Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Три подхода к анализу человеческой сущности.

Читайте также:
  1. III.2.2. Отбор проб. Подготовка проб к анализу.
  2. O Комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности
  3. Авторы цивилизационного подхода -А.Тойнби и О. Шпенглер
  4. Алгоритм затратного подхода оценки недвижимости.
  5. Алгоритм расчетов методами рыночного/сравнительного подхода
  6. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
  7. Быть честным с самим собой. Полнота человеческой жизни.
  8. В любой человеческой культуре, отмечает Парсонс, фундаментальное значение имеет коммуникация, ее основой является язык.
  9. В соревновательных условиях подвергаются анализу на исследование все перечисленные выше классы веществ и методы.
  10. Взгляды на роль и место дактильной и жестовой речи в современных подходах к обучению глухих в зарубежной сурдопедагогике.

Сущность – это совокупность свойств, которые определяют качественную самотождественность объекта, то есть делают его тем, чем он является. Изменение этих свойств ведет к изменению самотождественности объекта (он перестает быть самим собой).

Несущественные свойства определяют объект, но при их лишении объект не перестанет быть собой. Есть три разных измерения человеческой сущности.

Родовая сущность – это совокупность свойств, которые присущи любому из людей и отличают их от любого из объектов природы.

Социально-историческая сущность – это существенные свойства людей, занимающих разное место в обществе, культуре и истории.

Индивидуальная сущность – совокупность свойств, которые выделяют человека в среде себе подобных, ведущих типологически идентичный образ жизни.

Три подхода к анализу:

• Субстратный

• Функциональный

• Субстанциальный

Есть три типа объектов в нашем мире.

• Простейшие неинформационные объекты, существование которых не связано с целью. Существенные свойства таких объектов определяются свойствами вещества, из которого объект состоит. Действует правило – вещь есть то, из чего она состоит. – субстратные

• Функциональные объекты – это объекты, существенные свойства которых определяются их функцией. Функция – это соответствие между бытием объекта и его назначение. Оно определяется внешними по отношению к ним целями, средством для достижения которых является объект. Действует правило – вещь есть то, что она делает. Функции реализуются на субстрате, но существенные признаки определяются функцией.

• Субстанциальные объекты – существенные свойства этих объектов определяются способом самоцельного существования в среде (образом жизни). Функционировать - это значит служить внешней, не собственной цели. Объекты субстанциальные преследуют собственные цели - они не функционируют, а живут. Жизнь - это способ самоцельного существования в среде.

Субстанциональные объекты – это объекты самопорождающиеся, саморзвивающиеся и самоподдерживающиеся. Сапорождение – подобное порождает подобное и порождается от подобного.

Чтобы понять, что такое субстанция, мы должны обратиться к Спинозе и Гегелю. Спиноза – Причина самого себя, способность к самопорождению и саморазвитию.

Гегель – единство многообразия и многообразие единства.

Какой метод применим к человеку? – Все три в опр. аспектах.

 

Субстратный подход в понимании человека.

Анатомия и ее влияние на человеческую сущность.

Человек зависит от анатомического строения своего тела, но не сводится к нему. Иногда организм и вовсе конфликтует с человеком. Самый страшный конфликт – смерть.

Соматические телесные свойства влияют на индивидуальную сущность человека двумя разными способами: биогенная стимуляция (рестрикция) и социогенная прескрипция (предписание)

1. Биогенная стимуляция или рестрикция (ограничение) – это способность телесных свойств препятствовать или способствовать осуществлению человеком собственных целей.

2. Социогенная прескрипция – это ситуация, в которой от человека, обладающего определенными физическими свойствами, ждут и требуют определенного предписанного поведения.

 

Соматические телесные свойств влияют на индивидуальную сущность, ноне определяют ее. В истории науки были попытки доказать, что соматические свойства тела могут предопределять судьбу человека. Примером Чезаро Ломброзо создал теорию, согласно которой сколнность человека совершать тяжелые насильственные преступления против личности предзадана биологически. Это склонность он объяснял биологической деградацией человека, в поведении которого восстанавливаются черты животного. Преступников такого рода он рассматривал как особый биологический тип – человек преступны. Чезаро считал бессмысленным юридическое преследование преступников такого рода, требуя их медицинской изоляции.

Влияние соматических свойств человека предопределяет его жизненную судьбу в случае с болезнями зависимого поведения (в том числе в случае с интеллектуальной и волевой невменяемостью человека). Соматические свойства человека влияют на его родовую сущность. Это влияние анализируют ученые, занимающиеся физической антропологией.

Физическая антропология выделяет три существенных признака, при отсутствии которых гоменизация (развитие в направлении человека) была бы невозможной.

Элементы антропологической триады:

1. Бипедия (двуногость) – это особенность анатомии, которая делает прямохождение возможным. Она не является достаточным признаком человека, но она необходимое условие его становления. Прямохождение способствует гоменизации, избавляя передние конечности человека от функции локомоции (передвижения), что делает возможной орудийную адаптацию в среде.

2. Свободная рука – это особенности анатомии, которые позволяют человеку захватывать и использовать предметы, отличные от органов собственного тела. Благодаря свободной руке возможность орудийности становится действительностью. Принципиально важны момент – кисть с отстоящим большим пальцем.

3. Строение головного мозга. Которое делает возможной вторую сигнальную систему – членораздельную речь, основанную на мышлении.

Человек – единственное живое существо, способное к символическому поведению. строение головного мозга позволяет нам реагировать на сигналы сигналов.

Антропологическая триада влияет на становление человеческой сущности, но не предопределяет ее.

Тело само по себе не делает человека человеком. Об этом свидетельствует опыт Маугли – дете, рожденных людьми, но не воспитанных ими, не прошли процесс социализации. Сохраняя все анатомические признаки человека, маугли безвовзратно утрачивают поведенческие свойства людей, прежде всего способность к абстрактно-логическому мышлению.

Субстратный подход полезен для изучения человека, но недостаточен для понимания его сущности.

 

Функциональный подход к сущности человека.

Функциональный поход неприменим к анализу родовой сущности человека, так как человек вообще не имеет общеобязательного внешнего назначения, которому должен следовать.

В отношении религии ученые используются так называемую теорему Томаса – Наука не знает и не может знать, есть Бог или нет Его. Но наука обязана знать, кк ведут себя люди, верующие в Бога.

Самоцельность человека не означает. Что человек свободен от функциональных обязанностей в этом мире. Отдельные взятые люди не только живут, но и обязаны исполнять некоторые функции, частью добровольно, частью принудительно.

Субстанциональные объекты могут иметь вторичную обретенную функцию. Влияние внешней функции на индивидуальную сущность человека осуществляется наука. Которая называется ролевая теория личности. Эта наука изучает влияние, которое функции, исполняемые человеком в обществе, оказывают на его индивидуальную сущность и образ жизни. Существует связь между системой социальных ролей и статусов и ожидаемым поведением человека, исполняющим эти роли и обладающим этими статусы.

Способность человека функционировать в обществе, то есть исполнять внешние цели, не лишает людей способности к самоцельному существованию, не лишает их субъектности, то есть способности жить, осуществляя собственные уели. Принятие или непринятие общественной функции является результатом собственного выбора человека, хотя этот выбор не во всех случаях является добровольным.

Французский философ-экзистенционалист Жан-Поль Сартр считал, что человека ни к чему нельзя принудить, поскольку человек обречен на свободу. Включая случаи, когда эта свобода является выбором между жизнью и смертью.

 

Всякий человек стремится к удовольствию и избегает страданий, но для каждого страдания и удовольствия разнятся.

Различие между людьми и животными – не в конечной цели существования, а в способе достижения этих целей.

И люди, и животные сохраняют себя в среде существования путем адаптации к ее условиям. Адаптация - это свойство живых системсохранять факт и качество своей жизни, изменяя свои телесные и поведенческие свойства.

 

Адаптация имеет два типа:

1. Соматическая (телесная) – живой организм сохраняется в среде существования, изменяя свойства своего тела. Соматические адаптации бывают индивидуальные и видовые. Мехонизмом видовой адаптации является естественный отбор. Суть его в том, что животные выживают благодаря позитивным мутациям, передаваемым из поколения в поколение.

2. Этологическая – изменение характера поведения. Видовая – этоклины, индивидуальная – прежде всего изменение кормовой базы. Поведенческая адаптация может быть пассивной и активной. Пассивная – изменяется только поведение человека в среде, а условия среды неизменны. Принцип пассивной адаптации – найти хорошее и уйти от плохого.

Человек производит себя как человек, воспроизводя себе средства к жизни. Отчуждение – это лишение его необходимых средств и условий для производительной деятельности.

Разделение труда несет обществу неисчислимые блага. Но и множественные проблемы

Государство 0 институт, частная собственность – бюрократия.

Еще один аспект общества как системы. Рассмотрение всеобщего производства. Оно абстрагируется от

1. Производство – как делания некоторой полезности, потребительской ценности.

2. Потребление

Они тесным образом связаны с дру другом и с окружающей их средой. Всегда нужно удовлетворять потребности среды. Зависимость меж ними количественная, структурная

Общественная организация труда основана на распределении. Распредление труда – это и рапределение средств производства, и рапредлее

 

Труд – 3 определения

Самое широкое: труд – любая активная адаптация к среде, связанную с целеесообразым изменением среды.

Труд по такому определению присущ и животным

Широкое: труд – это активная адаптация к среде, осуществляемая целовеком и только человеком.

Узкое: труд – это лишь такое целесообразное изменение среды, которое санкционировано обществом и осуществляется по его заказу.

· Юридически – труд – только во благо общества и по его заказу.

· В узком значении термина к труду не относят:

1. Противоправную социальную активность

2. Игру

3. Прямое индивидуальное потребление

Отличия от деятельности животных:

1. Активная адаптация человека основана на абстрактно-логическом вербально-понятийном мышлении, а протрудовая деятельность животных имеет, как правило, инстинктивный характер.

Деятельность животного имеет биологически специализированный характер – это означает, что его деятелльность определена биологически.

Я могу научиться строить плотины как бобер, но бобер не может научиться вести лекции по социальной философии.

2. Активная адаптация человека основана на орудийном отношении к среде - это способность человека производить, хранить и многократно вопроизводить средства труда, отличные от органов собственного тела.

 

Что такое мышление?

Мышление – это наиболее эффективный способ информационного поведения в среде, из известных нам.

Мышление качественно отличается от программ поведения животных, к числу которых относятся безусловные и условные рефлексы.

Безусловные рефлексы – это видоспецифические, то есть присущие всем представителям данного вида, врожденные программы поведения, которым не надо учиться и которые не могут быть утрачены.

У ЧЕЛОВЕКА множество безусловных рефлексов, но у него нет ни одного инстинкта. Рефлексы не всегда полезны. Например, ступор. От него нельзя избавиться. Это реакция человека на внезапную опасность. Зачем она нужна? Это осталось от животного мира – это генетическое подтверждение правоты Дарвина. Потому что обезьяны застывали. чтобы избавится от опасности.

Но инстинктов нет.

Инстинкт – это сложная цепь безусловных рефлекс, которая вызывает систему врожденных поведенческих акций, направленных на решение общей поведенческой задачи (оборона, нападение, размножение, гнездостроение и проч.).

У человека безусловные рефлексы отвечают только за соматические телесные, а не за поведенческие реакции!! Поведение человека программируется элементами культуры, не имеющие отношения к безусловным рефлексам.

Условные рефлексы – это индивидуальные прижизненно выработанные программы поведения, которым нужно учиться и которым можно учить. В основе условных рефлексов лежит способность развитой психики реагировать на небиотические (безразличные для животного) воздействия, если эти воздействия имеют сигнальный характер, то есть предупреждают о наступлении жизненно-важных следствий.

С появлением условных рефлексов (а не мышления!) у животных возникает способность к информационному прогнозу динамики среды и к превентивной реакции на ее воздействие. По-русски – у животных возникает способность заранее предвидеть развитие событий и реагировать на них.

Превентивная реакция – реакция на событие, которое еще не наступило, но уже ожидается.

Иногда так, как условный рефлекс, определяют мышление, но это неверно.

С появлением условных рефлексов (а вовсе не мышления!!) у животных возникает способность к пластичному поведению. То есть способность соотносить свои действия с условиями среды, то есть изменять – корректировать свои действия, если они не ведут к достижению заданной цели. – не получается так, попробуем по-другому.

Безусловный рефлекс непластичен – неизменяем.

Условные рефлексы – это настоящая поведенческая революция. Они позволяют корректировать и изменять свои действия.

С появлением условного рефлекса (а вовсе-вовсе не мышления!!!) у животного возникает способность к понимающему поведению. Понимающее поведение – это способность находить целесообразное решение задач, с которыми животное ранее не сталкивалось, то есть возникает способность к эвристическим действиям.

Первое, что делает животное, это ряд бесцельных движений, метаний – животное пробует всякие действия, чтобы решить задачу. А потом решение находится.

Понимающее поведение животных основано не на мышлении, а на сложной комбинации рефлексов, в основе которых лежит гиперкинез – перепроизводство движений, множество движений, в надежде на то, что одно из них будет верно

 

Мышление основано не на слепом переборе вариантов в надежде на случайную удачу, а на способности моделировать ситуацию.

Мышление имеет место там, где воздействию на внешний объект предпосылают операции с образом этого объекта, осуществляемые в воображаемом пространстве. Моделировать ситуацию – значит совершать воображаемые действия, в воображаемом пространстве.

Мышление животных и его отличие от мышления человека

Немецкий зоопсихолог Келер доказал способность человекообразных обезьян выходит за рамки условных рефлексов и осуществлять действия, основанные на моделировании ситуации, то есть на мышлении

Отличие мышления животного от мышления человека:

1. Ручной (действенный) характер – мышление с помощью рук. Не позволяет животному решать сложные задачи в уме сначала и до конца. Животное вынуждено комбинировать мыслительные акты с ручным перебором вариантов в расчете на случайную удачу.

Мышление животных не позволяет типизировать ситуации, чтобы найти общие правила, которым эти явления подчиняются.животные, поставленные в условия развивающего эксперимента, способны выходить за рамки чувственно-конкретного мышления и демонстрировать зачатки мышления абстрактного.

Мышление человека имеет абстрактно-логический вербально-понятийный характер.

Три признака абстрактного мышления:

1. Способность отвлекаться от несущественных различий между объектами и обнаруживать существенные сходства между ними

2. Способность объяснять эти существенные сходства, обнаруживая устойчивые объективные и необходимые связи между явлениями.

3. Способность использовать знания законов для интеллектуального прогноза динамики среды.

Абстрактно-логическое мышления основано на способности человека символизировать информацию. То есть хранить передавать ее с помощью знаковых объектов – книги, фотографии, компьютерные носители и прочее.

Мышление человека позволяет обнаруживать связи между объектами, недоступными наблюдению. Способность символизировать информацию помогает человеку социализировать ее, делать коллективным достоянием.

2. Орудийное отношение к среде - черта жизни, часть образа жизни, которая состоит в способность создавать, хранить и многократно использовать предметы. Отличные от органов собственного тела. Животные способны на дельные орудийные операции, но орудийность не является для них образом жизни.

Чрезвычайно важен вопрос о соотношении абстрактного мышления и орудийности – какая первая и какая повлияла на вторую?

Этот вопрос имеет огромное значение для понимания антропогенеза – о возникновении человека.

 

Этапы антропогенеза.

Долгое время существовала только одна теория – креационизм

Современная наука придерживается теории двух скачков – двух этапов возникновения человека.

1. Переход от животных предков человека к формирующимся людям. Формируюиеся люди – это живые существа, еще не ставшие полноценными людьми, но уже обладающими поведенческими свойствами, присущими только человеку

2. Переход к людям сформировавшимся

Первый шаг – 16 миллионов лет появились миоценовые обезъяны – животные предки человека, которые отличались от современных человекообразных обезъян анатомической способностью развиваться в направлении человека.

Второй шаг – 6-7 миллионов австралопитек прямохождение образ жизни

2-3 миллиона лет назад хомо хабилис человек умелый. Нче шабоперг

Орудийность хабилиса не основывалась на абстрактно-логическом мышлении в ее основе лежал сложный уродийный рефлекс отсутствующий у челокобразных обезъян.

Орудий

Социальные группы

Они разделяются на два больших класса – реальные (организованные – по Сорокину) и номинальные. Реальные- группы, которые объединены реальными связями, принимает организованное участие в деятельности

Номинальные группы выделяются по какому-то значимому для внешнего наблюдателя признаку. Таких признаков может быть сколько угодно много – возрастные, половые и другие группы. Номинальная группа может превратиться в организованную (Союз рыжих у Конан Дойля). Признаки, по которым выделяются номинальные группы, могут быть совершенно фантастическими, но чаще всего они нужны для выполнения практических задач.

Есть еще группы объективные и субъективные. Объективные – этнические группы. Субъективные – политические партии. Объективные группы формируются внешними, нерегулируемыми, невыбираемыми признаками. Субъективные группы наоборот формируются по предпочтениям. Объективные группы не создаются людьми, они создаются спонтанно и независимо от человека.

Классы

Классы никем не создаются. Образующими факторами класс является разделение труда, ролевая и статусная дифференциация (социальная стратификация – разделение общества на иерархические соподчиненные группы (По Сорокину)), различное отношение к средствам производства и средствам потребления.

Классы – это большие группы людей, отличающиеся друг от друга отношениями к средствам производства, местом и ролью в разделении общественного труда и долей располагаемого общественного богатства.

Понятие о классе бедных и классе богатых недостаточно. Важнее ролевая функция в разделении труда. Что касается объективности и организованности, то здесь Сорокин не согласен с Марксом, который считал классы организованной группой – он хотел ввести термин «как если бы организованная группа», полуорганизованная группа. Почему так? Класс не действует как организованная группа. Класс – это совокупность людей, занимающихся примерно одним и тем же, имеющие примерно одинаковые места в разделении труда.

Многие рассматривают класс как порождение жажды накопления богатства. Это не совсем так. Во-первых, деньги появились очень поздно. Были, конечно, аналогичные предметы, но их было недостаточно. Не жажда богатства породила классы, а стремление к организованному управлению обществом.

В древности власть и собственность были связаны неразрывно. По Марксу это азиатский способ организации, или политарным. Государство – собственность всех ресурсов здесь, включая человеческие ресурсы. Этот тип структуры был и у нас в свое время. Мы позаимствовали это у монгол, а те у китайцев (Конрад – история дрейней Японии, древнего Китая). Организация осуществляется под контролем власти, а та всем распоряжается.

Почему тогда возникает частная собственность? По догматической логике Маркса это произошло в ответ на развитие производственных сил. По общей логике это верно. Но эта форма организации скорей всего была найдена случайно, но оказалась эффективной и закрепилась. Она позволила появится новой организованной форме. В начальный момент это дело случая, что превозобладает – тотальный контроль государства и индивидуальная частная собственность.

В Греции был второй способ почему? Потому что там нельзя было управлять землей одному. Там было публичное право на землю. Оно возникло потому, что невозможно было одному справляться с землей. С развитием труда разделили землю. Но общие нужды остались. В древнем Риме эти нужны были осуществлены с общественного поля, где работали все, а распоряжались этим носители власти.

Возникает также институт налогов (и в политарной, и в частной форме). Но, если нужно максимизировать выход продукта, нужно расширить производство. В частном хозяйстве способ для этого – взимание земли за долги. Создаются крупные хозяйства, где должен кто-то работать. Кто? – долговые рабочие. Отсюда борьба классов, патрициев и плебеев. В Риме выходили еще за счет иностранных пленников, потому Рим постоянно воевал.

Рабский труд какое-то время помогает, производит большое количество продукта. Но возрастает напряжение. Появляется парадокс, который более всего проявляется в Спарте – политарном государстве. Там есть работники, которые работают на всех. Для высшего класса основной задачей становится закабаление работников. Маркс сделал вывод, что это вообще всегда основная задача, но на самом деле это так только для обществ такого типа.

Долго такая система существовать не может, конечно же. Постепенно она начинает эволюционировать. Рабов начинали сажать на землю, чтобы они заинтересовались в своем труде.

В последние столетия существования Рима техника становится громоздкой и неуправляемой. Почему? – из-за рабов. Они не хотели работать и ломали орудия, чтобы не работать. Поэтому были тяжелые орудия, чтобы их не сломали. А надсмотрщики? Тоже рабы, но не работают – их нужно кормить, и кормить хорошо, чтобы те хорошо работали.

Все это доказывает то, что рабский труд неэффективен. Рим погиб под ударами варваров, которых между прочим вооружил сам Рим, потому что раб – не воин, он не может воевать. Приходилось нанимать других.

Постепенно рабская система заменяется иной. У того, кто непосредственно работает, остается больше продуктов труда, и они больше заинтересованы.

Так возникает институт собственности, по крайней мере собственники на землю. Ранние феодалы были люди в основном военные. Но тут мы сталкиваемся с одним из важнейших социологических законов. Человек всегда движим мотивацией. Когда человек переходит из сферы планирования в среду реализации, то тут возникают некоторые препятствия, и полученный результат далеко не всегда соответствует ожиданию, потому что желания и намерения сталкиваются.

Нужно потому различать поведение людей и процессы (то, что получается в итоге).

Государство возникает в процессе огосударствления. Конечно. Это происходит не без участия сильной волевой личности (Иван 3, Генрих 2, Чингисхан). Они приносят новые формы правления. Но не государство. Государство. Как и этнос, не создается людьми, это происходит спонтанно.

Что же происходит в стратифицированном, классовом обществе? Здесь очень важен процесс интеграции. История говорит о том, то люди объединяются волевым решением. Государство создается с таким принципом, что каждый может жить сам по себе, ни от кого не завися. Поэтому идея интеграции несостоятельна. Государство и общество не создается усилиями людей. Люди с самого начала асоциальные существа, и общество – не предмет договора.

Создаются с обществом и правила, подстраивающиеся под сложившиеся связи. Если регламент не отвечает структуре, то общество теряет свою стабильность. Поэтому с изменением характера связи изменяются и правила. Только самые основные правила остаются.

Со временем появляется проблема остаточного продукта. Производитель мечтает его сократить, чтобы много не отдавать, а высший класс хочет его максимизировать. Это основной классовый конфликт. Государство возникает там и тогда, где возникают класс (Маркс).

Классовый конфликт есть всегда, но не всегда носит антагонистический характер. Почему? Первое – они друг без друга не могут, потому что так организовано все общество, которое все им дает. Значит, есть и общие интересы – интерес в организованном устройстве. Только рабская система не соответствует этому и держится только на насильственном принуждении, а потому общество недолговечно.

Путь развития – поиск баланса и справедливости. Один из способов – уравнительный. Это норма первобытного общества. Всем поровну. Это держится до качественной дифференциации труда. А там – за равный труд равное вознаграждение. За более сложный и качественный труд – большее вознаграждение. Равный труд имеется ввиду в пределах одной страты.

Возьмем группу общественных организаторов. Им нужны ресурсы для своей работы – это ресурс земли и собственности. Таким образом, это не вознаграждение, а необходимое условие для выполнения их роли.

Классовая борьба иногда носила разрушительный и ужасающий характер. Но со временем поняли, что нужно искать компромисс. Появляются социал-демократы. Они были против уничтожения частной собственности. Они понимали бесперспективность этой задачи. Они боролись за улучшение условий труда. Левые коммунисты объявляют это предательством. Принциипы социал-демократов были выполнены в Скандинавии. Сталин же строит социализм.

Социал-демократы были самыми опасными для коммунистов. Они считались шпионами буржуазии в рядах пролетариата.

Но и коммунисты получили вместо социализма военную тоталитаризированную империю. Но ничего другого создать нельзя было. Тут было два варианта – либо побеждала рыночная торговля во времена нэпа, либо то, что получилось.

Есть два подхода к пониманию человека.

1. Орудийность – единственно достаточный признак человека. Орудийность человека определяет как «существо, создающее орудие труда» (Бенджамин Франклин). Мышление рассматривается как вторичный и производный признак, отличающий человека от человека еще не развитого, но все-таки уже человека

2. Абстрактно-логическое мышление – определяющий признак. Человек – это существо разумное. Согласно такому подходу перым из формирующихся людей следует считать питекантропа. Хомо хабилис – животный передок человека. Его называют не человек умелый, а австролопитек умелый. Так как лишь с появлением мышления образ жизни формирующихся людей выходит за рамки действия биологических законов. Орудийность ничуть не мешает вести животный образ жизнь (хабилису), где отсутствуют технический прогресс, социальная солидарность, мифология и прочие признаки человеческого существования.

Что такое разумность?

Следует отличать бытовое и научное понимание разумности. В повседневной речи разумным называют поведение безошибочное, связанное с правильно поставленной целью и верными средствами ее достижения. В научном понимании разумность – это способность к нестандартному поведению в нестандартной ситуации безотносительно к успешности или неуспешности такого поведения. Ошибка – не противоположность разумности, а ее следствие, плата человека за разум.

Разумность человека не означает, что любое и каждое его действие основывается на рассудочном расчете. Мышление представляет собой основу человеческой психики. Оно образует область сознательного в психике человека. Помимо сознательного действия человека может направляться внесознательными, подсознательными и надсознательными информационными сигналами.

Внесознательное – это система двигательных (печатать в слепую), мыслительных (таблица умножения) и перцептивных (восприятельных – мы смотрим) навыков.

Навык – это сознательно выработанный условный рефлекс. Рефлексы складываются, а навыки создаются с помощью мышления и на его основе. Назначение навыка – автоматизировать человеческое действие, исключив из него мышление в ситуации, когда мышление избыточно или нефункционально.

Подсознательное (=бессознательное) – это неосознаваемые или смутно осознаваемые человеком мотивы поведения. Есть две формы подсознательного:

1. Неосознаваемые или смутно осознаваемые формы влечение. Фрейд обозначал их с помощью Id – оно. (Структура по фрейду. 1. Оно – бесознательное. 2. Я – сознательная мотивация, связанная с осознанием полезного и вредного, хорошего и плохого. 3. Сверх Я, супер эго- мотивы долженствования, усвоенные в процессе социализации) человек не осознает те эмоциональные влечения, которые табуированы, запрещены культурой. Фрейд указывал на репрессивную роль культуры, которая сдерживает естественные влечения человека, загоняя их в область подсознания. Фрейд иллюстрировал работу психики, сравнивая ее с всадником, который управляет лошадью с помощью поводьев. Всадник – это рассудок, лошадь – Оно, поводья – Сверх Я.

2. Неосознаваемые людьми мотивы долженствования. Этот вид подсознания изучал ученик Фрейд Карвелл Густав Юнг, который обозначал эту область подсознания как архетипы – коллективные формы подсознательного.

Надсознательное – это интуиция. Это способность человека получать готовый мыслительный рзультат, минуя необходимые стадии размышления. Интуиция – это внезапное усмотрение истины.

Немецкий социолог Макс Вебер создал классификацию человеческих действий на основе той роли, которую играет в этих действиях рассудочное мышление.

4 типа действия:

1. Целерациональное – рассудочное полагание своих целей, размышление о полезном и вредном, возможном и невозможном. Основанное на наибольшем вовлечении мышления. Это поведение по ситуации.

2. Ценностно-рациональное – это поведение, основанное на осознавании человеком нормах поведения, усвоенных в процессе воспитания. Меньшая степень вовлечения, но достаточная. Это поведение из принципа.

3. Аффективное – это сильное эмоциональное потрясение, которое не дает человеку трезво размышлять («кровь в голову ударила»)

4. Традиционное – это действие, в котором преобладают неосознаваемые человеком нормы поведения. Это поведение по принципу: я поступаю так, потому что так поступают все.

Некоторые ученые считают, что на Востоке не было собственности. Это не так. В обществе восточном главным собственником является государство – так называемая власть-собственность. В этом случае государство выступает как класс и обладает всеми его признаками.

Классы же очень важны. Они называются экономическими группами, но это не совсем верно. Классы в связи с разным местом в производстве имеют разные интересы. Здесь нужен компромисс.

Право собственности существует только в голове людей, потому что право – это понятие. Документальное подтверждение служит лишь упорядочиванием процесса, потому что если этого не сделать, возникает конфликт.

Есть две модели социального управления. Если общество сильно дифференцировано, то существует первая модель – отдача властных полномочий частным лицам, то есть частная собственность. Первый подход связан с именем Джона Локка. Он говорит: частная собственность – естественное право человека, как и жизнь. Другая форма – частная собственность есть величайшее зло, грех перед обществом и богом (коммунисты).

Неправы и те, и другие. По рождению человек не частный собственник, потому что частная собственность очень поздно возникла исторически. Точно также она не зло, потому что община собственников тяготеет к автаркии (независимости), и забрать что-то из общины можно только под сильным давлением.

Лучшей практически формой является институт частной собственности.

Итак. Классы с их разнонаправленными интересами.у основной массы производителей нет общих интересов. И их репрессией заставляют это делать. Вспоминаем о теории государства как института принуждения против основной части трудящихся. Ленин и коммунисты хотели сделать пролетарское государство в противовес этому. Это даст свободу пролетариям.

Такого государства существовать не может. Потому что любое руководство еляетя от пролетариата, класса, лишенного собственности. Это просто ярлык. А на деле руководство буржуазное сменяется бюрократическим. Государство все равно остается монопольным руководителем.

Существует еще проблема мотивации к труду. Основная мотивация все-таки – заинтересованность в результате.

Община – это система перераспределения. Люди, которые работали плохо, знали, что с голоду не помрут – круговая порука. Если же ты богат, то чего выделяешься? Больше потеряешь.

Суть социализсма та же – те, кто хорошо работает, отдают тем, кто плохо работает. Это неэффективно.

Так в чем сущность конфликта классовых интересов? Есть два абсолютно противоположных по интересам класса.

Существует простая дилемма. Если вы хотите порядка. То лишаетесь свободы. Но есть другая формула (Маркс) – свободное развитие каждого является условием для свободного развития всех.

То есть. Есть разные формы порядка. Есть порядок свободный и несвободный. В одной модели государство как тотальный распорядитель вынуждено подчинять людей своим приказам. И тут же предположение, что государство всегда отдает правильные приказы. Жесткая субординация, как в армии.

Однако рыночная система предполаагает свободное регулирование. Етворить свой интерес, только удовлетворяя интересы других. Люди существуют в системе взаимоотношений. Это модель современного общества. Есть единая система правил (как на дороге), только благодаря которой все могут существовать в мире и согласии.

Принцип следующий я свободен, потому что все свободны. Потому что я знаю. Что никто не сделает мне того, чего я не сделаю им. Моя свобода ограничена свободой других, и это во благо. И этот порядок сохраняется и печивает государством.

Однако в классовом обществе есть неравенство. Прежде всего это неравенство прав. Но и неравенство собственности. Это проблема.

Проблема отношений индивида и общества.

Была такая идея. То интересы общества всегда выше интересов индивида. Это не всегда правда.

Есть теория социальной стратификации Питирима Сорокина. Сорокин говорил, что иерархичность общества неизбежна, хотя бы потому что все люди имеют разные умения и способности.

Есть три основных стратификации – богатые и бедные, квалифицированные работники и работники непрестижного труда, а также власть имущие и подчиненные.

Сорокина занимает проблема социальной мобильности. Он вводит понятие социального пространства. Что это такое?

Бывает физическая (пространственная) мобильность и социальная. В последнем случае вводится понятие социального лифта – брак, церковь, армия.

Человек – это такое существо, которое только в обществе может обособляться (Маркс). Только в обществе проявляются индивидуальные качества человека.

Человек развивается в социальной сфере, и его способности зависят от условий, в которые он попадает.

Определения потребности

Потребность – это свойство всякого живого организма, включая человека, испытывать потребность в том, без чего жизнь или невозможна, или некомфортна

Уточнение 1.

Следует различать предмет потребности и саму потребность

Предмет – это объект, необходимый человеку.

Потребность- это свойство субъекта нуждаться в этом предмету.

Уточнение 2.

Одна и та же потребность может удовлетворяться разными предметами, и наоборот один и тот же предмет может удовлетворять разные потребности.

Уточнение 3.

Следует отличать потребность и ее психические проекции – желания, ощущения, которые потребность вызывает в человеке

Потребность выступает как объективно-реальное свойство человека. Это означает, что потребность не является компонентом сознания и от сознания не зависит.

Уточнение 4.

Следует отличать потребность и нужду.

Потребность – это неизменное свойство человека. Нужда - одно из двух возможных состояний потребности.

Нужда – это состояние острой актуализированной потребности, требующей немедленного удовлетворения. В результате такого удовлетворения состояние нужды сменяется состоянием спокойной удовлетворенной потребности.

Непосредственно причиной человеческих действий является потребность, актуализированная до состояния нужды.

Уточнение 5.

Следует отличать потребность и интерес.

Интерес – это свойство субъекта испытывать надобность в объектах-медиаторах (посредниках, они же предметы интереса), необходимых для создания, хранения и использования предметов потребности.

Для голодного волка предмет интереса – быстрые ноги, ловкость и прочее. Предметы интереса нужны для того, чтобы получить предметы потребности.

Я хочу пить. Вода – предмет потребности. Бутылка, магазин, деньги – предметы интереса.

Наличие интереса отличает человека от животных, у которых есть потребности, но как правило нет интереса.

Потребности человека исторически неизменны. В отличие от интересов, содержание которых меняется.

За 40 тысяч лет существования человека на земле потребности не менялись, менялись только интересы.

Потребности человека видоспецифичны, то есть одинаковы у всех представителей человеческого рода. Одно исключение: некоторые физиологические потребности, разные у лиц разного пола и разного возраста.

Появление новых потребностей у человека возможно только если возникнет новых видов человека.

У человека нет разумных или неразумных потребностей, есть разумные и неразумные способы удовлетворения потребностей.

Классификация потребностей (по Маслоу)

Потребности человека делятся на два типа – базисные потребности и социетальные потребности.

Базисные потребности – присущи человеку, но не специфичны для него, то есть они свойственны не только людям, но и другим животным. Социетальные потребности присущи исключительно человеку.

Базисные потребности человека.

1. Потребности физиологические – потребности человеческого организма. Это потребность в пище, в воде, в отдыхе. В дыхании и прочее. Но социологию интересуют только те физиологические потребности, которые могут вызывать социально активные действия, а не только биологическую активность.

С этой точки зрения физ потребности делятся на экзогенные и эндогенные. Экзогенные удовлетворяются в процессе метаболизма, то есть обмена веществами со средой. Предмет такой потребности вне человеческого тела. Эндогенные потребности удовлетворяются за счет внутренней деятельности человека. Предметы создаются самим организмом.

Экзогенные делятся на два типа.

1. Гомеостатические – потребности, которые удовлетворяются без участия высших отделов психики с помощью чисто рефлекторных актов. Могут стать негомеостатическими в случае физиологических нарушений в организме

2. Негомеостатические - могут быть удовлетворены лишь с помощью мышления. Необходимых рефлексов нет.

Физиологические потребности делятся на дефициентные и бытийные. Дефициентые – все, что необходимо для поддержания факта жизни, то есть биологического выживания в среде (потр в пище и воде)

Депривация (неудовлетворение) ведет к смерти

Бытийные – все, что необходимо для поддержания качества жизни. Неудовлетворение ведет не к смерти, а к поражению психики с разною степенью тяжести.

2. Потребность в безопасности – потребность защищать себя от деструктивных действий, внутренних и извне. Может иметь дефициентный и бытийный характер. В первом случае это необходимость защищать свою жизнь, во втором случае это защита качества жизни (достоинство, свобода, здоровье)

Потребность в безопасности есть у всех, но у разных людей разный порог опасности и отношение к ней

Порог опасности – это соотношение между реальностью угрозы и способностью субъекта отразить ее.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 97 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.063 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав