Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Предмет методики преподавания социологии. 3 страница

Читайте также:
  1. B) созылмалыгастритте 1 страница
  2. B) созылмалыгастритте 1 страница
  3. B) созылмалыгастритте 2 страница
  4. B) созылмалыгастритте 2 страница
  5. B) созылмалыгастритте 3 страница
  6. B) созылмалыгастритте 3 страница
  7. B) созылмалыгастритте 4 страница
  8. B) созылмалыгастритте 4 страница
  9. CONTRATO DE LICENÇA E SERVIÇOS 2 страница
  10. CONTRATO DE LICENÇA E SERVIÇOS 3 страница

Основы конституционного строя Российской Федерации ус­танавливает первая глава Конституции РФ.

Конституция (от лат. constitutio — установление) — закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивыс­шая правовая форма, в которой официально закрепляются цен­ности, институты и нормы конституционного строя, основа го­сударственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.

Конституция — политический, юридический и идеологичес­кий документ. Как политический документ она отражает соотно­шение социальных и политических сил в обществе. Юридичес­кие свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Идео­логический характер конституции заключается в том, что в ней отражается в той или иной степени определенное мировоззрение.


Конституция Российской Федерации 1993 г. — основной за­кон Российского государства, закрепляющий основы его консти­туционного строя, права и свободы человека и гражданина, фе­деративное устройство, организацию высших органов государ­ственной власти.

Конфессия (от лат. confessio — признание, исповедание) — синоним понятия «вероисповедание» — какая-либо религия, имеющая теоретически разработанное и систематизированное ве­роучение, культ и религиозные организации, в том числе священнослужителей и верующих.

Конфликтология — сравнительно молодая наука, возникшая на стыке социологии, политологии, социальной и политической психологии. Эта наука занимается классификацией и анализом конфликтов по их масштабам, уровню, характеру и времени про­текания. Ее наиболее важным направлением является познание закономерностей возникновения конфликтов, их сущности, ро­ли в жизни общества и путей преодоления.

Конформизм (от лат. con — с и forma — форма) — приспо­собление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пас­сивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с соци­альной мимикрией (т. е. приспособленчеством), нежелание про­тивостоять преобладающим тенденциям и отстаивать собствен­ную позицию.

Критерии истины — оценочные характеристики степени со­ответствия человеческих знаний действительности и «совпаде­ния» содержания мысли с ее объектом. В качестве критериев ис­тины в познавательной деятельности выступают опытные дан­ные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.

Важную роль в обосновании истинности играет практика. Критерии истины конкретизируются в зависимости от содержа­ния и цели решения научных и практических задач и носят конк­ретный характер в соответствии со спецификой сферы научной и практической деятельности. Практика — движущая сила познания; на каждом историческом этапе она ставит перед ним конкретные проблемы, требующие неотложного решения. В фи­лософии практика понимается как система всемирно-истори­ческой деятельности человечества; в ней представлен как прош­лый опыт этой деятельности, так и ее современные формы и методы.

Кругозор — 1) пространство, охватываемое взором, горизонт; 2) объем знаний, широта взглядов на различные (экономические, политические, культурные, экологические и др.) проблемы и яв­ления.

Широко распространено мнение, что философское знание призвано помогать науке расширять ее кругозор.

Культ (от лат. cultus — почитание) — 1) один из основных элементов религии, индивидуальные или коллективные действия символического характера, призванные дать видимое выражение религиозной вере, установить контакт их совершителя с почита­емыми божествами, Богом. Культ представляет собой совокуп­ность определенных знаков и символов, которые могут вопло­щаться в обрядах и церемониях, материальных и нематериальных объектах. Религиозный культ базируется на вере в возможность установления определенных отношений между человеком и пред­метом его веры;

2) преклонение перед чем- или кем-либо, чрезмерное возве­личивание чего- или кого-либо (например, культ денег, культ личности).

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, обра­зование, почитание) — 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования при­роды; 2) совокупность достижений человечества в социально- экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, сте­пень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (на­пример, культура труда, культура потребления, правовая культу­ра); 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена об­щества.

В более узком смысле принято говорить о материальной (тех­ника, технологии, материальные ценности) и духовной (наука, искусство, философия, мораль и т. д.) культуре, а также о поли­тической культуре (цели, средства, результаты деятельности об­щества, социальной группы, отдельной личности, характеризую­щие меру социального развития личности как субъекта преобра­зования общественных отношений).

Культура — историческое явление, раскрывающееся в процес­се общественного развития. Развитие культуры осуществляется как за счет творческих новаций, так и в процессе освоения, транс формации, модернизации культурного опыта, наследия предыду­щих поколений, ценностей других современных культур.

Хотя культура порождается деятельностью общества, ее прак­тическими творцами и исполнителями нередко выступают от­дельные личности, которые одновременно являются и «продук­том», и потребителями, и творцами, и трансляторами культуры.

Культура массовая — обобщенная характеристика распро­страненной в современном индустриальном обществе формы культуры, которой свойственно индустриально-коммерческое производство и распространение с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных ценностей, рас­считанных на массового потребителя. Массовая культура ориен­тируется, как правило, не на реалистические образы действитель­ности, а на искусственно создаваемые образы (имидж) и стерео­типы. Одна из ее важнейших функций — иллюзорно-компенса­торная — приобщение потребителя к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез. Это сочетается со скрытой пропагандой гос­подствующей системы ценностей и образа жизни и приводит в конечном счете к отвлечению масс от социальной активности, принятию людьми существующих социальных реалий. Ценности массовой культуры также призваны заполнять досуг, способство­вать снятию напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Массовая культура в определен­ной мере позволяет манипулировать сознанием человека.

Культура межнациональных отношений — вид духовной культуры, составная часть культуры личности и межличностных отношений, государственной национальной политики. Культура межнациональных отношений основывается на гуманистической направленности мировоззрения, на нормах морали, «золотом правиле» нравственности, которое гласит: «Поступай по отноше­нию к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»; политико-правовых нормах, утверждающих равенство всех землян. Демократическая культура межнацио­нальных отношений определяет ценностные ориентации, осо­бенности поведения, сознания, деятельности отдельного чело­века, больших групп населения, органов власти в области на­циональных отношений. Культура межнациональных отношений требует безусловной реализации прав и свобод лиц любой нацио­нальной принадлежности, уважения самобытности этносов, осо­бенностей их национального самосознания, менталитета, язы­ка, религии, культуры, обычаев, исключает малейшие проявле­ния национального недоверия, вражды. Культура межнациональ- пых отношений способствует предупреждению и преодолению межнациональных конфликтов.

Систематическая реализация требований культуры межнацио­нальных отношений — одна из существенных характеристик де­мократического общества. В становлении и укреплении культу­ры межнациональных отношений большую роль играет самосо­вершенствование индивида, прочность гуманистических убежде­ний.

Культура элитарная — субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закры­тостью, духовным аристократизмом. Элитарная культура обраще­на к узкому кругу творцов и ценителей, она по определению по­следовательно противостоит культуре большинства — народной и массовой культуре.

Элитарная культура ограничивает круг ценностей, признава­емых истинными и «высокими», формирует особую систему норм, принимаемых данной группой в качестве обязательных для узкого круга «посвященных».

Элитарность культурных ценностей поддерживается разными средствами: новаторской деятельностью или, наоборот, демон­стративным неприятием всего нового; применением специально усложненного языка (символов, метафор и т. п.), требующего для восприятия специальной подготовки и широкого кругозора; ис­пользованием неожиданных выразительных средств и т. д.

Культурология — гуманитарная наука о сущности, законо­мерностях существования и развития, значении культуры в жиз­ни личности и общества, способах ее постижения.

Специфика культурологии как науки определена не столько ее предметом (им может стать любой продукт материальной или духовной деятельности человека или сама деятельность), сколько особым взглядом на предмет. В культурологии выделяют два про­филя познания: собственно культурология в узком смысле — зна­ние о культуре в реальном историческом времени и социальном пространстве ее существования, и культуроведение — совокуп­ность дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры (религию, искусство и т. п.). Существуют и другие классифика­ции основных направлений культурологии, например: 1) истори­ческая культурология и консервационная культурология (изучает способы и средства охраны, консервации и реставрации фактов культуры); 2) социальная культурология (изучает ценностные ориентации людей конкретных эпох, регулируемые средствами культуры общественные отношения); 3) гуманитарная культурология (исследует заложенные в конкретных объектах «тексты культуры»),

Л

Легитимность — признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при­нимаемых ею законодательных актов и решений.

Личность (англ. personality, от лат. persona — маска актера, роль) — 1) особое качество человека, приобретаемое им в социо­культурной среде в совместной деятельности и общении; 2) че­ловек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональны­ми, волевыми, нравственными и др.); 3) особая форма существо­вания и развития социальных связей, отношений человека к ми­ру и с миром, к себе и с самим собой.

Подлинными основаниями и движущей силой развития лич­ности выступают совместная деятельность и общение, посред­ством которых осуществляется развитие человека в мире людей, его приобщение к культуре. Соотношение между индивидом как продуктом биогенетическим, личностью, усвоившей обществен- но-исторический опыт, и индивидуальностью с ее набором не­повторимых свойств может быть передано формулой: «Индиви­дом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отста­ивают».

Особо значимый период в развитии личности — подростко­вый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся лич­ность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Рост самосознания, связанный с формирова­нием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов.

В связи с демократизацией и гуманизацией образования во многих странах мира и в Российской Федерации в частности сво­бодное развитие личности человека выступает основной целью воспитания и обучения. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как сред­ство достижения цели. На первый план выступает задача форми­рования базовой культуры личности, которая позволила бы обес­печить деятельное включение человека в новые социально-эко­номические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личнос­ти, понимание самоценности человеческой жизни, ее индивиду­альности и неповторимости.

Логика (от греч. logos — мысль, слово, закономерность) — I) философская наука о законах и формах правильного мышле­ния; 2) совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира (логика событий, логика каких-либо действий).

Люмпен (от нем. Lumpen — лохмотья) — общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) сло­ев общества. Это морально опустившиеся, материально и духов­но нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного мес­та жительства и существуют за счет попрошайничества, воров­ства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных социально- культурных связей, социальная незащищенность граждан, де­структивные (разрушающие) процессы в общественной жизни.

М

Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим куль­турам, образу жизни устойчивых социальных общностей.

Массовая культура — см. Культура массовая.

Межнациональные конфликты — споры, столкновения, возникающие внутри страны между большими группами людей разных национальностей. Основные причины межнациональных конфликтов — ограничение прав человека по национально-эт­ническим признакам; насилие (принижение, вытеснение, подав­ление этнических групп, преследование и запрещение религии, искусства, пользования национальным языком, отрицание са­мобытности этноса и т. п.); территориальные претензии.


Межнациональные отношения — часть общественных от­ношений, охватывающая все сферы общественной жизни. Меж­национальные отношения включают в себя взаимоотношения личностей, национальностей в процессе производства матери­альных благ, функционирования и развития культуры, в образо­вательном процессе, в деятельности всех ветвей власти. Эти вза­имоотношения могут быть непосредственными (контакты людей логия (исследует заложенные в конкретных объектах «тексты культуры»).

Л

Легитимность — признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при­нимаемых ею законодательных актов и решений.

Личность (англ. personality, от лат. persona — маска актера, роль) — 1) особое качество человека, приобретаемое им в социо­культурной среде в совместной деятельности и общении; 2) че­ловек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональны­ми, волевыми, нравственными и др.); 3) особая форма существо­вания и развития социальных связей, отношений человека к ми­ру и с миром, к себе и с самим собой.

Подлинными основаниями и движущей силой развития лич­ности выступают совместная деятельность и общение, посред­ством которых осуществляется развитие человека в мире людей, его приобщение к культуре. Соотношение между индивидом как продуктом биогенетическим, личностью, усвоившей обществен­но-исторический опыт, и индивидуальностью с ее набором не­повторимых свойств может быть передано формулой: «Индиви­дом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отста­ивают».

Особо значимый период в развитии личности — подростко­вый возраст и ранняя юность. В это время развивающаяся лич­ность начинает выделять себя в качестве объекта самопознания и самовоспитания. Рост самосознания, связанный с формирова­нием таких качеств личности, как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов.

В связи с демократизацией и гуманизацией образования во многих странах мира и в Российской Федерации в частности сво­бодное развитие личности человека выступает основной целью воспитания и обучения. Знания, умения и навыки сохраняют свое исключительно важное значение, но уже не как цель, а как сред­ство достижения цели. На первый план выступает задача форми­рования базовой культуры личности, которая позволила бы обес­печить деятельное включение человека в новые социально-эко­номические условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения личнос­ти, понимание самоценности человеческой жизни, ее индивиду­альности и неповторимости.

Логика (от греч. logos — мысль, слово, закономерность) — I) философская наука о законах и формах правильного мышле­ния; 2) совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира (логика событий, логика каких-либо действий).

Люмпен (от нем. Lumpen — лохмотья) — общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) сло­ев общества. Это морально опустившиеся, материально и духов­но нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного мес­та жительства и существуют за счет попрошайничества, воров­ства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных социально- культурных связей, социальная незащищенность граждан, де­структивные (разрушающие) процессы в общественной жизни.

М

Маргиналы (от лат. marginalis — находящийся на краю) — представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим куль­турам, образу жизни устойчивых социальных общностей.

Массовая культура — см. Культура массовая.

Межнациональные конфликты — споры, столкновения, возникающие внутри страны между большими группами людей разных национальностей. Основные причины межнациональных конфликтов — ограничение прав человека по национально-эт­ническим признакам; насилие (принижение, вытеснение, подав­ление этнических групп, преследование и запрещение религии, искусства, пользования национальным языком, отрицание са­мобытности этноса и т. п.); территориальные претензии.

Межнациональные отношения — часть общественных от­ношений, охватывающая все сферы общественной жизни. Меж­национальные отношения включают в себя взаимоотношения личностей, национальностей в процессе производства матери­альных благ, функционирования и развития культуры, в образо­вательном процессе, в деятельности всех ветвей власти. Эти вза­имоотношения могут быть непосредственными (контакты людейразных национальностей в процессе труда, образования, в быту, при проведении досуга, в культурной и семейной жизни) и опосредованными (обмен материальными и культурными цен­ностями, информацией, отношения между государствами). В конце XX в. в системе межнациональных отношений ярко про­явились разделительные и объединительные процессы (диффе­ренциация и интеграция).

Основой демократических международных отношений явля­ются равенство, взаимная помощь, взаимное уважение нацио­нального достоинства народов, их интересов, менталитета, традиций.

Ментальность, менталитет (от позднелат. mentalis — умственный) — устойчивый способ мировосприятия, характер­ный для больших групп людей (этносов, наций, социальных сло­ев), обуславливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира. Менталитет включает не только зна­ния, верования людей, но и ценностные ориентации, доминиру­ющие потребности, стереотипы мышления и поведения. Мента­литет характеризуется также определенным ценностно и эмоцио­нально окрашенным отношением к собственности, семье, церк­ви, политике и т. д. Возникновение менталитета связывается с ря­дом факторов, например геоклиматическим, этноисторическим, социально-экономическим, религиозным, политическим. Мента­литет предполагает подсознательное реагирование индивида на объекты реального мира. Он весьма устойчив, не поддается воз­действию со стороны государства и иных социальных институтов с целью его коренного изменения.

Местное самоуправление — самостоятельная деятельность населения по решению вопросов данной территории (местного значения).

Органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти. Среди полномочий местного само­управления — управление муниципальной собственностью тер­ритории, охрана общественного порядка, организация комму­нально-бытовых и социально-культурных услуг и пр.

Местное самоуправление осуществляется либо непосред­ственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органом мест­ного самоуправления в городах, селениях, поселках, других насе­ленных пунктах является собрание представителей (дума, муни­ципальный кабинет), главой местного самоуправления — глава администрации, староста.

Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, кварта- нах, на улицах) органов территориального общественного само­управления: советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и пр.

Структура и организация деятельности местного самоуправ- исния определяется населением самостоятельно с учетом истори­ческих и иных местных традиций.

Мировая экономика — 1) мировое хозяйство; 2) раздел эко­номической науки, рассматривающий экономические вопросы с точки зрения взаимодействия различных стран.

Субъектами мировой экономики выступают национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные ин­теграционные объединения. Развитию мирового экономического хозяйства способствуют углубление международного разделения труда, увеличение степени интернационализации хозяйственной жизни, усиление экономической взаимозависимости государств.

Экономическая наука изучает проблемы и формы междуна­родных экономических отношений: международную торговлю, международное разделение труда и специализацию мирового рынка, международные валютные отношения, движение капита­лов между странами, научнотехнический обмен, миграцию рабо­чей силы

Мировоззрение — система взглядов на мир, на место чело­века в нем, на содержание смысла его жизни и деятельности.

Мировоззрение — это система идей, создающая определен­ную картину мира и человека. На ее основе осуществляется оцен­ка человеком себя, своего окружения, своей жизни в окружаю­щем мире; выявляется система смыслов и ценностей, вырабаты­ваются идеалы, т. е. всеобщие принципы, представления о благе, пользе, истине и др.

Мировоззрение предполагает выработку человеком собствен­ной жизненной позиции на основании своего жизненного и ду­ховного опыта. Ее составляющие — личностные убеждения и принципы, являющиеся сущностной характеристикой личности.

Мировоззрение определяет самочувствие человека в социуме, его неповторимый образ мышления; самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение.

В мировоззрении человека достигается относительное един­ство побуждений и действий, мыслей и чувств, слов и дел, со­знательного и бессознательного. Развитие мировоззрения свя­зано с возрастными, профессиональными особенностями лич­ности, т. е. с жизненным опытом.

Выделяются следующие типы мировоззрения: религиозное, мифологическое, естественно-научное, фило­софское, обыденно-практическое (житейское).

В повседневной жизни люди, как правило, пользуются от­дельными идеями и положениями, связанными с каждым из этих типов и ориентированными на решение конкретных жизненных проблем.

Модернизация — 1) существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономике, технике, технологии, культуре и т. д.) применительно к современным требованиям; 2) переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый коренными ценностными изменениями сознания и культуры.

Молодежь — большая социальная группа, объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 лет. Возрастные границы этой груп­пы во многом определяются конкретно-историческими условия­ми, социально-экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны (например, широкое применение детского труда, тру­да подростков существенно сдвигает нижнюю границу к более ранним годам).

Социально-психологические черты молодежи определяются возрастными особенностями людей, а также тем, что их социаль­но-экономическое, общественно-политическое положение, ду­ховный мир находятся в стадии становления.

Монотеизм (от греч. monos — один и theos — Бог) — едино­божие — религия, основанная на вере в единого Бога, в проти­воположность политеизму исключающая существование других богов. К монотеистическим религиям относят иудаизм, христи­анство, ислам.

Мораль (от лат. moralis — нравственный) — феномен чело­веческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого — утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни.

Содержание морали составляет система принципов и норм (см. Норма морали), которые способны оказывать духовное воз­действие на поведение людей, определяют идеал человечности, гуманности, гуманистическую перспективу развития общества.

Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие пос­тупали по отношению к тебе (другой вариант: не делай другому того, чего себе не желаешь).

Требования морали распространяются на всех людей, не до­пускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и ре­гулирует поведение людей во всех сферах жизни — в труде, в быту, в политике, в личных, в семейных, во внутригрупповых, в международных, в межнациональных отношениях. Она содер­жит в себе то общее, изначальное, что составляет основу духов­ности, культуры (во всех ее проявлениях) и делает возможным само существование человека и общества.

Основными понятиями, с помощью которых наука о мора­ли — этика — объясняет наиболее важные свойства морали, яв­ляются «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» (в противо­положность понятию «зло») показывает, что мораль нацелена на идеал человечности; понятие «долг» отражает императивный (по­велительный) характер морали; понятие «совесть» указывает на глубоко внутреннюю, личностную природу морали, моральной оценки и самооценки.

Мораль связана с другими социальными нормами (особенно с правом), но существенно от них отличается. У морали нет ка­ких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы. Моральные пра­вила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привычки, обще­ственного мнения, а главное — силой развитых в человеке убеж­дений, чувством долга, силой его личной совести. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Моральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его долж­ностью, ни с его властью, ни с его общественным положением. Он целиком зависит от его личных моральных качеств.

У морали есть свое противоречие. Моральные требования са­ми по себе очень высоки, служат образцом, идеалом поведения. Человек же — любой человек — далеко не идеален, его жизнь не­редко противоречива, в ней много дурного, вредного, нередко да­же преступного. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, понимает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправед­ливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо» и «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реальным поведе­нием, и есть основное противоречие.

И только мораль, ее идеалы помогают человеку сделать пра­вильный моральный выбор, выходить из тупика, побеждать зло в себе и вокруг себя


Н

Налоговая политика — один из инструментов воздействия государства на экономику, меры, вносимые правительством в порядок налогообложения, направленные на обеспечение ста­бильного развития экономики, занятости населения, предотвра­щение инфляции.

Основной механизм налоговой политики — регулирование налогообложения. Если экономика страдает от высокой инфля­ции, государство увеличивает налоги, снижая тем самым эконо­мическую активность фирм и населения. В ситуации спада про­изводства и потребления государство уменьшает налоги, способ­ствуя тем самым оживлению экономики.

Наука — 1) специфическая форма человеческой деятельнос­ти, обеспечивающая получение нового знания о природе, обще­стве и мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, система­тизацию и распространение полученного знания; 2) процесс построения системного образа реальности; 3) система теоретичес­ких знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующа­яся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов.

Наука как система включает ученых с их знаниями и способ­ностями, квалификацией и опытом; научные учреждения, экспе­риментальное и лабораторное оборудование; методы научного ис­следования, понятийный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму имеющихся знаний, выступающих в качестве предпосылки, средства или результата научного производства. Современное научное знание представлено совокупностью точ­ных, естественных, гуманитарных и социальных дисциплин. На­учное знание отличает объективность, системность, логичность, использование специального языка, теоретичность.

Наука как самоорганизующаяся система наиболее активно развивается в периоды научных революций.

Наука является частью мировой и национальной культуры. В пространстве культуры она наиболее тесно взаимодействует с тех­никой, философией, религией.

Современная наука активно взаимодействует с социально-по­литическими институтами, благодаря чему происходит формиро­вание мирового научного сообщества.

Наука об обществе — система дисциплин, исследующих различные стороны общественной жизни. Эта система обеспечи- iiiioT в своей целостности научное понимание возникновения, функционирования и развития общества. Общественные науки, являющиеся составной частью духовной культуры, развивались на основе дифференциации (разделения) социальных знаний, обусловленной потребностями изменяющегося общества. К числу общественных наук относятся, в частности, история, эко­номика, правоведение, этика, эстетика, политология, психо­логия, социология, демография, этнография, культурология, ре- нигиоведение, антропология.




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 63 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав