Читайте также:
|
|
СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ – одна из основных проблем средневековой философии, связанная с существованием общих понятий, идей, которая состояла из двух вопросов: 1) что существует раньше – идея общего в предметах или сами предметы? 2) как существуют универсалии – в сознании человека или вне сознания? В зависимости от ответа сложились три направления:1) реализм (Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский); 2) номинализм (У. Оккам); 3) концептуализм (Фома Аквинский, Пьер Абеляр).
БОЭЦИЙ римский философ, один из основоположников средневековой схоластики.
Б. перевел на лат. язык и прокомментировал логич. сочинения Аристотеля и сам написал ряд соч. по логике. Большую известность в ср. века получили математич. работы Б. ("Основания арифметики) и трактат "О музыке".
"Утешение Философии" Боэция - книга, бывшая излюбленным чтением образованных людей в Средние Века, о преодолении судьбы, фортуны, книга надежды, несовместимой с безысходной верой в слепой рок. Боэций представляет мир, полностью управляемый неким порядком, установленным Божественной неподвижностью. Боэций признает, что всё, подчиненное судьбе. Судьба у Боэция полностью утрачивает характер слепой и неуправляемой силы, довлеющей над человеком; она описывается как порядок, который, происходя из божественной простоты, содержится в самих вещах. Основная мысль это трактата, стержень, вокруг которого формируются все идеи писателя – это развитие себя до состояния бога. Достичь этого можно единственным путём – приобщиться к божественному блаженству, познать Высшее благо
Билет №15. Пьер Абеляр. Его произведения,теологический жанр,который он основывал:этика;разделение порока и греха. И что такое благое намерение и как оно возможно.Что такое христианство?Содержание работы «истории моего бедствии».
(1079-1142) Кратко о нём: Один из крупнейших западноевропейских философов и литераторов XII в. Родился во Франции, близ г. Нанта в рыцарской семье. Пьер Абеляр неоднократно предпринимал усилия по созданию собственной школы, и в конце концов это ему удалось сделать — школа на холме святой Женевьевы в Париже быстро наполнилась студентами-почитателями. В 1114—1118 гг. он возглавил кафедру школы Нотр-Дам, в которую стали съезжаться студенты со всей Европы.
Его произведения: Труды Пьера Абеляра: «Диалектика», «Введение в теологию», «Познай самого себя», «Да и Нет», «Диалог между Философом, Иудеем и Христианином». Ему принадлежит заслуга развития учения, которое позднее получило название «концептуализм».
Этика..: Этические воззрения Абеляра изложены в двух произведениях -"Познай самого себя и "Диалоге между философом" иудеем и христианином". Они находятся в тесной зависимости с его теологией. Основной принцип этической концепции Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки - как добродетельные, так и греховные. Такое воззрение - продолжение абеляровской позиции в области гносеологии, подчеркивание субъективной роли человека в познании. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой, который совершен в противоречии с убеждениями человека.
В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями.
Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был примером высокой морали, которой должно следовать все человечество. Абеляр полагал, что человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, божественная благодать нужна человеку не для осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их осуществление. Все это противоречило распространенным тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским собором (1140) как ересь.
О христианстве мы можем наблюдать в произведении "Диалог между философом, иудеем и христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что она единственно истинная религия.
Содержание работы «История моих бедствий» «Историю моих бедствий» относят к одним из ярчайших литературных произведений эпохи Средневековья.
«История моих бедствий» интересна особенно тем, что она дает яркое и наглядное представление об идеологической борьбе, кипевшей во Франции в первой половине XII в., и позволяет понять реакционную роль католической церкви в этой борьбе.
Эриугена:
Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877) - одна из крупнейших фигур в философии средневековья. Он был ирландского происхождения и прибыл во Францию для участия в теологическом споре о божественном предопределении. Затем был приглашен в дворцовую школу французского короля Карла Лысого, где занимался переводами произведений Псевдо-Дионисия "Ареопагитики". Его главное собственное сочинение называется "О разделении природы" и состоит из пяти книг. Оно написано в форме диалога между учителем и учеником. Основной проблемой, рассматриваемой Эриугеной, было соотношение Бога и мира, которых он объединяет в едином понятии "природа", понимаемой не в физическом смысле, а абстрактно.
Билет №16 Критический рационализм и апологитический в современной оценке Итальянского Возрождения:перессказ параграфа «обратная сторона татизма» Из работы Лосева «эстетика возрождения»Изложение работы Пико Делла Мирандолы «речь о достоинстве человека»
Критический рационализм -эпистемологическая теория, основные принципы которой сформулированы Карлом Поппером. Критический рационализм противопоставляется релятивистской философии, постмодернизму и социологическому подходу. Критический рационализм исходит из того, что знание должно быть максимально объективным и не зависеть от суждений отдельных людей или групп. Подразумевается невозможность существования абсолютного знания - догматов.
Апологетика – это рациональное обоснование христианской веры. Она формулирует позитивные причины для веры в Бога, Христа и Библию, устраняя при этом преграды на пути к вере с помощью ответов на ложные обвинения. Формулировка рациональных причин для христианской веры возможна потому, что христианство основано на объективных данных.
Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 55 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |