Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Начало творческой биографии.

Читайте также:
  1. II - Начало игры
  2. XX съезд КПСС. Начало десталинизации общества.
  3. XXI век (начало).
  4. а (дополнительная). Термодинамические подходы к сущности жизни. Второе начало термодинамики, энтропия и диссипативные структуры.
  5. А. Беседа о профессиональной деятельности кандидата, его профессиональных интересах, опыте, образовании, т.е. о всей профессиональной биографии.
  6. Анаксимен полагал, что безграничное первоначало есть
  7. Анализ ликвидности активов и оценка платежеспособности организации, начало года
  8. Античная философия периода расцвета (Демокрит, Платон, Аристотель). Начало формирования философских концепций права.
  9. Баланс на начало периода
  10. Безумие русской смуты: начало революции 1905 года.

 

Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения степени

доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту интересов

«бедной, политически и социально обездоленной массы...». Этой цели и должна

служить философия. Будучи последователем Гегеля, Маркс разделял тогда многие

установки немецкой классической философии, и в частности представление о роли

философии в обществе. Философия -«духовная квинтэссенция своего времени» —

призвана вносить в общество мудрость и разум и тем самым содействовать

общественно-историческому прогрессу. Но традиционные формы философской

деятельности — университетское преподавание и сочинение ученых трактатов —

Маркса не удовлетворяли. Он решил обратиться к философской публицистике.

Недолгая работа в «Рейнской газете» (1842—1843) — статьи о свободе печати

цензуре, о сословном представительстве, о притеснениях сельского малоимущего

населения, о бедственном положении кресты Примозельского края, о бюрократизме

чиновников — вызвала преследования правительства. Марксу пришлось уйти с

поста редактора и отказаться от надежд работать в подцензурной прессе

Германии.

Свой первый опыт в решении практических проблем Маркс счел неудачным. Ему

стало ясно, во-первых, что государство руководствуется интересами

«привилегированных сословий» и отнюдь не настроено прислушиваться к голосу

философского критического анализа. Во-вторых, Маркс пришел к выводу, что

неудовлетворительным оказался и сам уровень исследования практических

проблем. Гегелевская диалектика оставляла в стороне глубинные причины и корни

этих проблем, а Маркс уже видел, что корни эти — в материальных,

экономических отношениях людей. Один только философский анализ до этого

уровня не доходил.

Начиная еще с 1842 года он изучает новое для Германии общественное движе­ние

— социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социали­стической и

коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления

немецких социалистов и ком­мунистов. После переезда в Париж (1843) Маркс

вступает в кон­такт с тайным «Союзом справедливых» и становится участником

коммунистического движения. Почему Маркс стал коммунистом? Что привлекло его,

человека из другой социальной среды, извест­ного публициста, ученого, к

пролетариям, людям, стоящим на неизмеримо более низком уровне образования и

культуры? Маркс никогда не закрывал глаза на реальное состояние, в каком

нахо­дились пролетарии его времени.

В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием кото­рого является

уничтожение существующего миропорядка. Проле­тарии страдают от непосильного

труда, нищеты, болезней, роста преступности, который, как отмечал впоследствии

Ф. Энгельс, необходимо следует за развитием крупной промышленности и ростом

городов. Борьба с этим положением — призвание пролета­риата; уничтожение

частной собственности — путь к освобожде­нию. Освобождая себя, пролетарии

уничтожают и угнетение других групп общества. Поэтому Маркс оценивает

пролетариат как прак­тическую силу, в союзе с которой философия может

осуществить иное призвание: «Подобно тому как философия находит в про­летариате

свое материальное оружие, так и пролетариат нахо­дит в философии свое духовное

оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную

почву, свершится эмансипация немца в человека»

[1]. (Последние слова о «немце» имеют тот смысл, что в статье «К критике

гегелевской философии права. Введение» (1844), из которой взято это

высказыва­ние, речь идет еще применительно к условиям Германии.)

Значение идей Фейербаха для философских поисков Маркса заключалось кроме

материалистической общей установки еще и в том. что Фейербах соединил традицию

гуманизма (человек — высшая ценность) с атеистическим отрицанием религиозных

иллю­зии, с реабилитацией чувственного начала в человеке и мыслями о

гуманизации отношений человека к природе и к людям. «Фило­софия будущего»

Фейербаха многим в Германии 40-х годов каза­лась основой нового понимания мира

и человека. Мысли об осво­бождении человека, о реализации им своих природных

способ­ностей («родовой сущности») выглядели революционными и не оставляющими

никакой лазейки для оправдания существующей социальной мерзости, «зла»,

несчастий и унижений людей. Летом 1844 года Маркс в письме к Фейербаху

высказывает общую оценку его последних работ: «В этих сочинениях Вы... дали

со­циализму философскую основу... Единение людей с людьми, основанное на

реальном различии между людьми, понятие чело­веческого рода, перенесенное с

неба абстракции на реальную землю,— что это такое, как не понятие общества!»

[2]. Иными слова­ми, Маркс усмотрел в фейербаховском истолковании человека

и отношений между людьми философское изображение общества, которое сделали

своим идеалом социалисты (Фурье, Сен-Симон, Луи Блан и др.).

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав