Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Человек как субъект истории.

Читайте также:
  1. Complex Subject Субъективный предикативный инфинитивный оборот.
  2. I. Личность как социальный тип и деятельностный субъект.
  3. I. Преображение Человека – социальный заказ общества
  4. I.1.1. Бог и человек как господин и раб
  5. II. Конституционно-правовые нормы, отношения и их субъекты
  6. II. Объекты и субъекты криминалистической идентификации. Идентификационные признаки и их классификация.
  7. II. Речевая деятельность человека. Создание текста. Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения
  8. III. Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в качестве субподрядчиков
  9. Lt;question> Деятельность по преобразованию человека или группы людей называется
  10. Lt;variant>. поведение субъектов права, сообразующаяся с предписаниями юридических норм

 

Принципиально новаторским было философское объяснение действующих причин

общественного развития. Ими являются сами люди, «эмпирические индивиды»,

стремящиеся обеспечить свои потребности, улучшить условия и обстоятельства

жизни. Индивидуальные стремления, волеизъявления людей преобразовы­ваются в

действия, поступки. Практические усилия вовсе не являются направленными на

высшие цели человечества. Напротив, они носят характер частный, личный,

конечный (часто в пределах собственной жизни, узкого круга потребностей

индивидa). Однако поскольку люди — существа общественные, связанные с другими

множеством объективных «форм общения» (отношений), то их индивидуальное

развитие и деятельность осуществляются в некоторых общих условиях и

направлениях.

Объединяясь, друг с другом, контактируя и обмениваясь деятельностью и ее

результатами, люди постоянно создают и изменяют свои общественные связи и

отношения. В тех случаях, когда эти отношения становятся недостаточными и

мешающими главным целям производства, люди их изменяют, создают новые.

Изменение же основных условий жизни, и прежде всего производствен­ной

деятельности, соответственно приводит к изменению самих людей. Самоизменение

людей в ходе истории становится основой теоретического решения Марксом

проблемы человека и его освобождения.

Реально жившие и живущие люди бесконечно многообразны. Многообразие это,

однако, не исключает возможности усмотреть определенные типы сходства людей,

их общности в соответствии с выделяемыми Марксом социальными параметрами.

Это, во-первых, принадлежность «эмпирического индивида» к определенной сфере

деятельности с фиксированными традициями, порядками, нормами общения и т. д.—

то есть к социальному типу разделения труда. Наиболее глубинной

общеисторической формой разделения труда является деление на труд умственный

и физический. Существуют также глобально-историческое различие между

промышленным и сельскохозяйственным трудом и множество различий уже более

профессионального характера. Разделение труда означает наличие обмена

результатами деятельности и исторически возникает вместе с возникновением

частной собственности. Поэтому, во-вторых, люди занимают также фиксированное

социальное место в группах — классах, разделения по наличию или отсутствию

собственности. Принадлежность к определенному классу — также вид объективного

объединения, общности людей. Классовые характеристики индивидов пронизывают и

их личностные черты (образ жизни). Они усредняют, типизируют индивидов и их

отношения между собой. Люди, отмечает Маркс, подчинены своим классам, но это

подчинение носит не индивидуально-единичный, а усредненный характер.

Классовый индивид — средний индивид, поскольку условия жизни класса

фиксированы и вырабатывают определенные личностные свойства. Наконец, в-

третьих, люди подчинены национально-культурным условиям. Место их жизни с

преобладанием определенных занятий, обмена национальные традиции, среди

которых наиболее важен язык нравы, культурные ценности,— все это определяет,

ограничивает индивидов.

Таким образом, вместо прежней абстрактной и одновременно образной конструкции

«Человека» и его «сущностных сил» (в «Экономическо-философских рукописях 1844

года») Маркса складывается конкретное, основывающееся на изучение реальности

знание о существующих и живших ранее людях. Проблема философского плана

оказывается переистолкованной, поставленной иначе, а именно: чем же в

реальности может и должна быть свобода для таких индивидов? Каким образом, и

какими путями возможно и должно добиваться им освобождения от существующих

пут и тягот? Или, наоборот, какими они должны стремиться стать сами? Ответы

на эти вопросы должен был дать научно-философский анализ реальной истории.

Таким образом, общее решение философской проблемы смыс­ла жизни состоит в

признании необходимости участия отдельно­го человека в коммунистическом

движении как предпосылки уничтожения существующих условий жизни и

преобразования собственной человеческой природы. Но это именно общее,

прин­ципиальное решение. Очевидно, что от него до «морального утеше­ния»

задавленному нуждой и эксплуатацией человеку-пролетарию весьма и весьма

далеко.

В работах 1845—1847 годов это общефилософское решение конкретизируется.

Наиболее подробно оно рассматривается в «Немецкой идеологии». Выделим самое

существенное. Преодоле­ние социального разделения труда, отчуждения,

господства част­ной собственности возможно для коммунистически

ориентирован­ного индивида как результат, во-первых, сознательного

стрем­ления к освоению всего мира культуры, универсализации сфер деятельности

к сколь можно более разностороннему общению, смене социальных видов

деятельности и т. д.; во-вторых, радикаль­ного «выхода» из сферы

частнособственнических стимулов и ме­ханизмов жизнеустройства, неприятия всей

«старой мерзости».

Такая перспектива индивидуального развития не имеет, есте­ственно, ничего

общего с философской моралисткой, ограничи­вающейся моральными призывами и

утешениями, капелькой «целительного бальзама для бедной, бессильной души,

погрязшей в убожестве окружающего». Марксистская философия не следу­ет

образцам ни философской, ни религиозной моралистки. Ее этическая позиция

состоит в признании единства практического социального преобразования

бесчеловечного мира и самопреоб­разования действующих, активных индивидов в

универсально раз­витые, свободные личности. Одно подразумевает другое.

Конечно, для людей, живущих в налично данных условиях, в конкретной

исторической ситуации, возможности преобразования и себя, и мира являются

ограниченными. В философии Маркса нет иллю­зий примирения с такой

действительностью, приятия ее. Напротив, она исходит из ясного понимания

ограниченности всякой налич­ной исторической ситуации, заключенных в ней

потенций свобо­ды и универсального развития индивидов.

 

 

Заключение.

 

Диалектический и исторический материализм возник как пря­мое продолжение

предшествующего этапа развития передовой философской мысли. Он является

преемником и продолжателем прогрессивных идей, выдвинутых предшествующими

мыслителями. Это означает, что наряду с социальными и естественнонаучными

предпосылками возникновения философии марксизма существо­вали определенные

теоретические предпосылки. Они связаны прежде всего с немецкой классической

философией второй поло­вины XVIII — первой половины XIX века, особенно с

философ­скими взглядами Гегеля и Фейербаха.

Гегель, сформулировав основные принципы диалектики, пред­ставил весь

природный, исторический и духовный мир в виде процесса, в виде беспрерывного

движения, изменения, развития и сделал попытку раскрыть внутренний источник

этого процесса. Но, будучи идеалистом, Гегель изобразил процесс развития в

виде самодвижения понятия, абсолютной идеи. Обнаруживающееся в природе и

истории диалектическое развитие у Гегеля в конеч­ном счете представляет собой

результат самодвижения духа. Нуж­но было устранить это идеалистическое

толкование диалектики.

С критикой объективного идеализма Гегеля выступил Фейер­бах. Он показал, что

природа, мир существуют независимо от сознания, что последнее представляет

собой свойство природы, целиком и полностью зависит от нее, порождается ею.

Фейербах восстановил в своих правах основные принципы материализма. Но

критикуя Гегеля, он не заметил рационального ядра гегелев­ской философии, его

диалектики.

Но то, что не смог сделать Фейербах, сделали основоположники диалектического

и исторического материализма — К. Маркс и Ф. Энгельс. Опираясь на

материалистические принципы, восста­новленные Фейербахом, они подвергли

всесторонней критике ге­гелевскую философию. В ходе этой критики они выделили

глав­ное приобретение немецкой классической философии — диалекти­ку,

освободили ее от мистики, бесчисленных искусственных схем и конструкций и,

развивая ее дальше на материалистической основе, создали диалектический и

исторический материализм — последовательно научное мировоззрение и общий

метод познания и преобразования действительности.

Философия, созданная К. Мар­ксом (1818—1883) при участии Ф. Энгельса

(1820—1895), яв­ляется наследницей многих высших достижений европей­ской

философской мысли, начи­ная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями

конца XVIII — начала XIX века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то

серьезное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на

формирова­ние их философских взглядов. Однако созданная Марксом фи­лософия

существенно отличает­ся от традиционных доктрин, систем и учений. Этим

отличием является теснейшее содержа­тельное единство философских идей с

политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского

мировоззрения. Целостность, многосторонняя взаимообоснованность «состав­ных

частей», универсальность марксизма во многом объясняют широту

распространения и влияния этого учения и быстро меняющемся мире XIX—XX веков.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав