Читайте также:
|
|
Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — форма политической организации общества, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Ее характеризуют следующие признаки: выборность основных органов государства, равноправие граждан, и прежде всего равенство избирательных прав; политический плюрализм, решение вопросов большинством голосов; признание ценности мнений и интересов меньшинства; гарантирование соблюдения прав и свобод человека и гражданина', гласность и т. д.
Различаются демократия прямая (непосредственная) и представительная (опосредованная).
К институтам непосредственной демократии относятся референдумы, всенародные обсуждения политических вопросов и т. п., а представительной — выборные органы и учреждения. В первом случае народ сам, без посредников, выносит то или иное решение, во втором — через депутатов и иных своих представителей.
Денежно-кредитная политика — инструмент управления величиной денежной массы и кредитов; одно из направлений финансовой политики государства, призванное обеспечить стабильное развитие экономики.
Основные инструменты денежно-кредитной политики: установление учетной ставки процента за кредит и нормы обязательных банковских резервов.
В период экономического спада государство стремится увеличить денежную массу (количество денег в обращении) и сдерживает ее рост при экономическом подъеме.
Деятельность — присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Основное ее содержание — изменение и преобразование мира в интересах людей, направленность на создание того, чего нет в природе, на производство продукта материальной или духовной культуры.
Деятельность всегда связана с определенной потребностью, она и осуществляется ради удовлетворения потребности. Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как сознательность, продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, результат, а сам процесс деятельности обычно состоит из ряда действий или поступков.
Исходя из различных оснований, понятие деятельности трактуют по-разному. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру деятельность подразделяется на практическую и духовную. В зависимости от общественных сфер, в которых она протекает, различают экономическую, политическую, социальную деятельность и др. Можно соотносить ее с ходом истории и вести речь о прогрессивной или реакционной направленности деятельности. В зависимости от существующих общекультурных ценностей, социальных норм можно определять законную и незаконную, моральную и аморальную деятельность. Понятие деятельности можно конкретизировать и в связи с ее социальными формами (коллективная, массовая, индивидуальная), и в зависимости от потенциала нового в ней (инновационная, изобретательская, творческая или рутинная).
Деятельность человека является, с одной стороны, условием существования и развития общества, а с другой — единственным эффективным способом стать личностью.
Духовная жизнь — сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.
В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человеческую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.
Духовная жизнь (или духовная сфера) является отдельной подсистемой общества, объединяющей институты науки, религии, искусства, все способы и результаты их деятельности, соответствующие общественные отношения.
Духовная культура — часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты.
Духовная культура охватывает нравственность, науку, образование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику. Духовная культура — это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества.
Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».
Ж
Жизнь — одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные катастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения человеческого рода в результате термоядерной войны.
Долгое время эта проблема была уделом либо естествознания, либо теологии (миф о сотворении жизни) и лишь с XIX в. стала рассматриваться как процесс человеческого бытия.
Понятие «жизнь», имеющее сугубо биологический и физиологический аспекты, также обозначает деятельность в тех или иных ее проявлениях (культурная, общественно-политическая жизнь и т. д.).
Заблуждение — ошибочное мнение, (мысль, утверждение), являющееся следствием, предубеждений, пристрастий, недостаточной образованности (или попросту неграмотности), недобросовестности в обработке материала, поспешности в выводах и обобщениях.
(Задатки — биологически унаследованные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности. Они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Поэтому задатки считают природными предпосылками способностей
Закон предложения — категория товарного производства, раскрывающая зависимость величины предложения от изменения цены товара. С увеличением цены товара величина предложения растет.
Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше — при низких. Это определяется стремлением производителя к прибыли. Чем выше цена на товар, тем больше у производителя стимулов для его производства и продажи.
Закон спроса — категория товарного производства, раскрывающая зависимость величины спроса от уровня цен. С увеличением цены товара величина спроса уменьшается.
Покупатели готовы купить больше товара при низких ценах и меньше — при высоких.
Знание — результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные в процессе практики. Знания определяютсяjwmpe6HocmHMu общества и фиксируются в языке. Существуют обыденное знание повседневной жизни и научное знание. Обыденное (повседневное) знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Научное знание вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Различают также явное знание, выраженное в языке, и неявное знание," связанное с навыками и умениями. " "Важное значение в познавательной деятельности человека имеет вопрос о соотношении знания и веры. Вера в силу человеческого разума играет значимую познавательную роль. В этом ее отличие от религиозной веры, в центре которой находится представление о сверхъестественных силах (Боге, ангелах и т. д.).
Антипод знания — незнание: в науке оно осознается как задачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание выражается понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др. Незнание — это то, что находится между старым и новым знанием. Знание же результат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний.
Знания различаются по объекту познавательной деятельности. Наиболее общими объектами познания являются природа, общество и человек, которым соответствуют естественно-научное, социальное и гуманитарное знания.
И
Идеология (от греч. idea — образ, идея и logos — учение) — в широком смысле система взглядов и идей (политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология выражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, ценностей, программ и образцов поведения. Творцами идеологий являются идеологи — представители определенных классов, социальных групп, партий, государств.
Идеология может опираться на данные науки, но иногда с целью манипулирования людьми может создавать искаженные представления о действительности. Идеология всегда ориентирована на человеческие практические потребности, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных общественных отношений.
Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ (см. Политическая идеология).
Избирательная система — 1) порядок выбора депутатов и должностных лиц в представительные органы. Он регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, а также сложившимися обычаями.
Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс) и в некоторых странах — отзыва выборных лиц. Основополагающими принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.
Избирательный процесс включает следующие стадии: назначение выборов, установление избирательных округов и участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов и установление результатов голосования, возможный второй этап голосования и (или) новые выборы, окончательное определение и опубликование результатов выборов;
2) порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Основными избирательными системами являются мажоритарная (система большинства) и пропорциональная (система представителей политических партий), но также существует и смешанная избирательная система.
При мажоритарной системе (один депутат — один округ) победителем на выборах считается либо тот, кто набрал наибольшее число голосов (относительное большинство), либо тот, кто завоевал 50 % + 1 голос (абсолютное большинство).
Пропорциональная система (избирательные округа, как правило, не выделяются, и выборы проводятся по единому общенациональному округу) предполагает голосование не за личности, а за партийные списки. Распределение мест в выборном органе осуществляется пропорционально числу завоеванных партиями голосов избирателей.
Смешанная система сочетает мажоритарную и пропорциональную системы. Она действует, например, при избрании депутатов Государственной думы РФ.
Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдельно взятый представитель всего человеческого рода.
Социальная история человека началась тогда, когда он отделился от природы, стал «индивидом». Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые должны были быть удовлетворены. Чтобы удовлетворить их, он вступал в отношения с другими людьми.
По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний несравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения индивида. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на атомарную частицу общества.
Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности.
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из сообщества других людей. Через это слово выявляется непохожесть
человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности.
Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.
Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных правовых норм внутри какой-либо отрасли права.
Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе развития общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт права регулирует не всю сферу однородных общественных отношений, а только ее отдельные стороны.
Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудовое право) существует, в частности, институт трудового договора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности; институт преступлений против собственности и многие другие.
Институт социальный (лат. institutum — установление и socialis — общественный) — исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребности. К важнейшим социальным институтам относятся: институты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономические институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); политические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институты религии (потребность в решении духовных проблем); институты образования и науки (удовлетворяют потребности в познании мира, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.
Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» — научное или образовательное учреждение.
С понятием социального института связано и понятие «ин- ституциализация», означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих учреждений.
Интуиция — знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения.
Искусство — 1) особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно-символическими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.
Искусство представляет собой группу разновидностей человеческой деятельности, включающую живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку, театр и др.
Произведения искусства всегда соединяют в себе духовный образ и материальную конструкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д. С одной стороны, материальная конструкция дает художественному образу вещественное воплощение (и на этом строится типология видов искусств), с другой — она выступает как система знаков и символов, особый язык, фиксирующий заложенную автором информацию.
Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), мусульманство (магометанство) — одна из трех мировых религий, число последователей которой превышает 1 млрд человек. Возникновение ислама относят к началу VII в.
Главный источник вероучения и руководство практической жизнью каждого мусульманина — Коран. На его основе с VIII в. стал оформляться шариат — свод юридических норм, правил поведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульманина.
Основной догмат ислама — строго подчеркнутый монотеизм — вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда. Выделяют пять столпов ислама (аркан ад-дин): символ веры — «нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; обязанность в течение суток совершать пятикратную молитву — намаз; обязанность соблюдать 30-дневный пост — ураза в священный месяц Рамадан; обязательная уплата ежегодного налога с имущества богатых в пользу нуждающихся мусульман — закят (аз-закат) человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности.
Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.
Институт права — один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных правовых норм внутри какой-либо отрасли права.
Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе развития общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт права регулирует не всю сферу однородных общественных отношений, а только ее отдельные стороны.
Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудовое право) существует, в частности, институт трудового договора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности; институт преступлений против собственности и многие другие.
Институт социальный (лат. institutum — установление и socialis — общественный) — исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребности. К важнейшим социальным институтам относятся: институты семьи и брака (потребность в продолжении рода); экономические институты — собственность, хозяйственные объединения и т. п. (потребность в добывании средств существования); политические институты — государство, партии и т. п. (потребность в безопасности, социальном порядке); институты религии (потребность в решении духовных проблем); институты образования и науки (удовлетворяют потребности в познании мира, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.
Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» — научное или образовательное учреждение.
С понятием социального института связано и понятие «ин- ституциализация», означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих учреждений.
Интуиция — знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения.
Искусство — 1) особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно-символическими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.
Искусство представляет собой группу разновидностей человеческой деятельности, включающую живопись, скульптуру, архитектуру, литературу, музыку, театр и др.
Произведения искусства всегда соединяют в себе духовный образ и материальную конструкцию — звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д. С одной стороны, материальная конструкция дает художественному образу вещественное воплощение (и на этом строится типология видов искусств), с другой — она выступает как система знаков и символов, особый язык, фиксирующий заложенную автором информацию.
Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), мусульманство (магометанство) — одна из трех мировых религий, число последователей которой превышает 1 млрд человек. Возникновение ислама относят к началу VII в.
Главный источник вероучения и руководство практической жизнью каждого мусульманина — Коран. На его основе с VIII в. стал оформляться шариат — свод юридических норм, правил поведения, социально-религиозной жизни и поступков мусульманина.
Основной догмат ислама — строго подчеркнутый монотеизм — вера в единого Бога Аллаха и его пророка Мухаммеда. Выделяют пять столпов ислама (аркан ад-дин): символ веры — «нет Бога, кроме единого Аллаха, и Мухаммед — пророк его»; обязанность в течение суток совершать пятикратную молитву — намаз; обязанность соблюдать 30-дневный пост — ураза в священный месяц Рамадан; обязательная уплата ежегодного налога с имущества богатых в пользу нуждающихся мусульман — закят (аз-закат)
и добровольные пожертвования на богоугодные нужды (строительство мечетей и др.) — садака; обязанность один раз в течение жизни в 12-й месяц мусульманского календаря совершить паломничество (хадж) в Мекку, к священному храму Кааба.
В России ислам распространен среди татар и башкир, в республиках Северного Кавказа (кроме Северной Осетии — Алании), среди многочисленной азербайджанской диаспоры, выходцев из государств Средней Азии, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки.
Истина — подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность; истина — цель и результат познавательной деятельности.
Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и общества на данном этапе их развития. Этим объясняется относительный характер истины — ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта. Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.
Исторический процесс (от лат. processus — ход, развитие, изменение) — последовательная смена событий, жизнь человечества, протекающая во времени и пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происходит безостановочно и не может быть завершен, поскольку жизнь человечества постоянно продолжается.
Участники исторического процесса — индивиды, крупные социальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность — народ, роль которого в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются народные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях человеческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверждается, что народ консервативен, упорно держится за существующее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей. В современном историческом процессе весьма значительна роль элиты — тех, кто, по выражению Г. Плеханова, видят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие общественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить: В историческом процессе участвуют и личности, активно действующие в составе определенных общественных групп (движений, классов, партий).
Человек — центр мира, истории. Через человека и для человека происходит все совершающееся в истории.
История (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном) — 1) процесс развития природы и человеческого общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всем его многообразии: различные формы человеческой жизнедеятельности, возникновение и крушение государств и империй, заслуги великих личностей, образ жизни простых людей. История состоит из всеобщей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов; подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, Новую историю, Новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют также исторические дисциплины, изучающие различные стороны культуры, науки и техники. Исторической науке принадлежит ведущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся в памяти людей; 4) происшествие (событие); 5) рассказ.
Источники (или формы) права — это официальные, т. е. исходящие от государства, способы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юридического характера.
Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.
Правовой обычай (или обычное право) — наиболее древний источник права, представляющий собой правило, которое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Первые законы Древнего мира и Средневековья фактически были сводами обычного права (Русская Правда, Саксонская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен другими источниками — юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, решая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае видно влияние обычая, когда воспитанием детей в основном занималась мать.
Судебный прецедент (прецедентное право) — это решение по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в законодательстве страны нет необходимой для данного случая правовой нормы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Средневековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.
Иудаизм (от древнеевр. Иегуда — патриарх, основоположник племени иудеев) — древнейшая монотеистическая религия с культом Бога Яхве, возникшая в конце II — начале I тысячелетия до н. э. в Палестине. Происхождение и развитие иудаизма прослеживается в Ветхом Завете. Центральная доктрина иудаизма — вера в единого Бога, который бессмертен, вечен, всемогущ и безграничен. Человеческий разум признается адекватным образу Бога, поэтому человеческая душа бессмертна. Божья воля открывается человеку через Священные Писания. Иудаизм распространен главным образом среди евреев и связан с верой в то, что они являются богоизбранным народом. Основные положения иудаизма собраны в Талмуде и Торе. Религиозные предписания иудаизма охватывают все стороны жизни верующих, образуя государственную религию Израиля. Иудейская церковь — синагога.
Иудаизм оказал влияние на формирование христианства и ислама.
К
Коммуникация (от лат. communicatio — связываю) — наиболее употребительный термин в социологии, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности.
Не менее распространенным является другое значение этого термина — «путь, сообщение (связь) одного места с другим».
Компромисс (от лат. compromissum) — соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.
Конституционное право — ведущая отрасль права, регулирующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения. Ими охватываются: конституционный строй; формы и способы осуществления государственной власти-, основы правового положения личности', национально-территориальное государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В Российской Федерации и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется термин «государственное право».
Основными принципами конституционного (государственного) права являются: республиканская форма правления (республиканизм); народный суверенитет; приоритет и нерушимость прав и свобод человека; разделение властей; федерализм.
Главный источник конституционного права в России — Конституция РФ. К другим источникам относятся: федеральные конституционные законы («О референдуме Российской Федерации», «О Конституционном суде» и др.); федеральные законы («О выборах Президента Российской Федерации» и др.).
Основанием для наступления конституционной ответственности является виновное поведение субъекта, нарушающее предписания (нормы) конституционного права.
Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. В отличие от государственного строя, конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве конституции.
Ключевая характеристика конституционного строя — верховенство права. Его необходимыми признаками также являются народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека (см. Права человека). Государственный строй может и не иметь этих признаков.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |