Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. Классическая школа менеджмента или административная.
  3. II. Неклассическая парадигма социологической теории.
  4. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  5. II. Философия как специальность.
  6. Lt;variant>Идеяны күллі нәрсенің алғашқы бастамасы деп мойындайтын философиялық көзқарас
  7. Lt;variant>Философиялық антропология
  8. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  9. Абай философиясы
  10. Абай философиясына сипаттама

 

1. Характерные черты немецкой классической философии.

2. Философия И. Канта:

а) биография И. Канта, «докритический» период его творческой деятельности;

б) «критический» период в творчестве И. Канта, его гносеологическая концепция;

в) этическое учение И. Канта.

3. «Наукоучение» И. Фихте.

4. Натурфилософия Ф. В. Й. Шеллинга, его диалектические идеи.

5. Философия Г. В. Ф. Гегеля:

а) биография, система «абсолютного идеализма» Г. В. Ф. Гегеля, место всемирной истории в его системе;

б) три закона диалектики.

6. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней /
Д. Антисери, Д. Реале. – Т. 3. Новое время. – СПб.: Петрополис, 1996. – 714 с.

2. Блинников Л. В. Великие философы / Л. В. Блинников. – М.: Логос, 1999. – 432 с.

3. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М.: Рольф: Айрис-пресс, 2001. – 416 с.

4. Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия / В. Н. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 2003. – 438 с.

5. Мясников А. Г. Проблема права на ложь (прав ли был Кант?) /
А. Г. Мясников// Вопросы философии. – 2007. – № 6. – С. 130-141.

6. Ойзерман Т. И. Амбивалентность великих философских учений
(К характеристике философских систем Канта и Гегеля) / Т. И. Ойзерман // Вопросы философии. – 2007. – № 10. – С. 121-137.

7. Пушкин В. Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке / В. Г. Пушкин. – СПб.: Лань, 2000. – 448 с.

8. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Деловая книга, 2008 – 1004 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Центром европейской философской мысли во второй половине XVIII- начале XIX в. становится Германия. При ответе на первый вопрос, посвященный общей характеристике немецкой классической философии, назовите социально-экономические факторы, повлиявшие на ее стилистику и проблематику.

Основоположником немецкой классической философии считается
И. Кант. Обратите внимание на особенности его личности и факты биографии, позволяющие понять его философские взгляды. Кратко охарактеризуйте интересы «докритического» периода творчества этого мыслителя (например, на присутствие материалистических мотивов в его научных гипотезах). В основе работ, написанных Кантом в «критический» период, лежит стремление преодолеть недостатки старой философии, для чего сначала следует осуществить критическое исследование познавательных способностей. При знакомстве с гносеологической концепцией И. Канта обратите внимание на такую ее особенность, как априоризм – доопытное происхождение форм чувственности (время и пространство) и рассудка (категории и понятия). Объясните, каково значение априорного и эмпирического уровня знаний познающего субъекта, как априорные формы знания обеспечивают его всеобщий и достоверный характер. Кант впервые в истории философии обнаружил связь между знанием и особенностями познающего субъекта. Проанализируйте эту зависимость. Далее, следует описать три познавательные способности, выделяемые Кантом, происхождение и значение идей в учении трансцендентального идеализма и выявить причины кантовского агностицизма. Особое внимание уделите понятию «вещи в себе», обозначающему непреодолимую непознаваемость умопостигаемой сущности.

При знакомстве с этической концепцией Канта объясните, каково происхождение и значение внутреннего нравственного закона – категорического императива.

В ответе на второй вопрос, посвященный творчеству И. Г. Фихте, изложите основы его теоретического наукоучения – учения о развитии «Я», истории духа, а также практического наукоучения – учения о свободе, государстве и праве, нравственности. Обратите внимание на осуществленный Фихте переход от идей субъективного идеализма к идеям объективного.

Г. Ф. В. Гегель завершает развитие идеализма в немецкой классической философии. Изложите основы гегелевской системы абсолютного идеализма, включающей три части – логику, философию природы и философию духа. Логика – наука о чистом мышлении – содержит принципы гегелевской системы категорий: движение мысли от абстрактного к конкретному; триадичность; установление диалектической связи, синтеза противоположных сторон при формировании нового. Гегелевская философия природы демонстрирует опредмечивание абсолютной идеи, содержит множество противоречий и умозрительных построений. Философия духа завершает философскую систему Гегеля и включает в себя учение о субъективном, объективном и абсолютном духе: т.е. об индивидуальном сознании, истории общества и общественном сознании. Изложите содержание и покажите значение сформулированных Гегелем законов диалектики, которым подчиняется развитие природы, сознания и общества.

В работе Ф. В. Й. Шеллинга «Система трансцендентального идеализма» утверждается первичность субъективного духовного начала. Этот философ уделяет много внимания натурфилософии, которая предлагает принципы изучения природы. Шеллинг выдвигает идеи единства природы, борьбы в ней противоположных сил, изменения и развития природы. Трансцендентальная философия Шеллинга должна показать, каким образом субъективное превращается в объективное и как они согласуются между собой. В философии тождества философ утверждает нерасчлененность субъекта и объекта.

Л. А. Фейербах предлагает иной подход к решению проблем, решаемых немецкой классической философии. Обратите внимание на формирование атеистических взглядов этого философа, его критику религии и идеалистической философии. Изложите основы антропологического материализма Фейербаха: человек – существо природное, но человек и природа не тождественны; человек – есть нерасторжимое единство души и тела; тело выступает фундаментом разума; основой познания являются ощущения, мышление существует как отражение бытия и пр. Определите значение философских взглядов Фейербаха, их новаторство и недостатки.

 

 

ТЕРМИНЫ

 

Абсолют, Абсолютная идея, агностицизм, анализ, антитезис, антиномии, антропологический материализм, апостериорный, априорный, «вещь-в-себе», вина, время, гипотетический императив, диалектика, долг, дух, закон, идеализм, идея, имманентное, категорический императив, интеллигибельный, категория, качество, количество, конфликт, логика, мера, метафизика, мышление, ноумен, нравственность, объект, объективный идеализм, опыт, отношение, отрицание, ощущение, практический разум, пространство, противоположность, противоречия, развитие, разум, рассудок, свобода, синтез, скачок, снятие, становление, субъект, субъективный идеализм, тезис, тождество, трансцендентное и трансцендентальное, трансцендентальный субъект, трансцендентальные идеи, феномен, чистый разум, эмпиризм, явление.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав