Читайте также:
|
|
Эстетическое разлито во всей реальности. Это грань практической деятельности и одновременно форма сознания. Эстетические переживания способны возникать в любом виде деятельности. Но эстетическая сторона будет подчиненной, второстепенной. В искусстве эстетическое начало имеет самостоятельное, самодовлеющее значение. Искусство - чисто эстетическая деятельность, абстракция, плод.
Эстетическое шире, чем художественное творчество. Задачи искусства: эстетические, этические, идеологические, религиозные, утилитарные. Функции: коммуникативная, просветительская, познавательнаая, воспитательная, аксиологическая, гедонистическая (давать и получать удовольствие), компенсаторская (даёт то, что не хватает в жизни). Эстетика присутствует в разных сферах деятельности людей (повседневности, научном творчестве, педагогике).
Эстетика – это и философия эстетического в его различных модификациях, сосредоточенная на проблеме человеческого значения бытия и его проявлений (постижения их ценности), и наука о художественной культуре общества.
Таким образом, предмет изучения эстетики не одно искусство, а коммуникативная система, первым звеном в которой является художник, вторым – художественное произведение, третьим – воспринимающие искусство люди.
Эстетика – наука, изучающая общие закономерности эстетического освоения мира. Это высокий уровень обобщения. Предметом её может быть конкретное произведение искусства, но выводы всегда обобщены, понятия и смысловые ориентиры на уровне использования философского языка.
Важнейшая эстетическая закономерность проявляется в том, что искусство, с одной стороны, отражает мир, реальную действительность, позволяет его более тонко понимать, а с другой стороны – способствует формированию желания усовершенствовать этот мир, сделать его добрее, прекраснее.
Таким образом, искусство и мораль – две важные формы общественного сознания и духовно - практической деятельности человека тесно переплетены.
В основе взаимодействия искусства и морали лежит единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни, которое может проявляться в становлении добра и зла, интереса и долга, в решении проблемы смысла жизни, счастья, любви. Эти философские проблемы решает искусство эстетически, т.е. в художественной форме, художественными средствами. Но силу нравственного воздействия искусства не следует преувеличивать, преуменьшать, недооценивать. Аристотель отмечал, что искусство не обладает способностью превращать зло в добро, злого человека в доброго. Для нравственно - возвышенного восприятия искусства нужно, чтобы человек был уже в какой-то степени готов достойно оценить моральность образа мыслей и действий героев художественного произведения, чтобы эстетическое переживание «проясняло» нравственное чувство, оставаясь самим собой.
Духовная жизнь общества – это решение проблем поиска истины, добра и красоты. Искусство, как сложный вид духовного освоения действительности предполагает его многостороннее изучение с целью определения социально-эстетической сущности искусства, его происхождения, закономерностей развития, особенностей и содержания видового расчленения природы художественного творчества, места искусства в социальной и духовной жизни общества.
Для решения этой сложной задачи существует система частных наук об отдельных видах искусства (литературоведение, музыковедение, театроведение и т.д.), которая распадается еще на ряд дисциплин (история искусства, теория искусства, художественная критика, история и теория театра и т.д.).
В чем отличие эстетического и искусствоведческого исследования искусства? По сути дела, когда речь заходит об анализе не одного произведения искусства, а об общих художественных измерениях группы искусств, специфики жанра, художественного стиля, мы имеем дело с эстетическим анализом.
Т.е. эстетический анализ любых художественных форм выступает как макроанализ (изучение в большой пространственной и временной перспективе), в то время как специальное искусствоведческое исследование есть преимущественно микроанализ (изучение «под увеличительным стеклом»).
Эстетическое знание выступает как созидание основных «несущих конструкций» художественного мира как знание немногого о многом и неизбежно отвлекается от частностей «спрямляет» отдельные особенности. Главная черта развитой человеческой сущности – видеть всеобщее в индивидуальном, уникальном, единственном, – и этому способствует эстетика.
Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |