Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Билет№8. Философия эллинистической эпохи «эпикурейцы, стоики, скептики». 5 страница

Читайте также:
  1. B) созылмалыгастритте 1 страница
  2. B) созылмалыгастритте 1 страница
  3. B) созылмалыгастритте 2 страница
  4. B) созылмалыгастритте 2 страница
  5. B) созылмалыгастритте 3 страница
  6. B) созылмалыгастритте 3 страница
  7. B) созылмалыгастритте 4 страница
  8. B) созылмалыгастритте 4 страница
  9. CONTRATO DE LICENÇA E SERVIÇOS 2 страница
  10. CONTRATO DE LICENÇA E SERVIÇOS 3 страница

273. С точки зрения Д. Белла, в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты ______________ наук. <Технических

274. С точки зрения деятельностного подхода, культура – это …<

способ жизнедеятельности человека

275. С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются … <

абсолютная и относительная

276. С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется … <естественным человеком

277. С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется …< мегамашиной

278. С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено …< опытом

279. С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация … <

противопоставляются друг другу

280. Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется …< конкретностью

281. Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется … культурой

282. Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется … <предметом исследования

283. Система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса называется …<

диалектическим материализмом

284. Системность, обоснованность, логичность характерны для __________ познания.<

Научного

285. Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в … <самой жизни, экзистенции

286. Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является … <

соединение душ людей в космическом Христе

287. Совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве, называется …< добродетелью

288. Совокупность всех форм существования материи, Вселенная во всем ее многообразии называются … <миром

289. Совокупность материальных, духовных и художественных ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции, называется … <культурой

290. Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления, называется …< глобалистикой

291. Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение ее основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, называется … <структурой

292. Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, называется …< системой

293. Современные социологи и философы для характеристики специфических черт современного общества употребляют понятие … <«массовое общество»

294. Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является … <игра

295. Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением …< Софии

296. Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется … <

интровертом

297. Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется … < экстравертом

298. Согласно позиции Аристотеля, возможность быть чем угодно называется …< материей

299. Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является …< личностью

300. Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает _ роль философии.<Конституирующую

301. Социальное предназначение философии состоит в том, тобы способствовать решению _ проблем. Мировоззренческих

302. Специфическим свойством времени является … <необратимость

303. Способ определения и метод философии называется … <рефлексией

304. Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется …<интуицией

305. Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется …<

воображением

306. Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как … <креационизм

307. Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был … <Ф. Аквинский

308. Стандартизация и унификация производства культурных образов характерны для ___________ культуры.< массовой

309. Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой … <

софистов

310. Становление классической логики как науки осуществляется в творчестве древнегреческого философа … <Аристотеля

311. Столкновение цивилизаций как сценарий ближайшего будущего мировой истории описывает философ … <С. Хантингтон

312. Структурным компонентом сознания, выполняющим управляющую функцию, является … <

воля

313. Субстратно-субстанциональная концепция рассматривает материю как … <

носитель свойств, отличный от них

314. Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется … <личностью

315. Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется …< качеством

316. Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …<

советскую и русскую зарубежную

317. Существенной чертой философии периода средневековья становится …<теоцентризм

318. Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее …<синкретизм

319. Существование человека предшествует его сущности с точки зрения …< Ж.-П. Сартра

320. Сущность в ее существовании называется …< явлением

321. Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что … <

человек создает Бога по своему образу и подобию

322. Тезис «познай самого себя» становится ведущим в философии …< Сократа

323. Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется … <сенсуализмом

324. Теоретическим ядром мировоззрения является … <философия

325. Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией … <относительности

326. Течение русской общественно-политической мысли

40-х гг. XIX в., выступавшее за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, получило название … <западничества

327. Тип культуры, характеризующийся организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств коммуникации, называется ____________ культурой.<

Массовой

328. Тип научной рациональности, учитывающий межсубъектные связи между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, социальную природу научного познания, называется …< постнеклассическим

329. Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания. <Научного

330. Трудовая концепция происхождения человека была предложена …< Ф. Энгельсом

331. Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются …<

вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

332. Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. 1. Объективность, рациональность 2. Рефлексивность, критичность 3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам 4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер 1 научное знание 2 философское знание 3 религиозное знание 4 обыденное знание

333. Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии. 1. Философия – «служанка богословия». 2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира. 3. Распространение света разума есть главное дело философии. 1 Средневековье 2 Новое время 3 Просвещение

334. Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. 1. Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей». Платон 2. Мир состоит из бесконечного множества монад. Г. Лейбниц 3. Бог создал мир из ничего. Августин 4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная. Р. Декарт

335. Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: 1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы. 2. Бог и природа отождествляются. 3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции. 4. Все в этом мире материально. 1 гилозоизм 2 пантеизм 3 дуализм 4 материализм

336. Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. 1. Изучает всеобщие законы развития мира 2. Основано на вере в сверхъестественное 3. Знания отражены в виде художественных образов 1 философия 2 религия 3 искусство

337. Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. 1. Все в мире имеет материальное начало. 2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности. 3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции. 4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу. 1 материализм 2 субъективный идеализм 3 дуализм 4 объективный идеализм

338. Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию …<детерминизма

339. Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется … <догмой

340. Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу … <К. Марксу

341. Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется … <агностицизмом

342. Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется … <

футурологией

343. Учение о бытии называется … <онтологией

344. Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется … <детерминизмом

345. Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом … < Платоном

346. Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен … <

Н. Бердяевым

347. Философия науки как особое философское направление сложилось … <

во второй половине XIX в.

348. Философия техники возникает в (во) … <второй половине XIX в.

349. Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию. <Гуманистическую

350. Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был … <

Л. Фейербах

351. Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был … <

З. Фрейд

352. Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был … Д. Юм

353. Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был … <К. Маркс

354. Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был … <Ф. Ницше

355. Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был … <Демокрит

356. Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был … <Парменид

357. Философская категория, отражающая всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость, называется … <движением

358. Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение», может быть охарактеризвана как … <материализм

359. Философская система К. Маркса может быть определена как … <

диалектический материализм

360. Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется …<герменевтикой

361. Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется …<

иррационализмом

362. Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования, есть … <мораль

363. Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется … <эсхатологией

364. Философское учение о нравственности и морали называется … <этикой

365. Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется … <иррационализмом

366. Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется … <дуализмом

367. Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется … <Априоризмом

368. Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как …<антропологический материализм

369. Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции … <

неоплатонизма

370. Философы и ученые, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы … <энциклопедистами

371. Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание. <Паранаучное

372. Формой рационального познания является … <суждение

373. Формой чувственного познания является … <ощущение

374. Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется … <квантовой механикой

375. Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется … <мировоззренческой

376. Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется … <гносеологической

377. Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется … <координирующей

378. Функция философии, реализующаяся в образоваии целостной системы знаний, называется …

интегрирующей

379. Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется … <гуманистической

380. Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется … <прогностической

381. Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется … <методологической

382. Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется …<

культурно-воспитательной

383. Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется … <эвристической

384. Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется … <социально-аксиологической.

385. Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть … <историософичностью

386. Характерной чертой научного знания является … <рациональность

387. Характерными для научной картины мира являются принципы …<

объективности и материальности мира

388. Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия … <

«О Граде Божьем»

389. Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется … <искусством

390. Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются … идеологическими

391. Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются … <субъектными

392. Центральным понятием философии В. И. Вернадского является … <ноосфера

393. Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется …<

представлением

394. Э. Тоффлер разрабатывает концепцию … <«электронного коттеджа»

395. Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме …<существования

396. Электромагнитные взаимодействия представляют собой _______ форму движения. <

Физическую

397. Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «______». <Эвдемонизм

398. Ю. А. Лотман разработал ____________ подход к рассмотрению культуры. <Семиотический

399. Ядром политической сферы общества является (-ются) …<государство

400. Ярчайшим представителем агностицизма является … <И. Кант

401. Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель … <

Ф. М. Достоевский

Билет№8. Философия эллинистической эпохи «эпикурейцы, стоики, скептики».

Античная философия (конец IV-II вв. до н. э) обозначается как эллинистический этап. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по своему содержанию философских систем, в это время появляется ряд философских школ: перипатетики, академическая философия (платоновская Академия), стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. Видимыми философами этого периода были Теофраст и Эпикур. Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

· отсутствие телесного страдания;

· невозмутимость души (атараксия);

· дружба.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. Эпикур (341-270 до н. э) греческий философ-материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела Мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Эпикур основал философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику. В физике Эпикур следовал атомистике Декарта. Признавал блаженно-безразличных богов в пространствах между бесчисленными мирами, но отрицал их вмешательство в жизнь космоса и людей. Девих Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа.

Стоики. Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле, где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя

Представители школы- Сенека, Марк Авелий. Основная идея- освобождение от влияния внешнего мира через самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрости. Характерные черты стоической философии:

- призыв к жизни в согласии с природой и Логосом

- исцеление нравственных недугов, воспитание добродетели

- признание добродетели как знания о добре и зла

- признание государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны и т.д.

Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. Последовательный скептицизм смыкается с агностицизмом и нигилизмом. Своей вершины скептицизм достиг в учениях Пиррона, Аркесилая, Карнеада, Энесидема, Секста, Эмпирика.

Энесидем - греческий философ - скептик, один из учеников Пиррона и тех сторонников платоновской Академии, которые защищали скептицизм. Невозможно никакое подлинное познание вещей, поскольку каждому нашему утверждению можно противопоставить другое утверждение, ему противоположное. Поступать надо так, как обычно поступают все или как подсказывает та или другая потребность. Философия Энесидема была продуктом поздней греческой классической философии. Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

 

Билет№9. Средневековая философия мусульманского Востока. Философские взгляды Аль-Фараби, Яссауи, Баласагуни, Кашгари. Исламская философия — совокупность философских учений, разрабатывающихся в эпоху Средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся в основном арабским языком. Арабо-язычная философия развивалась параллельно развитию схоластики. Основным смыслом арабо-язычной философии было защитить ислам и его церковные догматы, поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со схоластической философией. Арабо-язычная философия развив не только в лоне религии, но и в лоне науки. Основные направления арабо-язычной философии периода зарождения: школа мутакаллимов, школа мутазилитов, суфизм.

Мутакаллимы обосновывали религиозные догмы ислама.

Основные положения мутазилитов:

- отказ от догм ислама о происхождении мира, человека, преопределенности судьбы

-отождествление Бога и Вселенной

- вера в разум человека и силу

Суффизм рассматривал высшим благом для человека добровольное отрешение от окружающего мира, аскетизм, уход в себя и созерцание.

Аль- Фараби-выд. представитель восточного перипатетизма. Выступал как комментатор произведений Аристотеля, за что и получил прозвище Второй учитель. Он сформулировал следующ идеи:

-решение проблемы возникновения мира в духе концепции эманиции-умножения бытия, в результате чего возникают земные стихии:люди,животные, растения.

-именно филоофия позволяет человеку понять сущность бытия

- сущность вещей познается умом, который должен прежде всего опираться на логику, но использовать материал, поставляемый органами чувств.

Юсуф Баласагуни – крупнейший поэт 11 века, гениальный мыслитель, философ, ученый. В своих работах он рассматривает методы управления страной, принципы человечности, правила и законы, имеющие общественно-политические значение, обычаи и традиции своей эпохи. Его книга Кутадгу Билик является первым энциклопедическим произведением, написанным не на официальном лит языке, а на родном языке тюрков. Поэма Кутадгу Билик не только политический трактат, она является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в ней собран и обобшен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности, рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в общественном и природном универсуме. Мировоззрение Баласагуни определяет разнородные доисламские верования: зороастризм, манихейство, тенгрианство и т.д. Под влиянием взгядов крупных перипатетиков Востока (Аль-Фараби, Беруни, Ибн Сины) у Баласагына формируется пантеистический взгляд на окружающий мир. Ибо, по его глубокому убеждению, сотворенный богом мир существует и развивается самостоятельно по своим внутренним закономерностям. Учение Баласагына о строении Вселенной имеет много общего с системой Аристотеля-Пталомея. Однако, исходя из достижений естественных наук своего времени, мыслитель отстаивает концепцию о шарообразности Земли, которая вращается вокруг своей оси. Продолжая традиции древних философов, он считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел (земля, воздух, вода и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле. По его концепции 4 природных элемента не только качественно отличаются друг от друга, но и тесно связаны между собой. Отсюда он полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех стихий. Наивный материализм Жусупа тесно связан с его стихийно-диалектическим воззрением. Он утверждал, что все явления природы и общества развиваются и изменяются закономерно.
В области гносеологии философ выдвинул плодотворные идеи о происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. В теории познания поэта имеются материалистические тенденции. Как и другие представители восточного перипатетизма, он выступает как рационалист и рассматривает разум как творческую силу, инструмент познания существенных связей предметов материального мира. По его концепции разум озаряет человека светом знаний. В то время поэт не отрицал роли чувственного восприятия в познании истины. Взгляды мыслителя на общество и человека несет в себе глубокий гуманизм и насыщены рационалистическим подходом к осмыслению процессов, происходящих в обществе, признанием важной роли материальных факторов. Баласагын внес значительный вклад в разработку традиций реализма в мировоззрения прогрессивных мыслителей Средневековья.

Ахмед Яссауи- признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. О Яссауи говорят как об основателе тюркского пути мистического познания в исламе. Стержневая мысль мировоззрения Яссауи в том, что он осознал человека как активно-нравственное начало, действующее в 2 направлениях. Во 1 в направлении приобретения субъектом познания духовного опыта. Во 2 в направлении самовыражения духовного опыта, который явл. отдачей света познания, спроецированного из внутренних глубин на внешний окружающий мир.

 

Билет№10. Средневековая философия Западной Европы. Религиозные основы и идеи христианства. Европейская средневековая христианская философия занимает период с 1 по 15 век. Если в центре философских изысканий античности был чувственно-материальный космос, то в средние века предметом философских изысканий часто выступает единый Бог, который считается творцом природы и человека. Все определяется единственным божественным началом, а такие свойства бытия, как вечность, неуничтожимость и т.д., становятся атрибутами божества. Бог непознаваем, но может открываться человеку в результате откровения. Зарождающееся христианство должно было бороться за свое место под солнцем с античной языческой филосфией. 3 основные тенденции:1.полностью отвергается античная образованность и философия, и все истинное и доброе исходит лишь из божественного откровения.2.античная философия принимается положительно как инструмент познания Бога.3.гармоническое сотрудничество между божественной и философской мудростью при признании первенства божественного принципа. Основные особенности христианской философии:

- теоцентризм (высшая реальность-Бог)

- изучение космоса, природы, явлений окружающего мира как второстепенного

- рассмотрение человека как творения Бога

- познание мира через познание Бога и т.д.

Основные черты средневековой философии: теоцентризм (это такое понимание мира, в котором историзм и причина всего сущего выступает Бог, он центр мироздания), креационизм( человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданным Творцом или Богом), теодицея (это религиозно-философское учение, цель которой сводится к оправданию представлений о Боге как абсолютном добре, сняв с него ответственность за наличие зла в мире), эсхаталогия (это религиозное учение о конце истории и конечной судьбе мира), провиденциализм(так называется историко-философское направление, стремящееся объяснить исторические события с точки зрения непосредственного проявления в них провидения ), вера выше разума (основной принцип заключается в том, что запрещено идти в соответствии со знанием, с разумом). Схоластика- тип религиозной философии стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 137 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.021 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав