Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ШКОЛЫ Эллинизма

Читайте также:
  1. II. Анализ программ по чтению и литературной подготовке учащихся начальной школы и УМК к ним. Познакомьтесь с требованиями ФГОС.
  2. II. Концепция Школы Духовного Синтеза
  3. II. Организация деятельности Школы Права
  4. Автобиографический текст постоянного эксперта и друга Школы о превратностях судьбы, жизненном оптимизме и беспримерном человеческом мужестве.
  5. Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.
  6. Античная философия. Основные философские школы ранней и средней классики.
  7. Античные школы стоиков, скептиков и эпикурейцев
  8. Билет №8 Философия эпохи эллинизма.
  9. БИЛЕТ. Основные направления и школы древнеиндийской философии
  10. Билет. Основные школы и направления древнекитайской философии

1.Кинизм-фил-я,говорящая о совершенстве и гармонии природы и губительном несовершенстве цивилизации и призывающая вернуться к естественному состоянию.

Антисфен-то,что объединяет людей-стремление к счастью/благу.имущество-корень всех проблем.

Диоген-жил в бочке,космополит.

2.Скептицизм-основатель-Пиррон. Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность»

3. Эпикур-развивал идеи атомизма.Основной принцип этики-гедонизм(удовольствие) Эпикур понимал удовольствие как рубеж, за которым начинаются страдания. Умеренность во всем, в том числе и в удовольствиях, рассматривается мыслителем как самостоятельное и значительное благо. По мнению философа, тот, кто привык к умеренности, не будет страдать, когда многого нет и приходится довольствоваться малым.

4.Стоики. Марк Аврелий - римский император был убежден, что бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители. Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя. Для него вселенная - тесно связанное целое - это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. Характеризуя различные свойства души, стоики особое внимание уделяли феномену воли: учение было построено на самообладании, терпении и т.д. Они считали, что все в мире предопределено, бог не отделен от мира - он душа мира. Принципа всеобщей целесообразности.Сенека: свобода - это божество, которое господствует над всеми вещами и событиями, ничто не может ее изменить. Отсюда покорность и стойкое перенесение жизненных невзгод. Стоики окончательно разделили философию на логику, физику и этику. Этика стоиков призывала скорее к терпению, чем к надежде

 

Вопрос 10

Платон,рационалист,ученик сократа-настоящее имя-Аристокл.открыл фил школу «академия»,кот просущ-ла 1000 лет.написал 4 тома диалогов с сократом. «видимое не есть реальное». существуют только общие понятия:эйдосы или совершенные вечные идеи, кот сущ объективно вне досягаемости для нас.мир эйдосов-истинное бытие. Небытие-Хора-вечно существующая субстанция или материя. мы живем в мире теней.-жалкое подобие истинного бытия.ПЛАТОН-ОТЕЦ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА. мир эйдосов непостижим,но мы должны стремиться.душа после смерти отпр-ся в мир эйдосов,потом всё забывает,когда вселяется в новое тело.познание-припоминание души. душа состоит из разумной части,страстной части и сребролюбивой части.отсюда сословия-1философы-чтобы управлять обществом,2воины-оборонять защищать об-во,3ремесленники,крестьяне.

Идеальное гос-во:1.деление на сословия 2.отсутствие частной соб-сти,3 отст.инстит. семьи. УТОПИЯ

Типы гос-в: 1.монархия-справедливая власть одного

2.тирания-несправедливая власть одного

3.аристократия-справедливая власть меньшинства

4.олиграхия-несправедливая власть меньшинства

5.демократия-справедливая власть большинства

6.тимократия-несправедливая власть большинства(толпы и армии)

ПРОТИВ ДЕМОКРАТИИ:к власти приходят трутни и разрушают гос-во. самая справедливая дем-я приводит к жесточайшей тирании.

 

Вопрос 11.

аристотель-ученик платона.Платон мне друг,но истина дороже. мы познаем мир ч/з окружающие нас вещи. не во всем был согласен с платоном.в 49 лет создал школу «Лигей» -перепатетическая.перепатик-прогуливающийся философ.эйдос заменил на слово «форма»-опред.сущность вещи. вещь и тень неразделимы.форма и материя её наполняющая неразделимы.юмогут сущ-ть только вместе-в каждой вещи есть форма. хора-хюле0это возможность,потенциальность из которой форма творит действительность. есть только 1 форма без материального осителя,сущ-ет сама по себе,-это ум или НУС.Аристотель говорит,что ум-это и есть Бог.

у кажд.вещи есть 4 причины:1формальная-идея форма;2материальная;3движущая- причина движения кроется внутри самой вещи,т.е.самодвижение за счет активности формы. это арист.называет энтелехия. 4целевая- направление движения, определяющееся наличием конечной цели(благо)

фил-я аристотеля телеологическая или целесообразная(высшая цель-Бог) Бог-явл формальной,движущей,целевой причиной всего сущего

 

Вопрос 12

Ценность средневековья актуальна,не канула в лету.-призывала занять активную позицию в борьбе м/у добром и злом,-эталон аскетизма и нравственности,-феодальный уклад,жизнь человека больше не принадлежит хозяину.

Средневековье(395(476)н.э.-14 век-1000 лет) велик.римская империя развалилась на 2 большие половины:1)восточная-Византия,феод.гос-во,сущ-ла 1000 лет(1453)=395 год;2)западная-практически не существовала,как целостное государство;распалось на мн-во мелких гос-в.476г-пала римская империя под натиском германских племён. Новое время началось с эпохи Ренессанса,эпоха возрождения ценностей античности.(эталон)

Загрузка...

Средневековье-культурный застой. средняя продолжительность жизни-26 лет. –голод,войны,чума.Средневековье справедливо называют эпохой веры(ант-эстетико-космологич.идея,н.в.-гносеологическая идея,ср-е-теологическая идея.-теология-богословие-систематическое изложение знания о Боге. Римская империя-языческая, римляне не принимали идею христианства(униженный,оскорбленный Бог). На территории Палестины в 1 в. н.э. зародилось Христианство. В 306г. Константин стал императором. в 325г. К. созвал 1 вселенский христианский собор. Христиане из приследуемых превратились в приследователей. В яз-ве Боги и есть природа-Пантеизм. В Христианстве-Бог трансцендентен. Христиане преследовали поклонение природе,т.е. вторичному.

Специфика средневековой философии:

1.теоцентричность(пришла на смену идеи Сократа-антропоцентричности)в центре-Бог

*идея творения в онтологии;основана на принципе сотворения мира Богом из ничего,а потому Бог и есть истинное бытие,абсолютное благо.Креационизм.

что первично-?Бог.

*идея Откровения в гносеологии; Бог недоступен для рационального понимания,однако он сам себя прикрывает ч/з священное писание. путь познания-вера и любовь. Иррационализм.

2.ретроспективность(вся средневековая философия обращена в прошлое)

ведущий принцип: чем древнее,тем подлиннее,чем подлиннее,тем истиннее.

Библия-полный свод всех возможных истин,сообщенных человеку Богом. Смысл не на поверхности. Он зашифрован. Задача философа-раскрыть и разъяснить эти истины. Главная цель философии-ГЕРМЕНЕВТИКА-искусство интерпретации текстов.

3.традиционализм(любая форма новаторства считалась признаком гордыни.субъективность исключалась из творческого процесса философа)

Критические ценности-совпедение его мнения с мнением других мыслителей. Философы либо приписывали свои идеи более крупным фигурам прошлого,либо не ставилось имя под трудом вообще.

4.дидактизм(назидательный учительский х/р)-большинство философов-отцы церкви. Схаластика-метод,предст собой логический анализ противоположных суждений по какому-либо вопросу(пьер абиляр-Да и нет)

5.Эсхатология(учение о конце света) и сотериология(учение о спасении).

таким образом,ср-я фил-я хар-ся:

*онтология-теоцентрична

*гносеология-иррациональна

*антропология-дуалистична

*социальные концепции-тоталитарны

Главная идея философии-вопрос соотношения веры и знания,религии и философии.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

рамки фил-ии шире,чем рамки историч.периода.1-2—14-15вв.Сред.фил-я началась там, где она впервые сознательно ставит себя на службу религии, а заключение-там,где их союз можно считать распавшимся. 2 этапа:

1.Патристика(1-8 вв)Августин Аврелий-разработка осн. содержания христианской теологии на основе фил.системы платона.

2.Схаластика(9-14)Фома Аквинский-под влияние фил.наследия аристотеля, рационализированная форма. а)период становления(9-11),б)расцвета(12-13), упадка(14-15)

 

Вопрос 13.

Возникло феодальное общество(крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризуется становлением Христианской догматики в условиях формирования европейского государства в результате падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и господства власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рацион. Аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название "схоластики"(опиралась на форм. логику Аристотеля) Еще в 5 веке(христианство уже господствующая религия в Греции и Риме) было сильно влияние философия неоплатонизма, враждебного христианству.(Нехристианские философские школы были закрыты по декрету императора Юстиана в 529г.) При этом одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. Идеалистов древности. Так возникла литература апологетов(защитников) христианства, а за ней возникает патристика–сочинения отцов церкви, писателей, заложивших основы философии хри-стианства. Со 2 века Греческие апологеты обращались к императорам, преследовавшим христианство. Они стремились доказать, что христианство поднимает такие вопросы, которые ставила и предшествующая греческая философия , но дает более совершенное их разрешение. Видный апологет- Тертуллиан(из Карфагена, 2в.)- сущ. непримиримое разногласие между религией, божественным откровением, священ-ным писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем апологеты, однако , наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф.(о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы, обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души. разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов. Противоречие в том, что будучи рациональной по форме, апологетика ир-рациональна по содержанию, т. е. обращаясь к разуму, говорит о непостижимости разумом религиозных догматов. Склонна к софистике и догматизму. Античная философия космоцентрична, философия средневековья–теоцентрична(основная проблема–проблема христианского бога). Христианство появилось примерно в середине 1 века и стимулиро-вало развитие С.Ф. Этапы развития средневековой философии: 1. Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта) 2. Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеяр) 3. Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский) Христианство завоевало свое место под солнцем в борьбе с язычеством. «Патер»–отец. Период патристики–период отцов церкви. Основные проблемы периода: систематизация христианского учения, определение основных догм, теоди-ция(проблема оправдания бога). Становление христианства, церкви, зарождение С.Ф. шли параллельно. Мы воспитаны в рамках христианской культуры(даже атеисты). Христианство возникло не на пустом месте, оно связано с восточными религиями. «Ветхий завет» одинаково почитается иудеями и христианами. Христианство получило распространение в римской империи(Иисус–еврей). Римская культура–наследник греческой философии, поэтому распространение среди язычников(многобожников) требовало специальной подготовки кадров. Внутри самого христианства стали возникать различные тече-ния(еретические). Основная проблема отцов церкви–единство христианского учения. Библия относится примерно к 87 г(ее написание). До этого она передавалась устно. Каждая христианская община по-своему трактовала Евангелие. Основные течения в христианстве того периода: движение гностиков и манихеев. Гностики(«гнос»–познающие). В его основе–священное писание, упор на Евангелие. Античная, восточная философии оказали большое влияние.(Неоплатонизм: бог–единая, самодостаточная, вечная, первоначальная сущность. Он переполняет себя , изливаясь на мир и образуя другие сущности–ангелов, людей и т.д. Восточные религии: мир–единство двух начал- света и тьмы, добра и зла. Одна сила либо побеждает, либо побеждают ее. Этим объясняли голод, войны, мир). Христиане позаимствовали эту часть учения( первые силы–светлые- соотносили с богом, вторые–темные- с дьяволом). Гностики считали, что душа человека первоначально греховной не является, в ней сталкиваются силы добра и зла. Чтобы человек занял чью-либо позицию, он должен знать, что такое добро и зло(идея Сократа). Познание возможно в религиозном экстазе. Третий(священник) в этом процессе был лишним. Это стало причиной их гонения(признали еретиками). Откуда зло, ели бог всемилостив? Гностики первые подошли к святой двоице: первый бог–отец–создал мир, добро и зло; второй–бог–сын–спаситель человечества, он искупил первородный грех(Ева и Адам, вкусив древо познания, приблизились к богу и людей обрекли на страдания). И не надо путать одно с другим. Манихеи тоже опирались на зороастрицм, соотнося свет с богом, а тьму с дьяволом. Материальное начало в человеке(плоть)–от дьявола, его нужно подавить, чтобы прийти к богу. И в этом учении служители культа исключались. Аскеза–подавление плоти, ее умерщвление–стала началом монашеского течения в христианстве. Апологеты–защитники вероучения–доказывали бытие бога, бессмертие души и т.д. Одним из первых апологетов чистоты христианства был Тертуллиан(3 век). Он считал, что доказать существование бога невозможно, в него нужно только верить(«Верую ибо это нелепо», «Вера выше разума»). Вера–единственный способ объяснения чудес христианства. Философия должна подчиниться теологии, как разум вере. Для пропаганды христианства нужен был набор основ, догм, понятный всем. Каподокийские отцы церкви( два Григория и Василий Великий) занимались этой проблемой. «Символ веры» принят на Вселенском соборе: 1. Догмат о сотворении мира. 2. Догмат о богочеловеке Христе. 3. Догмат о первородном грехе. 4. Догмат о святой троице(бог един, проявляет себя в трех ипостасях, неравных друг другу). Толкование последнего догмата стало причиной разделения церкви на католическую и православную. Католики считали, что святой дух исходит от бога-отца и бога-сына, православные–только от бога-отца. Аврелий Августин(354–430 гг.)- основоположник С.Ф. Родился в Северной Африке, получил классическое образованеи в Карфагене, преподавал риторику. Семья А.А. была языческой(отец) и христианской(мать) одновременно. До 33 лет шел по стопам отца, в 33 года принял христианство. Был великолепным логиком, что позволило ему стать выдающимся философом. Сущность его философии в трех работах: «Исповедь»(«Конфесионас»), «О святой троице», «О граде божьем». Основные идеи А.А.: - В мире постоянно идет борьба между царством божьим и царством дьявола. - Олицетворение царства божьего–христианская церковь, этого было достаточно, чтобы его церковь объявила святым. Философия А.А. теоцентрична, Бог–высшая сущность. Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует. Счастье человека–в познании бога, инструмент познания–душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает понять добро и зло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между добром и злом делает воля. Величие бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в который бог не может вмешаться. Значит бог не имеет отношения ко злу. Бог–абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло–отсутствие добра. Чем дальше человек от бога, тем больше зла. Учение А.А. о воле–основа волюнтаризма(воля–первом месте, стремление добиться чего-либо во что бы то ни стало). Учение о воле сделало христианство более по-пулярным и доступным. Спасение- в руках человека( он волен выбирать добро).

 

Вопрос 14.

Разум и вера не противоречат друг другу и не явл.взаимоисключениями,их впоолне можно объединить,только надо суметь это сделать. К Богу ведут 2 пути:

1.познание природы как окр.мира-это есть естественный свет:длинный окольный путь к Богу.

2.путь веры:Божественный свет,путь короткий,позволяет полностью познать Бога.

в11 в. известный философ Ансельм Кентерберийский заменяет формулу схоластики «Верую,чтобы понимать»

Фома Аквинский в 1323 г. умер и был причислен к лику святых,т.к. его имя на латыни звучало как ТОМАС,его философия звучит как ТОМИЗМ(с1878г офиц идеол.католиков)

Фома продолжил фил-ю Аристотеля-Аристотелизм.Идеи Фомы.формула-

акциденция(потенциальное)+эссенция(актуальное)=экзистенция(реальное)

Эссенция-сущность,т.е. противоположная материи форма. «это чистая идея,это актуальное бытие,т.е.реализованность,осуществленность,а значит совершенство(по аристотелю это форма)

Экзистенция-существование,т.е.реальное

Акцинденция-случайность, т.е.возможное потенциальное бытие, т.е. неустановившаяся,открытая для перемен незавершенность,а значит, несовершенность. Как чистая потенциальность,как материя-это слабейший вид бытия и хар-ся пассивной восприимчивостью воздействием извне.

Субстанция-абсолютная необхожимость,сущность всех сущностей,т.е. Бог. Бог как источник всякого оформления,не допускающий никакой потенциальности.

Док-ва бытия Бога по Фоме:

1.Бог как перводвигатель-у всего,что сущ-ет в мире,есть источник движения.

2.Бог как первопричина мира

3.Бог как высший закон/первоначальная необходимость

…все 3 складываются в космологический аргумент сущ-я Бога

4.волюнтаристский аргумент-воля в смысле способность,сила,могущество.

Согласно Фоме мир пр.собой некую иерархию ступеней совершенства:

I ступень-неживые тела,природа,кот не наделена жизнью и поэтому пассивна.

II-живая природа-наделена статусом сущ-я и жизни,поэтому она более совершенна, но не наделена разумом

III-человек,наделенстатусом жизни,разумом,но не наделен всемогуществом.

5.телеологический аргумент.Фома утв-ет,что мир есть целесообразность и гармония, кот определил Бог

 

Вопрос 15.

теория двойственной истины-закат средневековья. представитель-араб.мыслитель- Ибн Рошд(Аверроэс) Заявил,что у религии и философии совершенно разные предметы и методы,предмет религии-Бог,метод его познания-вера,предмет фил-и-природа,метод её познания-эксперимент/опыт

Построение теории о возможности существования двух видов истины в мировоззрении эпохи связано с эволюцией взглядов на соотношение собственно веры и знания. В развитии вопроса можно хронологически проследить три основных фундаментальных позиции. Первая связана с так называемой «максимой Тертуллиана», скорее всего ложно приписываемой именно этому мыслителю и заключающейся в абсолютном разведении науки и теологи: «Верю, ибо абсурдно». Вторая относится к положениям Августина Блаженного и Ансельма Кентерберийского, смысл которых аксиоматизация догматов веры, предлагаемых разуму как основу логических рассуждений: «Верю, чтобы понимать». Третья уже призывает к умозрительному обоснованию догматов веры и выражает стремление к их рациональному осмыслению. Она названа «максимой Пьера Абеляра»: «Знаю, чтобы верить». В западной средневековой философии последователями теории двойственной истины были шотландский философ Иоанн Дунс Скот и английские мыслители Уильям Оккам и Роджер Бэкон. Например, Дунс полагал,что все божественные действия есть полный, ничем не ограниченный и не регламентируемый произвол, совершаемый абсолютно свободно, никакой логической или рациональной необходимостью не обладающий и потому совершенно не постижимый, не подвластный ни разуму, ни пониманию.

Спор шел м/у материалистами и идеалистами по поводу того,что первично.

Реализм-чисто идеалистическое направление,считающее,что первична идея.

Крайний-выходит к идеям платона.представители:августин аврелий(универсалии до вещей)

Умеренный-восходит к аристотелю.прд-ль-фома аквинский(универсалии в вещах)

Заложили основу дл будущего рационализма.

Номинализм-считали,что сначала универсалии(общее понятие),а потом идея.

Умеренный(концептуализм)-универсалии после вещей-результат нашего мышления. Пьер Абеляр

Крайний-универсалии есть пустое сотрясение воздуха-Уильям Окка.

заложили основу Эмпиризма


Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2018 год. (0.017 сек.)