Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Обязательное чтение первоисточников. · Мир философии. Книга для чтения

Читайте также:
  1. I. Изучающее чтение.
  2. I. Изучающее чтение.
  3. II. Изучающее чтение.
  4. II. Изучающее чтение.
  5. III. Ознакомительное чтение. Развитие ОК-7, ОК-11
  6. Вербальные коммуникации: речь, слушание, письмо и чтение.
  7. Внеаудиторное чтение, 4 семестр
  8. ВНИМАНИЕ! Далее все действия, связанные с чтением текста задания, а также с созданием, открытием, сохранением и закрытием файлов, выполняются в разных окнах Word.
  9. Вторичное чтение и анализ.
  10. Занятие 8. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЕГО ВИДЫ. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТАРХОВАНИЕ

· Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991. Ч.2. Раздел «Сущность и назначение человека» (Шелер, Бердяев).

· Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. М., 1991. Ч.2. Раздел «Проблемы жизни, смерти и бессмертия». С. 88-90 (Цицерон), 98-106 (Фейербах), 115-121 (Л.Толстой), 121-122 (Н. Федоров), 127-128, 135-136 (Фрейд), 69-70 (Фромм).

Вопросы для обсуждения:

1. Прочитайте фрагмент из работы М. Шелера. Какие подходы в объяснении человека присутствовали в истории философии?

2. Поясните сущность естественнонаучной, философской и теологической антропологии?

3. Почему, по мнению М. Шелера классические определения человека не отражают его сущность?

4. Что называет «новым принципом» в объяснении человека М. Шелер? Поясните.

5. Расскажите о роли самосознании в определении человека.

6. Чем отличает сущность человека от его существования?

7. В чем состоит задача философской антропологии?

8. В чем сходство идей М. Шелера и Н. Бердяева? Как вы понимаете слова Н. Бердяева « Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать». Говорит ли это о сущности человека или речь идет о существовании?

9. Сравните отношение к смерти Цицерона и Фейербаха. В чем отличие объяснения причин страха смерти у Цицерона как у стоика и Фейербаха как представителя рационализированного Нового времени?

10. Как объясняет Фейербах стремление человечества к бессмертию? Какова причина постоянной веры в бессмертие?

11. Как объясняет Л. Толстой жизнь? Можно ли ее объяснить так механически, как это объясняет Фейербах?

12. С какими внутренними противоречиями, объясняет Л. Толстой, сталкивается личность?

13. Какие пределы ограничивают жизнь?

14. Как рассматривает смысл жизни Л.Толстой? Почему наука не может объяснить смысложизненные проблемы?

15. В чем Толстой видит отличие русского человека в объяснении жизни, ее смысла от смысложизненных вопросов в западной культуре?

16. Что называет Толстой истинным благом (истинной жизнью) и может ли оно быть индивидуальным?

17. Что называет Н. Федоров «общим делом» для человечества?

18. Каково отношение Федорова к смерти? В чем отличие физиологического и философского понимания смерти?

19. Какими отличительными чертами обладает человек и почему они могут стать основой для «общего дела»?

20. Оцените идею «воскрешения» Н. Федорова и отметьте рациональное и иррациональное в его философии.

21. Как понимает К. Циолковский вечность жизни?

22. Что понимает под свободой Э. Фромм? Почему человек бежит от свободы?

Дополнительная литература

  1. Григорьян Б.Т. Философская антропология. – М.: Высшая школа, 1982.
  2. История философии: В 2-х т. – Ростов-на Дону: Феникс, 1999. – Т.2. Раздел 2, гл. 7, § 6 «Хайдеггер, Ясперс, Сартр».
  3. Новейший философский словарь. – Минск: Интерпрессервис, 2001.
  4. Проблема человека в западной философии. – М.: Прогресс, 1988.
  5. Черная Л.А. Новая философская антропология М. Шелера и история культуры // Вопросы философии. – 1999. – № 7.

Тема 17. Философия науки и техники (2 часа)

Цель данного семинара – охарактеризовать науку как способ познания, ее функции и границы, выявить предмет, основные сферы и задачи философии техники.

 

  1. Феномен науки, ее назначение и сущность. Классификация наук.
  2. Методология научно-исследовательских программ.
  3. Наука и техника в индустриальном обществе: изменение их социальной роли и статуса.

4. Система «человек – техника»: проблема возможного попадания человека в зависимость от техники и науки.

 

В первом вопросе расскажите об основных подходах к классификации наук: 1) формальный, когда в основу деления истории науки кладется тот или иной формальный признак; 2) диалектический, когда основой (критерием) этого деления становится основное противоречие исследуемого предмета, которое необходимо выделить из всех других противоречий.

Помимо выявления глобальных подходов к истории науки, обозначьте основание ее развертывания. Поясните, почему в качестве такового исследователи чаще всего называют физику, как наиболее развитую и фундаментальную науку. В соответствии с выбранным основанием расскажите о периодизация науки и охарактеризуйте их специфические черты: 1) преднаука (доклассический этап). 2) классическая наука (17-19 вв), 3) неоклассическая наука (первая половина 20 в.), 4) постклассическая наука (вторая половина 20 в.).

Рассмотрите иные основания классификации наук: анализ и синтез. Глобальной тенденцией современной науки является усиление синтетической парадигмы. Что означает подобная тенденция для развития науки? Каким образом она приводит к формированию метанауки? Раскройте содержание данного понятия.

Каков образ науки в различных типах философии?

Подготовку ко второму вопросу начните с рассмотрения категорий «парадигма». Парадигма есть совокупность теоретических и методологических установок, с помощью которых изучается действительность.

Обратитесь к работам Т. Куна, отстаивавшего идею смены парадигм. На основе парадигм на каждом этапе науки создается своя картина мира, свои фундаментальные идеи. Классическая науки имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма. Детерминизм – учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, социальных и психических явлений. Какие следствия вытекают из лапласовского детерминизма при объяснении природы и общества.

С неклассической стадией развития науки связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового образа науки выражаются синергетикой. Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее своей задачей познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, социальных, технических и др.

Рассмотрите концепцию методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Он определял суть своей концепции как серию сменяющихся теорий, связанных между собой едиными основополагающими принципами. Объясните суть основных элементов научных программ: 1) жесткое ядро программы (метафизика программы), 2) негативная эвристика, 3) позитивная эвристика, 4) рациональная оценка. Научно-исследовательские программы прогрессируют при определенных условиях. Перечислите и поясните эти условия и критерии прогресса.

В третьем вопросе исследуйте вопрос о соотношении науки и техники. Обратитесь к содержанию линейной и эволюционной моделей взаимоотношения науки и техники. В этой связи обратитесь к концепции С. Тулмина, в которой определяются, кроме всего и факторы, обеспечивающие ведущую или ведомую роль науки и техники. Рассмотрите особенности современного понимания фундаментальных и прикладных, естественных и инженерных наук. Ответьте на вопрос: возможно ли сохранение роли техники как прикладной дисциплины?

В четвертом вопросе следует акцентировать внимание на понятиях «сциентизм» и «антисциентизм». Развитие науки в ХХ веке укрепление ее взаимосвязей с техникой породили различные, порой полярные оценки самой науки и ее возможностей со стороны философов, социологов, ученых. Оцените концепцию сциентизма М. Вебера. Обсудите вопрос об ответственности ученого в науке и ответственности за последствия научных и технических открытий и изобретений.

Рассмотрите позицию антисциентистов: Л. Шестова, П. Фаейерабенда и других. В чем их правота и недооценка науки?




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав