Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Эстетизация зла в культуре романтизма.

Читайте также:
  1. Ациклические упражнения в оздоровительной физической культуре
  2. Билет 15 Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре
  3. Билет № 3. Значение науки в культуре и ее отличия от искусства, религии, повседневного сознания
  4. В любой человеческой культуре, отмечает Парсонс, фундаментальное значение имеет коммуникация, ее основой является язык.
  5. В. В. Виноградов. О культуре русской речи
  6. Вопрос 15.Реформы Петра I (военно-административные реформы, изменения в культуре и быте).
  7. Выполните задания по культуре речи, используя значения норм литературного языка.
  8. Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края
  9. Ж) эстетизация среды жизнедеятельности и развития ребенка.
  10. Задание 1. Прочитайте изречения, имеющие отношение к красноречию, риторике, общению, культуре речи.

Что такое зло, я попробовало объяснить в первой главе данной работы. Взглянув на зло с различных точек зрения. А вот что такое эстетизация? Почему она произошла? Что такое романтизм? Существует ли эстетизация зла в современном мире? На эти вопросы я постараюсь ответить далее в своей работе.

Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону.

Романтизм — это духовно-культурное течение, существовавшее в Германии, Франции, Англии, России и Америке в последнее десятилетие 18 века и в первой трети 19 века. Влияние романтизма на всю культуру 19 века немаловажно. Основная черта романтизма, как движения — стремление противопоставить миру рассудка, закона, индивидуализма, утилитаризма, наивной веры в линейный прогресс — новую систему ценностей: культ творчества, примат воображения над рассудком, критику логических, эстетических и моральных абстракций, призыв к раскрепощению личностных сил человека, следование природе, миф, символ, стремление к синтезу и обнаружению взаимосвязи всего со всем. Причем довольно быстро аксиология романтизма выходит за рамки искусства и начинает определять стиль философии, поведения, одежды, а также и других аспектов жизни.
Парадоксальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивидуума с тяготением к безличному, стихийному, коллективному; повышенную рефлективность творчества — с открытием мира бессознательного; игру, понимаемую как высший смысл творчества, — с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь; индивидуальный бунт — с растворением в народном, родовом, национальном. Эту изначальную двойственность романтизма отражает его теория иронии, которая возводит в принцип несовпадение условных стремлений и ценностей с безусловным абсолютом как целью. К основным особенностям романтического стиля надо отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма; обостренное внимание ко всему своеобычному и нестандартному; интерес к мифу и даже понимание мифа как идеала романтического творчества; символическое истолкование мира; стремление к предельному расширению арсенала жанров; опору на фольклор, предпочтение образа понятию, стремления — обладанию, динамики — статике; эксперименты по синтетическому объединению искусств; эстетическую интерпретацию религии, идеализацию прошлого и архаических культур, нередко выливающуюся в социальный протест; эстетизацию быта, морали, политики.

Историческими этапами в развитии романтизма были зарождение в 1798-1801 гг. йенского кружка (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Тик, позже – Шлейермахер и Шеллинг), в лоне которого были сформулированы основные философско-эстетические принципы романтизма; появление после 1805 гейдельбергской и швабской школ литературного романтизма; публикация книги Ж. де Сталь «О Германии» (1810), с которой начинается европейская слава романтизма; широкое распространение романтизма в рамках западной культуры в 1820-30 гг.; кризисное расслоение романтического движения в 1840-х, 50-х гг. на фракции и их слияние как с консервативными, так и с радикальными течениями «антибюргерской» европейской мысли.

Непосредственной предпосылкой, вызвавшей появление романтизма, была Великая французская буржуазная революция. До революции мир был упорядочен, в нем была четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека появилось чувство одиночества. Возникает новый взгляд на внутренний мир.
Отказ от просвещенческой аксиомы разумности как сущности человеческой натуры привел романтизм к новому пониманию человека: под вопросом оказалась очевидная прошлым эпохам атомарная цельность «Я», был открыт мир индивидуального и коллективного бессознательного, прочувствован конфликт внутреннего мира с собственным «естеством» человека. Дисгармония личности и ее отчужденных объективаций особенно богато была тематизирована символами романтической литературы (двойник, тень, автомат, кукла, наконец – знаменитый Франкенштейн, созданный фантазией М. Шелли).

Религия предана романтиками глубочайшей переоценке. Они узрели в ней путь от конечного к нескончаемому. Нескончаемое это смысл и исток всего конечного.
Романтизм поновой открыл природу как всемогущую животворящую силу на пороге нового столетия. Ненависть к тиранам, экзальтированная свобода, чувства сильнейшие, страсти неукротимые, характеры цельные и бескомпромиссные - все это вошло в моду романтичного века.

Для творчества эпохи романтизма было характерно такое явление как эстетизация зла, смерти. Действительно, романтизм с его люциферианским бунтом выльется только в авантюры воображения. Борьба Сатаны со смертью в "Потерянном рае"[5], излюбленной поэме романтиков, символизирует эту драму, которая приобретает тем большую глубину, что смерть (так же, как грех) - это детище Сатаны. Поскольку бунтарь считает себя невиновным, он, чтобы сразить зло, отказывается от добра и снова порождает зло. Романтический герой прежде всего осуществляет глубинное и, так сказать, религиозное смешение добра и зла. Герой этот - "роковой", поскольку в роке сливаются добро и зло и человек не может от этого защититься. Романтический герой является "роковым" еще и потому, что вместе с ростом его мощи и гениальности в нем растет и сила зла. Каким бы демоническим ни был художник, и в частности поэт, эта весьма старая идея приобретает у романтиков вызывающий характер. В ту эпоху существует даже своего рода империализм демона, стремящегося завладеть всем. Джон Мильтон в поэме «Потерянный Рай» осторожно писал о Боге и ангелах, и смело - о демонах и геенне. Поэт, гений и просто человек в самом возвышенном его образе восклицает вместе с Сатаной: "Прощай, Надежда! Заодно прощай и страх, прощай, раскаянье, прощай, Добро! Отныне, Зло, моим ты благом стань!" Это крик оскорбленной невинности.

Романтический герой полагает, что, тоскуя по недостижимому добру, он вынужден творить зло. Сатана восстает против Создателя, ибо тот пользуется своей властью, чтобы умалить его. "Он выше нас, - говорит о Боге Сатана, - не разумом, но силой, в остальном мы равные".[6] Здесь явно осуждается божественное насилие. Небесный бунтарь отступает от агрессивного и недостойного Бога, "чем дальше от него, тем лучше". Он будет царить над всеми силами, враждебными божественному миропорядку.

Альфре́д Викто́р де Виньи́, крупнейший представитель французского аристократического, консервативного романтизма преподносит сатану в образе: "Печальный очаровательный юноша". В поэме М. Ю. Лермонтова «Демон», которая по праву принадлежит к шедеврам не только Лермонтовской, но и всей европейской романтической поэзии образ демона описывается так: "Красой блистая неземной", могучий и одинокий, страдающий и презирающий, он убивает, не задумываясь. Но его оправдывают страдания.

В романтизме конечно, никто не проповедует убийство ради убийства. Однако убийство входит как составная часть в наивысшую для романтиков ценность - неистовство. Неистовство - оборотная сторона скуки. Герой произведения английского поэта-романтика Джоржда Байорона, неспособный к любви или же способный только к безнадежной любви, страдает. Он одинок, он изнывает, жизнь томит его. Для того чтобы он почувствовал себя живым, ему нужна яркая экзальтация быстрого всепоглощающего действия. Любить только то, чего больше уже не увидишь - это значит любить в пламени и воплях отчаяния, чтобы затем сгинуть в пропасти. Романтический герой по-настоящему живет лишь минуту и минутой.

Не проповедуя злодеяние в прямом смысле слова, романтизм берется показать глубинный порыв протеста в условных образах человека вне закона, доброго разбойника, великодушного бандита. Кровавая мелодрама и черный роман празднуют свой триумф. Романтики дают волю тем чудовищным потребностям души, которые другие будут утолять в лагерях смерти. Несомненно, эти романтические произведения были также и вызовом современному им обществу. Но в своих глубинных истоках романтизм бросает вызов прежде всего нравственному и божественному закону. Еще истовее, чем культ индивида, романтизм исповедует культ литературного героя. Именно в этом романтизм логичен. Не уповая больше на закон или единение с Богом, упорно ополчаясь против враждебной судьбы, торопясь поддержать все то, что еще можно спасти в мире, обреченном на смерть, романтический бунт ищет решения в твердой позиции. Такая позиция собирает в некую эстетическую целостность человека, отданного во власть случая и уничтожаемого божественным насилием. Обреченное смертью существо блистает хотя бы перед исчезновением, и этот блеск - его оправдание. Романтики говорили о своем одиночестве столь красноречиво лишь потому, что они действительно испытывали его боль - боль нестерпимую. Все они умели говорить о страдании, о муках, и тому есть причина: отчаявшись преодолеть боль и изживая ее только в бесплодных пародиях, эти люди интуитивно чувствовали, что боль - их единственное оправдание, их подлинное благородство. Вот почему наследие романтизма появившиеся «поэты преступления». Преступление, приобретает утонченный облик. Сам ужас превратится в изысканное ощущение и редкостный предмет любования. Слова английского поэта ясно выражают суть эстетизации зла: "Я не только был бы счастлив стать жертвой палача - я не отказался бы и от роли самого палача, чтобы ощутить революцию двояким образом".. Одна из ветвей романтизма - эпатаж. Царит эстетика одиноких творцов, упрямых соперников заклейменного ими Бога. Начиная со времен романтизма художник ставит перед собой задачу не только творить мир, не только воспевать красоту ради красоты, но также и определять свою позицию. В таком случае сам художник становится моделью, он предлагает самого себя в качестве образца: искусство - это его мораль. С романтизмом начинается век духовников. Но в недрах самого романтизма бесплодность такой позиции не укроется от глаз некоторых бунтарей, представляющих собой переходный тип между эксцентрикой (или Невероятным) и нашими революционерами-авантюристами. Некоторые писатели пусть даже напоказ, сражаются за свободу. Они тоже демонстрируют себя, но на другой лад. Мало-помалу бунт переходит от эпатажа к действию, которое вскоре подчинит его себе целиком. Французские студенты 1830 г. и русские декабристы предстанут тогда как самые чистые воплощения поначалу одиночного бунта, который впоследствии, невзирая на многочисленные жертвы, будет искать путь к единению. И наоборот, у наших революционеров обнаружится тяга к неистовой жизни и к апокалипсису. За показательными процессами, жуткой игрой следователя с подследственным, мизансценами допросов порой угадывается трагическая склонность к старому обману, когда романтический бунт, отказываясь от своей подлинной сущности, временно приговаривал себя к позерству в тщетной надежде завоевать более глубокое бытие.

Также для примера эстетизации зла в литературе в эпоху романтизма приведу произведения знаменитого американского писателя Э́дгара А́ллана По[7], чьи произведения были пронизаны ликом смерти, и эстетизацией вечного сна.

Эдгар По раскрашивал свой кусок холста американского романтизма в драматические, трагические тона, в краски скорби и тоски, ощущения страха, леденящего душу ужаса и близости смерти.
С пришествием в литературу Эдгара По, появляется герой, изображение внутреннего мира которого кардинально отличается от того, что было принято предыдущими литературными школами: может быть показана и раздвоенность психики, и маниакальность убийцы. Эдгар По без стеснения показывал людям маргинальные состояния их душ. Бледный лик, худоба, даже лёгкость и неестественно сияющий взор - вот словесное описание большинства тех героев По, кому суждено покинуть общество живых. Эдгар По, по сути, главный, если так можно выразиться, представитель американского романтизма и даже всей литературы XIX века. С увлечением учёного он описывает всевозможные психические состояния, пограничные в общем и граничащие со смертью в частности. Художественный язык и романтическая символика сплетены с аристократизмом, и невозможно отделить одно от другого - всё едино, целостно и сочится великолепием утончённости. Безумие, страх, долгие часы ужаса - это то, о чём писал Эдгар По. Невозможность постичь - красоту ли, смерть ли, что-либо ещё - об этом писал Эдгар По. Упадок, увядание, разрушение и связанные с этим мучения и метания - и об этом писал великий Эдгар По. Перерождение, воскресение, реинкарнация - тоже частые для Эдгара По темы. Смерть в произведениях Эдгара По всегда носит оттенок неумолимости - поражённый болезнью человек ожидает своего отбытия в мир иной и окружающие наблюдают это нисхождение. Но несмотря на подчёркиваемую неизбежность смерти, автор воспевает жизнестойкость, он не суицидален, а говорит о том, что всему можно сопротивляться, даже смерти.

Начатая в эпоху предромантизма с безобидного "любопытства ко злу" ("готические романы" с тяготеющим над героем преступным роком), дьяволиада у романтиков продолжилась демонизмом, а в ХХ в. сатанизмом (достаточно в связи с этим упомянуть "сатанистские" мотивы постдекаданса и постмодернизма, трактат Дж. Папини "Дьявол" (1953), где делается попытка полной реабилитации Сатаны и др.).

 

Возникает вопрос какое наследие имеет мир после такого явления как эстетизация зла? происходит ли эстетизация зла в современном мире или она уже окончательно пустила свои корни в современный устрой жизни? Понимаем ли мы сейчас что есть зло а что есть добро? Чем отличается эстетизация зла 18-19 веков от современной?

На эти вопросы я попробую ответить далее. Внимательно наблюдая за процессами, происходящими в современном искусстве, нельзя не заметить склонность художников к изображению вещей и явлений, которые являются противоположностью всем нашим представлениям о прекрасном. Существует определение эстетики как науки о прекрасном, поэтому проблема разрушения образа, на мой взгляд, является сейчас одной из самых важных.. Происходит эволюция искусства. Нам больше не показывают прекрасное, заменяя его безобразным. Безобразное, если вслушаться в это слово, значит «без образа». Образ уходит на дальний план, иногда и пропадает вовсе, а заменой его выступает материализованная пустота, искусно поданное зло. Эстетические критерии прекрасного здесь перестают существовать. Многие произведения запоминаются лишь тем что оставляют сильные эмоциональные реакции. Но апелляция к инстинктам, чтобы привлечь внимание зрителя – это маркетинговый ход (не стоит забывать, что современное искусство часто является коммерческим, даже то, что гордо именует себя «некоммерческим) или все же это происходит из-за падения нравов, духовного кризиса? Первое вполне логично, а вот второе заставляет испугаться и задуматься. Слишком похоже на правду. Возможно, эстетизация зла является естественным следствием нарушения гармонии в мире, в духовной жизни человечества.
Добро, истина и красота, эти три главные ценности человека, потеряли свое значение, и скромно жмутся к стенам, а их место занимает что-то новое. При разрушении религиозных традиций и возрождении атеистического начала культура стремится к свободе, к разнообразию, что приводит к произволу и хаосу, а именно это сейчас у нас и происходит. Понятие искусства как самовыражения, появившееся в эпоху романтизма, в двадцатом веке становится преобладающим над определением художника как медиума, связующего звена между «божественным» и «мирским». Каноническая культура, состоящая из традиционных видов искусства – живописи, музыки, театра, балета и литературы отступает на задний план перед агрессивным напором молодежных субкультур, которые претендуют на свое место в культуре. Так, рэп[8], становится музыкой, а граффити[9] – еще один видом изобразительного искусства. Свобода в выборе тем для творчества и привела к такому разнообразию путей самовыражения художника. Согласно романтической концепции культуры, произведения настоящих художников и писателей были высшей реальностью – работами, которые возносились над повседневным миром. Сами художники считались исключительными, одаренными существами со сверхъестественными талантами, творившими не на продажу, а во имя высшего идеала. Во второй половине двадцатого века здание аристократической культуры рухнуло. Многие считают переломным моментом 1962 год, когда Энди Уорхол выставил свои рисунки суповых консервов и банок кока-колы в галерее «Стейбл». Отсутствие смысловой нагрузки было восполнено новизной идеи. Стало понятно, что оперировать существовавшими понятиями об искусстве более невозможно. Зло идет от отсутствия образа, от подмены понятий. Отсутствие образа и подвигает на написании концепций и развитие «концептуального искусства». Необязательным стал «смысл» художественного произведения, его мораль, важнее стал тот Шум, который оно способен вызвать в массах. Зритель стремится найти смысл там, где его нет, и каждый видит что-то свое. Смысл многих работ, показать, что безобразное может привлекать иногда сильнее, чем прекрасное. Смотреть на публику порой не менее интересно, чем на выставленные работы. Но шок непонимания и эстетический восторг – это противоположные реакции. Но, возможно, что и через шок можно прийти к катарсису, к очищению. Но мое сознание противится этому, я хочу видеть прекрасное, подняться, а не погрязнуть еще глубже в «шуме». Для меня представление прекрасного через его противоположность кажется следствием тяжелой духовной болезни общества. Трансформация мусора (в прямом смысле этого слова, я имею в виду инсталляции из картонных коробок, старых манекенов и других отбросов утилитарной потребительской культуры) в высокое искусство – это ее симптомы.

Но только ли двадцатый век – время пика эстетизации зла?
Искусство уже не является подражанием. Оно существует само по себе. Еще Платон говорил что искусство – иллюзия, оно далеко от истины и с помощью искусства познать мир нельзя. Современный художник волен изображать мир таким, каким его видит, не считаясь с канонами и нормами. Так что современные концепции в какой-то мере созвучны платоновской идее. Художник ответственен за свое творчество перед своим произведением, зрителем и самим собой. Еще А. Эйнштейн писал, что «художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему», занимаются «созданием простой и ясной картины мира». Сейчас практический каждый может стать художником, создать свою картину мира. Современное социокультурное пространство дает любому человеку возможность самовыражения. С усовершенствованием технологии практически каждый человек, имеющий соответствующую аппаратуру, может записать дома музыкальный компакт-диск и издать его с помощью пишущего CD-roma или опубликовать свои произведения в Интернете. Искусство является элементом культуры, культура – элементом человеческого сообщества. Значит, если созданное несет зло, значит, зла в мире становится больше. Верно и обратное – современный мир ужесточается, происходит переоценка ценностей, вследствие чего появляется больше произведений, представляющих зло в том или ином виде. Современный мир интересен своим многообразием. При написании данной темы, при подборе материала к данному вопросу я нашла несколько интересных исследований, например, книгу Линор Горалик «Полая женщина», где о кукле Барби рассказывается как о социокультурном феномене, или книга, где через философию героев американского мультфильма о семье Симпсонов рассматривается современное общество и его проблемы. Эстетическим явлением может быть любое явление, существует бесконечное число вариантов и альтернатив. Поэтому обращение к злу, и представление искусства через безобразное не является единственной возможностью самовыражения. Добро и зло – существующие в паре противоположности. Без существования одного невозможно существование другого. Но у человека всегда есть выбор, к чему ему обратиться.

 

 

Заключение

Данная работа началась с вопроса: «Что такое зло?».

Задумавшись, я поняла, что знаю, что есть зло и что есть добро, но две эти противоположные вещи настолько многослойны, в каких то ситуациях очень тонка грань между ними. Зло понятие общее, обхватывающее множество различных явлений, событий. Но подсознательно все мы знаем что есть добро и что есть зло.. Задумавшись о причинах возникновения того или иного зла, происходит некий тупик. Кто-то во всем зле видит происки сатаны, кто-то во всем винит самого человека, кто-то общество, а кто-то копает глубже. Например, в том что причиной совершения серийным убийцей своих злодеяний, усматривает его детская психологическая травма, или некий комплекс неполноценности, или то что общество его не поняло и не приняло. Много можно рассуждать на эту тему, но вывод который лично я сама для себя сделала, таков: Каждый человек и добр и зол. И у каждого человека есть свобода выбора, которая не зависит ни от чего. Человек сам делает для себя выбор как ему поступить. Совершить добро или зло.

В сознании существует некая установка, добро-хорошо, а зло- плохо. Но некоторые явления меняют всё сверх наголову. Таким явлением представляется эстетизация зла. Это явление получило наибольший расцвет в эпоху романтизма 18 - 19 века.

Романтики того времени пересмотрели свое отношение ко всему мирозданию, увидели прекрасное в бунте личности, в темной стороне души. Образ Дъявола стал не в виде рогатой твари, а стал печальным бледным юношей, не согласным со своим положение раба божьего. Он бунтует, и получает свободу. Романтики того времени писали о своем интересе к античному миру, традициям средневековья, интерес к быту и обрядам прошлого, и отсутствие интереса к происходящему в их время. Общество казалось примитивны, церковь и религия лживой, и единственный выход как заявить о себе о своих суждениях был бунтарским. Согласно логике романтистов наиболее свободны и независимы сумасшедшие, разбойники, тираны, диктаторы и сам сатана. Именно эти персонажи зачастую являлись героями многих произведении романтиков. Наследие, которое дало нам то время, это феномен эстетизации зла. В современном мире он повсеместно присутствует.

Творчество современных фотографов изображающих смерть в выгодном свете, появление таких субкультур как эмо-[10], готическая культура, художественные фильмы о зле, где главный герой является по сути чудовищем, убивающим невинных, но он приятен зрителю в результате просмотра.

Естественно современная культура имеет прекрасные работы, светлые книги, фильмы, картины. По этому нельзя сказать, что все вокруг в современности пропитано злом. Это было бы не правильно.

Есть и добро и зло. На что опираться, какую музыку слушать, какие фильмы смотреть, какие выставки посещать каждый человек решает для себя.

Это и есть вечный вопрос противодействия добра и зла и все зависит от выбора каждого.

 

Список использованной литературы

1) Пивоев В.М.: История философии: учебн. пособие для гуманитарных факультетов.- Санкт-Петербург: изд-во Лань, 2002.- 323с.

2) Сведенсен Ларс Философия зла/ пер.Н.Шинкаренко.- Прогресс-Традиция, 2008. -352 с.

3) Манн Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма: Учеб. пособие для вузов. - Москва: Аспект-Пресс, 2001. - 447 с.

4) Зарубежная литература XIX века. Романтизм: Хрестоматия. Москва, 1990.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://labrys.ru/

 

 


[1] австралийский философ, писатель и гуманист, известный также своими мемуарами о нелёгкой судьбе румынских эмигрантов, в среде которых он рос и воспитывался.

 

[2] ЛАКТАНЦИЙ (Lactantius) Луций Цецилий Фирмиан — (ок 250 – ум. после 325) – церк. писатель, преподаватель красноречия в Никомедии. Латинский христианский апологет.

[3] Достоевский Федор Михайлович — Дневник писателя. 1873 год

 

[4] Уильям Блэйк (англ. William Blake; 28 ноября 1757, Лондон) — английский поэт и художник, мистик и визионер.

[5] Потерянный рай (англ. «Paradise Lost») — эпическая поэма Джона Мильтона, впервые изданная в 1667 в десяти книгах. В издании 1674 года книг стало 12. Поэма описывает историю первого человека Адама.

 

[6] Цитата из книги Джона Мильтона «Потерянный рай»

[7] (англ. Edgar Allan Poe; 19 января 1809 года — 7 октября 1849 года) —американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма.

[8] ритмичный речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом.

[9] изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

[10] молодёжная субкультура. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо — ранимый и депрессивный человек, склонный к суициду.




Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 83 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав