального потенциала; регуляция социально-классового баланса общества и др.
Структурное взаимодействие элементов социологии образования проявляется в функциях этой науки, через которые реализуется ее предметная, содержательная сторона. Обычно выделяются следующие функции:
теоретическая - расширение, приращение и обогащение социологических знаний об образовании как социальном явлении, разработка категорий социологии образования на основе социологической методологии и методики;
социализационная - изучение образования как социального механизма социализации личности, исследование места и роли образования в освоении и накоплении индивидом социального опыта, освоения общественных норм, традиций и стандартов социально одобряемого поведения;
идеологическая - формирование социологических взглядов на образование;
прогностическая - прогнозы о предполагаемых тенденциях и возможных результатах изменений в сфере образования;
преобразующая - создание наиболее результативных социальных технологий обучения и воспитания, а также систем социального управления образованием.
Итак, социология образования имеет своим предметом закономерности функционирования, изменения и развития системы образования как социального института общества и специфического комплекса социальных взаимодействий /отношений/.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |