Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Христианские апологеты: Иустин Философ, Татиан. Климент Александрийский

Читайте также:
  1. Антихристианские воззрения Н. Макиавелли.
  2. БОГОСЛОВЫ СИРИИСКО-ПАЛЕСТИНСКОЙ ШКОЛЫ И СВ. КИРИЛЛ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
  3. Вселенские соборы и поместные христианские церкви
  4. Неохристианские
  5. Нехристианские концепции происхождения мира
  6. Нормы морали и христианские заповеди
  7. Философ, впервые изложивший целостную теорию диалектики.
  8. Философия техники Петра Климентьевича Энгельмейера
  9. Христианские апологеты: Иустин Философ, Татиан. Климент Александрийский

Основатель - Пиррон и его ученик Тимон. Пирронизм угасает в платоновской Академии - академический скептицизм (Карнеад и Аркесилай - II в. до Р.Х). Возрождается у Энесидема и Агриппы (работы не дошли). Поздней скептицизм - философ и врач Секст Эмпирик (II в. по Р.Х, систематизатор пирронизма). В III—IV вв. еще существует (элементы у врача Галена - не надо заниматься поисками первоначал болезней, а нужно смотреть симптомы и избавлять больного от этих симптомов). Главная проблема, как добиться счастливой жизни в этом мире. Секст Эмпирик - 2 класса философских школ: догматические (вопрос об истине уже решен, догматики (последователи Аристотеля, Эпикура, стоиков и др.) - они истину нашли, академики - истину найти невозможно) и скептические (ищут истину) => 3 главных рода философии: догматическая, академическая и скептическая. Скептики рассматривают все явления и все мыслимое => выясняют, что они могут быть воспринимаемы разным способом, в том числе и противоположным => все будут друг другу противоречить, так что одно суждение будет уравновешивать другое суждение => вследствие равносильности суждений в противоположных вещах необходимо воздерживаться от суждения о чем угодно ( термином «эпохе» ), а затем приходит к невозмутимости — атараксии, т.е. к тому, что искали стоики. Догматическая философия приводит человека к бездеятельности, только скептицизм может служить ориентиром в жизни и деятельности. Скептик ориентируется прежде всего на явления и отказывается от познания сущности вещей. Пиррон «то, что мед кажется мне сладким, — в этом я уверен, но от суждении о том, что он сладок по природе, я воздерживаюсь». Догматик утверждает некоторые положения о сущности вещей, а они могут быть ошибочными (различие догматических школ) => человек начинает действовать в соответствии с ошибочной философией. Если опираться только на явления, только на то, что мы несомненно знаем, то вся наша деятельность будет иметь прочную основу. Первой задачей пирроника является противопоставление всего друг другу всеми возможными способами (явление — явлению, явление — мыслимому, мыслимое — мыслимому). Для этих целей Энесидем разработал 10 тропов (в основном охватывают чувственную сторону познания), Агриппа еще 5 (рассудочную) - необходимо воздерживались о суждений о том, каков предмет по своей сути. 1-й троп - основывается на разнообразии живых существ. Философы утверждают, что критерием истины является человек (Протагор) и он один может познать истину, но человек познает окружающий мир благодаря органам чувств, у животных имеются свои органы чувств. Почему мы считаем, что человеческие органы чувств дают более истинную картину мира, чем чувства животных? 2-й: допустим, человек является критерием истины, но людей много, => нельзя сказать, какой именно человек является критерием истины. 3-й: допустим, что нашли человека, который является критерием истины, но у него много органов чувств, которые по-разному дают картину окружающего мира. 4-й (об обстоятельствах): допустим, есть орган чувств, которому мы доверяем больше всех, но всегда есть обстоятельства (слезы в глазах или неровное состояние духа: для влюбленного женщина кажется красивой), которые влияют на представление предмете. 5-й (о зависимости от положения, расстояний и мест) - башня издали кажется малой, а вблизи – большой; пламя светильника тусклое на солнце и яркое - в темноте и т.д. 6-й (о примеси): мы никогда не воспринимаем явление само по себе, а лишь в совокупности с чем-то (в среде – воздух, вода и т.д.) - один и тот же звук - разный в редком воздухе или в густом, ароматы опьяняют в бане сильнее, чем в обыкновенном воздухе и т.д. 7-й касается величины и устройства подлежащих предметов. Один и тот же предмет может выглядеть по-разному в зависимости от того, большой он или маленький, разбит он на составные части или является целым. Например, опилки серебра сами по себе кажутся черными, а вместе в целом — белыми; вино, употребленное в меру, укрепляет нас, а с излишком — расслабляет тело и т.д. 8-й (об отношении к чему-нибудь, перекликается с 6-м): раз все существует по отношению к чему-нибудь, то мы удержимся говорить, каково оно обособленно по своей природе. 9-й (о постоянно или редко встречающемся): то, что встречается реже, нас поражает больше, даже если по сути это событие весьма обыденное. 10-й связан с вопросом нравственности и находится в зависимости от верований и догматических положений разных народов, их обычаев: у разных народов свои представления о добре и зле, некоторые эфиопы татуируют маленьких детей, мы же — нет и т.д. Тропы Агриппы. 1-й (о разноречивости): существует огромное разнообразие философских систем, люди не могут договориться и найти истину, отсюда следует, что если до сих пор нет согласия, то нужно пока воздерживаться от суждения. 2-й (об удалении в бесконечность): чтобы доказать что-нибудь, нужно базироваться на утверждении, которое должно быть также доказано, оно должно быть доказано на основе опять какого-нибудь утверждения, которое в свою очередь также должно быть доказано, и т.д, т.е. мы не знаем, откуда начать обоснование. 3-й («относительно чего»), при котором подлежащая вещь кажется той или иной по отношению к тому, кто судит о предмете. Судящий о предмете является в одно и то же время субъектом и объектом познания. Когда мы о чем-нибудь судим, то вмешиваемся в процесс познания, поэтому мы не можем судить о предмете самом по себе, так как он сам по себе не существует, а существует только лишь для нас. 4-ый (о предположении) - что бы избежать удаления в бесконечность, предполагают, что некоторое положение является истинным само по себе. Но скептик не соглашается на такую уступку - если положение принимается без доказательства то не может претендовать на истину. 5-й (о взаимодоказуемости) - чтобы избежать бесконечности в доказательстве используют одно положение которое обосновывают при помощи другого, которое в свою очередь обосновывается при помощи первого.

 

08. Философия и богословие Филона Александрийского – иудей, платонизирующий стоик. Промежуточная ступень между античностью и христианством. Первый - философия служанка богословия. Задача согласования Св. Писания и античной философии в целях защиты иудейской веры перед язычеством. В лияние на последующее богословие своим экзегетическим методом и своим учением о Логосе. Источник греческой мудрости священное откровение ВЗ, из которого черпали древние философы. Книги Моисея, заключают в иносказательной форме учение Платона, Пифагора, Зенона и Клеанфа. Все Писание есть аллегория, и задача толкователя - в том, чтобы раскрыть «духовный» смысл, скрытый в этой аллегории. Буквальный и аллегорический смысл Св. Писания как тело и душа. О Боге – апофатическое богословие. Бог – абсолютно всемогущ, запределен, но присутствует в мире как Животворящий Дух и Разум, имеет туже природу, что и человеческая душа. Иногда о Боге как Творце материи, чаще – Творец свойств и качеств. Материя – бесформенная масса вещества из которой Бог лепит вещи. В центре его концепции стоит Логос: 1) одна из энергий Бога или сумма всех энергий и сил, 2) связь мира, его внутренний закон, т.о. связующая Душа мира, 3) иногда Ему присваивается личное бытие – Сын Божий, Верховный Архангел и др. Логос – идея всех идей. Человек в мире является существом причастным логосу по преимуществу. Логос одушевляет человека и возводит его к Богу. Филоновская концепция человека характеризуется дуализмом: духовное начало, связующее человека с Богом, и плотское, принадлежащее к материальному миру. Поэтому человек неизбежно стоит перед выбором между разумом и плотской жизнью. Это выбор формулирует в терминах стоицизма как установление контроля разума над эмоциями. Принципиальное тождество человеческого и Божественного духа, постулируемое философией стоицизма, принимает у Филона форму мистического учения о единении души с Богом. В отличие от идеала стоиков - мудрость как власть разума над чувствами, доставляющая безмятежность, - у Филона единение с Богом как экзальтированный мистический опыт

Платоновскую концепцию восхождения души от чувственного мира к умопостигаемому миру «идей» Филон Александрийский дополняет еще одной ступенью спиритуального подъема — от мира «идей» к самому Богу. Таким образом, Филон Александрийский признает лишь две предельные реальности — Бог и душа, вневременная связь между которыми составляет содержание его мистической философии

 

Иустин Философ. Концепция Логоса (у Филона) – 1) учение о Христе, 2) Логос как культурно-историческая Сила. Отец – невыразим и неизречен (апофатик). В сердце Отца существует Логос (Его Бытие). Логос непроизнесенный (невыразимый). При сотворении мира Бог рождает (произносит) Логос и посредством Его творит мир. Этот произнесенный Логос – сила Отца и в тоже время это образ Отца, Ипостась. Бог рождает Логос без всякого умаления Себя. В сотворенном мире Бог присутствует как Семенной Логос. Весь мир логосы, но человек логосное существо в собственном смысле. Особенно логосны философы (выделял Гераклита, Сократа, Платона и стоиков). Во Христе полнота присутствия Логоса. Он сам Логос, в отличие от философов (лишь причастны Ему). Жить согласно Логосу важнее, чем знать о Нем. Критика античной культуры (боги – демоны). Татиан (ученик Иустина). Более радикален в критике античности в т.ч. и философии. Говоря о Творении использует термин Логос. Логос рождается от Отца по причастию (для пояснение образ – светильник зажженный от другого светильника). Татиан не разу не упоминает имя – Христос (термины Логос и Слово). Климент Александрийский. Близок к Платону - Бог бесконечное Существо, имеет ту же природу, что и человеческая душа. Сотворение мира (как в диалоге "Тимей") сотворение из некоторого беспорядка, из хаоса. Вторая ипостась Св. Троицы (ИХ) - как Сын Божий, как Логос и как энергия, исходящую от Отца. Бог во всем превосходит человека, непостижим, но человек может Его познать. Это недостижимо в рамках одной человеческой жизни => необходимо откровение. Существуют 2 формы религии: естественное познание Бога и религия Откровения (дана древнему Израилю). Христианская религия объединяет в себе естественную религию и религию Откровения => является истинной и окончательной религией Логос в отношении к человеку 3 функции: Увещатель, Педагог (раб который водил детей в школу к учителю – греч.), Учитель. Увещатель – отвращает человека от суеверия, закладывает основы веры. Педагог – нравственное улучшение, мудрость, исполнение заповедей с внутренним очищением от страстей (Логос – исцеляющий). Учитель – раскрытие и объяснение положений веры, созерцания, гнозис (не возможен без душевного здоровья, нужен курс у Педагога). И вера, и знание есть проявление одной и той же общей способности – разумности. Христианский гнозис – вера доведенная до полноты сознательности (т.о. условие богообщения). Впервые -проблема соотношения философии и религии, веры и разума. Вера и разум должны находится в гармонии друг с другом, вера не делает знание излишним на пути к совершенству. Вера – фундамент (все рациональное знание основывается на некоторых аксиомах), рациональное знание – стены. Стены без фундамента разрушаются, но и фундамент без стен - еще не здание => без веры нет знания, а без знания вера – пуста. Философия – детоводитель эллинов ко Христу, как Закон для иудеев. Философия царица наук и служанка богословия. Недостаток философии - с недоверием и презрением относилась к религии, недостаток еврейской религии - гнушалась философией. Христианство объединило в себе древнегреческую философию и ВЗ. Элемент философствования - в Евангелии: "Ищите и обрящете". Нужно искать истину (для этого дан разум), а это возможно только путем истинной философии (учит о Боге и человеке, о том, как человеку вернуться к Богу), ложная - софистика, материализм и т.д. Субординация в науках: низшие науки ведут к философии, а философия - к богословию (философия дает орудие аргументации, метод спора, чтобы проповедовать и защищать христианство).

 

10. Философия Тертуллиана - философия абсолютно чужда христианству (человек, изобретя философию все извратил), но использует сократовский метод самопознания, кинический принцип опрощения жизни, многие положения стоиков (в понимании души и Бога и др). Бог непостижим, но свойства Его видны из Его творений. Природа едина => Бог Един, сотворена => Бог Благ. Бог - некий материальный дух (у стоиков). В мире нет ничего нематериального (разные степени материальности: материальность вещей - материальности души - материальность Бога) и бестелесного - Бог есть Тело ("О душе"), душа - тончайшее тело, разлитое в материальном теле человека (в противном случае не могла бы руководить телом). Доказательство - человек при рождении наследует материальные свойства родителей (не только внешне, но и некоторые черты характера, т.е. души). Притча о богаче и Лазаре - душа Лазаря наслаждается прохладой, а душа богача мучается от жажды (мучения и наслаждение испытывают только имеющие тела). Судьба человека полностью определена Божественным провидением (у стоиков, Бог предвидел даже гонения на христиан), но человек свободен (выбор между добром и злом, иначе зачем закон). Не имея совершенной природы, человек часто выбирает не то, что ему нужно. Истину можно увидеть в глубинах простой души (где нет ничего чуждого, никакой философии и находится истинное знание о Боге, поскольку душа по природе христианка), но душа не родилась христианкой ("О свидетельствах души"), душа имеет в своих глубинах способность познать Бога, стать христианкой. Чувства и разум – проявления единой познавательной способности души, по своей природе безошибочны и дают нам истину в ее полноте. Ошибается человек - неправильно использует данные чувства и разума. Задача человека - обратиться к естественному состоянию (открыть свою истинную природу) через христианскую веру, аскетизм и самопознание. Вера в Иисуса Христа содержит в себе всю полноту истины и не нуждается ни в доказательстве и ни в философии. Философы не имеют твердой основы в своих учениях, такая основа - Евангелие. Буквальное толкование Св. Писания, избегал аллегоризма – человеческая гордыня (человек - умнее Автора Писания), уводит христиан от истины. То что в Библии непонятно или кажется противоречивым => высшая истина, в нее нужно лишь верить и верить тем более чем более она парадоксальна => "Верую, ибо абсурдно" (фраза ему не принадлежит, но у него много выражений, в которых приверженность данному тезису). Абсурдность христианства - высшая мера его истинности, свидетельство его Божественного происхождения. Кроме Откровения путь к вере пролегает и через самопознание (примкнул к ереси монтанистов видимо, потому, что они, будучи мистически настроенными, утверждали приоритет своего внутреннего мира перед Откровением). Изобретения философов ниже свидетельства души, т.к. душа старше любого слова. Мудрость мира есть безумие, то безумие - мудрость => истинная философия есть отказ от всякой мудрости, от всякой философии. Главная причина всех ересей есть философия ("К язычникам"). Аристотель дал орудие еретикам, а Сократ есть орудие диавола для того, чтобы вести людей к погибели.

 

11. Платонизм Оригена (О началах", "Против Кельса").

Первопроходец в смене философских ориентиров христианства (до него в основном на стоицизм, он - упор на платонизм, который в дальнейшем вместе с плотиновской философией, основой христианской философии). В отличие от Плотина - вера выше философии. Разум - для того, чтобы прояснять положения христианства. Философия не вредит Библии, а Библия не мешает философии, т.к. христианство не имеет ничего противоразумного. В Писании есть все, нужна хорошая философская образованность, нужно уметь толковать Библию. "О началах" - о Боге. Бог Един (Монада) и Единствен (Генада), Ум и Источник ума, лишен всякой материальности, выше всяческого бытия, сущности и мышления - полностью непостижим (апофатическое богословие, положительные термины распространяются только на Его творения). Бог не может быть телом (тело временно, состоит из частей). Бог же вечен, прост и неизменяем. Бог-Сын - Премудрость, Логос, Слово Божие. Рождение Бога-Сына (по Плотину) - вечный процесс. Первый применил к Лицам Св. Троицы термин "ипостась" и последовательно проводил принцип Единства Бога в Его Троичности. Его ересь - в учении о мире, в космологии и учении о душе. Мир сотворен из ничего, иначе материя была бы совечна Богу. Бог не может не творить => творение продолжается вечно (если Бог в какой-то момент не творит, то Он – не Творец, это невозможно - Бог не может быть непостоянным и изменчивым) => творятся разные миры. Эти миры не повторяют один другой (отличие от стоиков) и развиваются прогрессивно, они ограничены в пространстве и во времени. Перед творением мира Бог творит души. Души, будучи свободными по природе, начинают отпадать от Бога, охладевать к Нему (этимологию слова «душа», возволит к слову "psuchestai" - "охлаждаться"). Что бы остановить это падение - Бог творит мир. При творении души перед ней ставится задача стремиться к своему Творцу, к Богу. Но соединение с Богом осуществляется посредством огромного напряжения, и многие души этого не выдержали, только душа Иисуса Христа смогла соединиться сБогом, в то время как другие души отпали. Соединившись с Богом, душа Иисуса Христа стала ипостасью и 2-ым Лицом Бога. Но в конце нашего мира все души спасутся и придут в первоначальное состояние (апокатастасис, ересь). В конце мира всех нас ожидает воскресение в телесной природе, однако это воскресение Ориген видит как получение нами сущности тела, как бы семенного начала нашего тела. Это светоносный эфир.

 

12. Отношение Августина к различным античным философским школам. "О граде Божием" - отношение к древнегреческой философии. Возникает сразу в 2-х школах: италийской и ионийской. Основоположник первой - Пифагор, второй - Фалес Милетский. От Фалеса через Анаксимандра, Анаксимена, Анаксагора, Диогена и Архелая философия приходит к Сократу (первый направил философию на изучение нравов; до этого изучали природу, первым стал понимать, что познать Бога и вещи можно лишь чистой душой). Образовалось множество школ, но они брали какой-то аспект сократовской философии, и только Платон был лучшим учеником Сократа, сумевшим развить истинные черты сократовской философии. От него Платон взял деятельную часть (устроение жизненных вопросов), от Пифагора Платон взял созерцательную часть (исследование истины). Философию Платона разделяет на 3 части: натуральная (физическая), рациональная (логика) и этическая. Во всех своих частях Платон выше всех античных философов и единственный, кто вплотную приблизился к положениям христианства. В физической части первым показал, что Бог нематериален, выше всякого изменчивого и в материальной, и в душевной жизни, все существует благодаря Ему, Он все сотворил, Сам не будучи сотворенным, и что, наблюдая изменчивость мира, понимая, что мир все-таки познаваем, и стремясь таким образом к истине. Платон первым узнал о том, что существуют некоторые нематериальные образы - идеи. В логической (рациональной) части доказал, что постигаемое умом выше того, что постигается чувствами. В этике - блажен лишь тот, кто познал Бога; познание Бога есть высшее благо. Платон, будучи в Египте, познакомился с мудростью, изложенной в ВЗ. Хотя, видимо, Платон просто описал то, что сказано в книге Исхода ("Я есмь Сущий"), и в диалоге "Тимей" изложил то, что изложено в первых главах книги Бытия. Не упоминает Аристотеля (лишь ученик и последователь Платона). Стоики. Обращает внимание только на их учении о страстях в душе. Некоторые стоики утверждают, что мудрец должен не иметь страстей, и в этом Платон выше стоиков. Августин тем не менее описывает случай, который встречается в "Аттических ночах" у Авла Геллия, когда некий стоик плыл на корабле и разыгрался шторм. Все заметили, как этот стоик страшно испугался и побледнел, и, когда шторм утих, все стали смеяться над ним: как же так, ты провозглашаешь воздержание от страстей, а сам испугался больше всех. На что этот философ сказал: "Вам за ваши пустые души бояться нечего, а мне за мою божественную душу есть чего бояться". И дальше, как пишет Августин, Авл Геллий описывает, как философ доказывает, что мудрец отнюдь не должен не иметь страстей, он обязан только ими владеть. Это, по мнению Августина, роднит стоиков с платониками и возвышает этих философов. Эпикурейцы. Выставляет в самом неприглядном свете, вероятно, от него миф об них как о философах, практикующих только лишь чувственные наслаждения, хотя в своей теории познания часто соглашался с ними и многое взял от их гносеологии. Киники - "собачьи философы", сводя всю их философию к половой разнузданности. Демокрита вообще его не упоминает. Плотин - в нем вновь воссияло светлое лицо Платона. У него Августин вычитал многие истины Св. Писания, а самое главное - взял его метод. Невероятно высоко относился к ученику Плотина Порфирию (явно ниже своего учителя по уровню философствования, антихристианская направленность), много, страниц анализу демонологии Порфирия. Превосходство Порфирия над Плотином в том, что у Порфирия христианская трактовка ипостасей, а у Плотина ипостаси занимают иерархическую субординацию. Порфирий отказался от идеи о круговороте душ, преодолев таким образом заблуждение о перевоплощении людей; отказался от учения о знании как припоминании; учил о благодати Божией; учил об уважении к Богу и к евреям. Таким отношением к Порфирию возможно, хотел повлиять на учеников и последователей Порфирия, которых было чрезвычайно много и в Риме, и в Милане, и на севере Африки, и приблизить их к христианству, показать, что дорога в христианскую Церковь им не закрыта, что они благодаря своей собственной философии так же, как и Августин, смогут прийти в лоно христианской Церкви. В целом оценивал античную философию так же, как и предыдущие богословы - называя пестрым собранием различных философских истин, которые не могли в целом достичь истин, открытых в Св. Писании. Для Августина чрезвычайно важно опровержение скептиков. "Против академиков" (академики — это академические скептики). Если истина не существует, как утверждают скептики, то не существует и Бог. Важно доказать, что истина и существует, и познаваема. Если истина непознаваема, то и Бог непознаваем и для нас закрыты все пути к спасению. Скептик сам себе противоречит. Невозможно познать истину и можно познать лишь истинноподобное - как мы можем знать истинноподобное, не зная истины? Фраза "знание истины невозможно" противоречива сама по себе. Человек, выражающий такое мнение, претендует на то, что эта фраза истинна => он утверждает, что истина есть. Если эта фраза ложна, то, следовательно, знание истины возможно, и истина, опять же, существует. Августин - если человек сомневается, то он мыслит, он существует - и это истина. Нельзя сомневаться в собственном сомнении - это самая очевидная истина. Сами скептики всегда аргументируют, доказывают, т.е. верят в истинность доказательств - логических правил и законов. Истины математики: 2х2=4 абсолютно непререкаемые истины. Эпиикурейский аргумент: чувства не могут ошибаться; ошибаются судящий о них разум. Аргумент скептиков (весло, погруженное в воду, кажется сломанным, а в воздухе оно прямое; каково же оно на самом деле?). Мы должны сделать соответствующие выводы из этого преломления, замечает Августин.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 57 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав