Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Quot;Адам - барлық заттардың өлшемі" дейтін сөз кімге жатады?

Читайте также:
  1. B)& ластағыш заттардың бөлшектерін ірілендіру және олардың агрегаттарға бірігу үрдісі
  2. Lt;question>Материалдық байлыққа нелер жатады?
  3. Lt;question2>Төменде көрсетілген философтардың қайсысы ортағасырлық араб тілді философтарға жатады?
  4. Quot;Айығу кітабы" араб-мұсылман философтарының қайсысына жатады?
  5. Азот(V) оксиді топтағы барлық заттармен әрекетесетін заттар жұбы*СаО,H2O,NaOH
  6. Аристотельді не себепті "адамзаттың алғашқы ұстазы" деп атайды?
  7. Берілген заттар-ң Cl2,HCl,H2O,Br2,HBr арасында этилен гомологымен әрекеттесетіні*барлық аталған заттар
  8. Берілген нұсқалардың қайсысы паразиттерге жатады?
  9. В.И.Вернадскийдің Ноосфера және Биосфера туралы ілімдерідегі тірі заттардың концепциясы. Тірі заттың ғаламдық ролін анықтау.

 

 

33.Методы и формы научного познания

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ это особый вид познавательной деятельности,направленный на выработку новых, систематизированных, объективных знаний,процесс перехода логики бытия (сущности, законов) в логику мышления, в ходе которого приобретаются новые знания.

1. Специфика научного познания. Научные знания предпологают обьяснение фактов. Научное познание отвечает на вопрос не только КАК но и ПОЧЕМУ. Научное знание не терпит бездоказательности, то или иное утверждение становится научным лишь тогда, когда оно обосновано.

2 уровня научного познания. 1. Эмпиричский уровень познания. Основными методами эмпирического познания явл. наблюдение, эксперимент и описание. В процессе наблюдения познания человек познёт общие св-ва обьекта, общие связи. В процессе эксперимента человек производит изменения в исследуемом обьекте, с целью выявления его общих свойств и связей. Эксперимент предпологает более активную роль человека чем наблюдение. В результате наблюдения и эксперимента получаются данные, подлежащии затем описанию. Вот.

2. Теоретический уровень познания. Основные методы: дедукция, индукция, анология. Дедукция – вывод от общего к частному. Идукция – вывод от частного к общему. Анология – на основе сходства обьектов по одним признакам, пологать о сходстве по другим признакам. Факт – достоверное положение дел в действительности. Теория – система обобщённого знания о существующих закономерностях в действительности.

Формализация как метод представляет собой процесс выявления содержания путем знакового формализма, обобщения формы (см. форма и содержание). Формализация связана с использованием формализованного языка (математики). Формализация имеет в виду единство фермы и содержания. Абсолютизация же формы, отрыв ее от содержания ведет к формализму. Особенно опасен формализм в сфере человеческих отношений. Моделирование – это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), которые берутся вместо оригинала. Моделирование применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно, например, термоядерные процессы на Солнце. Этот метод широко применяют в системе образования.

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - это способы познания, к которым относятся: проблема, гипотеза, теория. Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа, включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение. Гипотеза - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании, в ходе которых одни гипотезы превращаются в теории, другие уточняются и конкретизируются, третьи - отбрасываются как заблуждения. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности

 

34.Природа и общество

Природа – совокупность естественных условий существования человека и общества. (Понятие «природа» имеет два основных значения. В широком смысле – это весь окружающий мир, в том числе человек и общество, то есть Вселенная. В узком смысле – та среда, в которой происходит жизнь человека и общества (поверхность Земли с ее возможными качественными характеристиками, климат, полезные ископаемые и многое другое).

Общество – система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности. (Общество-совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов)

Географический детерминизм – теории о том, что развитие человеческого общества определяется решающим влиянием на него различных географических факторов (природы). Концепция «географического детерминизма» утверждает, что процесс общественного развития это не результат проявления объективных закономерностей, а следствие влияния природных сил.

Отношение человека к природе на протяжении всей истории человечества изменялось.
1 ЭТАП. Первобытно-общинный. Первобытный человек занимается охотой, рыболовством, собирательством, удовлетворяя свои потребности присвоением готовых продуктов. Он находится в полной зависимости от природы, не выделяет и не противопоставляет себя ей. 2 ЭТАП. Античность. Исходный пункт нового этапа - возникновение и развитие земледелия и скотоводства. Осуществляется переход от присваивающей к производящей экономике. Человек начинает активно вмешиватьсявприроду. 3 ЭТАП. Средневековье(1У-Х1Увв.) иэпохаВозрождения(ХУ- XVI вв.). Зависимость людей от природных сил не уменьшается, освоение человеком природы коренным образом не меняется, зато меняются мировоззренческие основы отношения человека к природе. Отношение к природе носит достаточно пренебрежительный характер. 4 ЭТАП. Новое время (XVII-ХIХвв.). Основная задача, стоящая перед человеком - освоение и приспособление природы для все возрастающих потребностей человеческого общества. Средство ее освоения и покорения - познание законов природы - наука. «Знание - сила!» (Ф.Бэкон) - девиз всей эпохи Нового времени. Человек теперь не часть природы, он - ее вершина в силу своего сверхприродного происхождения и обладания разумом (богоподобного начала в человеке). Человек и природа противопоставляются.

Природа и общество взаимосвязаны, между ними существуют единство и различия. Единство заключается в следующем: 1) общество есть продукт саморазвития природы; 2) общество является частью природы в широком смысле, и как часть оно подчиняется целому, подчиняется законам природы; 3) природа и общества взаимодействуют, влияют друг на друга. в отличие от законов природы, законы общества – это законы деятельности людей и результаты этой деятельности. Специфика общественных законов, их отличие от природы состоит в том, что по времени действия они значительно более кратковременны. С заменой одного общества на другое нередко отмирают те или иные законы, и возникают новые.

 

36. Философские основания построения теоретической модели общества.

  1. Телеологическая(целеустремленная) – «Царство божее». Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государ­ство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты,власть:вечны; незыблемы; святы; их возникновение (а значит и упразднение) не зависит от воли че­ловека; являются выразителями воли Бога на земле. Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усиле­нию духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским воинам, переделу власти и собственности. Недостаток теориив том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна.
  2. Натуралистическое – географические, биологические принципы. Суть натуралистической модели общества заключается в том, что общество рассматривается как часть природы, существующая и развивающаяся по законам природы, то есть биологическим законам. Согласно натуралистическим концепциям, все процессы, происходящие в обществе, определяются теми или иными природными процессами.
  3. Социальная модель общества – общество как совокупность социальных институтов. Структура фиксирует каждую конкретную фазу социального развития в статичной и относительно стабильной форме. <Социальный процесс> - динамическая характеристика общества, постоянно опережающая и трансформирующая жесткие структуры.

Физический смысл понятия техносоциальной формулы общества состоит в том, что обществу, как совокупности людей, требуется большее жизненное пространство, чем то, которое оно в состоянии создать, нужна большая масса ресурсов жизни, чем та, которую люди могут произвести, масса проживаемой жизни требует большей массы расходуемой жизни.

35. Глобальные проблемы современности.

Почему глобальные проблемы называются глобальными? Эти проблемы затрагивают интересы не отдельных стран, а всего человечества. Ни одно государство не в состоянии самостоятельно решить эти проблемы. Глобальные проблемы – это те проблемы, которые волнуют весь мир, всё человечество, угрожают настоящему и будущему нашей планеты. Одной стране никогда не удастся решить все глобальные проблемы самостоятельно. Справиться с мировой проблемой может только мировая общественность, усилия всех стран и народов.

1)Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.2)проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;3)предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;4)катастрофическое загрязнение окружающей среды 5)снижение биоразнообразия;6)обеспечение человечества ресурсами, исчерпание нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов;7)глобальное потепление;8)озоновые дыры; 9)Гуманитарный кризис- проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа,распространение наркомании10)демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых), возможный голод.11)терроризм;12)астероидная опасность;13)недооценка глобальных угроз существованию человечества, таких как развитие недружественного искусственного интеллекта и Глобальных катастроф.

Особенность современного этапа исторического развития –усиление процессов глобализации. Глобализация означает всеобщий характер большинства значимых для человека процессов. Глобализация – процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран.

Антиглобали́зм — общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций и торгово-правительственных организаций, таких как Всемирная торговая организация.

 

 

37. Структура общественного сознания.

Общественное сознание это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о самом себе.

Индивидуальное сознание — сознание личности, формирующееся путем социализации (воспитание, образование, общение, самовоспитание и самообразование).

Индивидуальное сознание не может постичь всего объема общественного сознания, усваиваивается только его часть. Оно содержит в себе групповые, национальные, классовые и общечеловеческие составляющие.

Различие: - преемственность знаний, норм в большей мере присуща общественному сознанию. Оно в значительной мере более объемно, чем индивидуальное; - могут выступать как противоположности и между ними образуются противоречия;

- ведущую роль в их целостности играет общественное сознание; - индивидуальное сознание отдельных личностей может существенно обогащать общественное (Ч. Дарвин, А. Эйнштейн и т.д.). В него входит не все из индивидуального сознания, а только общезначимое; - подвижность индивидуального сознания значительно большая, чем у общественного сознания;

- индивидуальное сознание частично и более фрагментарно отражает общественное бытие, нежели общественное; - индивидуальное сознание в большей мере угасает со смертью своего носителя, чем общественное, где имеется ярко выраженная преемственность положений.

2 уровня общественного сознания:

  1. Обыденно практический – жизненно-практическое, несистематизированное жизнепонимание.
  2. Теоретический уровень – систематизированное понимание, которое подвергалось творческой разработке и рациональной систематизации.

Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое и научное и философское сознание.

Нравственная форма сознания – это исторически сложившаяся система правил и норм, регулирующих поведение людей. Она проявляется в отношении человека к семье, коллективу, народу, родине. В основе нравственной жизни человека лежит чувство ответственности перед обществом и самим собой за свои поступки. Религиозная форма сознания – это фантастическая форма отражения действительности, связанная с верой в сверхъестественное, Абсолют. Возникновение религии является закономерным явлением развития общества. Она имеет свои социальные, гносеологические и психологические корни. Вера в сверхъестественные обусловлена объективными отношениями зависимости людей от природы и от господствующих над ними общественных сил, она коренится в ограниченности общественной практики. Еще древние говорили: «Страх создал богов».

38. Единство и многообразие мировой истории. Смысл истории.

История - 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных, гуманитарных и других наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Формация – это ряд последовательных ступеней, сменяющих друг друга. Формационный подход подрузамевает стадиальность общественного развития. Это признавал Энгельс, но впервые понятие формации появилось в работах Маркса. Смена одной формации на другую происходит в результате конфликта производственных отношений. Согласно этим формациям выделяются стадии развитиея общества: первобытно-общинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое.

Цивилизационная теория, противостоит стадиальному (формационному) подходу к общественному развитию. Эту теорию выдвинул Тоинби. Человечество развитивается не поступательно, а "по кругу". Каждый этнос (или цивилизация, или культура) проходит определенный цикл развития и угасает. Его место занимают более молодые цивилизации, проходящие те же циклы развития. Несмотря на то, что авторы цивилизационных концепций выделяют определенные стадии развития каждой цивилизации, человечество в целом фактически не может развиваться - ведь каждая цивилизация движется по кругу.

СМЫСЛ ИСТОРИИ – понятие (или способ восприятия) социального времени, придающее последнему значение процесса восходящего, движущегося к заветной цели. Смысл истории как задание социальной философии сводится к решению двух основных проблем: единство исторического процесса в пространстве (глобализация) и его единство во времени («связь времен»)

 

39. Проблема человека в философии

Философская антропология – это раздел философии, который занимается изучением человека, его природы и сущности.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личность – понятие обозначающее человека как представителя общества.

Природа человека – биологический фактор, социальный фактор, духовный.

В античной философии - человек как часть космоса.

Христианство – человек – это дух и тело. Аквинский – человек – промежуточное между ангелами и животными.

Средневековый образ – теоцентричен – человек верит в Бога.

Новое время – человек – это прежде всего его духовная сущность. Образ человека антропоцентричен.

По марксу человек мыслится как существо рациональное.

В философии сложилась и более объемная, так называемая триединая модель человека, рассматривающая его в единстве таких составляющих, как тело, душа и дух. Понятие тела в философии подчеркивает прирожденные основы человека, жизненно необходимую связь человека и природы, его особенности как биологического вида. Понятие души выражает исторически меняющееся воззрение на психику и внутренний мир человека; в религии душа – это понятие об особой нематериальной основе, независимой от тела. Понятие духа связано не столько с описанием индивидуальности, сколько всеобщего в человеке. Царство духа - это система высших ценностей, сфера человеческой культуры с ее нормами, идеалами, смыслами. В отличие от души, дух относительно независим от стихии эмоциональных переживаний, он акцентирует объективную значимость своего содержания, разумность, социальность, общезначимость и надындивидуальность своих законов. Это своего рода "Сверх-Я" в структуре человеческого опыта. Дух - это идеальная, правящая миром сила, к которой причастен человек (пассивно или активно)

За всеми современными теориями личности явно или неявно стоит философское представление о природе человека. Например, одна из теорий рассматривает человека как организм, который размышляет, выбирает и принимает решение (рациональное представление о человеке), в то время как другая видит в человеке организм, который ведет себя иррационально, вынужденно, под влиянием влечений (представление о человеке как о животном); одна теория видит в человеке механизм, автоматически реагирующий на внешние стимулы (механистическое представление), тогда как другие смотрят на него как на систему, перерабатывающую информацию, подобно компьютеру (компьютерное представление).

 

40. Личность и общество. Проблемы смысла жизни.

№1 Общество - это человечество в целом, совокупность всех народов и наций, это всё население земли. №2. - это определённый этап исторического развития человечества или население конкретной страны (первобытное общество, феодальное общество, российское общество). №3 - Общество - это определённый коллектив людей, объединившихся для совместной деятельности, выражения общих интересов, взаимопомощи и поддержки друг друга (общество собаководов, педагогическое) №4. - обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Личность – понятие обозначающее человека как представителя общества. Личность выражает сущность человека. Это субьект действительности, имеющий сознание, самосознание. мировоззрение, осмыслевающий свои социальные функции.

Формы социализации личности:

Идентификация в философии — установление тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения признаков; опознание.

Прое́кция (лат. projectio — бросание вперед) — психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне[1]. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя. Впервые описан Зигмундом Фрейдом.

Социальный символизм это отражение в сознании людей семиотической функции, которую приобретает в той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира. Социальный символизм – это своеобразный «язык повседневного поведения»

Так, одной из наиболее ярких и влиятельных концепций личности XX века явилась концепция З. Фрейда. Ученый условно разделил личность на три составляющие: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Подразумевается, что человек подвержен мощнейшему влиянию внутренних инстинктов (Оно), которые сталкиваются с общественными требованиями и установками (Сверх-Я) на своеобразной арене борьбы, которой служит Я. Движущими силами развития индивида выступают сексуальный и агрессивный инстинкты. Именно движение в сторону их удовлетворения означает реализацию действительного личностного потенциала.

Следующей яркой теоретической концепцией, рассматривающей природу личности и вводящей свои критерии личностного роста, стала современная гуманистическая концепция, базирующаяся на взглядах К. Роджерса и А. Маслоу. Согласно данной концепции исходным стремлением личности является стремление к самоактуализации. Одним словом, К. Роджерс считает, что у организма есть одна основополагающая тенденция и одно стремление – актуализировать, сохранять и расширять самого себя.

Одной из разновидностей личностных теоретических подходов, выделяемых на сегодняшний день, являются подходы, отличительной особенностью которых стало внимание к теме отдельных личностных черт. Оллпорт, как один из основоположников данного подхода, считал, что черты (черты личности) являются базовыми единицами личности. По Оллпорту, черты реально существуют и заложены в нервной системе.

Свой вклад в развитие теории личностных черт внес Айзенк, который предположил, что факторный анализ позволяет обнаружить те естественные структурные элементы, которые существуют внутри человеческой личности

Следующей теорией личности, подлежащей нашему рассмотрению, является теория личностных конструктов, основателем которой является Дж. Келли. Многие идеи Келли, включая его взгляды на науку, базируются на философской позиции конструктивного альтернативизма. Согласно этой позиции, нельзя открыть ни объективной реальности, ни абсолютной истины – их не существует. Вместо этого мы можем говорить о попытках конструировать события – интерпретировать явления, чтобы понять их.

Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Существуют различные подходы к решению смысложизненной проблемы, из которых можно выделить следующие:

-Смысл жизни в ее духовных основах, в самой жизни;-Смысл жизни выносится за пределы самой жизни;-Смысл жизни привносится самим человеком в свою жизнь;-Не существует смысла жизни.

В рамках первого подхода существует религиозная версия. Смысл жизни человека был задан Богом уже в момент создания человека. Создав человека по своему образу, наделил его при этом свободой воли. И смысл жизни человека состоит в достижении им заданного подобия с Богом. Смысл человеческой жизни в — сохранении и очищении своей бессмертной души. Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов и справедливости. С точки зрения сторонников третьего подхода, жизнь сама по себе не имеет никакого смысла, а человек сам привносит его в свою жизнь. Человек как существо сознательное и волевое своими способами созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая объективные условия человеческого бытия, навязывающая свой смысл, переходит в волюнтаризм, субъективизм и может повлечь за собой крушение смыслов, экзистенциальную пустоту и даже гибель. 3 подхода к пониманию смысла жизни: 1. Субьективный идеализм – жизнь – средство реализации 2. обьективный (индия) - уход от мира 3. материалистический – преобразование мира.

 

quot;Адам - барлық заттардың өлшемі" дейтін сөз кімге жатады?

Протагорға;

"Адам өзіңді танып біл" деген қанатты сөздің авторын көрсетіңіз:

Сократ;




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 68 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.017 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав