Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Материалистическая идея практики.

Читайте также:
  1. II. Материалы судебной (и иной юридической) практики.
  2. II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.
  3. V. Подведение итогов учебной практики.
  4. VII. Подведение итогов практики.
  5. Анализ преддипломной практики.
  6. Ведение дневника практики.
  7. Ведення щоденника практики.
  8. ЗАВДАННЯ ПРАКТИКИ.
  9. Задачи врача общей практики.
  10. Задачи практики.

 

В чем же состояла принципиальная новизна философских идей Маркса? Как

неоднократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский философский

материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался констатацией

зависимости человека, его практической и познавательной деятельности от

природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является

нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа». В

«Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс неоднократно возвращался к

мысли об общественной (социальной) сущности человека. Развитие этой

мысли, определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже

в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и

обнаруживается человеческая сущность, носит преимущественно практический

характер. Человек не просто «находится» в природе, а практически

преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше Маркс заключил, что трудовая

деятельность — родовая для человека, то есть подлинно человеческая. В обществе

отчуждения она извращена, перевернута, искажена. Отчужденный труд является

проклятием, утратой человеческой сущности. Поэтому философам — и материалистам,

и идеалистам — подлинно человеческим в человеке всегда казалось только духовное

начало, относящееся к высшим формам творчества и культуры. Практическая же

жизнь людей третируется как что-то грязно-торгашеское, античеловеческое и

враждебное разуму и высшим философским ценностям.

В действительности именно труд как преобразование природы и активное

одновременное преобразование людьми своих собст­венных общественных отношений

и составляет бытие человека в обществе. Таким образом, практика является

наиболее глубинной основой и характеристикой человеческого мира.

Главная, фундаментальная философская идея Маркса состоит в том, что практика

исходна и первична по отношению ко всему духовному миру, культуре в ее даже

самых далеких от практики проявлениях. Практика носит общественный характер,

ее нет вне общения и связей между людьми. Практика — исторична, она сос­тоит

в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

Практика есть предметная деятельность, поскольку люди действуют не в

безвоздушном пространстве, не в «чистом мышлении», а в реальности, где

приходится преобразовывать то, что дает природа, и то, что уже создано

другими людьми, то есть различные предметы. Соответственно все виды сознания

людей включены в практическую жизнь и следуют за общим ходом развития

практики. Они выражают, осмысливают, осознают, отражают только то, что так

или иначе уже вошло в разряд практиче­ских проблем. И именно в исторической

практике в конечном счете и решаются все те теоретические проблемы, которые

кажутся мыслителям исключительно делом просвещенного философского разума.

Соответственно теоретик только в практическом воплоще­нии, в содействии или

противодействии историческому развитию практической сферы, действительной

жизни людей может обосно­вать правильность, истинность, плодотворность своих

взглядов.

Так Маркс значительно расширил и развил сферу действия главного положения

материализма. Материализм был распространен на область общественных явлений,

общественной жизни. Практическая деятельность людей — преобразование

природного мира (производство) и преобразование людьми самих себя — является

основой изменений в духовном творчестве, культуре, искусстве, философии и т.

д. Это глобальное философское обобщение. Оно утверждается в масштабе всей

всемирной истории, для всех времен и народов. Бытие людей, практика

рассматриваются здесь как явление всемирно историческое. Соответственно

духовная культура, творчество, сознание общества берутся в объе­ме

общечеловеческом.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав