Читайте также:
|
|
Ф изучает общество в целом. В науч. лит-ре существует немало определений О. Простейшее из них выглядит так: О - это совокупность людей и их взаимоотношений.
Современная Ф рассматривает О как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как целостный организм, единая система. О всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении, но одновременно оно стабильно (устойчиво).
Охарактеризовать О как саморазвивающуюся целостную систему - значит выявить в ней самой предпосылки к развитию, а также то, что общество не является простой суммой индивидов, а есть новая качественная определенность для которой характерно подчинение объективным законам развития общества. Факт, что общество есть другая качественная определенность нежели чем простая сумма отдельных людей не вызывает сомнения. А источники развития О следует искать в противоречиях таких например, как противоречие производительных сил и производственных отношений и т.д. Рассмотрение О как системы предполагает выявление элементов этой системы, ее первокирпичиков. Таким первокирпичиком является человек и его деятельность.
Базовую структуру О образуют осн. направления (сферы) общ-ной деятельности – эконом., соц., полит. и духовная. При этом каждая сфера имеет собственную специфику и играет свою роль в жизни общества.
Давно было уже замечено, что исторические события происходят в определенном ритме и как бы повторяются. Об этом размышляли еще царь Соломон в Экклезиасте, мудрецы Древнего Китая, Индии и др. стран. Так родилась идея циклов истор. развития общества. Выделяют 4, 12, 36, 100 и 144-летние циклы. Философский смысл состоит в том или ином понимании характера развития вообще. Или история течет линейно от начальной точки (сотворение мира Богом или иной космической силой) до конечного пункта — прихода Мессии и тысячелетнего Царства Божия. Или же она течет циклично с«возвращением на крут своя».
Истор. аспект бытия общества неразрывно связан с аксиологическим. Аксиол. сторона – наиболее важные и общие человеческие ценности: смысл жизни, добро, справедливость, истина, свобода и т.д. Именно они оказывают первостепенное влияние на социализацию личности. Личность же является важнейшим элементом структуры О. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Так или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархия выступают регуляторами развития личности. Они служат критериями норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.
Несомненно, высшая и абсолютная ценность – сам человек, его жизнь. Такую же ценность представляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей.
Различные социокульт. типы О имеют специфические ценности, которые составляют важный фактор детерминации ценностных ориентаций и поведения личности, а также способы ее социализации. Например, каждая из двух наиболее значительных в истории человечества ценностных парадигм – вст и зп – отражает ценности, связанные со спецификой образа жизни соответствующего О. Так, для вст традиции характерно утверждение единства общества и человека, господство справедливости, гуманности, искренности, человечности, уважения к родителям и старшим. Само О рассматривается как большая семья. Главная установка в воспитании и социализации личности делается на изменение себя, на самосовершенствование.
Для зп же традиции характерным является противопоставление личности и общества и приоритет индивидуальных ценностей над общественными. В соответствии с этим социализация личности связывается здесь с изменением соц. среды.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 30 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |