Читайте также:
|
|
Определился тип его творческой личности - экзальтированной, трепетно одухотворенной. Романтизм переживал вторую молодость, по силе и остроте жизнеощущения в чем-то даже превосходившую первую. Интенсивное лирическое переживание. Последователь Чайковского. Фортепианный концерт - черты его юношеской лирики, патетическая приподнятость и высокий градус артистического темперамента. Тяготел к западным романтикам - к Шопену, Листу и Вагнеру. Ориентация на европейскую музыкальную культуру, избегание русского, фольклорного элемента. Пристрастие Скрябина к жанру фортепианной миниатюры, где он проявляет себя как художник интимно-лирического плана. Скрябин воспринял почти все жанры фортепианной музыки, которые встречались у Шопена: прелюдии, этюды, ноктюрны, сонаты, экспромты, вальсы, мазурки. Но в трактовке их видны свои акценты и предпочтения. Танцевальные жанры не имели у него сильного значения, но с танцевальностю связана полетность, воздушность, атмосфера игры, свободного парения в пространстве. Свобода музыкального жеста. Подобно Шопену, Скрябин толкует прелюдию как миниатюру, отмеченную единством запечатленного образа. Широта эмоционального диапазона: мечтательно-элегические страницы соседствуют с аппассионатными, пасторально-светлые - с горестными, затаенно-печальными. Черты экспрессионизма и импрессионизма. Связь с поэтикой символизма. В своих этюдах Скрябин также отталкивался от шопеновского образца. Это развернутые пьесы концертного плана с ощутимым образным контрастом. Десять сонат - это своего рода ядро его композиторской деятельности, концентрирующее в себе и новые философские идеи, и стилистические открытия. Эволюционируют вместе с его стилем. Главенствующая роль среди средств выразительности принадлежит гармонии, в которой Скрябин совершил свои наиболее яркие открытия. Колорит аккордовой вертикали. Широкое использование полиритмии. Отсюда сочетание прозрачности и напряженности. Фортепианный стиль связан с его исполнительской манерой,
Поступил в консераторию. Зверев – фортепиано, Танеев – теория и контрапункт, Конюс – гармония. Переиграл руку, разучивая Исламея и фантазию Листа на темы Моцарта – толчок для возникновения интереса к философским вопросам: Первая серьёзная неудача в жизни. Первое серьёзное размышление: начало анализа о ценности жизни, религими, Боге. Окончил Консу с малой золотой медалью по ф-но (по композиции не окончил, т.к. перейдя к Аренскому «не сошелся с ним характером»). В 94 г. выступает в Питере как пианист-исполнитель собственных произведений. Знакомится с Беляевым (богатым лесопромышленником, который помогал русским композиторам). Отношения с Римским-Корсаковым, Глазуновым, Лядовым. Гастроли по России и за рубежом. Успешный концерт с женой в Париже 98 г. из авторских произведений. Профессор Московской консерватории по классу ф-но.
90-е – духовный подъем Скрябина-художника. Основы его эстетических взглядов. Тенденции к осмыслению сущности и задач художественного творчества, поиски последовательной системы мировоззрения.
С 1894 – лучшие фортепианные произведения первого периода его творчества. Исключительно большая роль фортепиано сближает его Шопеном. Но воспринятые элементы шопеновского стиля претворялись по-своему. Большое место занимают прелюдии. Этот жанр особенно подходил дл воплощения в сжатой, лаконичной форме многообразных контрастиующих душевных переживаний. (50 за два года), при этом сочинение других вещей (Вторая соната). Не менее важны и этюды. Цикл из 12 этюдов оп. 8. Подобно Шопену, Листу и др. сочетает поэтическо-технические сложности со значительным, глубоким музыкальным содержанием. Круг образов близок прелюдиям. Танцевальные формы. В 90-е также были созданы и крупные произведения. Три сонаты и единственный концерт. Соната № 1 – знаменует начало зрелого периода.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |