Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница | Спросить на ВикиКак

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Языковые семьи и их миграции в Древней Передней Азии III-I тыс. до н. э.

Читайте также:
  1. А Общность Великой Расы входит в Общность Древней Расы. Понятна да - вот эта многомерность?
  2. А Общность Великой Расы входит в Общность Древней Расы. Понятна да - вот эта многомерность?
  3. А) состояние либо несостояние в браке (супружестве) или расторжение брака (супружества), вдовство, наличие или отсутствие детей или других членов семьи
  4. Алиментные обязательства других членов семьи
  5. Алиментные обязательства других членов семьи.
  6. Алиментные обязательства членов семьи. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов.
  7. Алиментные отношения членов семьи.
  8. Анатомия и медицина древней Греции и Рима, их представители (Гиппократ, Аристотель, Гален).
  9. Античный мир и древнейшие народы на территории России и сопредельных регионов.
  10. Безопасность сельского учителя и его семьи

В некоторых регионах сложились устойчивый крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. В Передней Азии жили народности и племена многочисленной семито-хамитской, или афро-азийской, языковой семьи, которая включала в себя обширную семитскую ветвь, египетскую, или хамитскую, берберо-ливийскую, кушитскую и другие. К племенам и народностям, говорящим на семитских языках, относились аккадцы, амореи, арамеи, ассирийцы, ханаанеи, евреи, арабы и некоторые другие более мелкие племена. Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова. Берберо-ливийцы - племена, жившие к западу от долины Нила, кушиты – верхнее течение Нила. Представители индоевропейской семьи делились на анатолийскую (хетты, лидийцы, карийцы) и индоиранскую ветви (мидийцы, персы, парфяне, бактрийцы, скифы, арии, часть населения Миттании). Кавказская языковая семья: хурриты, урарты, кутии, хатты («прохетты»). Индия, Иран– дровидская языковая семья, Китай – сино-тибетская. Языки шумеров и касситов не могут быть отнесены к какой-либо общности.

3. Древневосточная деспотия: произвол или этические ограничения?

- Древневосточная деспотия т.е. неограниченная монархия была сосредоточена в руках царя и заключала в себя законодательную, судебную и исполнительную власть. Предполагалось полное бесправие населения.
- Обожествление правителя-деспота. Цинь Ши-хуанди (2 век до н.э.) в эпоху Цинь – верховный сын неба, высочайший царь. Строительство Великой китайской стены благодаря деспотизму (свободные граждане строили стену, но по приказу, по повинности). В Египте фараоны были божьими посланниками, Джосер (основатель 3 династии, ) начал постройку пирамид, но свое завершение строительство пирамид получило при фараонах 4 династии (27-26 века до н.э.), после 5 династия отказалась от постройки пирамид. Пирамида Джосера - не только первая пирамида, построенная в Древнем Египте по приказу правителя III династии фараона Джосера, но и первое большое каменное сооружение монументального характера. Гигантские размеры фигур фараонов равны богам по сравнению с простыми смертными. Эти традиции сохранялись тысячелетиями. Приводим еще примеры деспотов.
- Как думали древние, только неограниченная власть обожествляемого монарха могла обеспечить нормальную жизнь населения, защиту от внешних врагов и внутренних беспорядков. Восточная деспотия управлялась огромным бюрократическим аппаратом, а ее единство олицетворено фигурой правителя, обладающего абсолютной властью над жизнью и смертью своих подданных. И верховный властитель почитается не за свое личное мужество или силу (как это, было, скажем, в европейском средневековье). Он выступает только как высшая функция государства, как воплощение божественного «величества». Иного и быть не могло, ведь достоинство восточного владыки – это божественное достоинство есть воплощение бога, и это означает не только абсолютную власть, но и возможность иного воплощения того же самого божества.
- Исторический опыт показал, что как только верховная власть ослабевала, а внутри правящей бюрократии происходил раскол, внешнее могущество, как и внутреннее начинало ухудшаться, в стране происходили восстания, разруха (восстание «краснобровых» в Китае в эпоху Цинь (3 век до н.э.).
- Династия Хань (3-2 века до н.э.) после деспотичной Цинь отменила легизм (все подчинялось закону) как государственную концепцию и вернуло конфуцианство.
- Последователи великих правителей были всегда слабее.
- Поскольку гос-ва зарождались возле рек (Нил, Евфрат и Тигр, Инд, Ганг и Хунхэ), необходимо было регулировать их режим и отвод излишков влаги, обеспечивать орошение и т.д. Нужно было объединить условия всей страны – это было возложено на гос-во и его бюрократический аппарат. Оно организовало сложную систему ирригационного земледелия и рассматривало орошаемую землю как государственную (частную) собственность. Земли раздавались придворной или военной аристократии. Налоги и повинности в пользу государства.
- Государство – не только охранитель внутреннего порядка, защитник населения от внешних нападений, но и организатор всей хозяйственной жизни страны.
- Религию тоже можно рассматривать как способ деспотизма.
- В Индии общество в форме варн и каст, в виде классической индийской общины в некотором смысле даже выходило на передний план. Это немного отличало Индию от других восточных стран.
- Высокого уровня достигло строительство ирригационных сооружений; остатки их сохранились вплоть до наших дней (Южная Месопотамия). По некоторым оросительным каналам свободно могли проходить речные суда.

 

Древневосточная деспотия.
Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Сущность ее, как и всякой другой формы государства, — в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании общественного порядка. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.
Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном итоге — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошенную землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть орошенной и пригодной к возделыванию земли находилась в наследственном владении многочисленных общин (а внутри общин распределялась между общинниками). Часть земли раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Все эти хозяйства за право пользования землей обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые повинности. После выплаты налога и выполнения повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.
Вместе с тем значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в руках древневосточного деспота и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья, где трудились рабы, рабочие отряды зависимых лиц, многочисленные арендаторы. Таким образом, в руках деспота сосредоточивалось большое количество производимой в стране сельскохозяйственной и ремесленной продукции, других материальных ценностей, получаемых непосредственно из царских имений или в виде налогов со всего населения.
Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. Ранние формы примитивной монархии постепенно перерастали в ту или иную разновидность древневосточной деспотии. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной,— но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. Обожествление личности царя-деспота —важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была различной: то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов. Даже в разные исторические периоды, например, в Египте, степень деспотизма была неодинаковой. Существовали в странах Древнего Востока и немонархические формы государства, своего рода олигархические республики, например в ряде государственных образований Древней Индии, в некоторых городах Финикии.

Загрузка...

 

4. Экономика древневосточного общества

Природные условия различных территорий Древнего Востока имеют свои особенности, но есть и общие черты: это зона в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом и мягкой зимой. Большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок. 6700 км), Евфрат (ок. 2700) и Тигр (ок. 1900 км), Инд (ок. 3180), Ганг (ок. 2700), Хуанхэ (ок. 4850 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой почвой. Здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему ирригационных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга (укрепление берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений).
Поселившимся здесь людям нужно было приложить много усилий, чтобы создать продуктивное земледелие. Необходимость коллективного труда для освоения бассейнов великих рек и организации поливного земледелия пробуждала энергию и инициативу живших здесь людей, способствовала развитию производительных сил, использованию имеющегося сырья, применению новых орудий труда, накоплению производственного опыта. В реках водилась рыба, которая служила хорошим подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконга в диком виде росли многие злаковые растения; они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.
Вместе с тем в аллювиальных долинах, как правило, было мало камня, строительного дерева, металлов (меди, олова, золота, серебра), необходимых для нормальной хозяйственной жизни. Эти виды сырья, напротив, имелись в горных районах, пустынях и нагорьях, соседствующих с долинами крупных рек. Поэтому уже с IV тысячелетия до н. э. были установлены контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра и Евфрата) с населением горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем, Армянским нагорьем, Тавром и др.), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При невысоком уровне производства и торговли эти контакты нередко превращались в грабительские войны, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и продуктов или включение территорий с источниками сырья в государство завоевателей и создание крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек также территории пустынь и нагорий.

 

5. Периодизация истории Древней Месопотамии

 

конец 1V- начало 111 тыс. – Образование первых шумерских городов.
28-24 вв. – раннединастический период в шумере. Появление клинописи.
24-21вв. – объединение Месопотамии
21-20вв. – 3-я династия Ура.
18в. – правление Хаммурапи в Вавилоне
16-14 вв. – возвышение Митанни
16-12вв. –Касситская династия в Вавилонии
15-11вв. Среднее царство в Ассирии
10-7вв. Новоассирийское царство. Создание великой державы.
9 в. – второе переселение семитов (халдеи).
612г – падение Ниневии
625-539 – Нововавилонское царство
539 – захват Вавилона персами.

 

6. Семитские государства Месопотамии

 

1 переселение семитов: 24 в. Образование аккадского государства, обединение юга Месопотамии. Создание клинописи на основе шумерской, ирригация. Завоевание кутиев
(22-21вв), освобождение юго-западной части аристократами Ура – 3-я династия Ура.
11 переселение семитов – амориты. Основали княжество Мари на севере Месопотамии, Вавилон. В 18 веке завоевали Месопотамию. Хаммурапи. Захват Мари (Зимпирим).
111 переселение семитов – амореи (11-10 вв). Основали государство с центром в Дамаске (дамасские стали). Были разгромлены Ассирией.
7. Литературные жанры Древней Месопотамии
Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, легенд, гимнов, эпических сказаний и сборников пословиц. Особый жанр – произведения о гибели городов («Плач о гибели жителей Ура, 21 в.) Гильгамеш. философские сочинения о судьбе невинного страдальца «Вавилонская теодицея», 11в.) – жалобы на жизнь и богов, форма диалога. «Раб, повинуйся мне» - 10в. – диалог господина с рабом, доказательства первым бессмысленности существования. Ассирийская повесть о премудром писце Ахикаре (предположительно – реальное лицо, 7 век).
8. Духовная культура Древней Месопотамии
Еще в Шумере возникла разработанная теологическая система. Существовали местные и общие божества. Ану (небо), Энлиль (земля), Энки (вода), Уту (Шамаш) – Солнце. Наннар (Син) – Луна, демоны добра и зла, загробный мир.

 

В северной части Месопотамии с начала III тысячелетия до н.э., а возможно, и ранее, жили восточносемитские скотоводческие племена. Язык их назывался аккадским. В течение нескольких веков семиты сосуществовали с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н.э. заняли всю Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний продолжал существовать вплоть до I тыс. до н.э. как язык религии и литературы. Шумеры слились с семитами, но сохранили свою религию и культуру, которые у них с небольшими изменениями заимствовали аккадцы.
В конце III тыс. до н.э. с запада, из Сирийской степи, в Месопотамию начали проникать западносемитские скотоводческие племена сутиев. Аккадцы называли их амореями. В конце III тыс. – первой половине II тыс. до н.э. амореям удалось осесть в Месопотамии и основать ряд царских династий.
К северо-востоку от Месопотамии жили горные племена кутиев. В конце XXIII в. до н.э. кутии вторглись в Месопотамию и на целое столетие установили там свое господство. Лишь в конце XXII в. их власть была свергнута, а сами они отброшены к верховьям Диалы, где продолжали жить еще в I тыс. до н.э.
С конца II тыс. до н.э. в предгорьях Загроса, по соседству с кутиями, жили часто вторгавшиеся в Месопотамию племена луллубеев. Об их происхождении и языковой принадлежности сведений нет.
Касситы с древнейших времен жили в Северо-Западном
Иране. Во второй четверти II тыс. до н.э. части касситских племен удалось утвердиться в долине реки Диялы и оттуда совершать набеги вглубь Месопотамии. В начале XVI в. до н.э. они захватили крупнейшее из месопотамских государств – Вавилонское – и основали там свою династию. Касситы, осевшие в Вавилонии, были полностью ассимилированы местным населением и приняли его язык и культуру, в то время как оставшиеся на своей родине касситские племена сохранили родной язык.
Во второй половине II тыс. до н.э. из Северной Аравии в Сирийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа западносемитских племен арамеев. В конце XIII в. до н.э. они создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тыс. до н.э. они почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии. Арамейский язык начал широко и прочно распространяться на этой территории.
Начиная с IX в. до н.э. в Южную Месопотамию стали вторгаться и оседать родственные арамеям халдейские племена.
________________
Первое переселение семитов: XXIV в. Образование аккадского государства, обединение юга Месопотамии. Создание клинописи на основе шумерской, ирригация. Завоевание кутиев (XX – XXI вв), освобождение юго-западной части аристократами Ура – 3-я династия Ура.
Второе переселение семитов – амориты, середина III тыс. до н.э. Основали княжество Мари на севере Месопотамии, Вавилон. В XVIII в. до н.э. завоевали Месопотамию. Хаммурапи. Захват Мари (в то время там правил царь Зимпирим; овладевание городом путем тайного и внезапного нападения).
Третье переселение семитов – амореи (XI - X вв. до н.э.). Основали государство с центром в Дамаске (дамасские стали). Были разгромлены Ассирией.

 

7. Литературные жанры Древней Месопотамии

 

Сохранилось значительное количество поэм, лирических произведений, мифов, легенд, гимнов, эпических сказаний и сборников пословиц. Особый жанр – произведения о гибели городов («Плач о гибели жителей Ура, XXI в. до н.э.) Гильгамеш. Философские сочинения о судьбе невинного страдальца «Вавилонская теодицея», XI в.до н.э. – жалобы на жизнь и богов, форма диалога. «Раб, повинуйся мне» - XX в. до н.э. – диалог господина с рабом, доказательства первым бессмысленности существования. Ассирийская повесть о премудром писце Ахикаре (предположительно – реальное лицо, VII в. до н.э.).
В эпических поэмах об Энмеркаре, правителе Урука, и верховном жреце Аратты содержатся интереснейшие сведения о взаимоотношениях Шумера в раннединастический период (начало III тыс. до н.э.) с отдаленной страной Араттой.
Вероятно, в шумерской поэме «Гильгамеш и Ага» содержатся реальные сведения о борьбе за освобождение Урука от гегемонии Киша и политическом строе древнейшего Урука. Сохранились аккадские легенды о царе Саргоне Древнем, основателе Аккадского царства.
Некоторые сведения о социальных отношениях, семье, психологии древних обитателей Месопотамии можно почерпнуть из произведений «малого» жанра: пословиц и поговорок. Например, «Сильный человек живет руками своими, а слабый – ценою своих детей».
Исторические сведения можно почерпнуть из литературных памятников Шумера, Вавилонии, Ассирии. Настоящим кладезем их является «Эпос о Гильгамеше», текст которого был обнаружен в царской библиотеке в Ниневии и датируется началом II тыс. до н.э.

 

8. Духовная культура Древней Месопотамии

 

В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Еще на рубеже IV – III тыс. до н.э. в Шумере возникла обстоятельно разработанная теологическая система. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру. Это были бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энки или Эа. Каждому божеству приписывались свои функции. Энлиль был богом судьбы, создателем городов, а также изобретателем мотыги и плуга. Большой популярностью пользовался бог солнца Уту (в аккадской мифологии - Шамаш), бог луны Наннар (в аккадской мифологии - Син), считавшийся сыном Энлиля, богиня любви и плодородия Инанна (в вавилонском и ассирийском пантеонах - Иштар) и бог вечно живой природы Думузи (вавилонский Таммуз), олицетворяющий умирающую и воскресающуюся растительность. Верховным богом Ассирии был племенной бог этой страны Ашшур.
Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной болезней и смерти.
Шумеры и аккадцы верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников были обязаны приносить им жертвы.

 


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2017 год. (0.178 сек.)