Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ТЕМА. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ, ДУХОВНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ

Читайте также:
  1. I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
  2. I. Сущность общественного мнения, его характеристики и проблемы изучения.
  3. II. 1. ФИЛОСОФСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФАЛЬСИФИКАЦИОНИЗМА
  4. II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
  5. III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  6. III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  7. III. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  8. III.5. Экологические проблемы в экономической географии.
  9. IV. Проблемы применения данной техники _
  10. IV. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. Понятие культуры и проблема соотношения культуры и цивилизации.

2. Культура в условиях глобализации.

3. Духовность как философская проблема.

4. Мораль, искусство и религия как формы духовного бытия и познания.

5. Понятие ценности в философии.

6. Виды ценностей и их иерархическое существование.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность / С.К. Бондырева и др. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007. – 186с.

2. Гулыга А.В. Заметки о проблеме ценностей // А.В. Гулыга. Уроки классики и современности. М.: Худож. литература, 1990. – 382с.

3. Гуревич П.С. Ценностная природа культуры // П.С. Гуревич. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995. – 352с.

4. Гуревич П.С. Культура и цивилизация // П.С. Гуревич. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995. – 352с.

5. Ерасов Б.С. Классификация ценностей // Б.С. Ерасов. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 1996. – С.115-116.

6. Ерасов Б.С. Массовое общество и культура // Б.С. Ерасов. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 1996. – 522с.

7. Ильичёва И.М. Духовность как философская проблема // Хрестоматия по педагогической аксиологии. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – С. 45-58.

8. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск: Изд-во Урал. Гос. Университета, 1992. – 148с.

9. Культура в условиях глобализации // Философия: учебник для Вузов. / Под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. – С. 784-787.

10. Культура и цивилизация // Философия: учебник для Вузов. / Под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. – С. 760-768.

11. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, 1996, № 4.

12. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. / Н.О. Лосский. М.: Республика, 1994. – 512с.

13. Нижников С.А. Понятие духовного // С.А. Нижников. Философия: курс лекций. М.: «Экзамен», 2007. – С. 122-150.

14. Сознание и духовный мир человека // Философия: учебник. / Под ред. В.Л. Калашникова. М.: «ВЛАДОС», 2003. Гл. 11. параграф 3. – С. 123-126.

15. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме // Избранные философские труды. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – С. 256-291.

16. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. – 272с.

17. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. – 464с.

18. Фромм Э. Ценности и нормы // Э. Фромм. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. – С. 135-142, С. 285-289.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к данному занятию студентам рекомендуется, в первую очередь, обратиться к различного рода словарям – толковым, этимологическим, собственно философским. В процессе работы со справочным материалом необходимо составить небольшой словарь у себя в тетради. Эта предварительная работа носит, своего рода, описательный характер. Далее предлагается перейти к решению проблем по указанным в плане вопросам.

В первом пункте, кроме обычных и распространенных определений культуры, очень важно заострить внимание на противопоставлении понятий «культура» и «цивилизация». Для этого следует использовать точки зрения И. Канта, О. Шпенглера и Н.А. Бердяева. Творческим дополнением будет подготовка личного отношения студента к вопросу о конфликте культуры и цивилизации, с опорой на высказывания уже упомянутых философов и культурологов.

Второй пункт предполагает подготовку ответа по вопросам соотношения национального и всемирного аспектов в каждой культуре. Насколько мирно они могут уживаться или, наоборот, чрезмерно противостоять друг другу. Особенно интересным и важным будет рассмотрение в этом пункте проблем массовой культуры, роли в ней интернета и различного рода СМИ (средств массовой информации). И самое главное – это суметь выделить опасности массовой культуры для современного человека. Например, усреднение вкусов, стандартизация мышления и чувств, навязывание идеологии потребительства и наслаждения. Для лучшего усвоения темы предлагается ознакомиться с работой Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс», где вместе с автором можно увидеть основные признаки «человека массы».

В третьем пункте, поднимая тему духовности, студенту лучше всего сразу же обратить внимание на сложность определения понятия «духовность» и многообразие его значений. Поэтому с целью некоторой экономии времени и поисковых затрат нужно свести множество концепций духовности буквально к двум-трём возможным, самым общим. Например, это позиция религиозная («верующие о духовности»), это позиция атеистическая («неверующие о духовности»), это позиция «философского идеализма» («духовное как идеальное»).

Четвертый пункт касается структуры духовности в рамках двух философских подходов – идеализма и материализма, при этом студенту важно учесть, что по большей части «материализм» и «атеизм» отождествляются. В свою очередь, с позиции «неверующих» духовность мыслится как «общественное сознание». Таким образом, темы морали, искусства и религии можно рассмотреть либо как уровни общественного сознания, либо как составляющие духовной жизни человека и общества. Здесь нужно дать определение понятий и выделить два-три существенных признака по каждому из трёх явлений – морали, искусства, религии.

Пятый и шестой пункты касаются тем, которые объединяются термином «аксиология». В первую очередь, студенту необходимо представить обзор нескольких качественных подходов понимания природы ценности в истории философии. Далее, используя работы Ерасова Б.С. «Социальная культурогия» и Гуревича П.С. «Философия культуры», нужно выделить многообразие ценностей, например, по видам деятельности человека.

Для лучшего понимания иерархического принципа построения системы ценностей можно применить так называемую «пирамиду потребностей» Абрахама Маслоу из его книги «Мотивация и личность».

В заключение студентам предлагается выполнить творческое задание: построить ценностную иерархию в виде пирамиды из своих жизненных ценностей. Это своего рода тест на узнавание самого себя и того, что в моей жизни самое важное для меня, а что малозначительно и несущественно.

 

ТЕРМИНЫ

Аксиология, вера, глобализация, добро, духовность, духовный мир, идеал, идеальное, идеология, иерархия, интернет, искусство, истина, культура, красота, любовь, массовая культура, мораль, мотивация, надежда, национальная культура, потребность, ценность, элитарная культура.

 

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Проблема ценностей в философии и культурологии: обзор основных аксиологических концепций.

2. История становления аксиологии.

3. Система ценностей как иерархия: варианты реконструкции.

4. Сравнительный анализ ценностных ориентаций русского и европейского менталитетов.

5. Национальное и транснациональное в современной культуре.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 34 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав