Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Апофатическое богословие Дионисия Ареопагита.

Читайте также:
  1. Богословие св. Максима
  2. ВЕPA И БОГОСЛОВИЕ
  3. Философия и шиитское богословие

Есть два пути познания Бога, каждый из которых имеет свои границы. Показывают, что Бог трансцидентен миру и в тоже время иманентен миру. Катафатический (положительный) – от высшего к низшему, из того, что наиболее присуще Ему – Сущий, Спаситель и т.п. Апофатичный (отрицательный) – от низшего к высшему, из того, что более всего отличает Его по природе: 1) отбрасываются атрибуты телесных существ – у Бога нет формы, количества и т.д. => Бог не есть телесное или чувственно-воспринимаемое, 2) отбрасываются атрибуты умопостигаемых существ – Бог не есть душа, ум, время => Бог превосходит всякое утверждение и всякое отрицание. Бог выше бытия, выше любой способности к познанию. Человек как тварь не может выйти за рамки тварного мира. Ступени достижения познания Бога у Дионисия и Плотина совпадают: отстранение от деятельности чувств, от деятельности разума, от всего чувственно-воспринимаемого, умопостигаемого, сущего и несущего – стать независимым от всего и тогда устремиться к единению с Богом. Главный путь – апофатический. Познавая отстраняемся от всего сущего (скульптор отсекая – статуя), от всего лишнего, всего, что мешает. Бог открывается только нравственно-совершенным (у платоников этого нет, нужно знание). Но Бог выше всего, Его сущность не познаваема, человек созерцает не Бога, а место где он пребывает. «Бог есть причина всего, но он не причастен к сущему» (у Августина Бог есть Сущие).

20. Иоанн Скот Эриугена. Учение о «четырех природах». «О разделении природы»

Реализм - реально существуют лишь общие понятия (идеи Платона), материальные тела обладают реальностью в той степени, в какой они причастны к общему, сами же по себе они существовать не могут. Учение о «4-х природах». Все существующее – природа => Бог есть природа => в любой сотворенной вещи Бог присутствует во всей свой полноте. Бог творит мир в 4 этапа: 1) природа не сотворенная, но творящая, 2) природа сотворенная и творящая, 3) природа сотворенная и нетворящая, 4) природа несотворенная и нетворящая. 1 этап: Бог - причина всего, лишь Он несотворен и творит. 2 этап: Бог творит Ум, божественные идеи (для Бога существуют только они, в них Он мыслит конечный мир), существуют в Сыне, рождение Сына не предшествует во времени сотворению в Нем идей, они совечны Ему, но отличаются от Него как тварь от Творца. Создание неба и земли (Быт.1:1) есть создание идей в Сыне. Сами по себе идеи непознаваемы для людей и ангелов. Познавать их в нашем мире можно только в теофаниях. Следуя Дионисию Ареопагиту - 15 идей: благость, сущность, жизнь, разум, интеллигенция, мудрость, сила, блаженство, истина, вечность, величие, любовь, мир, единство, совершенство. 3 этап: мир - как раскрытие божественных идей, сотворенный и нетворящий, имеет источник творения вне себя. 4 этап - Бог возвращается Сам к Себе как цели всего. Он достигает цели Своего творения => не творит. Это связано с целью жизни человека. Материальный мир существует только в нашей мысли, как некоторое проявление божественного духа => все находится в человеке, сотворение человека является одновременно и сотворением мира и лишь для ума, поврежденного грехопадением, чувственное бытие имеет самостоятельное существование (мир, тело человека - явление в психической жизни человека; человек же сознает это, поскольку все существует наперед в Боге). Грехопадение - акт чисто внутренний, состоял в отделении чувств от разума, перестали находиться с ним в гармонии, происходит несоответствие того, что является нам чувством, и того, что мы можем достичь доводами разума. Смысл жизни - очиститься от всего, что не свойственно ему как образу Божию, он должен объединить в себе духовную и материальную природы и воссоединиться с Богом. Образ Божий в человеке - Его мысль, человек есть мысль, мыслящая сама себя, познающая сама себя, познавая себя человек познает Бога. Очищенная материальная природа тогда обратится в дух, в интеллект. 1 этап объединения - телесная смерть человека, ибо в момент смерти получает конец преобладание в человеке низших стремлений и потребностей. 2 этап - воскресение из мертвых, новое соединении душ с телами. 3 этап - возвращения в райское состояние, полное превращение тела в дух, низшее при этом объединяется с высшим. В этом Эриугена опирается на. Григория Богослова и Максима Исповедника. Впервые этот процесс был совершен в ИХ, а через Него человек может достичь этого объединения. 4 этап – при помощи ИХ все материальное творение одухотворится светом 2-го Пришествия и все возвратится в божественную природу и успокоится в ней, станет природой несотворенной и нетворящей.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав