Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

эра ремесленного зодчества.


Филогенез - это процесс исторического развития вида. Филогенез нервной системы - история. Формирования и совершенствования ее структур.
Филогенез нервной системы в кратких чертах сводится к следующему. У простейших одноклеточных организмов (амеба) нервной системы еще нет, а связь с окружающей средой осуществляется при помощи жидкостей, находящихся внутри и вне организма, - гуморальная (humor - жидкость), до нервная, форма регуляции.
В дальнейшем, когда возникает нервная система, появляется и другая форма регуляции - нервная. Образуется единая нейрогуморальная регуляция при ведущей роли нервной системы. Последняя в процессе филогенеза проходит ряд основных этапов:
I этап - сетевидная нервная система. На этом этапе (кишечнополостные) нервная система состоит из нервных клеток, многочисленные отростки которых соединяются друг с другом в разных направлениях, образуя сеть, диффузно пронизывающую все тело животного. При раздражении любой точки тела возбуждение разливается по всей нервной сети и животное реагирует движением всего тела. Отражением этого этапа у человека является сетевидное строение интрамуральной нервной системы пищеварительного тракта.
II этап - узловая нервная система. На этом этапе (беспозвоночные) нервные клетки сближаются в отдельные скопления или группы, причем из скоплений клеточных тел получаются нервные узлы - центры, а из скоплений отростков - нервные стволы - нервы. При этом в каждой клетке число отростков уменьшается и они получают определенное направление. Соответственно сегментарному строению тела животного в каждом сегменте имеются сегментарные нервные узлы и нервные стволы. Последние соединяют узлы в двух направлениях: поперечные стволы связывают узлы данного сегмента, а продольные - узлы разных сегментов. Благодаря этому нервные импульсы, возникающие в какой-либо точке тела, не разливаются по всему телу, а распространяются по поперечным стволам в пределах данного сегмента. Продольные стволы связывают нервные сегменты в одно целое. головные узлы развиваются сильнее остальных, являясь прообразом будущего головного мозга. Отражением этого этапа является сохранение у человека примитивных черт в строении вегетативной нервной системы.

Архитектура

1)с 4000 г до н.э.(Объединение Верхнего и Нижнего Египта) – до Средних веков(с 15в)

эра ремесленного зодчества.

2)с 15 в. до окончания 1Мировой войны(1918) – «эпоха художественного стиля»

3)после 1918 г. – новейшее время – период концепций

 

ВОПРОС20 Отличие современной культуры от традиционной

Важным свойством традиционной культуры является ее целостность, неразделимость трех форм бытия: культуры, общества и человека. Все особенности быта, обряда, ритуала передаются из поколения в поколения. В этом заключается традиционность культур - в жестком исполнении и подчинении традициям. Еще одно свойство традиционных культур - это их автоматизированность. Существуют определенные образы поведения, которым следуют бессознательно, так как вся жизнь предопределена единственно возможным образом. В традиционном обществе наибольшее количество ритуалов были связаны с религиозными верованиями народа. Религиозные обряды распадаются теоретически на два отдела, которые, однако, на практике сливаются между собой. Таким образом, существование традиционных культур неразрывно связанно с ритуалами и обрядами. Их функции на практике очень разнообразны. Они регулируют эмоциональное состояние людей, формируют чувство общности, помогают индивиду ощутить свою идентичность, сохраняют ценности этноса. Ритуалы можно разделить по функциям. Особенностью традиционной культуры является закон мышления, тесно связанный с законами эмоций, а также чувственных аспектов познания мира. Для традиционной культуры мир - это комплекс символов, образов и представлений. Важными свойствами традиционной культуры являются ее целостность, автоматизированность, подчинение традиции, сохранение ее самобытности, чувственное восприятие мира, отождествление отдельного индивида всему родоплеменному коллективу. Человек традиционной культуры ведет постоянный диалог с природным окружением. Он нацелен не на покорение природы, а на сотрудничество с ней. Главным способом восприятия, объяснения мира и определения места человека в окружающем мире в традиционной культуре является миф. Именно в мифе осуществляется совпадение чувственного образа, полученного от определенных элементов внешнего мира, и общей идеи.

 

ВОПРОС21 Проблемы архитектуры в условиях глобализации

Глобализация- выравнивает все параметры жизни, ценности, технологии, во всех странах, без различия национальности.

Началась глобализация с началом торгового обмена в странах. (На протяжении большей части человеческой истории общества существовали замкнуто, обособленно(замкнутая культура, традиции). Однако тенденция к преодолению замкнутости тоже проявилась достаточно давно. Объединение племен, формирование древних государств, торговый обмен все это можно рассматривать, как шаги преодоления родовой, племенной, этнической обособленности)

А более активно развивается с началом индустриальной цивилизации. Капиталистические идеи. Машинное производство.(17 век)

Далее на современном этапе постиндустриальной цивилизации и информационного общества компьютерные технологии и современные средства связи резко ускоряют общемировую интеграцию по всем направлениям, наделяя процессы предшествующей эпохи новыми качествами и динамикой. С девяностых годов ХХ века начинается третья информационная революция, в которой решающую роль играет глобальная информационная сеть – Интернет.

Информационные технологии выходят из-под контроля общества и делают человека зависимым от информационной сферы. Современная информационная революция формирует коммуникационное единство мира, в котором скорость распространения невиданных объёмов информации намного больше скорости передвижения людей и товаров. Коммуникация людей и народов зависит не от территории и места проживания, а от структуры телекоммуникационных систем.

Глобальное информационное пространство преобразует экономическую, политическую, общественную, культурную деятельность. Информационные технологии небывало повышают интенсивность связей между людьми, народами и цивилизациями, предоставляют возможность массового образования. Высокотехнологические средства связи, низкие транспортные расходы и неограниченная торговля создают возможности для свободного перемещения товаров и услуг, складывается единый мировой рынок.

 

ВОПРОС22 Периоды развития западной цивилизации

-Доиндустриальная – ручной труд

-Индустриальная – первые машины (Англия, с конца XVIII века), возникновение промышленности

-Постиндустриальная – наше время, переход на информационные технологии (информационная эпоха), автоматизация и робототехника

 

Периодизация мировой истории:

40 тыс.л. – 4 тыс.л. до н.э. – первобытное общество

4 тыс.л до н.э. (объединение Египта) – 476г. н.э. (год падения Рима) – древний мир

476г. н.э. – конец XV века – средние века – период отказа от язычества и природного мировоззрения

Конец XV века – 1918г. – новая история

С 1918г. – новейшая история

 

ВОПРОС23 Роль великого переселения народов в развитии общества

С 4-8 век н.э великое переселение народов навсегда переломило ход мировой истории. В 5-ом веке Рим был захвачен варварскими племенами. История Древнего мира на этом закончилась. Началось Средневековье. Европа стала бурлящим котлом военных действий. Именно в этот период зародились основные европейские гос-ва(Франция,Германия, Италия)

У варваров не было своих арх-ых традиций. Поэтому они пытались подражать античным образцам. Наивное, почти детское восприятие дало нам причудливые романские формы. А народное стремление быть выше к Богу- великолепные шедевры готического зодчества.(Варварские растительные мотивы, чудовища, переплетения языческой и христианской религий дало миру потрясающее пластическое разнообразие готической скульптуры на соборах)

 

ВОПРОС24 Проблема «Власть и архитектура»

Начиная с египта, как наши императоры влияли, советское время (сказали в 60 годы что арх будет типовой и массовой)

 

ВОПРОС25 Структурная двуслойность исторического зодчества

- идеологический слой (храмовые комлексы, дворцовые. Традиции и культура)

- функциональный (утилитарные постройки населения, жилое)

Идеологич слой более подвижный, т к при взаимодействии культур(силовом и мягком), его проще изменить, повлияв на соц верхушку. Функциональный слой более постоянен. Так как до простого народа медленнее доходят идеологические изменения(люди строят проверенным способов своих отцов,дедов)

 

ВОПРОС26 Взаимовлияние архитектурных культур

Взаимод. Арх культур происходит на идеолог слое.

1) силовое взаимодействие (военные конфликты)

2) мягкое (торговые,эконом,полит отношения между державами)

Западная культура менее устойчива, чем восточная. Так как в первой преобладает влияние прогресса, в европейской философии движение линейно; а в восточной культуре движение циклично (повторяется), традиции на первом месте.

Если нет взаимодействия происходит стогнация.(в пример Завр приводил Японию, которая то закрывалась,от открывалась миру.)

Сейчас мировая культура стремится к глобализации.Глобализация-процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.

 

ВОПРОС27 Историческая динамика отношения к архитектурному наследию

Эволюция отношения к наследию в разных слоях общества.

Материал по лекциям

В функциональном слое цель максимально сохранить и использовать (без идеологической подоплеки)

В идеологическом слое к наследию относились как к бывшему- был важен эстетически и образный эффект. Пример Гоитка отрицала романскую арх. Классицизм барокко и и.д.

Понятие охраны памятников архитектуры появилось начале 20в

В 1918 был опубликован дикрет об охране памятников архитектуры

В 1960 были организованы общества по охране памятников.

3 типа времени

1. Историческое

2. Психологическое

3. биологическое

Эта инфо то же может пригодиться

Об охрани памятников на территории СССР и РФ

Внимание к охране природного и культурного наследия значительно усиливается в XIX в. Наряду с частными решениями, которых было большинство, принимались и общие государственные постановления, регламентирующие строительную и иные виды деятельности. В качестве примера можно указать на обязательный для исполнения Строительный устав, принятый в XIX в.. который запрещал снос или ремонт, ведущие к искажению зданий, возведенных в XVIII в., а также на указ о награждении орденом Владимира I степени лиц, насадивших и вырастивших не менее 100 десятин леса.

Важную роль в деле охраны природного и культурного наследия играли общественные, научные организации: Московское археологическое общество (1864), Русское историческое общество (1866), Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины (1909) и др. На своих съездах эти организации обсуждали проблемы охраны историко-культурного наследия. Они занимались разработкой законодательства по охране памятников, ставили вопрос о создании государственных органов для охраны культурно- исторических ценностей. Среди этих организаций особого выделения заслуживает деятельность Московского археологического общества.

В это Общество входили не только археологи, но и архитекторы, художники, писатели, историки, искусствоведы. Главными задачами Общества стали изучение древних памятников русской старины и «охранение их не только от уничтожения и разрушения, но и от искажения починками, пристройками и перестройками».

Решая поставленные задачи. Общество создало 200 томов ученых трудов, которые способствовали глубокому осознанию исключительной ценности отечественного историко-культурного наследия и необходимости его сохранения.

Не менее впечатляющими были практические результаты деятельности Общества. Благодаря его усилиям удалось сохранить ансамбль Усадьбы на Берсеневской набережной и постройки Китай- города в Москве, крепостные сооружения в Коломне, Успенский собор в Звенигороде, храм Покрова на Перли, церковь Лазаря Муромского в Кижах и многие другие.

Наряду с изучением и сохранением памятников Общество внесло значительный вклад вдело пропаганды достижений русской культуры. В частности, по его инициативе был сооружен памятник выдающемуся русскому просветителю, первопечатнику Ивану Федорову (автор — скульптор С. Волнухин), который и поныне украшает центр Москвы. Авторитет Московского археологического общества был настолько высоким, что без его ведома и согласия практически ничего не делалось. Если же что-то затевалось и угрожало какому-либо памятнику, то Общество решительно вмешивалось и наводило должный порядок.

В начале XX в. в России уже были разработаны основные законы об охране памятников искусства и старины, об охране природы и об организации природных и исторических заповедников. Были опубликованы «Проект закона об охране памятников старины в России» (1911) и пакт Н. Рериха о необходимости международного решения вопроса об охране культурных ценностей. Следует подчеркнуть, что пакт Рериха явился первым в мировой практике документом, поднявшим данный вопрос до глобальной проблемы. Этот пакт был принят Лигой Наций только в 1934 г., получив не совсем справедливое наименование — «Вашингтонский пакт».

Принятию закона «Об охране памятников в России» помешала Первая мировая война. Правда, его принятие могло оказаться проблематичным, поскольку в первоначальной редакции он затрагивал права частной собственности, включая статью о «принудительном отчуждении недвижимых памятников старины, находящихся в частном владении».

После Октябрьской революции ситуация с сохранением культурного наследия резко обострилась. Последовавшая за революцией Гражданская война имела следствием разрушение и разграбление огромного числа памятников внутри страны, а также бесконтрольный вывоз культурных ценностей за границу. Рабочие и крестьяне делали это из мести и ненависти к своим бывшим угнетателям. Другие социальные слои участвовали в этом из чисто корыстных целей. Спасение национального культурного достояния требовало от властей энергичных и решительных мер.

Уже в 1918 г. издаются имеющие законодательную силу декреты советской власти о запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения, а также о регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины. Особое внимание уделяется охране памятников садово- паркового искусства и историко-художественного пейзажа. Заметим, что такого рода законодательные положения о памятниках садово- паркового и ландшафтного искусства в мировой практике были первыми. Одновременно создается специальный государственный орган по делам музеев и охране памятников.

Принятые меры дали положительные результаты. За четыре года только по Москве и Подмосковью зарегистрирована 431 частная коллекция, обследованы 64 антикварных магазина, 501 церковь и монастырь, 82 усадьбы.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. нанесла Советскому Союзу огромный ущерб. Немецко-фашистские захватчики сознательно и целенаправленно разрушали наиболее ценные памятники архитектуры, расхищали произведения искусства. Особенно сильно пострадали древние русские города Псков, Новгород, Чернигов, Киев, а также дворцово-парковые ансамбли пригородов Ленинграда.

Их восстановление началось еще до окончания войны. Несмотря на тяжелые лишения и огромные трудности, общество находило в себе силы на возрождение историко-культурного достояния. Этому способствовало принятое в 1948 г. правительственное постановление, в соответствии с которым меры, направленные на улучшение охраны памятников культуры, значительно расширялись и углублялись. В частности, теперь к памятникам культуры относились не только отдельно стоящие здания и сооружения, но и города, населенные пункты или части их, имеющие историко-градостроительную ценность.

С 60-х гг. охрана памятников культуры осуществляется в тесном взаимодействии и сотрудничестве с международными организациями и мировым сообществом. Заметим, что наш опыт нашел широкое отражение в таком международном документе, как принятая в 1964 г. «Венецианская хартия», посвященная вопросам сохранения памятников культуры и искусства.

К началу 70-х гг. охрана культурного и природного наследия уже в полной мере осознается мировым сообществом как одна из глобальных проблем современности. По инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976). Результатом стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил упомянутый Комитет. В его обязанности входит составление списка выдающихся памятников мировой культуры и оказания государствам-участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов.

В этот список внесены: Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лавра: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире; церковь Покрова на Нерли и Лестничная башня палат Андрея Боголюбского в поселке Богомолове; Спасо- Ефимиев и Покровский монастыри; Рождественский собор; Архиерейские палаты в Суздале; церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша; а также историко-архитектурный ансамбль на острове Кижи, центр Санкт-Петербурга и др.

Помимо помощи по сохранению и защите памятников Комитет оказывает также помощь в их изучении, предоставляя сложное оборудование и экспертов.

Помимо названных, в тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает также Международный совет по вопросам сохранения исторических мест и исторических памятников — ИКОМОС. основанный в 1965 г. и объединяющий специалистов из 88 стран. В его задачи входят охрана, реставрация и консервация памятников. По его инициативе в последнее время принят ряд важных документов, направленных на совершенствование охранного дела во всем мире. В их числе Флорентийская международная хартия по охране исторических садов (1981); Международная хартия по охране исторических мест (1987): Международная хартия по охране и использованию археологического наследия (1990).

Среди негосударственных организаций следует выделить Международный центр исследований в области консервации и реставрации культурных ценностей, известный под именем Римского центра — ИККРОМ, членами которого являются 80 стран, включая Россию.

 

ВОПРОС28 Память места и достопримечательное место как предмет охраны

Например на этом месте стоял дом, где жил пушкин. Место есть а дома нет. Есть такая ценность, там может быть дом тоже, но похожий по объему, по композиции, и внешне.

 

ВОПРОС 29 Типология объектов охраны архитектурного наследия

Государством охраняются следующие типы памятников.

1. Ценные ландшафты

Подразделяются на Естественные и искусственные

Естественные образцы типичной природы, водоохранные зоны.

Искусственные - созданные парки (Версаль)

+ Зоны регулирования, вокруг охраняемых зон.

2. Памятники материальной культуры

А. Арихиологические

Б. памятники индустриальной культуры

3. Памятники истории

Связанные с историческими событиями или личностями – достопримечательные либо памятные места.

4. Памятники монументального искусства

Росписи скульптуры возрастом более 50 лет.

5. Памятники архитектуры

6. Памятники градостроительного искусства.

Организации занимающиеся охранной памятников

КГИОП-(Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры)- гос. Организация

ВООПИК- (ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) общественная организация.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

 

ВОПРОС 30 Ценные ландшафты как объект охраны

Произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства - сады, парки, скверы, бульвары, некрополи;

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны[1].

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения[2].

С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

Государственные природные заповедники (в том числе биосферные)

Национальные парки

Природные парки

Государственные парки

Памятники природы

Дендрологические парки и ботанические сады

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

 

ВОПРОС 31 Памятники истории и материальной культуры как объекты охраны

Памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костёлы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);

Объекты культурного наследия (ОКН) — памятники истории и культуры народов Российской Федерации — объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры

Основополагающие нормы охраны культурно-исторического наследия закреплены в ст. 44 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Охрана объектов культурного наследия РФ проводится на основании следующих нормативно-правовых актов:

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (в ред. от от 23.07.2013);

Положение о государственной историко-культурной экспертизе (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569);

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2008 г. № 315);

Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (Утверждено Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 г. № 954);

Форма паспорта объекта культурного наследия (Утверждена Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11 ноября 2011 г. № 1055);

Правила выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2014 г. № 127).

 

ВОПРОС 32 Проблемы охраны и использования памятников архитектуры

В последнее время чрезвычайно остро стоят вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Отношение к культурному наследию приобретает идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.

Памятники - ориентиры формирования нашей исторической памяти. Особенно велика их роль в формировании и сохранении наших ценностных представлений о прошлом. Память - основа не только культуры, но и мировосприятия. Сбереженная социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений. Исторический опыт всегда интегрирует в современность, в современную живую культуру, как составная сфера ее, обусловливающая общие представления о связи времен, настоящего с прошлым и будущим. Отношение к реликтам прошлого всегда показатель уровня современной культуры. Каково общество, таковы и его памятники, т.е. то, что признается достойным сохранения в памяти, а также зашиты и охраны государством.Сегодняшнее отношение людей к вопросам сохранения национальных ценностей есть признак обновления общественного сознания, глубоких изменений, происходящих во всей социокультурной ситуации. В то же время следует отметить, что процесс формирования ценностного отношения к памятникам истории и культуры нельзя считать завершенным; предпринимаемые усилия далеко не в полной мере соответствуют масштабам существующих в этой сфере разрушительных тенденций. Как писал Д.С.Лихачев: «Преднамеренное уничтожение памятников, их физическое разрушение из-за отсутствия элементарного ухода или вследствие недопустимого использования, и деградация, и утрата веками складывавшегося своеобразия исторических городов, селений в результате современной градостроительной и хозяйственной деятельности - знаки явного неблагополучия в этой области, ставшего общенациональной болью, до сих пор не отошли в прошлое»[1].

Во многом причина такого положения зависела от характера применения законодательства. Юридическая безнаказанность виновников разрушения культурного наследия приводит к безнравственности, к потере исторической памяти, к забвению традиций, культуры. Сохраняется так же принципиальное несоответствие масштабам проблемы тех средств и рычагов воздействия, которые имеются в распоряжении организаций и учреждений, занимающихся вопросами охраны и реставрации памятников истории и культуры. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.Принятие этого документа стало большим событием в сфере охраны культурного наследия. Закон создан с учетом новейшего европейского опыта и реальной экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России, как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Объекты культурного наследия определяются в законе как объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия, согласно закону, подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места.

Данная классификация кажется на первый взгляд излишне громоздкой и детальной, но такая подробность позволяет более точно определить круг объектов, включаемых в государственную охрану. Все ранее принимаемые законодательные документы предлагали более краткие, но не более четкие определения и классификации, что вызывало определенные трудности при выявлении, паспортизации и присвоении памятникам категорий.1

Закон определяет государственную охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованиемю.2

В законе определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.

Важное место в законе отведено решению проблемы учета культурного наследия. Закон определяет задачу подготовки Государственного реестра объектов культурного наследия, как государственной информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

В новом действующем законе подробно определяется механизм правового регулирования права собственности по отношению к объектам культурного наследия. В законе получили отражение вопросы, посвященные воссозданию памятников. В статье закона подчеркнуто, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях, при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного памятника истории и культуры за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации на основании историко-культурной экспертизы по официальному заключению федерального органа охраны, согласованному с органом государственной власти, а также с учетом общественного мнения или мнения религиозных организаций, в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения.

Закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы четкие, конкретные подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы сохранения и использования памятников истории и культуры, более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.

В настоящее время возникает необходимость реорганизации деятельности по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры. В связи с этим является целесообразным проведение анализа современного состояния проблемы сохранения культурного наследия, разработки путей решения.

 

ВОПРОС 33 Проблемы охраны памятников градостроительного искусства

Государством охраняются следующие типы памятников.

1. Ценные ландшафты

Подразделяются на Естественные и искусственные

Естественные образцы типичной природы, водоохранные зоны.

Искусственные - созданные парки (Версаль)

+ Зоны регулирования, вокруг охраняемых зон.

2. Памятники материальной культуры

А. Арихиологические

Б. памятники индустриальной культуры

3. Памятники истории

Связанные с историческими событиями или личностями – достопримечательные либо памятные места.

4. Памятники монументального искусства

Росписи скульптуры возрастом более 50 лет.

5. Памятники архитектуры

6. Памятники градостроительного искусства.

Организации занимающиеся охранной памятников

КГИОП-(Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры)- гос. Организация

ВООПИК- (ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) общественная организация.

-До ХХ века застройка городов шла без проекта, учитывая только рельеф местности и направления/расположение рек.

- Первый проект охраны центре СПб – 1969 г.

- 2002 г. – Закон о градостроительном наследии – Включал в себя ЛАКУНЫ(особые зоны в пределах охранной зоны центра города, где строительство было разрешено). Затем лакуны разрастались и их противозаконно расширяли, закон показал свою неэффективность.

- 2008 г. – Федеральныйзакон об охранных зонах – Определил охренные зоны, прилегающие к ним зоны регулирования застройки ЗРЗ-1,ЗРЗ-2, в которых регулируется высота, внешний облик и назначение объектов, также ЗРЗ-3, где регулируется только высота застройки.

ПРОБЛЕМА ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО НЕОБХОДИМО СОХРАНЯТЬ ОБШИРНЫЙ УЧАСТОК ТЕРРИТОРИИ, УЧИТЫВАЯ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ И ПАНОРАМЫ ПРИ НОВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ.

Проект охранной зоны:

1) Исследование истории и арх-ры местности

2) Разработка трех опорных планов:

-историко-архитектурный (культурный) план – отражает все объекты ценности на протяжении всей истории существования поселения

- историко-градостроительный план – отражает все изменения в планировке города со временем

- ландшафтный опорный план

3) Составляется общий план охранной зоны

+ по юридическим основаниям территории присваивается определенный статус

+ на основании его выпускаются нормативные постановления, определяющие охранную зону и зрз 1-2-3.

 

ВОПРОС 34 Проект охранных зон исторических поселений

Исторический центр и пригороды Санкт-Петербурга подлежат особому градостроительному регулированию.

С целью обеспечения сохранности культурно-исторического наследия на территории нашего города и его пригородов устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Зоны охраны являются основным инструментом территориальной охраны исторической среды недвижимых объектов культурного наследия, до утверждения градостроительной документации и правил застройки.

На территории исторического центра сосредоточено более 4,5 тысяч объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия занимают более 65% территории центральной части города и, по своей сути, являются основной составляющей исторической архитектурно-градостроительной среды.

При такой плотности расположения возникает необходимость введения особых объединенных зон охраны, включающих в себя всю группу объектов культурного наследия исторического центра различных категорий историко-культурного значения.

В основу проекта охранных зон положен принцип выделения объединенных зон главных исторических градостроительных ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов, с установлением жестких ограничений на реконструкцию непосредственно прилегающей к ним исторической среды и установления правил дифференцированного регулирования градостроительной деятельности на территориях с сохранившейся исторической застройкой различной степени историко-культурной ценности.

В качестве главных предметов градостроительной охраны выделены ансамбли исторического центра и пригородов Санкт-Петербурга, внесенные в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО (включая такие градостроительные ансамбли, как Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Биржевая площадь Сенатская площадь и др.), уточнены границы существующих зон, определены наиболее значимые по своей историко-культурной ценности территории, их объектный состав и режимы использования.

На этих территориях устанавливаются:

- запрет нового строительства (за исключением мер, направленных на регенерацию исторической среды и приспособление объектов культурного наследия);

- запрет на изменение исторической планировочной структуры улиц и лицевых линий кварталов;

- строгие ограничения на реконструкцию объектов, представляющих историко-культурную ценность (зданий, лицевых фасадов, скверов и т.д.).

На остальной части объединенных зон охраны устанавливаются дифференцированные режимы ограничений, допускающие строительство и более радикальную реконструкцию без изменения планировочной структуры (сеть проездов, разбивка кварталов), основных средовых характеристик, отдельных объектов культурного наследия, в том числе, археологии.

Выписка из Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ”. Статья 34. Зоны охраны объектов культурного наследия:

1. В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

2. Охранная зона —территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих здании и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

3. Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения — органом государственной власти и субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

4. Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 

ВОПРОС 35 Градостроительное наследие Петербурга

ГЛАВНОЕ, ЧТО СПБ ЕДИНСТВЕННЫЙ ГОРОД ГДЕ АНСАМБЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА РАСПОЛОЖЕН НА ДВУЗ БЕРЕГАХ РЕКИ И ВКЛЮЧАЕТ САМУ РЕКУ!

Исходным историческим обстоятельством, во многом определившим структуру петербугского центра,была сложная топография развлетвленной дельты невы,где небольшой островок (Заячий) оказался центром приятяжения двух крупных правобережных остравов.

Первоначально застройка велась у Петропавловской крепости. В Петербурге, ставшем с 1712 г. столицей России, впервые в стране последовательно претворялись принципы регулярного градостроительства. В 1716 г. архитектор Д.Трезини разработал проект создания общегородского центра на Васильевском острове, всю территорию которого предполагалось разделить сетью каналов на прямоугольные кварталы. Хотя этот замысел остался нереализованным, он заложил основы четкой геометрической планировки, характерной для этой части Петербурга.

В последующие годы строительная деятельность сконцентрировалась на левом берегу Невы, ставшем ядром быстро растущего города. Здесь сложилась радиально-дуговая планировочная структура. Ее каркас составляет "трезубец" главных городских магистралей (Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица), лучами расходящихся от здания Адмиралтейства. Большой вклад в совершенствование пространственной композиции центральных районов внесла деятельность в 1762 1796 гг. Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Составленный под руководством архитектора А.В.Квасова проектный план Петербурга способствовал организации системы важнейших городских площадей и наметил южную границу столицы, закрепленную строительством в 1769 1833 гг. Обводного канала. Серьезная градостроительная реконструкция Петербурга была осуществлена в первой трети XIX в. Ансамблевый подход к застройке, заявивший о себе в работах выдающихся мастеров высокого классицизма А.Н.Воронихина, А.Д.Захарова, Ж. Тома де Томона, достиг своего наивысшего расцвета в период ампира. Обширные территории в центре города получили окончательное оформление благодаря творчеству К.И.Росси, создателя грандиозных комплексов Главного штаба, Сената и Синода, Александринского театра и Михайловского дворца, завершивших формирование архитектурных панорам центральных площадей Санкт-Петербурга.

Во второй половине XIX начале XX в. государственное регулирование городской застройки ослабело. Стремительное развитие промышленности предопределило возникновение за пределами исторического центра обширных и неблагоустроенных рабочих районов. Их реконструкция развернулась в 1920 1930-х гг., когда на бывших окраинах были проложены новые улицы, а вместо трущоб выросли образцовые жилые кварталы, утопающие в зелени.

Составленный в 1935 1939 гг. Генеральный план Ленинграда определил перспективы дальнейшего развития города за счет освоения новых территорий в южном направлении. Там получила продолжение традиционная для Петербурга система планировки, главной осью которой становился Московский проспект. На его пересечении с вновь проложенной центральной дуговой магистралью предполагалось возвести грандиозный ансамбль парадно-административного центра. В дальнейшем идея преимущественного роста города на юг уступила место концепции равномерного развития. Массовое жилищное строительство 1960 1990-х гг. значительно увеличило площадь Петербурга, сформировав гигантские по своим размерам новые жилые районы на юге, западе и севере города. Новостройки вышли к берегу Финского залива, где в настоящее время формируется морской фасад Петербурга.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура лимбической системы.| Третья нормальная форма

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.038 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав