Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Язык как знаковая система особого рода. Понятие лингвистического знака. Типы знаков, их свойства и функции. Отличие человеческого языка от систем коммуникации животных.

Читайте также:
  1. A) Закрытую систему
  2. A) Схватив окно за заголовок левой кнопкой мыши или через системное меню
  3. CAD/CAM-системы в ТПП
  4. CALS-технологий и единая интегрированной системы управления вуза
  5. E) экономические законы и развитие экономических систем
  6. ERP — информационная система масштаба предприятия
  7. GPS-системи
  8. I . Понятие и признаки правовых норм.
  9. I Операционная система ОС Unix
  10. I Операционная система ОС Unix

 

Буква– знак фонографического письма. См. Фонография. Знак– материально-идеальное образование, замещающее к.-л. явление действительности и служащее для передачи информации. Нулевой знак– значимое отсутствие экспонента. Так, табличка с надписью «Не курить!» означает, что курение в данном месте запрещено, а отсутствие такой надписи («нулевой знак») означает отсутствие запрета. Означаемое –внутренняя сторона знака.См. План содержания. Означающее– внешняя сторона знака.См. План выражения. Семиотика(семиология)(от греч. semeiotike ‘учение о знаках’)–наука о знаках и знаковых системах. Экспонент(от лат. exponens ‘выставляющий на показ, показывающий’) – внешняя часть знака, доступная восприятию с помощью органов чувств. Языковой знак – единица языка (морфема, слово, словосочетание или предложение), служащая либо для обозначения предметов или явлений действительности и их отношений, либо для обозначения отношений между элементами языка в составе сложных знаков; выразитель данного языкового значения. Морфемы, способные реализовывать значения лишь в комбинации с другими знаками, могут быть названы полузнаками или частичными знаками. Языковой знак материален и идеален одновременно; он представляет собой единство звуковой оболочки (акустического образа) – означающего (формы) и обозначаемого понятия – означаемого (содержания). Означающее материально, означаемое идеально. Означающее языкового знака состоит из фонем, не являющихся знаковыми единицами.  

Тема 2.

Письмо, его история и типы.

 

Алфавит(от греч. аlphabetos, название первых двух букв греч. алфавита: alpha и beta) – совокупность букв какого-либо фонографического письма, расположенных в исторически установленном порядке. Апостроф (греч. apostrophes – обращенный в сторону или назад) – надстрочный знак в виде запятой (‘), употребляемый на письме для различных целей. Вампум– разновидность предметного письма. Вампум был распространен среди индейских племен Северной Америки. Состоит из разноцветных раковин, нанизанных на шнуры. Применялся как средство передачи сообщений от племени к племени. Глаголица– одна из двух славянских азбук. См. Кириллица. Графема(от греч. grapho ‘пишу’) – минимальная единица графической системы языка. Графика (от греч. grapho ‘пишу’) – раздел языкознания, изучающий буквы алфавита и диакритические знаки в их отношении к звуковому строю языка. Диакритика (диакритический знак) – значок при букве, показывающий, что её надо читать иначе, чем без него или с другим диакритическим знаком (напр., рус. ё, исп. ň). Идеограмма(от греч. idea ‘идея, понятие, образ’ + gramma ‘буква, написание’) – условное изображение или рисунок, применяемые в идеографическом письме и служащие для передачи значений слов или морфем. См. Идеография. Идеография – принцип письма, при котором единицей графического обозначения является слово (или морфема). Древнейшими идеографическими письменностями являются, например, древнеегипетская, шумерская. См. Письмо идеографическое. Иероглиф(от греч. hieros ‘священный’ + glyphe ‘то, что вырезано’) – идеограмма, первоначально имеющая связь с изображением обозначаемого явления, а затем такую связь в большинстве случаев утратившая (напр., египетские, китайские иероглифы). Кипу –разновидность предметного письма, представляющая собой палочку с навязанными разноцветными шнурками с узелками. Кириллица– одна из древнейших славянских азбук. Название восходит к имени Кирилла (до принятия монашества – Константина), выдающегося просветителя и проповедника христианства у славян. Клинопись– способ письма путем выдавливания на глине комбинаций клиновидных черточек, применявшийся в Передней Азии ок.3000 до н.э. Латиница(латинское письмо) – буквенное письмо, которым пользовались древние римляне, и которое легло в основу письма большинства народов Западной Европы. Небуквенные средства графики– акцент, дефис, знаки препинания, апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, абзацами, главами, шрифтовые выделения (курсив, полужирный шрифт, подчеркивание, разрядка, выделение цветом и т.п.).   Орфография(от греч. orthos ‘правильный’ + grapho ‘пишу’, букв. ‘правописание’) – совокупность правил нормативного написания слов и их частей. Пиктограмма –знак пиктографического письма. См. Письмо пиктографическое. Пиктография –См. Письмо пиктографическое. Письмо– графическая система фиксации речи, позволяющая передавать информацию через время и расстояние. Письмо звуковое (письмо алфавитное, письмо буквенное, письмо буквенно-звуковое) – письмо, при котором графический знак, как правило, обозначает отдельный звук речи. Сначала звуковое письмо было слоговым, затем стало буквенным (современный тип письма у большинства народов). Письмо идеографическое (письмо иероглифическое) (от греч. idea ‘понятие’ + grapho ‘пишу’) – письмо, при котором графический знак (в виде условного изображения или отвлеченного рисунка) служит символом, знаком понятия, передает значение, которое стоит за словом, а не его звучание. Ср. современные знаки арифметических действий (+, —, x; и др.), цифры, дорожные знаки и т.п. Письмо начертательное – письмо, использующее графические знаки (картинки, рисунки, значки, буквы, цифры) в отличие от символической и условной сигнализации при помощи вещей (шнурки с узелками, пояс или жезл с прикрепленными или нанизанными ракушками разного цвета и размера; ср. современные рекламы из предметов одежды, коробок для конфет или консервных банок на витринах, семафоры, светофоры, морские сигналы флагами и фонарями и т.п.). К начертательному письму относятся пиктография, идеография, алфавитное письмо. Письмо пиктографическое (письмо рисуночное, письмо картинное) (от лат. pictus ‘живописный, писанный красками’ + греч. grapho ‘пишу’) – письмо, при котором графический знак (в виде рисунка или условного изображения) служит для передачи содержания речи – жизненной ситуации, событий, связанных с живыми существами, вещами и т.д., но не отражает языковых форм (фонетических и грамматических). Письмо предметное– использование некоторых предметов для передачи разного рода посланий. См. Вампум, Кипу. Письмо слоговое (письмо силлабическое) – письмо, при котором графический знак служит для передачи слога (предшествовало буквенному письму). Традиционно-исторический принцип орфографии– принцип, самый «беспринципный», слепо сохраняющий любую традицию письма. Таковы, например, в русском письме церковнославянские написания: помощник с буквой щ, хотя русское слово происходит не от церковнославянского помощь, но от русского помочь, что этимологически надо было бы писать через ч (помочник), а фонематически через ш(помошник), написания безударных окончаний прилагательных– ый, - ий(запасный, заморский, хотя под ударением -ой: запасной, морской), написание безударной приставки раз- с а, хотя под ударением [о], ср. раздумье, но роздых, росчерк и т.д. Транскрипция(от лат. transcriptio ‘переписывание’)–специальный вид буквенного письма, используемый для точной передачи звуков того или иного языка, диалекта или индивидуальной речи.   Транслитерация(от лат. trans ‘через’ + littera ‘буква’)– передача текста, написанного при помощи одной алфавитной системы, средствами другой алфавитной системы (с одной графики на другую). Фонематический принцип орфографии– принцип орфографии, заключающийся в том, что буквами алфавита изображаются не реально произносимые звуки, а фонемы по их основному виду, т. е. независимо от позиции. Так, буква о в словах гора и горы передает фонему <о> одинаково, т.е. эта фонема на письме выражается одной и той же буквой, хотя в первом слове находится в слабой позиции, а во втором – в сильной. В словах годы и год одинаково пишется буква д, хотя обозначаемые ею звуки произносятся по-разному. Основные правила русской орфографии основаны на фонематическом принципе: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением, например: вода, водовоз, потому что воды; лесовод, потому что лес, и лисовод, потому что лисы». «Пиши звонкие и глухие согласные всегда в любых позициях так, как перед гласными, сонорными согласными и перед [в], [в'], например: плод, потому что плода, и плот, потому что плота». Фонетический принцип орфографии–принцип орфографии, при котором буквами изображаются реально произносимые звуки, т.е. по принципу «как слышу, так и пишу». Данный принцип орфографии характерен, например, для белорусского языка. Фонография (фонетическое письмо) – позднейший и наиболее современный тип письма, знаки которого фиксируют (отражают) фонетическую сторону конкретного языка. См. Письмо звуковое. Фонограмма– единица фонографического письма.  

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 69 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав