Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ДЯДЯ ИРИНЕЙ

а) 16 марта 2014 года

б) 25 марта 2014 года;

в) 30 марта 2014 года.

 

ДЯДЯ ИРИНЕЙ

(к юбилею В. Ф. Одоевского)

 

Необыкновенная личность В. Ф. Одоевского, с поразительной широтой выразившаяся в его литературном творчестве, общественной деятельности, издательских начинаниях, имела еще одну, очень важную грань – заботу о благе современников. Помимо неустанной работы в учреждениях, комитетах и собраниях, членом которых он был, Одоевский считал необходимым создавать полезное и понятное грамотному ремесленнику или крестьянину чтение. Важность этой задачи он осознал одним из первых среди русских писателей: намного позже ее подхватят Толстой, писавший для издательства «Посредник», Гаршин, Короленко и другие. При этом важно помнить, что достаточные условия для роста народной грамотности и литературы для народа появились после реформ 1860-х гг.; Одоевский же начал свою работу в конце 30 – в 40-е гг., в эпоху, когда она была в диковинку. Как писал А. Ф. Кони, «одной из выдающихся сторон литературной деятельности Одоевского была забота о просвещении народа…, забота тем более ценная, что крайне редко встречалась в то время и многими рассматривалась как странное чудачество».

Создавая «Сказки дедушки Иринея», печатавшиеся по мере написания и вышедшие отдельным изданием в 1841 г., писатель ввел в русскую литературу образ чудаковатого рассказчика-мудреца, «магистра философии и члена разных ученых обществ» Иринея Модестовича Гомозейки. Этот-то дедушка Ириней и рассказывал сказки, адресованные, прежде всего, конечно, маленьким читателям. Сказки «одинаково чуждые как деланной сентиментальности, так и слишком раннего ознакомления детей с ужасами жизни и ее скорбями» были важным событием в литературе: А. Ф. Кони, видимо, думал о своем поколении, когда вспоминал, что «для людей, детство которых совпало с 50-ми годами, «Червячок» и «Городок в табакерке» остались памятными на всю жизнь».

Для взрослых грамотных людей из народа Одоевский тоже писал нечто вроде сказок, но это был уже не «дедушка», а «дядя Ириней», не магистр и ученый, а мужик, чьи «грамотки» появлялись на страницах журнала «Сельское чтение», изданного впервые в 1844 г. и затем выходившего в свет многочисленными переизданиями на протяжении двух десятилетий.

Подготовка и выпуск журнала были частью масштабной деятельности сторонников реформ; соратником Одоевского в этом начинании был А. П. Заблоцкий-Десятовский – просветитель, экономист, статистик, чиновник Министерства государственных имуществ и редактор министерского журнала. Он знал жизнь крестьянской России из собственного опыта: в 1841 г. объехал внутренние губернии для изучения положения крестьян и представил записку "О крепостном состоянии в России", в которой рассматривал крепостное право со всех сторон — хозяйственной, нравственной и политической; реформа1861 г. во многом учитывала оценки и рекомендации Заблоцкого.

Соединив практическую сметку, административный опыт, любовь к народу, художественный талант и бескорыстное желание послужить на пользу общему делу, издатели получили великолепный результат: книжки журнала разошлись более чем 30-тысячным тиражом; свои материалы для публикации предоставили Вельтман, Даль, Загоскин, Карнович, Соллогуб. Этот колоссальный успех Белинский объяснял как глубоким знанием быта, потребностей и самой натуры русского крестьянина, так и талантом, с каким издатели сумели воспользоваться этим знанием: «…эта книга, не принадлежа собственно к тому, что обыкновенно называется «литературою», – тем не менее принадлежит к важнейшим произведениям современной литературы и весом своей внутренней ценности перетянет многие пуды романов, повестей, драм – даже «патриотических»… «Сельское чтение» знает, с кем имеет дело, и не потчует паштетами того, кому калач в сласть и лакомство. В книгах такого рода обыкновенно думают, что дело в шляпе, если наговорили с три короба нравоучений: «Сельское чтение» понимает, в каком нравоучении нуждается наш народ, и, как искусный врач, оно не лечит от подагры человека, который пьет не шампанское, а сивуху. Внушая простому человеку правила религии, преданность и благодарность престолу, «Сельское чтение» постоянно держится в сфере быта и положения простого человека, – в сфере чисто практической».

Журнал был попыткой дать народу содержательное и полезное чтение, которое могло бы конкурировать с лубочной литературой, вызывавшей у просветителей недоброжелательное и презрительное отношение. Противопоставив лубочным персонажам рассудительного «дядю Иринея», Одоевский тем самым дал понять, что пишет для достойных сограждан, способных и желающих учиться, жить разумно и ответственно. Дядя Ириней представляется читателю только во 2-й книжке журнала (представляет его рассказчик): «Кто знает дядю Иринея, вот что живет в селе Ивановке? Изба у него такая славная, с красными окошками и расписными ставнями; на вышке петух, а по навесу разукрашено резьбою до чрезвычайности! Не знаете? Так я вам расскажу про него. Человек он не старый, да и не молодой, но такой здоровенный; сам работает, да и батраков нанимает, потому что человек бессемейный, были у него жена и дети, да всех Бог прибрал…, вот уже лет десять как он взял землишку на оброк под Ивановкой и поселился на ней…» (Сельское чтение, кн. 2, с. 23). Поначалу посмеивавшиеся над дядей Иринеем односельчане, присмотревшись, поняли, что у соседа есть чему поучиться: «с тех пор каждое воскресенье дядя Ириней, помолясь Богу за обеднею, сядет у ворот на завалинку, а кругом его старый и малый; дядя Ириней говорит, а парни слушают да смекают». Дается и мотивировка появления «грамоток»: «да тем часом прилучился писарь-грамотей, малый бойкий, послушал, пошел домой, принес с собою перо да бумагу, да присел поближе к дяде Иринею, что дядя скажет, то писарь запишет. С тех пор пошли по свету грамотки дяди Иринея, ходили-ходили, да и до нас дошли, а мы их вам передали…» (Сельское чтение, кн. 2, с. 26). Грамотки дяди Иринея рассказывают обо всем на свете – о паровозах, газовых фонарях, градусниках, домашних животных, насекомых, личной гигиене и многих других вещах с мягким юмором, доходчиво и увлекательно, сочным и понятным языком, и всякий раз писатель находит для этих рассказов динамичную повествовательную форму: то ли беседы дяди Иринея с молодыми парнями, бывшими на заработках в Питере и делящимися впечатлениями, то ли воспоминаний о случаях из жизни односельчан. Возникает иллюзия живого диалога, ощущение непосредственного участия в разговоре. Интересно отметить, что дядя Ириней – не единственная ипостась думающего крестьянина в «Сельском чтении» – в 1-й книжке своих детей поучает крестьянин Наум: «есть такие глупые люди, что один хлеб едят, а другим брезгают, едят репу, морковь, яблоки, а картофель называют проклятою травою… от того, что ты будешь есть картофель, зла никому не будет, а есть добро, потому что картофель бережет хлеб» (Сельское чтение, кн. 1, с. 19). В ХIХ веке польза картофеля еще не была очевидной для широких слоев крестьянства; печатное слово было орудием в борьбе за новый земледельческий уклад. Так и грамотки дяди Иринея: они идут впрок разумным людям, а неразумные… «Ну что ты с неразумным будешь делать? Все он на лукавого натыкается, а лукавый тому и рад, его же на кривду наводит» (Сельское чтение, кн. 3, с. 5). Дядя Ириней, грамотей, философ-самоучка и резонер, наставляет своих слушателей (и читателей!) в простых истинах: «Бог дал нам ум на то, чтобы мы могли и свое добро приумножить, и от беды охраниться; кто умен да учен, тому чаще и удача бывает, но Бог нам дал ум и на то, чтобы в неудаче напрасно не роптать, а поближе посмотреть: отчего была неудача, чтобы вдругоряд быть смышленее…». Эти простые истины дяди Иринея и его создателя – князя-демократа В. Ф. Одоевского, проповедника «деятельной любви к людям», неплохо бы помнить и нам, их потомкам, живущим полтора века спустя.

 




Дата добавления: 2015-01-05; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кто из названных русских генералов не участвовал в Бородинском сражении 1812 года?| Олимпиада по литературному чтению 3 класс

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав