Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия пәнінен емтиханға арналған тест сұрақтары 2013-2014 оқу жылы

Читайте также:
  1. C. «Жалпы медицина» мамандығы бойынша І курс студенттеріне арналған дифференциальды сынақтың тест сұрақтары.
  2. E) миф, религия, философия.
  3. I курса ПИ на 2013-2014 учебный год
  4. I курса ПИ на 2013-2014 учебный год
  5. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  6. II. Философия как специальность.
  7. Lt;variant>Идеяны күллі нәрсенің алғашқы бастамасы деп мойындайтын философиялық көзқарас
  8. Lt;variant>Философиялық антропология
  9. PS, TOP командаларымен процесстерді тексеру. Процестермен жұмыс істеуге арналған командалардың түрлері.
  10. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ

Окружающий мир входит в человека не только непосредственно — через страдания, но и опосредованно — через страхи. Если страдания нейтрализуются культурой удовольствий, то страхи — культурой философского мышления, Философское познание освобождает от трех основных страхов.

Во-первых, от страха перед богами. Этот страх, как считает Эпикур, порожден лживыми домыслами, будто боги вмешиваются в человеческую жизнь,

Основной аргумент Эпикура, призванный снять страх перед богами, состоит в том, что представления о карающих и награждающих функциях противоречат самому понятию бога, "Бог есть существо бессмертное и блаженное, ибо таково всеобщее начертание понятия о боге"

Во-вторых, от страха перед необходимостью. Свобода от страха перед богами стоила бы немногого, если бы человек оставался рабом природной необходимости. "В самом деле, лучше уж верить басням о богах, чем покоряться судьбе, выдуманной физиками"[5]. По поводу богов люди еще могут думать, что их можно умилостивить почитанием, а неумолимая судьба не оставляет человеку никаких надежд.

 

В-третьих, от страха перед смертью. Смерть, говорит Эпикур, не имеет к нам никакого отношения. Ведь она есть отсутствие ощущений, а все хорошее и плохое заключено в ощущениях. Кроме атомов и пустоты ничего не существует. Душа также телесна. Она состоит из тонких частиц и рассеяна по всему телу, она похожа на ветер с примесью тепла. Со смертью организма душа также умирает, она рассеивается, теряет силу и чувствительность. Следовательно, волнения о том, что будет после смерти, лишены физического и вместе с тем и разумного смысла.

 


24. Принцип сомнения в учениях Пиррона и Секста Эмпирика.

 

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. σκέπτομαι, «рассматриваю», «исследую», σκέψις, исследование), одно из влиятельных направлений в античной философии в период с 3 в. до н. э. по 3 в. н. э. Традиционно историю скептицизма представляют разделенной на два течения: пирронизм (см. Пиррон) и академический скептицизм (см. Академия). Самоназвание «скептики» (οἱΣκεπτικοί) было принято представителями пирронизма; представители других школ называют их также «эфектиками» (οἱἘφεκτικοί- от ἐπέχω, воздерживаюсь [от суждения], отсюда «эпохе», - D. L. IX 70; Amm. In Cat. 2, 8 слл., Simpl. In Cat. 4, 4-5); «зететиками», «апоретиками» (см. Секст Эмпирик, Pyrrh. I 7, параграф «О названиях скептического образа мысли»). Приверженцы эллинистической Академии - «академики».

Представители античного скептицизма: Пиррон из Элиды и ТимонизФлиунта\ академики: Аркесилай, Лакид, Карнеад,Клитомах, Филон из Ларисы и др. Начиная с 1 в. до н. э. скептицизм представлен пирронизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик и др.), возникшем как реакция на возобновление в афинской Академии при АнтиохеАскалонском догматического учения в духе Платона и Аристотеля; многие его представители совмещали скептические принципы в философии и практическую медицину (6 из 8 названных Диогеном Лаэртием пирронистов после Энесидема — практикующие врачи-«эмпирики», D. L. IX 116); в поздний период сохранялся интерес к скепсису в среде интеллектуалов второй софистики (ФаворинизАрелаты, Александр из Дамаска).

 

 

Источники по истории античного скептицизма весьма ограниченны: Пиррон, Аркесилай, Лакид и Карнеад не оставили письменных сочинений, философское наследие их последователей известно фрагментарно по позднейшим изложениям

 

СЕКСТ ЭМПИРИК

(6) ( 2 - япол. 2 в .— нач. 3 в .), др.-греч. философ, систематизировавший идеи скептицизма,

 


25. Единое, ум, душа в философии неоплатонизма.

 

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина: Единое — Ум — Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизречённое, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует в Ум (νοῡς), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу (ψῡχή), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос.

Первая онтологическая субстанция этой триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Отсюда в неоплатонизме вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого пифагореизма. Посредством этого учения трактуется и определяется необходимость эманации Единого в Ум — как первое докачественное расчленение Единого, исходящее из его природы.

Ум, представленный у Платона в виде распределённых намёков, разрабатывается неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и о его самосозерцании. Самосозерцающий Ум выступает одновременно и объектом, и субъектом своего мышления (мыслит себя в самом себе) и, таким образом, содержит в себе свою собственную умну́ю материю.

Третья онтологическая субстанция этой триады, Душа, разрабатывается на основе платоновского диалога «Тимей» и доводится до учения о космических сферах (также под влиянием как Аристотеля, так и древнего пифагореизма). Это учение дает картину действия мировой души во всем Космосе.

Таким образом, как идеалистическая философская система неоплатонизм сводится к общему учению об иерархическом строении Бытия. Неоплатонизм — универсальная логическая система, объясняющая строение Сущего и любого явления в Сущем. Конструкцию Сущего и явлений в Сущем неоплатонизм определяет постепенным «ослаблением» первой и высшей ступени в следующем нисходящем порядке: Единое, Ум, Душа, Космос, материя. Каждая из ступеней причастна «соседней» высшей и, таким образом, обще-причастна Единому (Благу). Эта причастность исходит из природы самого Единого (Блага).

Мир эманирует из Единого (Блага); вся совокупность вещей — ряд ступеней последовательно убывающего совершенства, исходящего из единой, все созидающей (божественной) первоначальной силы; мировая жизнь — возвращение созданий по тем же ступеням к Единому (Благу).

Одно из положений неоплатонизма — идея универсального Блага, то есть элиминация из идеи Божества всех антропоморфических элементов. Бог — единое, сверхмировое, сверхра́зумное, непознаваемое, неизреченное начало. Но, будучи непознаваем, Бог сам может открыться человеку в мистическом откровении. В состоянии экстаза душа непосредственно созерцает абсолютное и сливается с ним в одно целое. Средствами к достижению такого экстаза являются теургия и аскетизм.

Для учения о внутрикосмических телах неоплатонизм привлекает теории Аристотеля о субстанции и качестве, об эйдосах (сущностях вещей) и энтелехиях (действенно развивающихся принципах вещей), о потенции и энергии.

На неоплатонизм оказал существенное влияние стоицизм с его учением о тождестве мирового первоначала (огня) с внутренним я человека. Однако неоплатонизм мог возникнуть только из решительного преодоления стоического материализма, натуралистического пантеизма в стоической интерпретации наследия Платона.

 


26. Философия Средних веков. Периодизация, традиции, особенности.

Средневековая философия - это философия феодального общества, развившаяся в эпоху от Римской империи (V в.) до возникновения ранних форм капиталистического общества (XIV-XV вв.)

Во времена средневековья существовала только религиозная философия из-за неразрывной связи ее с религией, отсюда высшим знанием считалась теология, а философия занимала более низкую ступень в иерархии наук. Философия на ряд веков стала "служанкой богословия". Роль эту она исполняла и прежде, в деятельности апологетов - защитников христианства против язычества.

Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви. Одновременно развивалась логика, разрабатывались понятия личности и спор о приоритете общего и единичного. В философии средних веков выделяются два основных этапа её становления – патристика и схоластика. Период патристики охватывает IV-VIII вв., а схоластики – VI-XV вв.

 

Патристика – это система философских и теоретических воззрений мыслителей религии, «отцов» церкви. Это направление христианской философии, основной целью которого является утверждение, обоснование и подтверждение силы веры. Период патристики разделяется на два основных направления: греческое и римское. У каждого из них есть свои черты и время развития.

Наиболее характерным для патристики является разработка догматики христианства и философии, на развитие которой влияли идеи Платона. Средневековая патристика освещает такие проблемы: отношение разума и веры, сущность Бога, свобода человека и т.д. В Средневековье начинают создавать разнообразные школы и университеты. Последние из них имели четыре факультета: философский, теологический, медицинский и юридический. Главную роль в их формировании играли представители богословия. Именно вокруг университетов сконцентрировалась схоластика.

 

 

Схоластика – это философское направление средних веков, которое синтезировало христианское богословие и логику Аристотеля. Главной задачей данного направления было оправдание веры посредством разума. Другими словами, рациональное обоснование веры в Бога и христианское учение. Схоластика была предназначена для обучения основным догмам и принципам христианства. Эти догмы находят свои истоки в патристике.

 

Патристика и схоластика – два учения, которые дополняли и укореняли друг друга. Они основывались на одних значениях, принципах, одной символике. Как утверждают философы, схоластика продолжается в патристике. В то же время, новое направление философии было связано с платонизмом и учением Аристотеля.

 

Патристика и схоластика одинаково говорят о том, что человек самостоятельно выбирает тот или иной жизненный путь, в пользу света или тьмы. Человек должен сам выбрать добро, отрекаясь от всего злого и дьявольского. Философские взгляды патристики и схоластики являются важной частью общей философии. Эти направления освещают идеи христианства в средневековой Европе. Этот период истории ознаменован установлением связи между философией, патристикой и схоластикой.

 

Развитие в XIII в. средневековых городов, ремесла и торговли, торговых путей привели к некоторому подъему философии, и в частности номинализма. Лишь в области формальной логики был, достигнут некоторый прогресс. Только возникновение нового, капиталистического способа производства и нового понимания практических и теоретических задач науки постепенно освободило мысль передовых людей из плена Средневековой философии.

 

 


27. Учение Аврелия Августина: от неоплатонизма к христианской догматике.

 

Августин Аврелий (живший в 354-430) который прежде всего придерживался идеи гармонии веры и разума. Высшее знание находится в религии, главная цель которой - приобщение к Богу. Достичь этого можно двумя путями - иррациональным (вера, чувства, эмоции и т. д.) и рациональным (через мышление). Абсолютное предпочтение Августин отдавал иррациональным средствам. Согласно его мнению, вера не требует доказательств, так как разум человека слишком несовершенен, чтобы проникнуть в высшую суть вещей. Мыслительная деятельность может лишь подкрепить веру. Необходимо сочетание веры и разума, но, ни в коей мере, вера не должна зависеть от разума. Главная цель земной жизни человека - спасение души и приобщение к Богу путем соблюдения религиозных христианских норм.

 

 


28. Соотношение истины веры и истины знания в философии средних веков.

 

В философии средних веков выделяются два основных этапа её становления – патристика и схоластика. Период патристики охватывает IV-VIII вв., а схоластики – VI-XV вв.

 

Патристика – это система философских и теоретических воззрений мыслителей религии, «отцов» церкви. Это направление христианской философии, основной целью которого является утверждение, обоснование и подтверждение силы веры. Период патристики разделяется на два основных направления: греческое и римское. У каждого из них есть свои черты и время развития.

Наиболее характерным для патристики является разработка догматики христианства и философии, на развитие которой влияли идеи Платона. Средневековая патристика освещает такие проблемы: отношение разума и веры, сущность Бога, свобода человека и т.д. В Средневековье начинают создавать разнообразные школы и университеты. Последние из них имели четыре факультета: философский, теологический, медицинский и юридический. Главную роль в их формировании играли представители богословия. Именно вокруг университетов сконцентрировалась схоластика.

 

 

Схоластика – это философское направление средних веков, которое синтезировало христианское богословие и логику Аристотеля. Главной задачей данного направления было оправдание веры посредством разума. Другими словами, рациональное обоснование веры в Бога и христианское учение. Схоластика была предназначена для обучения основным догмам и принципам христианства. Эти догмы находят свои истоки в патристике.

 

Патристика и схоластика – два учения, которые дополняли и укореняли друг друга. Они основывались на одних значениях, принципах, одной символике. Как утверждают философы, схоластика продолжается в патристике. В то же время, новое направление философии было связано с платонизмом и учением Аристотеля.

 

Патристика и схоластика одинаково говорят о том, что человек самостоятельно выбирает тот или иной жизненный путь, в пользу света или тьмы. Человек должен сам выбрать добро, отрекаясь от всего злого и дьявольского. Философские взгляды патристики и схоластики являются важной частью общей философии. Эти направления освещают идеи христианства в средневековой Европе. Этот период истории ознаменован установлением связи между философией, патристикой и схоластикой.

 

29. Воля, разум и провиденциализм в христианской философии.

Провиденциализм (от лат. providentia — провидение) — историко-философский метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения, высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

Провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому царству Божию легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

В произведениях христианских философов Евсевия и Иеронима (IV в.) всемирная история впервые стала рассматриваться как часть библейской священной истории. В трудах бл. Августина (прежде всего в «De civitate Dei») было показано, что движущей пружиной исторического процесса является Божественная воля: история развивается по Божественному плану, имеющему конечной целью торжество ценностей Нового Завета и достижения всеми верными Царствия Божьего. Августин дал христианскую периодизацию истории: от сотворения мира до Христа и — после Христа; по шести «возрастам мира» (по аналогии с библейскими шестью днями Творения); по четырём «мировым» монархиям.

В исторических сочинениях византийских хронистов Иоанна Малалы, Иоанна Зонары и др. история рассматривалась как обнаружение Бога в мире, как «деяния Божии через людей». Прошлое имеет значение лишь постольку, поскольку оно содержит в себе христианские пророчества и Божественные знаки, провиденциальные предначертания настоящего и будущего.

На Западе выдающимися представителями средневекового провиденциализма были Орозий (книга «Adversus paganos historiarum libri septem») и Оттон Фрейзингенский («Хроника, или История о двух царствах»).

В XVII в. нововременную версию западного провиденциализма сформулировал французский мыслитель Ж. Боссюэ. В XVIII—XIX вв. нововременной провиденциализм был философской основой многих идеалистических концепций (Ж. М. де Местр, Ф. фон Шлегель, Л. фон Ранке и его школа, философия истории неотомизма, в какой-то степени Г. В. Гегель).

 


30. Проблема универсалий: номинализм, реализм, концептуализм.

 

дискуссия об универсалиях длилась практически в течение всего Средневековья, а по значимости являлась если не самой главной, то одной из важнейших философских проблем этой эпо­хи (основные философские идеи Средних веков см. схему 22). «В начале было слово», — провозглашает Библия. Неудивитель­но, что философы обратились к выяснению того, что есть «слово» (т.е. понятие) и как оно соотносится с конкретными вещами. Поэтому суть спора об универсалиях (общих понятиях) состояла в вопросе соотношения идеальных понятий и реального бытия вещей или, иными словами, в соотношении общего и единичного, мышления и действительности. Вопросы об универсалиях были поставлены Порфирием в кон­це III в. В схоластический период сформировались три подхода к ре­шению этих вопросов, которые кульминировали в трех основных (были и другие) направлениях схоластической философии — ре­ализме, номинализме и концептуализме. Реалисты (Августин Блаженный, Гильом из Шампо, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) считали, что общие понятия, т.е. универсалии, реально существуют и не за­висят от человеческого сознания. Крайние реалисты полагали, что универсалии существуют независимо от вещей и до них. Уме­ренные думали, что они реальны, по пребывают в единичных вещах. Наиболее жизнеспособным и удобным для Церкви оказался реализм Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского. По­следний утверждал, что универсалии существуют: 1) до единич­ных вещей как их идеи в божественном разуме; 2) в самих вещах — как их сущности; 3) после вещей — как понятия о них в челове­ческом разуме. Человеческий разум способен постигать сущность вещей, т.е. общие понятия, потому что они существуют в разуме божественном. В познании реалисты ставят разум выше воли. У но­миналистов наоборот.

 


31. Фома Аквинский — основоположник христианского аристотелизма.

 

С середины XII в. сочинения Аристотеля были переведены на латынь. Учение Аристотеля вскоре было признано в качестве философской основы христианства. Отныне учителя схоластики превращаются в толкователей и систематизаторов Аристотеля: догматически усваивают устаревшие части мировоззрения Аристотеля, отвергают все поиски нового в науке. Среди таких систематизаторов крупнейший средневековый философ Фома Аквинский развивший Учение Августина Аврелия. Он опирался не только на работы религиозных философов и Священное Писание, но и на труды Аристотеля. В своей концепции он попытался соединить религиозный иррационализм и рационально-логический метод Аристотеля. Он полагал, что главная цель жизни человека - познание Бога и приближение к нему. Бог открывается человеку естественным путем через сотворенный мир (к нему применимы законы разума, опирающиеся на науку и философию) и сверхъестественным -через веру и божественное откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, хотя приоритет принадлежит вере. Тем самым Фома Аквинский утверждал, что вера и разум не противоречат, а дополняют друг друга; некоторые положения веры могут быть рационально доказаны. Исходя из этого, философ разработал знаменитые пять доказательств существования Бога. Учение Фомы Аквинского было признано католической церковью в качестве официальным учением и является таковой и в настоящее время.

 


32. Гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения.

 

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

· антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

· оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

· перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

· принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

· большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

· торжество индивидуализма;

· широкое распространение идеи социального равенства.

 


33. Пантеизм и деизм в философии нового времени

 

Пантеизм (всебожие) считает, что Бога имманентен (от латинского слова "immanentis" - свойственный присущий, неразрывно связан) миру. Бог слит с Природой или разлит в ней. Содержание пантеистических взглядов хорошо выражено словами Спинозы: Бог или Природа. Бог - это сама природы. Никаким отдельным от природы существованием или отличными от природы признаками Бог, согласно пантеизму, не обладает. Бог не обладает качествами личности, он не слышит наших молитв, не отвечает на наши обращения к нему. Изучая, подчиняясь и почитая природу, мы изучаем, подчиняемся и почитаем Бога.
Деизм (от латинского слова "Deus" - Бог) разделят Бога и мир непроходимой и непреодолимой пропастью. Бог трансцендентен (от латинского слова "transcendentis" - переступающий, выходящий за пределы) миру. Деизм считает Бога надмировым; допускает, что в какой-то момент Бог сотворил мир: создал материю из ничего и вложил в материю законы, по которым она существует, по которым протекают все естественные процессы. Создав мир и подчинив его законам, Бог больше не вмешивается в процессы этого мира, поскольку его вмешательство свидетельствовало бы о том, что Бог сам себя исправляет, а это унижало бы достоинство самого Бога. Создав мир, Бог совершенно отмежевался от него. Познать существо Бога невозможно, поскольку Бог находится вне мира и ничем себя в этом мире не обнаруживает. Это с одной стороны, а с другой Бог - качественно отличен от мира и никак не может быть описан (втиснут в) параметрами этого мира. Деизм говорит, что из рассмотрения мира мы можем только заключить, что есть Творец этого мира (материи и ее законов) и что Бог никоим образом не вмешивается в дела мира, и никакие личностные взаимоотношения с Ним невозможны. Он, просто, - творец и законодатель мира; Он - высшая внемировая сила. Представители деизма и пантеизма отрицательно относились ко всем существующим религиям, критиковали ее вероучение и практику. Современники считали деистов и пантеистов скрытыми, замаскированными атеистами. Частично - это так. Но по своему содержанию деизм и пантеизм можно одновременно считать и непоследовательным, не до конца атеизмом и в тоже время непоследовательным и не до конца мировоззрением религиозным.

 

 

Пантеизм и деизм оппонируют теизму, соотношение теизма, пантеизма и деизма можно представить так: для теизма Бог и трансцендентен, для пантеизма - имманентен, для деизма - трансцендентен. Если теизм представляет Бога как персонифицированное существо, личность, то для деизма и ряда форм пантеизма Бог как личность не существует. Внутри пантеизма и деизма существуют оттенки.

 

Деизм и пантеизм, на словах признавая Бога, привлекая идею Бога для решения некоторых мировоззренческих проблем (например, возникновение мира, происхождение закономерностей в мире и подобных "запредельных проблем), выступали против веры в Бога, как в личностное существо, с которым человеку можно общаться, получать от Всевышнего какую-то помощь, ожидать чуда и тому подобное. Представители деизма и пантеизма отрицательно относились ко всем существующим религиям, критиковали ее вероучение и практику. Современники считали деистов и пантеистов скрытыми, замаскированными атеистами. Частично - это так. Но по своему содержанию деизм и пантеизм можно одновременно считать и непоследовательным, не до конца атеизмом и в тоже время непоследовательным и не до конца мировоззрением религиозным.


34. Индукция в философском познании. Эмпиризм и сенсуализм.

 

 

Это направление в философии

 

 

Если в двух словах то отличие состоит в степени опосредованности.
Сенсуализм опирается прямо на наше зрение, слух, обоняние, осязание, и вкус. Он считает, что всё что мы можем знать, ограничивается нашими ощущениями. То есть высказывание сенсуалиста примерно следующее: "Я знаю что сахар сладкий, так как когда я пробую его, я чувствую сладость". Их критикуют за то, что чувства довольно обманчивы и зависят порой от слишком многих факторов, а потому не могут служить достаточным основанием для каких либо выводов.
Эмпиризм уже чуть более абстрактен, и опирается на так называемый чувственный опыт. То есть это не сами ощущения, а тот опыт который мы приобретаем посредством восприятия. Эмпирик, не тот кто считает опыт единственным возможным источником знания, но тот который считает что опыт должен быть до логического рассуждения о природе вещей. Высказывание эмпирика: "Я не вижу различия между этими двумя зелёными шарами, значит они одинаковые". Грань между этими направлениями довольно тонкая, но она есть. Сенсуализм может давать только знания о свойствах вещей, а эмпиризм уже может строить логические связи, основанные на опыте.

 

Эмпиризм (от греческого «эмпирия» - «опыт») – направление в теории познания, утверждающее, что источником знаний о мире является опыт. Опыт понимался чрезвычайно широко как совокупность всего испытываемого человеком в жизни. Как же человеку может быть дан опыт? В первую очередь, посредством чувственного восприятия окружающей реальности и путём её последующего осмысления. Следовательно, первенствующую роль в познании эмпиристы отдавали чувствам, и в этом смысле эмпиристы оказываются сенсуалистами. Именно чувства достойны наибольшего доверия в деле познания, чувства нас не обманывают, может ввести в заблуждение только разум, оторванный от показаний чувств. Разум может лишь упорядочивать показания чувств, но не должен играть самостоятельной роли в познании. Основными методами науки эмпиристы объявляют наблюдение, эксперимент, индукцию (переход от единичного и частного к общему). Идеалом научности, на который должна ориентироваться и философия, философам-эмпиристам представлялось опытное естествознание, дающее наиболее тесный контакт с окружающей действительностью. Эмпиризм развивался преимущественно в рамках британской философской традиции.

 

 


35. Дедуктивный метод познания. Рационализм философии нового времени.

 

рационализм (лат. ratio — разум, мышление). главную роль в процессе познания играет не чувственный опыт, а мыслительная (рациональная) деятельность человека, способность делать умозаключения. При этом рационалисты делали ставку на дедуктивный метод выработки умозаключений, т. е. от общего к частному;

 

Декарт (1596 - 1650) - французский математик и философ. Поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Он стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук. Исходя из теории рационализма, предполагал наличие в человеческом уме, врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания.
Воззрения Д. на природу носили, в основном, механистический характер. Вселенная - это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс существования мира дает бог, но, в последствии, развитие мира определяется самостоятельной творческой силой.
Декарт одним из первых разработал идеи эволюции и провел их через все области учений о природе. Душа присуща только человеку, составляя особую субстанцию. Субстанция - бог. Все остальное есть нечто сотворенное богом.
Мир Д. разделил на два рода субстанций - материальную и духовную. Материальная субстанция делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанции обладают соответствующими атрибутами: мышлением и протяженностью, а все остальные атрибуты - производные от них. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально присущие, а не приобретенные в опыте.
Первым вопросом философии для Д. был о возможности достоверного знания.
Метод научного познания Декарта называется рационалистическим. Этот дедуктивный метод требует ясности самого мышления, расчленения объектов мышления на простейшие элементарные части, и, сначала изучение их в отдельности, а затем движение мысли от простого к сложному.
Ему принадлежит изречение: "Я мыслю, следовательно, существую".


36. Французское просвещение: материализм и социальная философия.

 

В XVIII в. во Франции сложилась уникальная философская школа, которая включала в себя философов-просветителей, среди которых наибольшую роль играл один из основателей философии Французского просвещения, вошедший в историю философии под псевдонимом Вольтер. Большую известность приобрел и другой представитель Просвещения – Руссо. Идеи Просвещения были органично продолжены и развиты французскими материалистами этого времени, известными также как энциклопедисты, так как они издали первую в истории культуры энциклопедию. Это Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Эти философы все в той или иной степени были идеологами и вдохновителями Великой Французской буржуазной революции. Все они разрабатывали идеи преодоления средневековой отсталости, исторического прогресса, пытаясь понять источники развития общества и человека. Представляя в своих трудах идеи механистического материализма в своем понимании природы и мира в целом, главное внимание они уделяли обществу и человеку. С ними связан тезис о том, что человек – продукт общественной среды, а сама среда – продукт деятельности человека. Поэтому для них было важным изменение и того, и другого, и на процесс этого изменения главное влияние оказывает, как они считали, разум человека, его культура, следовательно, развитие просвещения и связанного с ним воспитания людей. Мнения правят миром, а мнения зависят от законодательства. Совершенствование законов с позиций разума, просвещения, следовательно, являлось, с их точки зрения, первостепенной задачей человечества.
В трудах этих философов были выдвинуты многие интересные социально-просветительские идеи, их имена вошли в мировую культуру. Несомненные ограниченности и непоследовательности их взглядов, как и их значение, лучше всего становятся понятными при рассмотрении наследия каждого из них.


37. Свобода, необходимость, знание в немецком классическом идеализме.

 

 


38. Позитивная философия О. Конта.

 

Позитивная философия Огюста Конта основана на теории, согласно которой человеческий интеллект развивается через три стадии мысли:

· первая и низшая стадия - это теология,

· вторая - метафизика

· и третья, высшая, - позитивизм.

Таким образом, теология и метафизика являются слабыми интеллектуальными усилиями детского ума человечества. А позитивизм представляет собой взрослый интеллект.

В своем "Курсе позитивной философии" Конт пишет:

"В финальной стадии, позитивной, ум оставляет погоню за Абсолютными понятиями, целью и назначением вселенной, причиной явлений и применяет себя к изучению их законов, то есть их неизменяемых отношений последования и сходства. Размышление и наблюдение, должным образом соединенные, являются средством этого познания".

Теория Конта часто описывается как "чудовищная система материализма".

Согласно Конту, раньше говорили, что небеса поют славу Богу, а теперь они поют славу Ньютону и Лапласу.

 


39. К. Маркс: материалистическое понимание истории.

 

В середине 19 века появилось совершенно новое философское учение, созданное Карлом Марксом и впоследствии получившее имя «марксизм». Суть учения по-разному интерпретировалась различными политическими движениями и партиями. В течение долгого времени марксизм являлся ведущей идеологией в Советском Союзе и определял мировоззрение миллионов людей. Материалистическое понимание истории, как и вся философия Маркса, основано на идее материального понимания мира, которое заключается в том, что мир - это материя и законы, управляющие ее движением. С этой точки зрения рассматривается исторический процесс и его влияние на жизнь людей. В рамках своего подхода Маркс доказывает, что главным условием, определяющим большинство исторических процессов, является материальное производство. Главной идеей, на которой строится философия Карла Маркса, в том числе, его понимание истории, является утверждение, что человечество в целом само создает исторические условия, являющиеся источником его развития. Никакие другие факторы, включая особенности географического положения и климата, не могут быть причиной исторического развития народов. Главную роль в развитии человечества Маркс отводил производительным силам. Материалистическое понимание истории основано на том, что человек, в понимании Маркса, имеет материальную природу и развивается, осваивая новые средства для удовлетворения своих потребностей. Общественное бытие, согласно Марксу, является единственной реальностью человеческой жизни. В основе общественного бытия лежат экономические отношения. Человек, с этой точки зрения, воплощает собой общественные отношения. Они заложены в основу формирования общественного и индивидуального сознания Именно поэтому развитие человека в историческом понимании происходит за счет борьбы противоположностей. Классовая борьба представляет собой определенный двигатель, направляющий развитие

 

 

Философия Маркса представляет собой огромную и четко выстроенную систему научных знаний о политике, экономике и человеке. Материалистическое понимание истории и в настоящее время является определяющим для понимания сути исторического развития, так как существует мало теорий, которые могли бы столь же подробно и основательно объяснить ход истории. Философия К. Маркса – целостная система, которая во многом определила развитие нашей страны и ее нынешнее положение в мире.

 


40. Иррационализм А. Шопенгауэра, Ф. Ницше.

 

Одним из наиболее ранних философов–иррационалистов является немецкий философ А. Шопенгауэр (1788-1860). Его основная работа «Мир как воля и представление» была опубликована еще в 1819 году, но получила признание лишь в конце его жизни. Шопенгауэр опирается на философию Канта, но заметно иррационализирует его учение о «вещи в себе», абсолютизирует нерациональный характер продуктивной силы воображения. Он испытывает также влияние индийской философии.

Шопенгауэр рассматривает мир в двух аспектах: как представление и как волю. Весь «существующий для познания» мир – объект по отношению к субъекту, мое представление, без субъекта не существующее («Нет объекта без субъекта»). Рассматривая представление как единство субъекта и объекта, Шопенгауэр предвосхищает идею, распространенную в Новейшей философии. Представление мира осуществляется в формах пространства и времени, причинности, множественности. Мир как представление – мир феноменов, мир науки. Научное познание исследует отношения между вещами, но суть вещей, реальность скрыта.

Философское учение Ф. Ницше (1844-1900) непоследовательно и противоречиво, но оно едино по духу, тенденции и цели. Оно не исчерпывается рамками философии жизни. Его основные работы: «Так говорил Заратустра» (1885), «По ту сторону добра и зла» (1886) и другие. Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Его творчество в основном посвящено критике европейской культуры и проблемам морали. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Независимый от нас мир не существует. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Ницше, как и другие философы-современники, биологизирует мир, который для него в основе – «органический мир». Становление его - проявление воли к власти, которая и порождает относительно устойчивый порядок действительности, так как большая воля побеждает меньшую. В отличие от Шопенгауэра Ницше исходит из плюрализма воль, их борьба формирует действительность. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни – таков принцип философии Ф. Ницше. Он критически относится к идее развития: есть лишь становление и «вечное возвращение». Периодически наступает эпоха нигилизма, воцаряется хаос, отсутствует смысл. Возникает необходимость воли, появляется примирение с самим собой и мир снова повторяет сам себя. Вечное возвращение – судьба мира, на ее основе складывается «любовь к року». Познание мира недоступно логике, обобщающей науке, познание - средство овладения миром, а не получения знания о мире. Истина – лишь «полезное заблуждение». В процессе познания мы не проникаем в сущность мира, а лишь даем интерпретацию мира, воля к власти проявляется в создании своего «мира» человеческим субъектом.


41. Философия экзистенциализма, основные этапы её развития.

Экзистенциализм (лат. exsistentia - существование) или философия существования - самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века.

Возникает экзистенциализм в своей ранней форме накануне 1-й мировой войны в России (Лев Шестов, Николай Бердяев), после войны - в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс) и в период 2-й мировой войны во Франции (Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.). Все названные мыслители ныне считаются классиками философии ХХ-го столетия.

Теоретические истоки экзистенциализма весьма обширны и уходят вглубь XIX в. К ним относятся: религиозно - мистическое учение датского философа С. Кьеркегора (1813-1855), иррационализм и нигилизм немецкого мыслителя Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм французского идеалиста А. Бергсона (1859-1941), феноменологические концепции. Близки к экзистенциализму были и позиции выдающегося испанского философа и писателя Х. Ортеги-и-Гассета (1883-1955). В самом экзистенциализме выделяются две ветви: религиозная, которую за рубежом представляли К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер (в России Н. Бердяев, Л. Шестов), и атеистическая - М. Хайдеггер. Ж.-П. Сартр, А. Камю. Обе эти ветви различаются по ряду позиций. В то же время экзистенциализм в целом как современное западное философское течение содержит ряд принципиальных общих черт.

Философия экзистенциализма в качестве своего основного понятия оперирует экзистенцией, или человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире.

Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути? Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого-бытия.

 


42. Философские школы и направления XX века.

 

ХХ век насыщен свершениями, оказавшими влияние на все стороны человеческой цивилизации. Мировые войны, распад колониальной системы, научный и технический рост оказали огромное влияние на духовную сферу общества. В этих условиях возникает множество философских школ, каждая из которых предлагает своё видение проблем человеческого бытия и судеб цивилизации.

Неопозитивизм - возник в 20-х ХХ в на базе позитивизма и эмпириокритицизма. Упрекает традиционную философию в неясности суждений, в усложненности языка, в оперировании неясными понятиями и т.д. Неоднороден. Основной вариант-логический позитивизм-выдвигает идею о необходимости верификации высказываний, претендующих на содержание научного смысла. Представители - Р.Карнап, Л.Витгенштейн.

Постпозитивизм - последсвующее развитие неопоз., модифицированного всвязи с изменениями в научном познании.

Герменевтика - искусство и теория толкования текстов. Текст рассматриваетс как единство грамматики, стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы). Зародилась в Др. Греции, Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Ф. Шлейермахер, Х. Гадамер.

Феноменология - одно из ведущих направлений ХХ в. основная тема-взаимодействие сознания, едо и окружающего его мира вещей. Концепция сознания и мира строится на основе концепции интенциональности. Мир раскрывается едо во взаимодействии,- конструировании системы переживаний, посредством которых для едо существует мир. Ведущий представитель - Гуссерль.

Неотомизм - обновлённый томизм. Часть официальной доктрины кат. церкви. Рассматривает новую философию как непрерывную цепь ошибок и заблуждений, и ставит задачей возрождение духа средневековой философии (на примере томизма Ф. Аквинского).


43. Личность и общество: соотношение природного и социального в человеке.

 

Соотношение и взаимодействие социального и биологического, приобретенного и унаследованного, культурного и природного в человеке составляет содержание биосоциальной проблемы.

Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела, физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности человека, на развитие его некоторых способностей - наблюдательность, формы реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и обеспечивают человеку возможность существования в мире.

Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, способности мыслить и целесообразно действовать. Они приобретаются им в обществе через приобщение к миру культуры как кристаллизации духовно-практического опыта человечества.

По вопросу о соотношении биологического и социального сложились две основные позиции. Согласно первой, природа человека всецело социальна. Согласно второй, она не только социальна, но и биологически нагружена: существуют биологически запрограммированные первичные социальные схемы поведения. Сторонники обеих точек зрения предоставляют серьезные аргументы для своих выводов. Сторонники первого, утверждая, что человек рождается с единственной способностью, "способностью приобретать человеческие способности" (А.Н. Леонтьев), ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой. Речь идет о слепоглухонемых детях (родившихся или ставших таковыми в раннем детстве) из специальной школы в Загорске. До школы они вели даже не животный, а растительный образ жизни. У них были оборваны все важнейшие связи с миром, еще до освоения хотя бы малой части культурного содержания, необходимого для становления человека. Само по себе это содержание не формировалось.

Природное в человеке - необходимое условие развития в индивиде его социальных и духовных качеств. Задача заключается в том, чтобы совместить природное и социальное в человеке, привести их в состояние гармонии. Фрейд первым охарактеризовал психику человека как поле боя между силами природы - инстинкта, сознания и культуры и выявил значение бессознательных психических процессов в жизнедеятельности человека.

 

 

1. Индивид имеет определенные потребности, т.е. ему необходимы определенные блага для существования и развития в данной внешней среде (как природной, так и социальной). Говоря о потребностях, сделаем акцент на следующих моментах.

2. еобходимость удовлетворения потребностей побуждает индивида к определенным реакциям, усилиям. Обратим внимание на следующие обстоятельства.

3. Еще одно начало социальной жизни - удовлетворение индивидуальных потребностей посредством объединения усилий, сообщества. Ведущими признаками социальных явлений чаще всего считают их возникновение во взаимодействии индивидов, скоординированность, упорядоченность. Но это характерно и для многих животных "Во всяком случае, в сообществах, как насекомых, так и позвоночных, - отмечает Я. Щепаньский, - имеют место явления дифференциации и разделения функций, иерархии, кастовости, факты общественного регулирования поведения отдельных особей, различного питания в зависимости от принадлежности к касте, разделения труда, «рабства".

 

 

Человек существует за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами: производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.); свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует. Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности. Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные, характеризуют биологическую и социальную природу человека.


44. Философские концепции культуры и цивилизации.

 

 


45. Информационная культура в свете философских исследований.

 

 


46. Проблема глобализации в современных философских исследованиях.

Философия пәнінен емтиханға арналған тест сұрақтары 2013-2014 оқу жылы

Философияның қандай бөлімі адам мәселесін зерттейді?://

+Антропология//

Әлеуметтік философия//

Онтология//

Гносеология//

Аксиология

***

Антропология мектебінің өкілдерін белгілеңіз://

Маркс, Ленин//

Хайдеггер, Ясперс//

+Плеснер, Шеллер//

Камю, Сартр//

Бергсон, Ницще

***

Қазіргі кезеңдегі адам тұлғасының қалыптасуында маңызды роль атқаратын://

Мәдениет//

+Тіл//

Ғылым//

Саясат//

Экономика

***

Философияның қай бөлігі адам мәселесін, адам болмысының фундаментальдық негіздерін зерделейді?://

Өнер философиясы//

Гносеология//

+Философиялық антропология//

Этика//

Логика

***

XXғ. философиясы ағымдарының қайсысы, зерттеу негізіне адамның өмір сүру проблемасын қояды?://

+Экзистенциализм//

Позитивизм//

Рационализм//

Иррационализм//

Герменевтика

***

Маркістік философияда адамның қалыптасуы мен дамуына жетекші фактор://

Жан//

+Еңбек//

Инстинктер//

Қолайлы географиялық жағдай//

Білім

***

Адамның әлеуметтік-мәндік мағынасын көрсететін ұғымды анықтаңыз://

Субъект//

Индивид//

Жекелік//

+Тұлға//

Халық

***

Төмендегі факторлардың қайсысын адам қалыптасуының әлеуметтік негіздеріне жатқызуға болмайды?://

Еңбек//

+Дамыған көмей//

Тілдің қалыптасуы//

Отбасылық – некелік қатынастардың қалыптасуы//

Қауышу, қарым - қатынас

***

Антропоцептризмге сәйкес, әлемнің орталығы?//

Рух//

Құдай//

+Адам//

Мемлекет//

Табиғат

***

Адамның оң, адамгершілік қасиеті емес?//

Гуманизм//

Ар-ождан//

Әділдік//

+Нигилизм//

Рақымшылық

***

Буддизмдегі қандай термин адамның барлық әрекеттерінің соңғы мақсатын білдіреді?://

+Нирвана//

Карма//

Сенім//

Таным//

Атман

***

«Гуманизм» термині нені білдіреді?://

+Адамның тұлға ретінде құндылығын, бостандыққа, өзінің қабілеттерін дамытуға құқығын білдіретін көзқарастар жүйесі//

Адамның орны мен маңызы, осы өмірге не үшін келгені жөніндегі сауалға жауап беретін көпғасырлы халық даналығы мен діни сенімді игеру//

Өз Құдайына сүйіспеншілік, оның діни ережесі, қағидасы: «Өзіңді сүйгендей жаныңдағыны сүй»//

Аяушылық білдіру, қайғысына, уайымына ортақтасу//

Махаббат, табиғатқа, тірі жәндіктерге сүйіспеншілік

***

Адамның дүниеге деген құңдылықты қарым- қатынасы?: //

философия //

этнология //

монадология //

+аксиология //

педагогика

***

Герменевтика не туралы ілім?://

Тіл//

+Түсінік//

Мәдени символдар//

Көркем бейнелер//

Космос табиғаты

***

З. Фрейд қандай теорияның негізін қалады?://

Түсінік теориясы//

Тіл табиғаты туралы//

+Бейсаналық теориясы//

Антропогенез теориясы//

Этногенез

***

Психоанализдің негізгі ұғымдарын атаңыз://

Адам, тұлға, дара//

Даралық//

+Мен, ол және т.б.//

Субъект бірлік сана//

Психика, жан, рух

***

«Экзистенция» дегеніміз не?://

+Адам болмысының бірегейлігі//

Трансценденттік бастау//

Тарихтық қимыл күш//

Космостық сананың деңгейі//

Объективтік рух

***

XX ғасырдың философиялық мектептері (бағыттары)://

+экзистенциализм,фрейдизм//

Номинализм, реализм//

Перипатетизм, суфизм//

Догматизм, скептицизм//

Атомизм, эпикурейзм

***

К.Юнгтің іліміндегі адам психикасында қалыптасатын жалпы адамзаттың түпкі бейнелері қалай аталады?://

+Архетиптер//

Интуиция//

Артефактілер//

Либидо//

Сублимация

***

Зигмунд Фрейдтің пікірінше «бейсаналыққа негізгі жол»://

+Түс көруді жору//

Эмоцияны туындату//

Жүйке ауру белгілерін зерттеу//

Әзіл және жалтару//

Ерікті ассоциация

***

Мәтіндерді және қағидаларды философиялық талдайтын ғылым://

Экзистенциализм//

Позитивизм//

Аналитикалық философия//

+Герменевтика//

Логикалық семантика

***

Санасыздықтың психикалық мотивациясын ашқан кім?://

Ницше//

Маркс //

Кант//

Гегель//

+Фрейд

***

ХХ-ғ экзистенциализм философиясының қалыптасуына негіз болған

еңбектің авторы://

Сартр//

Камю//

Ясперс//

+Хайдеггер//

Э.Гуссерль

***

«Абсурд(Сандырақ)» философиясының авторы://

Хайдеггер//

Ясперс//

Леви-Стросс//

Бубер//

+Камю

***

А.Шопенгауэр мен Ф.Ницшенің айтуынша барлық

құндылықтардың арасында бірінші орынды не алады?://

ақыл, ой//

+ерік, жігер//

сезім//

сенім//

идеал

***

Позитивизм философиясының негізін салушы?://

+Конт//

Локк//

Спенсер//

Гобсс//

Кант

***

ХХ ғ.француз экзистенциализмінің өкілін атаңыз://

+Сартр//

Деррида//

Хайдеггер//

Ясперс//

Делез

***

Постмодернизм өкілдерін көрсетіңіз://

+Лиотар, Деррида//

Гуссерль, Кьеркегор//

Фейерабенд, Лакатос//

Сарт, Камю//

Гадамер, Фромм

***

Болмыстың фундаментальды принциптерін заттардың ортақ мәндері мен категорияларын зерттейтін философия ілімі://

Антропология//

Гносеология//

Аксиология//

Праксеология//

+Онтология

***

Болмыс түсінігі мен проблемасын алғаш рет философияға енгізген://

Платон//

Гераклит//

Сократ//

+Парменид//

Аристотель

***

Болмыстың бастамасы екі жақты, екі ұдайлы деп танитын философиялық ілім?://

+Дуализм//

Реализм//

Монизм//

Солипсизм//

Логизм

***

Онтология деген термин нені білдіреді?://

Адам туралы ілім//

Құдай туралы ілім//

+Болмыс туралы ілім//

Білім, таным туралы ілім//

Рух – сана туралы ілім

***

Болмыс мәселесін зерттейтін бөлімді қалай атайды?://

Гносеология//

+Онтология//

Аксиология//

Праксиология//

Әлеуметтік философия

***

Үш өлшемі бар материяның атрибуты://

Мөлшер//

+Кеңістік//

Масса//

Уақыт//

Қозғалыс

***

Бір өлшемді материяның негізгі атрибуты://

Кеңістік//

Қозғалыс//

Мөлшер//

+Уақыт//

Масса

***

Қозғалыстың ең жоғарғы формасы не?://

Өзгеріс//

Жаңару//

+Даму//

Жалпылық//

Әмбебаптық

***

Болмысты үздіксіз қалыптасушы, өзгермелі бастау ретінде қарастыратын философиялық концепция өкілі://

Зенон//

Фалес//

+Гераклит//

Демокрит//

Протагор

***

Болмыс проблемасын қарастыратын философия бөлімі://

Диалектика//

+Онтология//

Гносеология//

Диалектика//

Метафизика

***

Антика дәуірінде кім алғаш рет философияға болмыс ұғымын енгізді?://

Анаксимандр//

Зенон//

Аристотель//

+ Парменид//

Гераклит

***

Кімнің түсінігінде болмыс дегеніміз алғашқы және абсолютті идеяны таза ұғым ретінде қабылдаған?://

+Гегель//

Кант//

Фихте//

Декарт//

Спиноза

***

Жалпы алғанда философиядағы болмыс ұғымы нені білдіреді?://

Өмір//

+өмір сүру//

Құдай//

Ешнәрсені//

өлім шекарасы

***

Онтологияның негізгі мәселелерін Хайдеггер қай кітапта қарастырады?://

Рух болмысы//

+Болмыс және уақыт//

Болмыс және кеңістік//

Болмыс және бейболмыс//

Болмыс өмір сүру ретінде

***

Материалистік теорияның іргелік жұп ұғымдары://

+Материя және сана//

Материя және бейматерия //

Материя және объективтік шындық//

Материя және энергия//

Материя және зат

***

Материяның болмыстық формалары –://

энергия және күш//

қуат және қысым//

+кеңістік және уақыт//

галлактика және жұлдыздар//

тартылыс және тербеліс

***

Диалектиканың негізгі принциптерін белгілеңіз://

Симметрия//

Гармония//

Тепе - теңдік//
+Даму//

Ойлау

***

Неміс классикалық философиясында диалектиканы дамудың теориясы ретінде қарастырған://

Фейербах//

Кант//

Энгельс//

Маркс//

+Гегель

***

Объективтік диалектиканың негізін қалаушы грек философы://

Фалес//

Эмпедокл//

+Гераклит//

Анаксимен//

Демокрит

***

Қайшылықта дамитын болмыстың жалпыға бірдей түрі://

Салыстырмалық//

Үлесімділік//

Айырмашылық//

Сәйкестік//

+Қарама – қарсылық

***

Диалектиканың алғашқы тарихи түсінігі://

Ойдың байлығы//

Риторика//

+Айтыс- талас өнері, ақиқатты тану әдісі//

Даму теориясы//

Әлем туралы ілім

***

Диалектиканың мағынасы://

+Жалпы байланыс және даму теориясы//

Әлеуметтік процестерге тән даму//

Табиғи құбылыстарға тән даму//

Абсолюттік идеяға даму//

Рефлексия

***

Қозғалыс пен дамудың қайнар көзі://

+Қайшылық//

Сапалық//

Тепе-теңдік//

Өлшем//

Уақыт

***

Г. Гегельдің диалектикалық триадасы://

+Тезис-антитезис-синтез//

Механика-физика-химия//

Болмыс-материя-қозғалыс//

Кеңістік-уақыт-тыныштық//

Материя-сана-таным

***

Диалектиканың заңын атаңыз://

Әлемдік тартылыс заңы//

Дене мен энергияның сақталу заңы//

Үшіншісін жоққа шығару заңы//

+Сана және сапа өзгерістерінің өзара өту заңы//

Жеткілікті негіз заңы

***

Қарама – қарсылықтардың бірлігі мен күресу заңы даму процесінің қандай жағын көрсетеді?://

+Даму процесінің қайнар көзін//

Дамудың түрін//

Дамудың мақсатын//

Дамудың бағытын//

Дамудың механизмін

***

Бұл ұғым заттың тұрақты қасиеттерінің жиынтығын, оның нақты зат екенін көрсетеді://

+Сапа //

Қайшылық //

Секіріс //

Өлшем //

Мөлшер

***

Диалектика ілімінде материяның қозғалысының ең жоғарғы формасын көрсетіңіз://

Биологиялық//

+Әлеуметтік//

Механикалық//

Физикалық//

Химиялық

***

Диалектика марксистік философияда... ілім?//

Әлемнің өзгермейтіндігі туралы//

Күн жүйесінің шығу тегі туралы//

+Дамудың жалпы заңдары туралы//

Болмысты танып-білу туралы//

Кеңістік пен уақыттың арақатынасы

***

Диалектика әдiсiн кiм жетiлдiрiп қолданған?: //

Гераклит //

Сократ //

Демокрит //

+Гегель //

Декарт

***

«Сапа» категориясына алғаш талдау жасаған кім?: //

Сократ //

Платон //

Пифагор //

+Аристотель //

Гераклит

 

***




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свобода от страхов| Сопылык 1 страница

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.177 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав