Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX ВЕКА

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  3. II. Философия как специальность.
  4. Lt;variant>Идеяны күллі нәрсенің алғашқы бастамасы деп мойындайтын философиялық көзқарас
  5. Lt;variant>Философиялық антропология
  6. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  7. Абай философиясы
  8. Абай философиясына сипаттама
  9. Азақстанда суфия философиясы қандай ойшылдың есімімен байланысты?
  10. ай ойшыл Гегельдің философиясын сынға алған: Фейербах

 

1. Возникновение и эволюция позитивизма в XIX в., его сущность (О. Конт, Дж. С. Милль, Г. Спенсер, эмпириокритицизм Р. Авенариуса и Э. Маха).

2. Диалектический материализм: основные системообразующие принципы. Материалистическое понимание истории.

3. Прагматизм как программа «реконструкции философии» (Ч. С. Пирс,
У. Джемс, Д. Дьюи и др.).

4. Иррационалистические учения:

а) «философия воли» А. Шопенгауэр;

б) «философия существования» С. Кьеркегор;

в) «философия жизни» Ф. Ницше.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней /
Д. Антисери, Д. Реале. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб.: Петрополис, 1997. – 850 с.

2. Блинников Л. В. Великие философы / Л. В. Блинников. – М.: Логос, 1999. – 432 с.

3. Визгин В. П. Ницше и Марсель: «Смерть бога» и кризис культуры /
В. П. Визгин // Философские науки. – 2007. – № 4. – С. 36-55

4. Кьеркегор С. Философские крохи / С. Кьеркегор // Вопросы философии. – 2004. – № 1. – С. 161-174. – 2005. – № 12. – С. 137-150

5. Левит К. От Гегеля к Ницше: Революционный перелом в мышлении
XIX в.: Маркс и Кьеркегор / К. Левит. – СПб.: Владимир Даль, 2002. –
672 с.

6. Рассел Б. История западной философии / Б. Рассел. – М.: Деловая книга, 2008 – 1004 с.

7. Самарская Е. А. Маркс, Гегель и коммунизм / Е. А. Самарская // Вопросы философии. – 2004. – № 8. – С. 70-81

8. Уин Ф. Карл Маркс / Ф. Уин. – М.: АСТ, 2003. – 423 с.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Одно из основных течений философии XIX-XX вв. – позитивизм. Его исходное требование состоит в попытке преодолеть противоположности материализма и идеализма. Расскажите, каковы предпосылки и основные идеи позитивизма. Объясните, какое знание у основоположника позитивизма
О. Конта считается положительным, какую роль он отводит философии в процессе познания. Проанализируйте «закон трех стадий», который является важным положением позитивной философии О. Конта. Проследите эволюцию позитивизма, его постепенное движение от эмпиризма к субъективному идеализму и агностицизму. Обратите внимание на критику опыта, осуществляемую позитивистами «второй волны» Э. Махом и Р. Авенариусом.

При изложении второго вопроса рекомендуется рассмотреть социально-экономические предпосылки, а также научные источники марксизма: достижения естествознания (клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория) и теории (английские экономические теории, идеи утопического социализма, диалектику и материализм немецкой классической философии). Далее изложите основные принципы марксистского понимания мировоззрения: материальное единство мира, всеобщность диалектического процесса, отражение материальной действительности в сознании человека, значение практики в познании и пр. Излагая идеи материалистического понимания истории, обратите внимание на основные закономерности исторического процесса, которые выделяется в концепции исторического материализма: определяющая роль материальной жизни и, прежде всего, способа производства; соответствие производственных отношений характеру и состоянию производительных сил общества; обусловленность духовной надстройки общества экономическим базисом общества; диалектический и прогрессивный характер общественного развития.

В представлении прагматизма философия должна быть не размышлениями о первых началах бытия и познания, а общим методом решения реальных жизненных проблем человека. Опишите предлагаемые представителями философии прагматизма способы существования.

В начале XIX в. формируется мощное философское течение – иррационализм. Оно развертывается как критика абстрактности, имперсонализма и панлогизма гегелевской философии. Первым философом, провозгласившим идеи иррационализма в европейской философии XIX в., считается А. Шопенгауэр. Бессознательной и неразумной сущностью мира он объявляет волю, которая не может быть выражена в рациональных формах. Представьте характеристику этого центрального в философии А. Шопенгауэра понятия. Далее изложите идеи «субъективной диалектики» С. Кьеркегора, который считает, что философия должна исследовать уникальное существование человека (экзистенцию). Ф. Ницше – один из наиболее влиятельных представителей иррационализма. Выделите специфические черты стиля философствования, характерного для этого мыслителя. Назовите проблемы, которым посвящены основные работы Ф. Ницше. Объясните суть ницшеанской критики морали и религии, а также содержание центральных понятий, таких как «воля к власти», «переоценка всех ценностей», «сверхчеловек» и т.п.

 

ТЕРМИНЫ

 

Бог, бытие, волюнтаризм, воля, диалектика, диалектический материализм, жизнь, интуиция, иррационализм, исторический материализм, классы, марксизм, материализм, материя, общественно-экономическая формация, общество, отчуждение, позитивизм, прагматизм, практика, производительные силы, производственные отношения, производство, развитие, революция, сверхчеловек, способ производства, труд, ценность, экзистенция.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав