Читайте также:
|
|
Определим удовольствие как некоторое движение души и как быстрое и ощутительное водворение ее в ее естественное состояние; неудовольствие же определим как нечто противоположное этому.
Приятно и все то, что создает вышеуказанное нами душевное состояние.
Отсюда необходимо следует, что по большей части приятно водворение в свое природное состояние. [Приятны и] привычки, потому что привычное уже как бы получает значение природного. Приятно и то, что делается не насильно, потому что насилие противно природе; на этом-то основании все необходимое тягостно.
Неприятны также заботы, попечения и усилия; все это принадлежит к числу вещей необходимых и вынужденных.
Приятно и все то, что составляет объект желания, потому что желание есть стремление к удовольствию.
Приятно уже и самое отсутствие зла.
Приятна также месть, потому что приятно достигнуть того, не достигнуть чего тяжело.
- Безнаказанно совершать несправедливые поступки считают для себя наиболее возможным люди, умеющие говорить, ловкие, имевшие много случаев вести подобную борьбу, люди, у которых много друзей и денег. Наиболее сильными люди считают себя в том случае, когда они сами удовлетворяют указанным условиям; если же этого нет, то в том случае, если у них есть такие друзья, слуги или сообщники; это дает им возможность совершать несправедливости, утаивать это и не нести за них наказания.
Надеяться на это можно еще и в том случае, когда мы дружны с тем, кому наносим обиду, или с судьей: друзья, с одной стороны, не принимают предосторожностей от несправедливостей, а с другой стороны, мирятся, не давая делу доходить до суда.
Что же касается судей, то они угождают тем, с кем они дружны, и или совсем не взыскивают с них, или налагают незначительное наказание.
- Легко скрыть свою вину тем людям, качества которых идут вразрез с возводимыми на них обвинениями, например, человеку бессильному легко скрыть преступление, заключающееся в насилии, а человеку бедному и безобразному — прелюбодеяние.
- Легко также скрыть и то, что слишком явно и слишком бросается в глаза, так как таких вещей люди не замечают, считая их невозможными.
- Легко скрыть преступление такой важности и такого сорта, какого никто не совершал, потому что таких вещей никто не остерегается: все остерегаются привычных преступлений, как это делают и по отношению к привычным болезням, но никто не принимает предосторожностей против того, чем никто никогда не страдал.
- Легко такж е нападать на тех людей, у которых или совсем нет врагов, или много их: в первом случае нападающий надеется остаться необнаруженным на том основании, что его жертва не принимает никаких мер предосторожности, а во втором он остается необнаруженным, потому что нападение на людей, принявших оборонительное положение, представляется со стороны данного человека делом невозможным, и виновный в свою защиту может сказать, что он никогда не отважился бы на подобное дело.
- Легко совершать преступления и тем, кто может укрыться — благодаря ли способу, которым совершено преступление, или месту, где оно совершено, или для кого благоприятно слагаются обстоятельства.
- Кроме того, на преступления решаются те лица, которым выгоды от преступления представляются очевидными, значительными или близкими, а наказание за него — ничтожным, неверным или далеким. И те преступления, кара за которые не равна получаемой от них выгоде, всегда находят исполнителя;
* тирания;
- Решаются на преступление еще и те, кому часто удавалось или скрыть свое преступление, или остаться безнаказанным, а также те, кто часто терпел неудачу, потому что в подобных вещах, как и на войне, некоторые способны добиваться победы во что бы то ни стало.
- На преступление решаются когда выгода близка, а наказание отдалено. В подобном положении находятся невоздержанные люди, а невоздержание может касаться всего, что составляет предмет наших желаний.
- когда, напротив, все неприятное, связанное с преступлением и наказанием за него, постигает человека немедленно, а удовольствие и пользу получают лишь позже, но на более продолжительное время; к такого рода вещам стремятся люди воздержанные и более разумные.
- когда есть возможность объяснить свой поступок случайностью, или необходимостью, или законом природы, или привычкой, — вообще в тех случаях, где есть возможность доказывать, что совершена ошибка, а не преступление.
- люди нуждающиеся, причем нужда может быть двоякого рода: или в вещах необходимых, как у людей бедных, или в вещах излишних, как у богатых.
- люди, имеющие или очень хорошую, или очень дурную славу, первые в расчете на то, что на них не падет подозрение, вторые — в той мысли, что от этого слава их не ухудшится.
1. Причины, возбуждающие доверие к оратору
Есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему, потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без доказательств, - это разум, добродетель и благорасположение;
люди ошибаются в том, что говорят или советуют, или по всем этим причинам в совокупности, или по одной из них в отдельности, а именно:
- они или неверно рассуждают, благодаря своему неразумию,
- или же, верно рассуждая, они, вследствие своей нравственной негодности, говорят не то, что думают,
- или они разумны и честны, но не благорасположены, почему возможно не давать наилучшего совета, хотя и знаешь.
Кроме этих [трех причин], нет никаких других. Если слушателям кажется, что оратор обладает всеми этими качествами, они непременно чувствуют к нему доверие.
2. Анализ чувства агона (соревнования) и его особенностей
Люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по месту, по возрасту и по славе, с кем соперничают
Никто [не завидует]: тем, кто жил до нас будет жить после нас, уже давно умер, тем, кто сильно нас превосходят или сильно нам уступают, не завидуем людям, занимающимся подобными вещами.
Люди соперничают со своими противниками в бою, соперниками в любви и вообще с теми, кто хочет того же, [чего они]. Это потому, что они завидуют этим лицам.
Отсюда ясно, в каком состоянии люди соревнуются, с кем они соревнуются и в чем.
- Соревнование есть некоторая печаль при виде кажущегося присутствия у людей, подобных нам по своей природе, благ, которые связаны с почетом и которые могли быть приобретены нами самими, [печаль] не потому, что эти блага есть у другого, а потому что их нет также у нас самих.
Поэтому-то соревнование есть нечто хорошее и бывает у людей хороших, а зависть есть нечто низкое и бывает у низких людей.
В первом случае человек, под влиянием соревнования, старается сам о том, чтобы достигнуть благ, а во втором, под влиянием зависти, - о том, чтоб его ближний не пользовался этими благами.
Склонными же к соревнованию будут
- люди, считающие себя достойными тех благ, которых они не имеют.
- люди молодые и люди великодушные,
- люди, обладающие такими благами, которые достойны мужей, пользующихся уважением; к числу этих благ принадлежит богатство, обилие друзей, власть и другие тому подобные блага: так как им подобает быть людьми хорошими, то они соревнуются в достижении таких благ, потому что они должны принадлежать людям хорошим.
- люди, которых другие считают достойными [этих благ].
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 36 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |