Читайте также:
|
|
Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы — Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы". Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса"); • "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников — "досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• монархия — справедливая власть одного человека;
• тирания — несправедливая власть одного человека
• аристократия — справедливая власть меньшинства;
• олигархия — несправедливая власть меньшинства;
• демократия — справедливая власть большинства;
• тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану:• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага
Билет номер 10.Философия Аристотеля,критика Платона, учение о форме и материи,шесть признаков перводвигателя.Учебное заведение Аристотеля.Судьба Аристотеля и его сочинений.Школа скептиков, предпосылки его возникновения.Пиррон: три фундаментальных деструктивных вопроса и ответа на них: значение понятий «скептокай»,»атараксия»,»эпохе».Смысл философии. Тропы Энесидема и Агриппы.
Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты в творениях Аристотеля (384-322 до н.э.). Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, необходим гончар — бог (или ум — перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом и расположенных в порядке все большего совершенства. Краткие выводы, сделанные Аристотелем: все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой; изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета; реальность – это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи; потенция (материал) есть пассивное начало, форма – активное; высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира. Классификация философии, данная Аристотелем |
теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная философия»);
практическая – о деятельности человека, устройстве государства;
поэтическую,
считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Категории Аристотеля как способ объяснения сути бытия
Поскольку бытие не есть «чистые идеи» («эйдосы») и их материальное отражение («вещи»), возникает вопрос: что такое бытие? Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого – высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются:
сущность (субстанция); количество; качество; отношение; место; время; положение; состояние; действие; страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Проблема души и человека в философии Аристотеля
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:
растительная душа; животная душа; разумная душа.
Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.
Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Классификация Аристотеля форм государства
Аристотель выделяет шесть типов государства:
монархия; тирания; аристократия; крайняя олигархия; охлократия (власть толпы, крайняя демократия); полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития – совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
Историческое значение философии Аристотеля
Он:
внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
выделил 10 философских категорий;
дал определение бытия через категории;
определил сущность материи;
выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа – политии;
внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).
Билет номер 11.Взгляды Эпикура:Сад-эпикура-его назначение.Задача философии и философов.Учение о богах и натурфилософия.Различие демокрита и эпикура в физике,этике,космологии.Классификация желании по Эпикуру.Отличие атараксии от гедонизма.Школа стоиков: «мойра» и «фатум».Стоическая этика,социология,физика.космогония.Теодицех.
«Сад» Эпикура – замкнутое сотоварищество единомышленников. В отличие от Пифагорейского союза, Эпикурейский союз не обобществлял собственность своих членов – «Эпикур не считал, что добром нужно владеть сообща, по Пифагорову слову, что у друзей все общее, – это означало бы недоверие, а кто не доверяет, тот не друг». Также в отличие от Пифагорейского союза, Эпикур и его друзья нисколько не занимались политической деятельностью. В основе неписаного устава школы лежал принцип Эпикура: «Проживи незаметно!». Он объясняется не только скромностью Эпикура, но и невозможностью граждан влиять на развитие политических событий и социальных явлений в условиях деспотических эллинистических монархий. Афинянин Эпикур был патриотом. Он мечтал об освобождении Греции от македонского ига. В своем «Саду» Эпикур провел вторую половину своей жизни. У Эпикура всячески поддерживался культ дружбы, это было в согласии с его учением: из того многого, что приносит мудрость для счастья, главный дар – дружба. В «Сад» временами съезжались эпикурейцы и со стороны. Жизнь в «Саду» была скромной и неприхотливой. Эпикур, как и все состоятельные эллины, был рабовладельцем, но он относился к своим рабам кротко, некоторые его рабы даже участвовали в философских занятиях. Некоторых своих рабов Эпикур отпустил на волю, и они стали полноправными членами «Сада».
Мыслитель Эпикур (342-270 гг. до Р. Х.) был основателем одной из самых известных философских школ античного мира. Главную цель философии эпикурейство видело в том, чтобы научить человека счастливой жизни, ибо всё остальное несущественно.
В теории познания Эпикур призывал доверять чувственным восприятиям, так как иного критерия истины мы всё равно не имеем. Главный вывод, к которому Эпикур подводит слушателя этими рассуждениями – нет ничего сверхчувственного. Если бы даже оно и было, мы бы не могли его воспринять, так как ничего кроме чувств нам не дано. Это умозаключение очень важно для теории Эпикура: именно отсюда следуют её материализм и атеизм. В физике Эпикур является горячим сторонником идеи Демокрита об атомах. По его мнению, она целиком подтверждается чувственным опытом, ибо постоянно происходящее на наших глазах смешение разных сред нельзя объяснить без предположения о том, что они состоят из мельчайших частиц. В то же время атомы не могут быть делимы до бесконечности (термин Демокрита «атом» в буквальном переводе и означает «неделимое»), потому что тогда материя рассеивалась бы в пустоте, и никаких тел вообще бы не было.
Но в подробностях своего атомизма Эпикур сильно отходит от первоначального учения Демокрита. Демокрит признавал изначальное движение атомов в пустоте, а Эпикур сводит такое движение единственно к падению вниз, которое, согласно его представлению, есть извечное свойство материи (о законе притяжения, порождаемого массой тел, античность ничего не знала). Демокрит же, в противоположность этому, полагал, что в бесконечности нет ни верха, ни низа. Кроме этого, Эпикур, в отличие от Демокрита, утверждает, что атомы в своем падении совершают минимальное самопроизвольное (спонтанное) отклонение от прямой линии – как если бы атом обладал некоторой свободой воли. Иначе все тела постоянно опускались бы вниз в одном и том же неизменном виде, и было бы нельзя объяснить столкновений атомов и образования из них всё новых и новых масс. В этом пункте Эпикур уклоняется от строгого механического детерминизма ранних атомистов.
Эпикур заимствует у первых атомистов и учение о душе, состоящей из мелких, подвижных атомов. Эпикур утверждает, что после смерти душа рассеивается, и никаких посмертных ощущений быть не может.
Общая уверенность всех народов насчёт существования богов, по мнению Эпикура, свидетельствует о том, что боги действительно есть. Но людские суждения о богах ложны и превратны. На самом деле, эти существа живут в далёких промежутках между мирами и отчуждены от них. Свободные от страхов и забот, они и сами никому их не причиняют. Неподвластные ни страстям, ни гневу, боги пребывают в блаженном покое, не вмешиваясь в человеческие и мирские дела. Эпикур говорит, что если бы боги существовали, то они хотели бы и могли истребить в мире зло. Если же они не желают или не могут сделать этого, то, являясь, немощными и злыми, они не могут считаться богами.
Физика, теория познания и учение о богах Эпикура служат лишь служебным обоснованием для главной части его философии – этики. Признание достоверности за одними чувствами и отрицание всякой руководящей миром силы должны, по мысли Эпикура, освободить человека от пагубнейших заблуждений – веры в сверхъестественное и страха смерти. Смерти не нужно бояться, ибо с ней прекращаются все ощущения, и, значит, она не может принести нам ни хорошего, ни дурного. Пока есть мы – нет смерти; если пришла смерть – нас нет. Естественные чувства с непосредственной очевидностью убеждают нас в благе удовольствия, и в зловредности страдания. Следовательно, истинная цель человека – в том, чтобы стремиться к первому и избегать второго.
Значит, наша цель есть удовольствие и избавление от страданий. Но как именно надо её достигать? Философия Эпикура представляет собой развитие гедонизма киренской школы. По Эпикуру (который здесь сходится с Платоном), ценно лишь то удовольствие, которое устраняет страдание. Это представляется Эпикуру целью вполне достижимой при помощи разумной жизни. Верный путь к «устойчивому удовольствию» – сознательное освобождение от потребностей, страхов и забот, достижение тишины и спокойствия души.
Освобождая нас от страха и ложных мнений, философская мудрость, по Эпикуру, внушает нам мужество, умеренность и справедливость. Люди нуждаются во взаимопомощи и дружбе, которые доставляют нам большое удовольствие и нужны для того, чтобы жить безопасно. В знаменитом «Саду Эпикура» (его философской школе) люди соединялись солидарностью в одном и том же жизненном идеале, возвышая духовные удовольствия над телесными. Эпикур превозносит господство духа над страстями, ибо хотя ничего сверхчувственного нет, спокойствие и невозмутимость души – это тоже особое физическое состояние. Философ может побеждать телесные скорби и страдания, перенося их мужественно и с невозмутимой ясностью. Ни одному из философов античности, за исключением Пифагора, не удалось создать такой прочный и тесный союз, каким была школа Эпикура. Верность последователей Эпикура заветам своего учителя является беспримерной в древности. Шесть веков, до торжества христианства, они хранили их без изменений. Школа Эпикура стала своеобразным философским орденом или сектой без таинств и мистики – кроме культа памяти учителя. В философском обществе эпикурейцев даже имущества были общими, хотя обязательный коммунизм отвергался, ибо любые правила относительно распоряжения личной собственностью казались Эпикуру излишними и оскорбительными для истинной дружбы. Его учение можно считать философией безмятежного, безбоязненного и, по возможности безболезненного конца эллинской цивилизации – без веры в будущее и без страха перед будущим.
Билет номер 12.Специфика средневековой мысли,стратегия ее разделение на две ветви по принципу ее отношения к античности.(аргументировано)Ее структура:апологетика,патристика,догматика-хронология,направление,персоналии,концепция.Основные тенденция среднивековья(их истории,теория,и влияние на развитие христианства,)наулиансво,гностицизм,манихейство,апофатическое и катафическое богословие и теология,экзегетика,монофизитсво,монофелитсво.
Периодизация: 1) апологетика (II-III в.в.), сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения.
2) классическая патристика (IV-V в.в.), систематизировавшая христианское учение;
3) заключительный период (VI-VIII в.в.), стабилизировавший догматику.
Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: на арабском Востоке и в части Испании, философия находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе и в Восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае наука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религий было весьма сильным. Ряд арабских философов создавали свои труды в русле научно‑философской традиции, рожденной учением античного гения Демокрита об атомах, эмпедокловыми элементами, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественно‑научным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.
В европейской философии материализм в средние века не имел такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой тенденции, как номиналистическая (от лат. nomen – имя, название) философия, которая появилась наряду с так называемым реализмом в схоластике и исходила из того, что сначала существуют отдельные вещи – предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как имена, названия вещей. Однако господствующей формой идеологии была религиозная идеология, которая из философии стремилась сделать служанку богословия.
Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, эллинизированных центрах Передней Азии и Северной Африки происходило в упорной борьбе с иными религиозными и философскими течениями. При этом против христианства широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства.
Вслед за апологетикой появляется патристика (от лат. pater – отец) – философские учения «отцов церкви». Наиболее‑ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Блаженный (354–430). оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию, а также и на многих более поздних представителей философского творчества.
Одна из ключевых и сквозных проблем средневековой философии, буквально ее экзистенциальный нерв - это проблема соотношения веры и разума. Уже у апологетов мы можем выделить два крайних крыла, дающих противоположное решение этой проблемы. По Юстину, философия (платонизм) буквально направлена ко Христу и идет к христианству").
Напротив, Тертуллиан утверждал, что между Христом и Дионисом, между Иерусалимом и Афинами нет ничего общего. Приписываемое ему выражение гласит: "Верую, ибо абсурдно". Гораздо более взвешенную позицию занимал Августин. Хотя вера есть высший акт воли, а воля имеет известное первенство перед разумом, тем не менее, Августин склонен был настаивать на единстве веры и познания: "Разумей, чтобы мог верить, и верь, чтобы разуметь".
Еще одной ключевой проблемой средневековой философии являлась проблема универсалий, которую особенно актуализировала тринитарная проблема, парадокс единой сущности в трех различных ипостасях Святой Троицы. В зависимости от позиции, занятой в вопросе об универсалиях, схоластика разделилась на два течения: номинализм и реализм. В каждом были умеренное и крайнее крыло.
Реалисты признавали универсалии идеями или типами, существующими до вещей, или существовавшими в самих вещах, как объективные умственные сущности, субстанции.
Номиналисты, к примеру, Расцелин, считали их всего лишь понятиями нашего ума, существующими после вещей. Крайние номиналисты вообще полагали их пустой знаковой стороной или оболочкой слова. Однако в применении к богословским проблемам это вело к неприемлемым для официального христианства выводам. Например, Божественное Триединство грозило переродиться в тритиестическую доктрину. Ведь если отрицается реальность общей сущности, то три ипостаси превращаются в трех самостоятельных богов.
Важной проблемой являлось и доказательство бытия Божия. Схоластика разработала целую систему таких доказательств. Уже Ансельм Кентерберийский предложил апостериорные и априорные доказательства. Апостериорные доказательства исходят из опыта, восходя, например, от случайного к необходимому. В самом деле, любая вещь может как быть, так и не быть. В таком случае, либо весь мир есть мираж, либо мы принуждены будем допустить нечто вечное и необходимое, на чем он держится. Априорные доказательства исходят из того, что в нашем уме есть объект, выше и совершеннее которого нельзя ничего помыслить. Поскольку он обладает полнотой совершенства, то должен обладать и предикатом существования.
Апологе́тика или Основное богословие — раздел христианского богословия, посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры. Направления: направленность на иудаизм; основная тема — мессианство Иисуса; направленность на язычников. Тематика: монотеизм; уникальности Богоявления во Христе, опровержение различного рода обвинений против христиан.
Представители: Кодрат, Аристид, Аристон Пелльский, Св. мученик Иустин-Философ, Татиан Ассириец, Милтиад, Афинагор Афинянин, Св. Аполлоний Эфесский произнес апологетическую речь в правление имп. Коммода (180–192).
(Сохранилась в мученических актах).
Климент Александрийский «Протрептик» («Увещание к эллинам»)
Псевдо-Мелитон «Слово к Антонину» (нач. III в.).
Ориген «Против Цельса»
Евсевий Кесарийский «Евангельское приуготовление» в 15 книгах (312–322).Стимулом для написания было появление в 260 г. 15 книг «Против христиан» неоплатоника Порфирия.
Тертуллиан «К язычникам», «Апологетик», послание к Скапуле, проконсулу Африки, «Против иудеев».
свт. Киприан Карфагенский «Книга о суетности идолов» «Три книги свидетельств»
Патри́стика — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.
Представители: Августин (354—430) «Исповедь», «О Троице», «О грехе Божьем»
Догматика — раздел богословия, в котором даётся систематизированное изложение догматов (положений) какой-либо религии. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм и другие религии. Часто догматика выражается кратко письменно в виде официального вероисповедного документа — исповедания веры или катехизиса.
Билет номер 13.Западная апологетика.концепция Тертулианна, (с перечислением цитат) Оригена,Св,Августина Блаженного,Восточная апологетика,философия филона Александрийского,Судьба античной философии в Средние века. Восточная патристика,доктрины Василия Великого(концепция анамации, моливенного соцерзания и антропатизма) и Григория Ниского(конкретные примеры эгзегетики)
Патристика (патрос – отец) – учение отцов церкви. В основе взглядов – вера. Разум не играет значительной роли. Разум второстепенен. Доказательства бога не использовались. Главный представитель – Августин. Основные его работы – это Исповедь и О граде Божием. В О граде Божием он описывал 2 жизни: град божий и град земной. Град земной – наша жизнь, без смысла, подготовка к небесной жизни. Авкустин был последователем Платона – попытка развития его идей.
Схоластика (схола – школа). Первоначально – школьная наука. Позже стала самостоятельной наукой. Яркий представитель – Фома Аквинский. Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста, абсолютной истины.Характерна опора на разум. Вера+разум. У него есть ряд доказательств бытия Бога (5 док-в). Эот доказательства взяты из жизненного опыта:
Доказательства от движения. Всё, что движется – движимо чем-то или кем-то другим, а значит есть перводвигатель бог.
Доказательство от причины. Всё, что существует, имеет какую-то причину, а значит есть первопричина в виде бога. От случайности и от необходимости. Любое случайное является необходимостью, а значит есть первичная необходимость – бог. От степени качества. Всё, что существует, имеет разные степени качества, а значит должно быть высшее совершенство бог. От цели, целеполагания – всё в мире направляется к какой-либо цели. Есть разумное начало, которое к цели направляет – бог.
Фома Аквинский опирался на Аристотеля, потому что он искал объяснения их материально основы и опирался на опыт. Если патристика не разделила философию и богословие, то у схоластики в основном вопросы касаются разума.
Четкое деление общества на священнослужителей и всех остальных. Главный способ жизни – покаяние. Любые страсти объявлялись грехом.
С точки зрения Августина - истина есть. Таким образом, он опровергает скептиков, которые утверждали, что нет изначально того, что нам дано.
Второй пункт учение А. – знание о том, что я существую. Затем эту мысль будет развивать французский математик Рене Декарт.
Для скептиков чувства были определённой грацией, пределом. Чувство для Августина – некий посредник, связь человека и мира. Сомнение в том, что я существую – уже есть мысль
Доопытные категории мышления - тоже способ мысли. Не нуждаются в доказательстве. Эти истины возникают не в чувственном опыте, а заранее в духовном начале.
Элементы механизма познания:
-Познавательная способность
-Реальный предмет познания
-Воля, которая направляет познавательную способность на этот предмет
Роль разума: он есть посредник между чувственным миром и миром умопостигаемым. Может быть направлен как на мир чувств, так и на мир идей. Но разум выше чувств и ниже вечных идей.
Концепция иллюминации (освещение человека божественным светом). Наша душа отражает божественное сияние подобно тому, как луна отражает солнце.
Вывод по Августину и его значение:
Ход истории – это борьба двух противоположных начал – земного и божественного
Земное царство воплощено в виде власти, армии, закона, бюрократии и др. Божественное царство – это церковь и священники, которые ближе всего к Богу. Земное царство погрязло в грехах. Поскольку люди являются грешниками, то власти государству нужны при условии подчинения этой власти церкви. Власть королей и др земных правителей подчиняется церкви, а папа Римский всегда выше любого монарха. Церковь –единственная сила, способная объединить мир.
Взгляд А. на неравенство. Не приветсвует Мысли о боге. Не требуется док-в, что он существует. Всё есть творение бога. И важно то, что бог продолжает творить мир. Процесс творения является непрерывным. Наши знания являются достоверными и реальными, однако высшие знания достигаются только при познании бога.
А. один из отцов церкви внес свой вклад в развитие богословия и истории. Церковь была объявлена такой же властью, как и земная. Она стала самостоятельной властью.
Выдвинул идею примирения богатых и бедных: Своеобразное представление о человеке. С одной стороны он возвышался, подчеркивалась его богоподобность
Вывод по Аквинскому и его значение:
Выдвинул 5 док-в бога
Разделил сущность и существование. Сущность – чистое явление, существование – факт бытия являния. Любая вещь – это сущность, которая обрела существование по воле бога. Чистая идея, которая приобрела материальный образ..
Полагал, что всё состоит из единства материи и формы
Вера в разум, это разумные понятия.
Систематизировал схоластику
Доказал преимущество идеолизма над материализмом
Истина знания только с помощью соответствия разума и веры.
В начале 19 века философия Акв. Была признана идеологией, а сам он был причислен к лику святых.
Апологетика - это дисциплина, которая ставит перед собой цель защитить христианскую веру.
В зарождавшемся богословии Тертуллиан впервые ввёл термин Троица. Положил начало латинской патристике и церковной латыни. Мышление Т. отмечено тягой к парадоксам. Если современные ему христианские мыслители стремились привести библейские учения и греческую философию в единую систему, то Т. всячески подчёркивает пропасть между верой и разумом.
Чем более люди расположены ко злу, тем более способны верить ему. «Верую, ибо абсурдно!
Концепция Логоса, введенная в христианское учение для обоснования Богачеловека. Следующая концепция – Бог и мир. Бог, далекий и абстрактный, является единым, неизменным. он есть доброта и любовь. Христос-Логос является для Оригена «вторым богом».
Концепции Святого Августина Блаженного:
Концепция двух градов: Августин стремился создать концепцию христианского государства. Опираясь на античную философию, он утверждал, что задача государства - забота о благе народа. Августин различает два вида государства - земное государство, основанное на эгоизме и гордыне, и государство небесное, основанное на принципах справедливости и любви.
Концепция творения: Сначала были созданы свободные, равные существа, одни из них остаются с богом, другие покидают его - ангелы, демоны, люди.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 78 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |