Читайте также:
|
|
Иррационалистическая философия как реакция на онтологический нигилизм, рационалистическую веру в безграничные возможности человеческого разума и попытка вернуть «забытые» ценности. Отчаянный «бунт против разума». Христианский предэкзистенциализм С.Кьеркегора: “Кто заманил меня сюда и покинул здесь?” Кьеркегор о ступенях духовного развития личности: эстетическая, этическая, религиозная. Волюнтаризм А.Шопенгауэра -“Мир как воля и представление”: попытка разрешения проблемы вынужденности человеческого существования через освобождение от воли к жизни как “голой, голодной агрессивности”. Философия жизни (Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон, О.Шпенглер).
Развитие антисциентистской ориентации в философии ХХ века. “Науки о природе и науки о духе”. Герменевтика как метод “наук о духе”. Экзистенциализм: проблема вины, ответственности, смыслоутраты и обретения смысла через личный духовный опыт (Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, А.Камю, К.Ясперс). Встреча с существованием в “пограничных ситуациях”. “Бытие взывает” (М.Хайдеггер). Антинаучная направленность экзистенциализма: противопоставление калькулирующего мышления и осмысляющего раздумья. Асоциальный, крайне персоналистический характер экзистенциализма: социальное бытие как “опошленная, банальная реальность”.
& Литература:
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. - М.: Прогресс, 1988.
Дильтей В. Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1987. С.108-134.
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Буржуазная философия середины XIX - начала ХХ века. - М.: Высшая школа, 1988. С.219-459.
Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в. - М.: Интерпракс, 1994.
История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3: Философия XIX-XX веков.- М., 1998.
Камю А. Бунтующий человек. - М.: Политиздат, 1990.
Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде//Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. С.222-318.
Кьеркегор С. Страх и трепет. - М.: Республика, 1993.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла// Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. - М.: Мысль, 1990. - Т. 2.
Половинкин С.М. Всё // Вопросы философии. - 2002. - № 4.
Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1990. С.319-344.
Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991.
Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. - М.: Русское слово, 1997.
Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону, 1996. С.84-105.
Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991.
Хайдеггер М. Слова Ницше “Бог мертв”// Вопр. филос. - 1990. - N 7.
Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе современного человека // Вопросы философии. - 2002. - № 2.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М.: Прогресс, 1992.
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - М.: Московский клуб, 1992.
$ Темы для докладов:
Проблема рациональности и отчуждения в философии Франкфуртской школы.
Литература:
Адорно Т. О технике и гуманизме// Философия техники в ФРГ. - М.: Прогресс, 1989.
Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1995.
Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991.
Тарасов К.Е., Кельнер М.С. “Фрейдо-марксизм” о человеке. - М.: Мысль, 1989. С. 75 -87.
Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: Прогресс, 1989.
Фромм Э. Душа человека. Исскуство любить. Концепция человека у Маркса// Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. С.13-178, 299-374, 388-403.
Фромм Э. Иметь или быть? - М.: Прогресс, 1990.
Концепции философии истории ХХ века.
Литература:
1.Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ в. - М.: Интерпракс, 1994.
2.Лооне Э.Н. Современная философия истории. - Таллинн, 1980. С. 329-331.
3.Современная западная философия: Словарь. - М.: Политиздат, 1991.
4.Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991.
5.Шпенглер О. Закат Европы. - Новосибирск, 1993.
6.Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1991.
Контрольные вопросы к темам 11-14:
1.Каким образом влияет на философию сознания посылка “Бог умер”? Что в таком случае, в соответствии с западноевропейским искурсом, составляет духовный мир человека?
2.Что такое онтологический нигилизм?
3.Почему иррационализм не справляется с попыткой восстановить целостность духовного опыта?
4.Во взгляде на какую проблему противостоят друг другу сциентизм и антисциентизм?
5.Может ли философия быть свободной от ценностей?
6.Какую позицию занимают позитивисты в отношении метафизики?
7.Сформулируйте основной вопрос философии с точки зрения экзистенциализма. Почему основоположником экзистенциализма считают Н.А.Бердяева?
8.Что такое “пограничная ситуация” с точки зрения экзистенциализма?
9.Почему экзистенциализм считается асоциальной концепцией?
10.Что такое интуитивизм? Кто является оппонентами интуитивистов?
Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 55 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |