Читайте также:
|
|
«Оно» воплощает основные влечения человека, которые бессознательны и требуют удовлетворения. Уходя корнями в биологическую основу человека, «Оно» существует в ребенке от рождения, превращая новорожденного в сплошное требование внимания к себе. Общество противостоит центрированному на себя Ид ребенка. Чтобы избежать фрустрации, ребенок должен реалистически подходить к окружающему его миру. Это осуществляется посредством «Я» (Эго), стремящегося к сознательному уравновешиванию врожденных влечений с требованиями общества. «Сверх-Я», которое представляет собой культурные ценности и нормы, интериоризированные индивидом, выступает в роли нашей совести, объясняя нам, что мы не можем получить всего, чего хотим. Супер-Эго начинает формироваться, когда ребенок осознает родительский контроль, и созревает, когда человек приходит к пониманию того, что поведение каждого должно учитывать культурные нормы.
Для ребенка, центрированного на Ид, мир является потоком приятных или неприятных физических ощущений. С развитием Супер-Эго он осваивает моральные понятия должного и недолжного, добра и зла. Ид и Супер-Эго конфликтуют, но у нормально сформированного, социализированного человека Эго уравновешивает эти противоборствующие силы. Таким образом, социализация личности, согласно Фрейду, есть процесс конфликтного развертывания структурных элементов личности: Ид — Эго — Супер-Эго. Эти конфликты могут привести к различным неврозам, но могут сублимироваться1 в социально приемлемые виды деятельности.
Для социологической концепции социализации взгляды 3. Фрейда важны в отношении постижения сложности и противоречивости процесса социализации, понимания того, что разумной альтернативы ей не существует; что социализация должна «научить» человека жить в обществе.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896—1980) изучал процесс формирования когнитивных возможностей человека (то, как мыслит человек). Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития.
1 Сублимация (от лат. sublimo — высоко поднимаю, возношу) — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Этот механизм впервые описан 3. Фрейдом.
10.7. Социализация личности 273
щш > Первая стадия — сенсомоторпа^. разданном этапе индивиды воспринимают мир только уфасЩвент. Маленькие дети до двух лет познают мир лишь сшщощью пяти чувств: осязания, вкуса, обоняния, зрения!и 4ii(jbЈfei.
> Вторая стадия — дооперационнйА, Примерно в двухлетнем возрасте дети впервые начинают 19 спсльзовать языковые и иные символы. Они начинаю* думать о мире разумно и задействуют воображение, одййо по тести лет дети приписывают смысл лишь отдельный предметам и переживаниям. ijl :
> Третья этап — стадия конкретных Ьпераций. Между семью и одиннадцатью годами д^ти: начинают воспринимать, осознавать причинные связ:а в ctfoeiji: окружении.
> Четвертый этап (примерно d 12!Ьет|) — стадия формальных операций, когда индивида йаетнают мыслить абстрактно и критически. ' '
Изыскания Ж. Пиаже важны дли сонжм:огии тем, что они показывают значение, содержание1 и этапы интеллектуального развития ребенка, его социализации.
Американский психолог Лоуренс К'ол&рг (1927—1987) выделил в процессе морального раз!штия человека ряд этапов:
1) преконвенционалъный (гедоиисгкический) этап. Маленькие дети воспринимают мир исхэди из боли и удовольствия. Они находятся на доконвейциональном уровне морального развития. На этой стадии «правильность» приравнивается к тому, что «я ощущало йтмягным»;
2) конвенциональный (прагматический) этап начинается в раннем подростковом возрасте. В[а давнем уровне, преодолевая свой первичный детский эгоизм, молодые люди правильное и неправильное определяют с точка зрения того, что нравится их родителям и что согласуется с культурными нормами. На этой стадии при вын: гении моральных суждений индивиды не только наблюдаирт за действиями других людей, но и пытаются оценивать г.:х намерения;
3) постконвенциональный этар. На данном уровне индивиды уже размышляют над абстрактными этическими принципами. Они думают о свободе, независимости — возможно, полагая, что законное еше не обязательно означает правильное.
Значение исследования Л. Код^ерна для социологии состоит в том, что он рассмотрел один из планов формирова-
274 Глава 10. Личность в социологии
ния личности: ее моральное развитие — важную составляющую социализации человека.;
Американский психолог датского происхождения Эрик Эриксон (1902—1992) в своих исследованиях становления человека вышел за рамки детского возраста человека, показывая, что человек может изменяться на протяжении всей своей жизни. Он выделил восемь стадий развития человека, понимая их как ответы на жизненные вызовы, противоречия с которыми сталкивается личность.
1. Младенчество: вызов доверия {против недоверия). Эта стадия продолжается от рождения до полутора лет. Ребенок сталкивается с первым вызовом: ему нужно обрести чувство доверия к миру, в котором он живет, как к безопасному. В преодолении этого вызова ключевую роль играют родители.
2. Ходунковый возраст: вызов автономии {против сомнения и стыда). Эта стадия длится до трех лет и заключается в научении навыкам уверенного обращения с окружающим миром.
3. Дошкольный возраст: вызов инициативы (против вины). На этой стадии дети в возрасте четырех-пяти лет должны научиться быть занятыми в среде своего обитания, включая общение с людьми вне своей семьи. В противном случае ребенок начинает испытывать чувство вины как не оправдавший ожиданий родителей, других людей.
4. Доподростковый возраст: вызов трудолюбия (против неполноценности). Между шестью и 13 годами дети ходят в школу, приобретают друзей, становятся все более самостоятельными. Они либо гордятся своими успехами, либо боятся, что не соответствуют своей социальной позиции.
5. Подростковый возраст: вызов идентичности (против смешения идентичности). На данной стадии подростки отчасти идентифицируют себя с другими, но также желают быть уникальными. Почти все подростки испытывают проблемы с идентичностью в ходе борьбы за нее.
6. Ранний зрелый возраст: вызов интимности (против изоляции). Приобретение близких друзей, влюбленность подразумевает, что потребность в близких связях уравновешивается с потребностью в обладании независимой идентичностью.
7. Средний зрелый возраст: вызов продуктивности (против инертности). Вызов среднего возраста состоит в том, чтобы внести свой вклад в судьбы членов семьи, на работе,
1 Вопросы для самоконтроля 275
—i----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1—|--------------------------------------------------------
в кире вообще. Неудача делает людей инертными, погруженными в собственные мелкие заботы.
8. Преклонный возрасти вызов интеграции {против отчаяния), К концу жизни люди хотят оценит* свои достижения, ощутив интеграцию и почувствовав удовлетворение. Тем, кто был поглощен лишь собой, старость приносит отчаяние, осознание упущенных возможностей.
Теория Э. Эриксона позволяет рассматривать социализацию личности в широком временном диапазоне. На протяжении всей своей жизни человек вступает в различные конфликтные ситуации и вынужден преодолевать их. Таким образом, человек постоянно созидает самого себя, определяет себя и свое место в окружающем мире. Социализация в своей развитой форме должна зг^пустить в действие механизм саморазвития человека.
Завершая анализ социализации, ответим еще один важный вопрос. Социализация личности связана с ее индивидуализацией. Чем успешнее социализация, тем больше: у человека шансов на то, чтобы полнее реализоваться в социальном мире, проявить свой личный человеческий ресурс. Чем полноценнее индивиды будут |реализовывать свои способности, тем достойнее будет их жизнь, а вместе с этим будут улучшаться общественные условия бытия людей. Современное общество в возрастающей степени заинтересовано в росте индивидуального потенциала людей, поскольку оно становится сложнее, противоречивее, динамичнее. Такому обществу нужны компетентные, социально ответственные, интеллектуально развитые, активные, умеющие перестраиваться и достойно отвечать на социальные вызовы люди. Обществу XXI века нужны новые люди. Время «людей-винтиков» ушло безвозвратно.
Вопросы дня самоконтроля
1. Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «лич
ность»?,
2. Каково содержание социологического понятия «лич
ность»?!
3. Что понимается под социальным статусом Личности? Какие существуют статусы личности? I t
4. Что такое социальная роль?; ;.
5. Как соотносятся статусы и роли личности? ■]
6. Какие вам известны основные теории личности в социоло» гик:?!
276 _____________ Глава 10. Личность в социологии __________________ 1
7. Что понимается под ролевым конфликтом? Приведите при| меры ролевых конфликтов.
8. Что такое социализация личности? Какие этапы социализации личности выделяются?
9. Чем ресоциализация отличается от социализации?
10. Что понимается под потребностью? Опишите пирамиду
потребностей А. Маслоу.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 36 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |