Читайте также:
|
|
Переориентация философии с проблемы бытия на проблему сознания. Проблема сознания в философии Р.Декарта: “Я мыслю, следовательно, я существую”. «Картезианский переворот в философии»: сознание как единственная несомненная реальность.
Поиск «естественной философии». Проблема научного метода: индуктивизм Ф.Бэкона и дедуктивизм Р.Декарта. Эмпиризм (метод муравья) и рационализм (метод паука): поиск золотой середины (образ пчелы в философии Бэкона). Теория идолов Ф.Бэкона, раскрывающая причины трудностей человеческого познания: идолы рода, идолы пещеры, идолы рыночной площади и идолы театра.
Материалистический сенсуализм. Теория абстрагирования и критический эмпиризм Дж.Локка и его концепция сознания как “чистой доски” - антитеза теории врожденных идей. Т.Гоббс: учение о природе - единственное действительное знание.
Идеалистический сенсуализм. Субъективный идеализм Дж.Беркли (“существовать - значит, быть воспринимаемым”) и Д.Юма (“наши ощущения суть наши единственные объекты”). Агностицизм Юма, его учение об ассоциациях и критика понятия причинности.
Развитие пантеизма. Философия Спинозы: субстанция = Бог = Природа. Спиноза о трех родах познания: (1) мнение и воображение, (2) рациональное познание и (3) интуитивное познание. Истинное познание - познание, лишенное страстей: “не плакать, не смеяться, но понимать”(Б.Спиноза).
Монадология Г.Лейбница. Учение Б.Паскаля о беспомощности разума в обосновании ценностей: “Без Христа не постичь ни жизни, ни смерти, ни Бога, ни себя”.
Французская философия XVIII века: развитие материализма (Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Ж.Ламетри, П.Гольбах).
& Литература:
Антология мировой философии. - Т.2.- М.: Мысль, 1969. С.53-530.
Бэкон Ф. Новый Органон//Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1971.
Декарт Р. Рассуждения о методе. Правила для руководства ума//Декарт Р. Соч.: В 2 т.- Т.1.- М.: Мысль, 1992.
История философии: Запад-Россия-Восток. - Кн. 2: Философия XV-XIX веков. - М.: Греко-латинский кабинет, 1996.
Киссель М.А. Христианская метафизика как фактор становления и прогресса науки нового времени // Философско-религиозные основы науки. - М., 1997.
Ламетри Ж.О. Трактат о душе. Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье// Ламетри Ж.О. Соч. - 2-е изд. - М.: Мысль, 1983. С.58-144.
Лейбниц Г.-В. Монадология//Лейбниц Г.-В. Соч.:В 4 т. - Т.1. - М.: Мысль,1983. С. 413-429.
Локк Дж. Опыт о человеческом разуме// Локк Дж. Соч.: В 3 т. - Т. 1-2. - М.: Мысль, 1984.
Половинкин С.М. Всё // Вопросы философии. - 2002. - № 4.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Ч.3. - Спб.: ТОО ТАК “Петрополис”, 1994.
Спиноза Б. Избранные произведения: В 2 т.- М.,1957.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - М.: Русское слово, 1997.
Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Юм Д. Трактат о человеческой природе// Юм Д. Соч.: В 2 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1965.
Тема 9. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Три основных вопроса философии по Канту: “Что я могу знать?”, “Что я должен делать?”, “На что я могу надеяться?”. Критика возможностей человеческого разума и философии как науки. “Вещь в себе” в теории познания Канта как предмет трансцендентальной эстетики. Категории рассудка, благодаря которым структурируется опыт, - предмет трансцендентальной аналитики. Трансцендентальная диалектика: идеи как результат выведения рассудка за рамки возможного опыта. Антиномии чистого разума - неразрешимые противоречия, свидетельствующие о невозможности философии как науки. Категорический императив Канта: “Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать принципом основы всеобщего законодательства”.
Тождество бытия и мышления в философии Гегеля. Дух - идея, познающая себя. Ступени саморазвития идеи: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. Философия как высшая форма самопознания, как мыслящая себя идея, знающая истина. Гегелевская концепция всемирной истории: зрелость свободы как критерий прогресса общества.
Фихте: деятельность “Я” как начало всего сущего. Натурфилософия Шеллинга и антропологический материализм Фейербаха.
& Литература:
Антология мировой философии. - Т.3. - М.: Мысль, 1971.
Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Т.1. - М.: Мысль, 1977.
Гегель Г.В.Ф. Философия духа// Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Т.3. - М.: Мысль, 1977.
История философии: Запад-Россия-Восток. - Кн. 2: Философия XV-XIX веков. - М.: Греко-латинский кабинет, 1996.
Кант И. Критика чистого разума// Кант И. Соч.: В 6 т. - Т.3. - М.: Мысль, 1964.
Кант И. Метафизика нравов в двух частях//Кант И. Соч.: В 6 т. - Т.4(2).- М.: Мысль, 1965. С. 109-437.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. - М.: Политиздат, 1991. С.303-461.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - М.: Русское слово, 1997.
Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
$ Темы для докладов:
Кант о метафизических началах учения о добродетели.
Литература:
Кант И. Метафизические начала учения о добродетели// Кант И. Соч.: В 6 т. - Т.4(2).- М.: Мысль, 1965. С. 305-437.
Кант о метафизических началах учения о праве.
Литература:
Кант И. Метафизические начала учения о праве// Кант И. Соч.: В 6 т. - Т.4(2).- М.: Мысль, 1965. С. 109-304.
Гегелевская философия права.
Литература:
Гегель Г.В.Ф. Философия права. - Л., 1934.
Гегель Г.В.Ф. Философия духа// Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Т.3. - М.: Мысль, 1977. С.326-334.
Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права. - М., 1974.
Гегелевская философия истории.
Литература:
Гегель Г.В.Ф. Философия истории.- М.: Наука, 1993.
Каримский А.М. Философия истории Гегеля. - М.: Изд-во МГУ, 1988.
Контрольные вопросы к темам 8-9:
Какие изменения в понимании проблемы бытия произошли в Новое время? Чем можно объяснить отказ от метафизики и от идеи абсолютного бытия?
Каковы следствия отказа от религиозных компонентов опыта сознания? В чем отличие сознания “без Бога” от сознания “с Богом”?
Что такое рационализм и что такое эмпиризм?
Что такое априорное знание?
Почему Спиноза связывает адекватное познание с освобождением от страстей?
Что такое агностицизм?
Объясните смысл названия произведения Канта “Критика чистого разума”.
Каким образом И.Кант ответил на вопросы: “Что я могу знать”, “Что я должен делать?” и “На что я могу надеяться”?
Каким образом Кант обосновал невозможность философии как науки? Почему возникают антиномии чистого разума?
Что такое “абсолютный идеализм”?
Как в философии Нового времени изменился образ человека в сравнении с его образом в христианской философии? Какие перемены произошли в иерархии ценностей?
Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |