Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Общество как предмет философского анализа. Стратегии исследования общества, сферы общественной жизни

Читайте также:
  1. A. Использование клинического, психолого-педагогического и логопедического исследования.
  2. I. Общество
  3. I. Основы. Стратегии
  4. II Научно-практическая конференция школьников и студентов СПО по обществознанию.
  5. II подразделение — производство предметов потребления.
  6. II. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ
  7. II. Маркетинговые исследования
  8. II. Методы исследования
  9. II. Методы исследования
  10. II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИЗНИ

Понятие «общество» - самое важное для всех социальных дисциплин. В самом широком смысле слова под обществом понимается вся совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком смысле под обществом понимается:

- тип социальной системы;

- определенный социальный организм, принадлежащий определенному типу;

- определенная форма социальных отношений.

Философские идеи, взгляды на общественную жизнь, ее процессы и устройство высказывались мыслителями разных времен. Платон считал, что общество возникло в силу того, что люди не могут жить, существовать друг без друга, не могут удовлетворять свои жизненные потребности, развиваться. Свои осмысление жизни общества Аристотель отразил в труде «Политика» и других работах. Он считал, что человек рождается социальным существом, в нем заложен инстинкт к совместной жизни и деятельности. Августин само общество рассматривал как борьбу двух царств — грешного и божественного. Эта борьба закончится победой Царства Божьего на земле, представленного Церковью. Вико считал, что народы в своей истории проходят определенные циклы развития. Он выдвинул концепцию исторического круговорота — развитие всех народов по циклам, которые заканчиваются общим кризисом/распадом данного общества.

Монтескье высказал важное положение о том, что общество прогрессирует в своем развитии, проходит различные ступени, связанные между собой. Жан Жак Руссо. Вначале общество находилось в «естественном состоянии», в нем все были равны и свободны. Затем способность людей совершенствовать орудия труда и производить новые привела к частной собственности, имущественному неравенству, а затем к господству одних над другими, что породило непримиримые противоречия. Руссо пишет, что противоречия между бедными и богатыми вызывали открытую борьбу между ними, а это в свою очередь привело к возникновению общества деспотического, в котором довлеет неравенство, подавляются свобода людей, их интересы, права. Сен-Симон (1760-1825 гг.) утверждал, что происходящие в обществе явления, события происходят закономерно, они причинно обусловлены и совершаются в силу потребности общественного развития. Гегель (1770-1831 гг.) выдвинул и обосновал идею всеобщего объективного развития и распространил это положение на саму общественную жизнь. По учению Гегеля, поскольку общество объективно подвержено изменению, развитию, то в нем неизбежно происходит смена исторических эпох. Гегель считал, что противоречия в обществе нейтрализуются, противоположности примиряются, и борьба противоречий прекращается. Гегель считал государство не средством регулирования отношений в обществе, охраны собственности и свободы личности, а целью в себе.

Философский взгляд на природу общества не должен упускать из виду внутреннюю напряженную связь между целевыми устремлениями системы и ее настоящим состоянием. Таково еще одно требование системного подхода, которое вытекает из признания телеологического характера системы. Тем самым системный подход позволяет глубже понять специфику философии, которая призвана выходить за рамки повседневного опыта и создавать представления о мыслимом на сегодня совершенстве системы. Только при таком взгляде на сущее, на реальное состояние общественной жизни она обретает философскую глубину и смысл.

Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Материально-производственная деятельность включает в себя, с одной стороны, технико-технологическую сторону, то есть рассмотрение всего процесса трудовой деятельности как чисто природного процесса, протекающего по вполне определенным законам. С другой стороны, она включает в себя те общественные, производственные отношения между людьми, которые складываются в ходе их совместной трудовой деятельности.

Но как воплощение чувственно-практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической деятельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму - существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц - жрецов, деятелей церкви, ученых.

Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимаются, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая деятельность может достичь положительного результата для жизни общества, индивидуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.

Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы - управления общественными процессам и, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой.

С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. Субъектом управления начинает выступать определенная группа лиц, которая вырабатывает общие для всего государства цели, с которыми так или иначе согласовываются все остальные более частные цели отдельных сфер и деятельности индивидов в обществе. Сфера управления несет ответственность за эффективность функционирования всего общественного организма.

И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей - это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сферам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере - в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социального и духовного существа.

Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политическую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится между собой. Социальная сфера - это сфера производства и воспроизводства человека. Здесь человек воспроизводит себя как биологическое, социальное и духовное существо. В этом смысле социальная сфера противостоит сферам материального и духовного производства - научному и ценностному знаниям, поскольку произведенное в них должно потребляться и осваиваться людьми других категорий и профессий.

Социальная сфера - это здравоохранение и образование, от детского сада до высшей школы, это - общение с культурой, от посещения театра до научных клубов, это - продолжение человеческого рода, от появления детей до ухода из жизни старшего поколения.

Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении социальных проблем - ключ к нормальному функционированию и развитию общества как системы.

Таковы пять всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе: сфера материального производства, сфера производства теоретического знания, сфера оценивающей деятельности, сфера управления социальными процессами (политическая сфера) и социальная сфера. Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или несправедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости.

27.Основные теории социальной стратификации. Понятия: «восстание масс», «одномерный человек», «молчаливое большинство», «электорат».

Стратификация − процесс и результат разделения общества на различные социальные слои, отличающиеся своим общественным статусом. Это может быть неравный объем власти или богатства, неодинаковые права и обязанности и т.п.

Таким образом, важнейшим условием возникновения стратификации является социальное неравенство, проявляющееся в различном отношении индивидов друг к другу, социальным институтам и организациям, различном доступе к ресурсам, благам и привилегиям.

Основные факторы, определяющие социальное неравенство:

1) социальный пол (гендер – культурные и социальные характеристики мужчины и женщины, соответственно реализующиеся в форме мужского и женского поведения (проявлений мужественности и женственности));

2) этнические и расовые признаки;

3) возраст;

4) дифференцированный доступ к ресурсам;

5) наличие или отсутствие привилегий.

Уточним круг понятий, используемых в теории социальной стратификации. Страта (социальный слой) – множество людей, объединенных сходным статусным признаком своего положения. Статусный признак – это признак, объективно приобретающий в данном обществе ранговый характер (он показывает, какой слой располагается выше, какой ниже в стратификации данного общества). Статусный признак выступает в качестве критерия идентификации (отождествления) той или иной социальной страты, а также позволяет определить социальный статус – положение индивида или группы в социальной иерархии общества.

Важнейшие статусные признаки современного общества, которые выражаются количественно и позволяют объективно оценить социальный статус конкретного человека или группы:

1) экономическое положение, определяемое богатством или доходом, измеряемыми в денежном эквиваленте;

2) уровень образования (количество лет, потраченных на обучение);

3) объем властных полномочий (количество людей, находящихся в подчинении);

4) профессиональный престиж, исчисляемый в соответствии с иерархией профессий, складывающейся в данном обществе.

Социальные страты существуют внутри классов и между классами. В любом обществе существует огромное количество страт, которые выделяются по разным основаниям:

·отношение к власти;

·престиж;

·уровень образования;

·профессиональной подготовки;

·социальный статус;

·место проживания;

·пол;

·возраст и т.д.

По любому из этих признаков в социальном пространстве страты выстраиваются в иерархический ряд от основания к вершине. Главными четырьмя изменениями стратификации является:

·доход;

·власть;

·образование;

·престиж.

Каждый человек по каждому из выделенных статусных признаков, как правило, занимает в обществе различные статусные позиции. Разница социальных статусов, занимаемых одним и тем же человеком, получила в социологии наименование социальной декомпозиции.

В свою очередь, разница социальных статусов, занимаемых разными людьми или группами в обществе, называется социальным дистанцированием. Различают два вида дистанцирования:

1) вертикальное, когда индивиды или группы находятся в разных социальных слоях (например, в слое, объединяющем людей с начальным образованием, и в слое, объединяющем людей с высшим образованием);

2) горизонтальное, когда индивиды или группы располагаются в одном социальном слое, но при этом не идентичны друг другу (например, люди с высшим техническим и высшим гуманитарным образованием).

Социальные слои (страты) насчитывают в своем составе очень большое количество людей, поэтому для анализа социальной структуры одновременно используется и понятие «социальная группа».

В обществе функционируют разнообразные группы:

·первичные;

·большие;

·малые;

·формальные;

·неформальные;

·харизматические;

·этнические;

·профессиональные;

·партийные и другие

Поскольку индивиды включены, как правило, в различные виды групп одновременно, в обществе страты частично пресекаются и наслаиваются друг на друга.

Горизонтальное и вертикальное расслоение общества не является неподвижным, остановившимся, в нем постоянно происходят изменения, перемещения.

Критерии подразделения общества на слои бывают объективные и субъективные, поэтому социальную стратификацию можно объяснить взаимодействием объективных и субъективных факторов: объективной социальной дифференциации и субъективной социальной оценки.

«восстание масс»-

«одномерный человек»-

«молчаливое большинств-

«электорат»-

28.Философия истории: линейные и формационные концепции (Гегель, Маркс и др.)

 

Критически переработав философскую теорию Гегеля, классиче-скую политэкономию А.Смита и Д.Рикардо и утопический социализм Р.Оуэна, А.К.Сен-Симона и Ш.Фурье, опираясь на материализм Л.Фейербаха, Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создают философскую систему, важнейшими частями которой выступают диалектический и исторический материализм. Провозглашая тезис о примате материального над идеальным, К.Маркс конкретизирует его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей предстает, прежде всего, как проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это приводит к выводам о смене общественно-эконо-мической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат. В результате должно быть построено социалистическое, а затем коммунистическое общество.

Для К.Маркса история человечества – это история развития человека и одновременно растущего отчуждения. Социализм же – форма освобождения от отчуждения, возврат человека к самому себе. Понятие «отчуждение» было внесено в философию Гегелем, для которого история человечества – это история человеческого.

Философская концепция К.Маркса была создана в 40-ые годы XIX столетия и изложена в работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года», опубликованные только в 1932 г. Основная мысль работы – идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности. Для Маркса процесс отчуждения происходит в труде. Труд – это живая связь человека с природой, сотворение нового мира, включая самого себя. Но с развитием частной собственности и разделения труда, труд и продукт труда приобретают самостоятельное бытие. В процессе труда, особенно в условиях капитализма, человек не сознает своих собственных творческих сил. Предметы труда становятся человеку чужими и, в конечном счете, подчиняют его себе как независимые от производителя силы. Получается, что рабочий существует для производства, а не наоборот. Отчужденный труд вырывает у человека созданные им продукты, предметы труда, тем самым у него отнимается его родовая сущность. Из всех классов рабочий класс – наиболее отчужденный класс. Рабочий – придаток машины, превращается в вещь, товар.

Отчуждение ведет к переоценке всех ценностей. При капитализме человек думает о том, как создать новую потребность для других и в том найти удовлетворение своей эгоистической потребности. Потребность в деньгах становится единственной действительной потребностью человека.

Только при социализме, по Марксу, человек сможет создать в обществе такие организации и такой способ производства, в котором человек сможет преодолеть отчуждение от своего продукта, труда, окружающих людей и от природы. Неотчужденный человек как цель социализма – это человек, который не господствует над природой, а выступает с ней в единстве.

К.Маркс разработал новое философское мировоззрение, основываясь на практическом характере жизни людей. Практика носит общественный характер, она возникает в процессе взаимодействия людей. Практика исторична, поскольку состоит в непрерывном преобразовании человеком мира и самого себя. Практика есть деятельность предметная. Все формы общественного сознания вплетены в практическую жизнь людей. Так материализм был распространен Марксом на область общественных явлений.

Переосмыслив диалектику Г.В.Ф.Гегеля, К. Маркс и Ф.Энгельс показали, что реальные диалектические процессы существуют и в природе, и в повседневной практической деятельности. Даже те ученые, которые открыто не признавали диалектику, пользовались в своих исследованиях диалектическим методом. В книге «Анти-Дюринг» (1876-1878) Ф.Энгельс объяснил, как проявляются законы и категории диалектики в живой и неживой природе, общественном развитии, творчестве. В другой своей книге «Диалектика природы» Ф.Энгельс обосновал идею о том, что развитие естественных наук к середине XIX века подошло к диалектическому пониманию природы. Большое значение для развития марксистской философии имела классификация форм движения материи, которая дает схему общей картины природы.

Немецкий философ ХХ века Эрих Фромм, оценивая философию марксизма, утверждал, что эта философия направлена на освобождение человека и человечества от старых символов и идолов, которые оно само же себе и создало, поэтому философия К.Маркса – это радикальный гуманизм.

29.Философия истории: цивилизационный подход (Н. Данилевский, О. Шпенглер, Тойнби)

Три подхода к истории общества:

Культурологический подход: Н.Данилевский, Шпенглер, П.Сорокин. НИЦШЕ. ГЕРДЕР. Исторический процесс есть смена культур, социальных отношений и совокупности личностей. Личности взаимодействуют в области культуры в соответствии с принятыми нормами. Но приходит новая личность и начинает новую культуру – вводится мода на новую культуру. Вслед за культурой происходит широкая трансформация социальных отношений.

Формационный подход: Маркс: периодизация истории человечества на основе смены способов производства и общественно-экономических формаций. Формация – социально-экономическая форма общественно-производственной деятельности. Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами.

Формация фиксирует тип об-ва, то общее и сущ-ое, что присуще разным странам и народам с одинаковым уровнем развития. Наиболее существенными эл-ми в формации явл.:

-способ пр-ва;

-базис и надстройка

Кроме того

-формы соц. общности

Основа каждой формации - ПС, т.к. они – начальный момент становления соц.организма. Их саморазвитие обусловлено всеми изменениями, кот. происх. с его структ.составляющими. Целостность об-ва, своебр. связей, черт, его структ. Эл-ов опред. ступень его разв.

С-ма ПО – эк.базис об-ва. Процесс смены Сарой сис-мы ПО новой ведет к переходу от одной формации к другой. Это связано с тем, что именно сис-ма этих отношений, т.е.эк. базис придает формации х-р конкр истор типа об-ва. Основу членения истор.процесса можно видеть и в господств. форме ПО, кот.находит свое отражение в опред. форме собств. В рез-те истории чел-во предстаетв виде 3 формаций, каждая их которых имеет опред форму собственности: общинная, частная, общественная.

Не каждый народ проходит через все формации. В ист. челов-а смена формации ведет к более развитому типу общ-ва. Однако прогресс челов-а состоит не столько в ступенчатом переходе, сколько в накоплении ценностей цивилизации на каждом витке прогресса

Социально-политические формации: 1. первобытно-общинный строй, 2. рабовладельческий, 3. феодальный, 4. капиталистический, 5. социалистический. Человек не может производить в одиночку (в историческом плане).

Достоинства формац подхода:

-позв раскрыть диалкт общ жизн, выражающуюся в закономерностях истор. процесса

-позв выявить эти закономерности

- охарактеризовать ступени этого процесса в виде смены формаций

- выявить соц-эк сущность той или иной страны или народа

- выявить специфику этапа развития

- подойти к пониманию многообразию чел.истории

Цивилизационный подход: Сен-Симон, О.Конт, М.Вебер, А.Тойнби.

Цивилизационный подход предполагает право каждого народа на социальный эксперимент – не проходят «график развития». Реализация своей культурной программы. Учет исторических обобенностей и условий.

 

30.Философия истории: мультилинейный подход (Вебер, Гидденс, Тоффлер и др.)

В последние несколько десятилетий в социологии произошло своеобразное возрождение эволюционных теорий, однако акцент делается уже не на однолинейности, а на мультилинейиости2). Мультилинейные теории предполагают, что возможно существование различных путей развития, ведущих от одного типа общества к другому. Согласно этим взглядам, различные типы обществ могут быть классифицированы в зависимости от уровня их сложности и дифференциации, однако не существует единого пути, проходимого всеми обществами.

Сторонники теорий мультилинейной эволюции также считают, что усиление адаптации к окружающей среде является основным механизмом изменений. Они полагают, что каждый последующий тип общества более эффективно адаптирован к своему окружению, чем предыдущий, более простой. Например, аграрные общества более эффективны в обеспечении постоянного добывания продовольствия, чем племена охотников и собирателей. Но, тем не менее, современные эволюционисты избегают трактовать совершенствование адаптивной способности как “прогресс”.

Мультилинейные теории предполагают, что возможно существование различных путей развития, ведущих от одного типа общества к другому. Согласно этим взглядам, различные типы обществ могут быть классифицированы в зависимости от уровня их сложности и дифференциации, однако не существует единого пути, проходимого всеми обществами.

Сторонники теорий мультилинейной эволюции также считают, что усиление адаптации к окружающей среде является основным механизмом изменений. Они полагают, что каждый последующий тип общества более эффективно адаптирован к своему окружению, чем предыдущий, более простой. Например, аграрные общества более эффективны в обеспечении постоянного добывания продовольствия, чем племена охотников и собирателей. Но, тем не менее, современные эволюционисты избегают трактовать совершенствование адаптивной способности как “прогресс”. Теория эволюции Толкогга Парсонса

Энтони Гидденс – один из самых оригинальныхи продуктивных1 социологов современности. Спектр изучаемых Гидденсом проблем весьма широк: творчество английского социолога представляет собой комплексный междисциплинарный анализ разнообразных проблем, являющихся предметом исследования различных наук – социологии, философии, психологии, политологии, правоведения и многое другое К наиболее важным теоретическим достижениям Гидденса относится построение ученым интегральной теории изучения устройства общества позднего модернитис акцентом на глобальном синтезе субъективизма и объективизма, статики и динамики. Такой подход в теории Гидденса служит фундаментом для разработки актуальных проблем социологического знания.

Макс Вебер подверг критике как эволюционные теории, так и исторический материализм Маркса. Попытки интерпретировать исторический процесс в целом в терминах адаптации к материальному миру или в терминах экономических факторов, утверждает он, изначально обречены на неудачу. Хотя эти факторы, безусловно, важны, они никоим образом не могут определять все процессы развития. Никакая “однофакторная” теория социальных изменений не может претендовать на объяснение всего многообразия социального развития человечества. Помимо экономики, не меньшее, а часто большее, значение имеют и другие факторы, в том числе военная сила, способы правления, идеология.

Если точка зрения Вебера верна (а многие с этим согласны), то никакая отдельно взятая теория не способна объяснить природу всех социальных изменений. При анализе подобных изменений в лучшем случае можно достичь двух целей. Во-первых, мы можем вычленить некоторые факторы, имеющие устойчивое и достаточно широкое влияние на социальные изменения во многих контекстах. Во-вторых, можем развить теории, объясняющие конкретные фазы или “эпизоды” изменений, — например, возникновение традиционных государств. Эволюционисты и марксисты не были неправы, подчеркивая важность факторов окружающей среды и экономических факторов для социальных изменений, — просто и те, и другие отводили им исключительную роль в ущерб другим возможным влияниям.

 


31.Техника и ее роль в истории цивилизации. Современные критические теории общества (марксизм, неомарксизм и др.).

Истоки становления понятия «техника» уходят далеко в прошлое. Древнегреческое слово techne встречается у античных мыслителей - Платона и Аристотеля. Это понятие включало два следующие основные значения: мастерство и ремесло, умение что-то делать, пользоваться сделанным, искусство изготовления и искусство применения.

В античности к области техники относили земледелие и охоту, мореплавание и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т.д. Философы древности пытались уточнить место техники в структуре человеческой деятельности и дать оценку ее роли в познании. Аристотель обращал внимание на специфику и отличие техникознания от других видов знания, таких как, опытное и теоретическое. Он отмечал, что техника это то, что ранее не существовало в природе и не могло существовать само по себе.

Древние греки отмечали противоречивую природу самой техники, проявляющуюся в неоднозначном влиянии на её создателя – человека. Так, великий трагик Софокл в своей «Антигоне» намекал на разрушительное (демоническое) начало техники, которая скрывает в себе потенциальное зло и опасность. Античный историк Геродот, напротив, восхищался разнообразными техническими достижениями древних цивилизаций и придавал технике исключительно позитивный характер. Логическим результатом развития технического знания в эпоху античности стало появление в Древнем Риме к середине III века до нашей эры первых специализированных заведений, в которых осуществлялось обучение людей технической работе. Формировались и оттачивались основные принципы технического знания, такие как оптимальность, надежность, целостность совместимость т. д. На базе математических расчетов и формул производились чертежи и графики, совершенствовался язык и основные понятия технического знания.

Ученые с различных позиций, оснований и критериев подходили к периодизации история развития техники. Приведем лишь основные подходы. Американский исследователь, Л. Мэмфорд описывает три технические эпохи. «Эотехническая» - развивающая технологии, на основе использовании дерева и воды. «Палеотехническая», в которой технологии функционировали на основе угля и применения железа. «Неотехническая», развивающаяся благодаря наличию электрической энергии и внедрению различных сплавов веществ. Основным критерием данной периодизации истории развития техники является тип энергии и характер используемого вещества, которые определяли способ развития техники и технологии.

Другой подход предложил Г.Ф. Супягин. В основу периодизации развития техники положены типы трудовой деятельности, которые обуславливают соответственно «присваивающий», «созидающий», «разрушительный» этапы преобразований техники.

 

Еще один взгляд был сформулирован Г. Волковым. В основу своей периодизации обновления техники им положен критерий передачи фундаментальных технологических функций от человека (изобретателя) к самой технике. В результате история развития техники выглядит следующим образом: этап «орудий ручного труда», в котором сам человек является непосредственно фундаментальной (энергетической и материальной) основой производства; второй этап - «машинного» производства, где основой становится уже машина, а человек является необходимым «винтиком» или придатком технической системы. Третьи этап - этап «автоматов» или, как сегодня принято называть, информационно-технических систем (АСУ, САПР, ИИ и ЭИ). Именно они олицетворяют собой новый вид техники, так называемые робототехнические системы, способные относительно самостоятельно регулировать и координировать свои параметры функционирования. Здесь, связь человека (изобретателя) и производства приобретает опосредованный характер. Этот свободный тип связи привел к тому, что технические и технологические решения более не ограничиваются параметрами человеческого организма и техника свободна в своем развитии.

Существуют модели периодизации истории развития техники, которые коррелируют с процессами, выражаемыми в понятиях: «доиндустриальное», «индустриальное», «постиндустриальное» развитие.

В доиндустриальную эпоху техника развивалась в рамках ремесленного искусства. Техника существовала в замкнутом сообществе людей, в виде конкретных умений и навыков. В этом обществе технические секреты передавались от отца к сыну или от мастера к своему ученику. Основной фигурой ремесленно-цехового производства являлся мастер.

В Новое время, на основе машинного производства, старая организационно-техническая структура производства коренным образом изменяется. На смену мастеру приходит инженер, который не только обеспечивает оптимальное функционирование технических устройств, но и создает (конструирует) технические новшества на основе последних достижений науки и техники. Инженер являетсяключевой фигурой в новой технико-технологической системе общества. Его функции не только расширяются, но и одновременно приобретают узкий специализированный характер. Это функции технолога (организатора) производства, инженера по эксплуатации оборудования (практические процессы), инженера-исследователя(проектирование и внедрение) и т.д. В результате, с изменением самого производства латинское понятие techne (искусство умелого производства) трансформируется во франкоязычный термин technique, а затем и в немецкий вариант - technic. Термин становится все более узким и специальным. Он стал означать всю совокупность средств, процедур и действий, направленных на создание орудий труда и машин. Таким образом, с развитием техники значительно изменяется и само содержание этого понятия. Однако лишь в последние 100 лет феномен техники стал предметом серьезного философского анализа.

Впервые термин "философия техники" был введен Э. Каппом в 1877 г. Огромный вклад в исследование феномена техники внесли Фр. Дессауэр, Э. Чиммер, А. Дюбуа-Реймон и др. Анализом различных аспектов философии техники так же занимались М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев, X. Йонас, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль и русский инженер П.К. Энгельмейер, один из родоначальников философии техники в России. Ими были сформулированы различные подходы к осмыслению предмета философии техники. Приведем лишь основные. Так, например, Ф. Дессауэр развивал гносеологический и культурологический аспекты анализа технических наук. Экзистенциальную составляющую исследовали М. Хайдеггер, К. Ясперс и X. Ортега-и-Гассет. Этические и нравственные вопросы техники исследовали К. Ясперс и И. Кесслер. Эсхатологичекую проблематику техники анализировал Н.А. Бердяев. Социально-политические проблемы техники и теорию технологического детерминизма разрабатывали американские ученые Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, З. Бжезинский, Э.Тоффлер.

В ХХ веке интерес к проблемам техники во многом усилился. Это объяснялось ростом ее роли и значимости в развитии современного общества. С 1960-х годов философские исследования техники приобретают статус самостоятельной философской дисциплины. Поскольку техника оказывается решающим фактором экономической, научной, политической сфер жизни общества, определяет состояние экологических отношений с природой, а также контуры будущего человечества с учетом глобальных проблем современности. Актуальным также становиться анализ феномена техники и перспектив ее развития в постиндустриальном обществе.

В философской литературе термин техника может использоваться как в узком, так и в широком значении. В первом значении, она понимается как совокупность технических систем, произведенных человеком на основе методов инженерной деятельности. Во втором, техника выступает как комплексный технический подход в построении и функционировании человеческой деятельности: промышленной, научно-исследовательской, военной, медицинской, коммуникационной, управленческой и т.д. Объединение этих подходов позволяет более полно представить технику в единстве следующих аспектов:

- как совокупность технических устройств, артефактов - от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

- как предельная техническая система – «техносфера», в которой техника приобретает самостоятельное значение и противостоит природе;

- как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств - от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации;

- как совокупность технических знаний - от специализированных (технических) до теоретических.

В современных условиях особую значимость приобретает понятие технологии. Технология в узком понимании сводится лишь к методу (способу или приему) создания какого-либо продукта. В широком смысле в технологию, необходимо включить не только систему артефактов социума, но и всевозможные технические процедуры, процессы, орудия, машины, технических приспособления и многое др. Под технологией понимается совокупность последовательных операций по целенаправленному использованию техники. Уровень технологии всегда соответствует уровню и степени развития самой техники. Исторически техника и соответствующая ее технология базировались на ручном труде,далее опирались на машинное, а затем и на автоматизированное производство.

На первом этапе техника выступает преимущественно в виде инструментов, которые расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь. При этом человек являлся материальной основой технологического процесса.

На втором этапе основой технологического процесса становится машина. Теперь человек дополняет возможности самой машины и выполняет функцию ее технологического компонента.

На третьем этапе человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи. Он выступает в роли контролера, организатора автоматизированного производства и творчески использует свои способности. Определяющую роль играют не физические возможности человека, а сила его интеллекта, организационные способности и знания.

С этого этапа начинается процесс объединения науки и технологии. Он запускает механизмы научно-технического прогресса и стимулирует развитие научно - технологических революций, что приводит к ускоренной перестройке всего технико-технологического базиса общества. Этот процесс можно представить так: от «революции пара» к «революции электричества», а от нее к современным технологиям: нанотехнологиям, IT- технологиям, генно-инженерным и другим направления развития современных технологий.




Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 45 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав