Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Концепция тождества философии и науки

Читайте также:
  1. I Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы
  2. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  3. I. Специфика русской философии
  4. II. 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
  5. II. Концепция Школы Духовного Синтеза
  6. III Школа человеческих отношений или науки о поведении.
  7. III. Основные направления в философии НВ.
  8. IV. Исследование текущего имиджа Российского образования и науки
  9. IV. Методология и теория исторической науки.
  10. V1: Современная концепция менеджмента качества

Данный вариант соотношения философии и науки был практически реализован на начальном этапе возникновения философии и науки. Философия и наука возникли практически одновременно в VIII - VII вв. до н.э. в древних цивилизациях Индии, Китая, Средиземноморья, явившись закономерным результатом развития познавательных способностей человека и, прежде всего, его языка и мышления, а также практической потребности людей в объективном знании о мире и о себе.

Объективное знание по своей сути не может быть жестко привязано к конкретному пространству и времени, к "конечным" и всегда ограниченным чувственным восприятиям человека или к его личностным познавательным характеристикам. Объективное знание не могло возникнуть и как результат коллективного познавательного опыта рода или племени, даже если этот опыт находил соответствующее закрепление в языке. Объективное знание могло порождаться только абстрактным мышлением как абсолютно нейтральной по своей чувственной форме ("безликой") познавательной субстанции, которая благодаря этому способна воспроизводить универсальное и общезначимое для людей знание. Знание, порождаемое абстрактным мышлением и имеющее свойства предметности, определенности, проверяемости и истинности, впоследствии получило название "рационального знания". Сначала оно имело название "философское" и рассматривалось как бинарная оппозиция чувственному восприятию, обыденному опыту, индивидуальному мнению, а также мифу. В античной культуре понятия "философское знание" и "научное знание", "философия" и "наука" употреблялись как синонимы, а точнее именующие особый вид знания - "эпистемное". Термином "эпистема" древнегреческие философы обозначали "доказанное знание", которое они противопоставляли другому виду знания - "доксе" как логически недоказанному знанию, утверждению, мнению, гипотезе. При этом, как подчеркивал Платон, понятия "эпистема" и "истина" не являются тождественными. Второе шире по объему, чем первое. Ибо истиной может быть и "докса", однако, в отличие от "эпистемы", она не является логически доказанной истиной. Наука и философия, с точки зрения древнегреческих мыслителей, должны стремиться к достижению именно эпистемного знания как самому совершенному его проявлению и впоследствии стать обширными системами такого знания. В этом заключается их предназначение и принципиальное отличие от всех других видов познания. "Философия" и "наука" - это два имени для обозначения логически доказанного знания как высшего вида рационального знания. При таком понимании у древних греков в область "доксы" попали почти все знания, накопленные в других цивилизациях. Это было не только мифологическое или религиозное знание, но и огромное количество эмпирических сведений и результатов когнитивной практики древневосточной науки (Вавилон, Шумеры, Индия, Египет), древней астрономии, геометрии, арифметики, механики и др. Проект создания "эпистемного знания" был не только разработан и теоретически обоснован в рамках древнегреческой философии (Фалес, Парменид, Платон, Аристотель и др.), но и получил успешную реализацию на практике, прежде всего в успешном построении древнегреческими учеными (Фалес, Евклид и др.) геометрии как логически доказательной, аксиоматической системы знания. На реализацию этого проекта у греков ушло примерно 300 лет (VII - IV вв. до н.э.). Свое блестящее завершение он получил в "Началах" Евклида - выдающемся памятнике древнегреческой науки и культуры. Однако и в других областях знания греками были достигнуты блестящие результаты. Это и физика Демокрита, и логика Аристотеля, и механика Архимеда, и геоцентрическая система астрономии Птолемея, и многие открытия других ученых александрийской школы. Не менее впечатляющими и успешными результатами реализации проекта "эпистемного знания" следует признать и построение различных философских систем (начиная от милетских натурфилософов, Пифагора и Гераклита и заканчивая построением грандиозных философских систем Платона и Аристотеля).

 




Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 57 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав