Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Диалектический материализм.

Читайте также:
  1. Билет№ 27:Диалектический материализм. Понятие и свойства материи.
  2. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
  3. Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Русский марксизм
  4. Исторический материализм.
  5. Философская система и диалектический метод Г.В.Ф. Гегеля.

 

Великая заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь

природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном

движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть

внутреннюю связь этого движения и развития. «Мистификация, которую претерпела

диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый

дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У

Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть

под мистической оболочкой рациональное зерно,» - так говорил Маркс.

Философия Гегеля говорила о развитии духа и идей, она была идеалистической.

Из развития духа она выводила развитие природы, человека и людских,

общественных отношений. Маркс и Энгельс, удержав мысль Гегеля о вечном

процессе развития, отбросили предвзятое идеалистическое воззрение;

обратившись к жизни, они увидели, что не развитие духа объясняет развитие

природы, а наоборот - дух следует объяснить из природы, материи. В

противоположность Гегелю и другим гегельянцам Маркс и Энгельс были

материалистами. Взглянув материалистически на мир и человечество, они

увидели, что как в основе всех явлений природы лежат причины материальные,

так и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных,

производительных сил.

Начиная с 1844—1845 гг., когда сложились взгляды Маркса, он был

материалистом, в частности сторонником Л. Фейербаха, усматривая и

впоследствии его слабые стороны исключительно в недостаточной

последовательности и всесторонности его материализма. Всемирно-историческое,

“составляющее эпоху” значение Фейербаха Маркс видел именно в решительном

разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении материализма, который еще “в

XVIII веке особенно во Франции был борьбой не только против существующих

политических учреждений, а вместе с тем против религии и теологии, но и

против всякой метафизики”. “Для Гегеля,— писал Маркс,— процесс мышления,

который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть

демиург (творец, созидатель) действительного... У меня же, наоборот,

идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую

голову и преобразованное в ней”. В полном соответствии с этой

материалистической философией Маркса и излагая ее, Энгельс писал в “Анти-

Дюринге”: “...Единство мира состоит не в его бытии, а в его материальности,

которая доказывается... долгим и трудным развитием философии и

естествознания... Движение есть форма бытия материи. Нигде и никогда не

бывало и не может быть материи без движения, движения без материи... Если

поставить вопрос, что такое мышление и познание, откуда они берутся, то мы

увидим, что они — продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт

природы, развившийся в известной природной обстановке и вместе с ней. Само

собою разумеется в силу этого, что продукты человеческого мозга, являющиеся в

последнем счете тоже продуктами природы, не противоречат остальной связи

природы, а соответствуют ей”. “Гегель был идеалист, т. е. для него мысли

нашей головы были не отражениями более или менее абстрактными действительных

вещей и процессов, а, наоборот, вещи и развитие их были для Гегеля

отражениями какой-то идеи, существовавшей где-то до возникновения мира”. В

своем сочинении “Людвиг Фейербах”, в котором Энгельс излагает свои и Маркса

взгляды на философию Фейербаха и которое Энгельс отправил в печать,

предварительно перечитав старую рукопись свою и Маркса 1844—1845 гг. по

вопросу о Гегеле, Фейербахе и материалистическом понимании истории, Энгельс

пишет: “Великим основным вопросом всякой, а особенно новейшей философии

является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе... что чему

предшествует: дух природе или природа духу... Философы разделились на два

больших лагеря, сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые

утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, следовательно, так

или иначе признавали сотворение мира,...составили идеалистический лагерь. Те

же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам

материализма”. Всякое иное употребление понятий (философского) идеализма и

материализма ведет лишь к путанице. Маркс решительно отвергал не только

идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространенную

особенно в наши дни точку зрения Юма и Канта, агностицизм, критицизм,

позитивизм в различных видах, считая подобную философию “реакционной”

уступкой идеализму и в лучшем случае “стыдливым пропусканием через заднюю

дверь материализма, изгоняемого на глазах публики”.

В особенности надо отметить взгляд Маркса на отношение свободы к

необходимости: “слепа необходимость, пока она не сознана. Свобода есть

сознание необходимости”. Основным недостатком “старого”, в том числе и

фейербаховского, материализма Маркс и Энгельс считали то, что этот

материализм был «преимущественно механическим», не учитывая новейшего

развития химии и биологии; то, что старый материализм был неисторичен,

недиалектичен (метафизичен в смысле антидиалектики), не проводил

последовательно и всесторонне точки зрения развития; то, что они “сущность

человека” понимали абстрактно, а не как “совокупность” (определенных

конкретно исторически) “всех общественных отношений” и потому только

“объясняли” мир, тогда когда дело идет об “изменении” его, т. е. не понимали

значения “революционной практической деятельности”.

Ленин пишет, что «Гегелевскую диалектику, как самое всестороннее, богатое

содержанием и глубокое учение о развитии, Маркс и Энгельс считали величайшим

приобретением классической немецкой философии. Всякую иную формулировку

принципа развития, эволюции, они считали односторонней, бедной содержанием,

уродующей и калечащей действительный ход развития (нередко со скачками,

катастрофами, революциями) в природе и в обществе. “Мы с Марксом были едва ли

не единственными людьми, поставившими себе задачу спасти” (от разгрома

идеализма и гегельянства в том числе) “сознательную диалектику и перевести ее

в материалистическое понимание природы”. “Природа есть подтверждение

диалектики, и как раз новейшее естествознание показывает, что это

подтверждение необыкновенно богатое” (писано до открытия радия, электронов,

превращения элементов и т. п.!), “накопляющее ежедневно массу материала и

доказывающее, что дела обстоят в природе в последнем счете диалектически, а

не метафизически”.

Диалектический материализм “не нуждается ни в какой философии, стоящей над

прочими науками”. От прежней философии остается учение о мышлении и его

законах — формальная логика и диалектика. А диалектика, в понимании Маркса и

согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания,

гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом

исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от

незнания к познанию.

В наше время идея развития, эволюции, вошла почти всецело в общественное

сознание, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той

формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более

всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав