Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Лекция. Философия Аристотеля (384-322 гг

Читайте также:
  1. Вопрос 1.Лекция.
  2. Вступительная лекция.
  3. Вступительная лекция.
  4. ВТОРАЯ ЛЕКЦИЯ. ЯМА.
  5. Культура Нового времени. Лекция.
  6. Лекция.
  7. Лекция.
  8. Лекция.
  9. Лекция.
  10. Лекция.

Философия Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)

Аристотель – ученик Платона, выступил с критикой Платона.

«Платон мне друг, но истина дороже».

Признавал существование мира идей, но в отличие от Платона утверждал, что идеи находятся в самих вещах.

Вещь – воплощение идеи.

Идеи вне вещей существуют отдельно. Идея находится в самой вещи.

Человек – это единство души и тела, поэтому со смертью человека умирают и душа и тело. (Аристотель).

В Эминистический (др. Рим) период в философии появились 3 течения:

1) Эпикуреизм (основатель Эпикур).

Считал философию практическим учением, которая нужна человека, чтобы обеспечить спокойную жизнь.

ЦЕЛЬ: достичь душевного спокойствия (безмятежности).

Атараксия (душевное равновесье посредством размышлений).

Шкала: «Сад Эпикура».

3) Скептицизм (греч. исследующий) (основатель Пиррон) (скептики).

Утверждалось, что цель человека достичь абсолютного покоя.

Считали, что познание – разрушительная сила (так как всякие утверждения или отрицания – они вредны. Нужно воздерживаться от каких-либо суждений). Суждение – есть позиция. Не факт разрушается объективность, является ли верным?

Утверждали, что нужно следовать жизни без какого-либо мнения.

Нужно отказаться от знания (философии)

3)Стоицизм (стоики) (до 3 в н.э.).

Стоики утверждали, что человек стремясь к гармоничному развитию должен следовать природе. ( уйти от всего мирского, следовать природе – уйти в себя).

Главное состояние – состояние апатии (бесстрастие).

Жизнь – хаос, уйдя в себя человек, приведет это в состояние порядка.

Жизнью человека управляет судьба (рок).

Главный удар судьбы – смерть.

Смерть человек должен встретить достойно.

 

 

Тема: Человек и картина мира в Средневековой философии.

1. Философские взгляды Августина Блаженного

2. Философское учение Фомы Аквинского.

3. Проблема универсалий в средневековой философии.

 

5-16 века (Философия охватывает) (Средневековая).

Главная особенность философии, то, что она развивалась с учетом догм Христианства (то, что изменить нельзя).

Церковь использовала философию для развития христианского учения. (обосновать).

Философию в то время называли – «Служанка Богословия».

Основные этапы (2 этапа):

1) Патристика (от латинского патер – отец церкви) (5-9 вв) этап патристики. (А.Блаженный).

2) Схоластика (схоласты) (от латинского схола – школа) (9-16 вв).(Фома Аквинский).

 

 

Г.

Лекция.

1. Августин Блаженный (Аврелий) (354-430 гг)

Проповедник (тот кто несет благую весть) (отец церкви).

Основные труды:

· «О городе Божьем».

· «Исповедь».

· «О троице».

Философские проблемы:

1) Проблем времени и бытия. Считал, что Бог сотворил мир из ничего. (при этом Бог сотворил время, которого до этого не существовало).

Утверждал: Бог находится вне времени, он вечен и он всегда находится в настоящем.

Человекчасть природы, но и часть Бога (душа человека – часть дыхания Бога).

Поэтому время для человека распадается на три состояния: (человек как часть материального времени).

1) Настоящее прошлого (память).

2) Настоящее настоящего (с озерцание).

3) Настоящее будущего (надежда).

По мнению Августина – все субъективно, время находится в уме (душе) человека.

 

2). Движение истории.

«История определяется божественным провидением, она имеет направленность, то есть вектор движения».

«Движение истории определяется ее течением от града Земно к граду Божьему. (идеальное общество – христианская религия и церковь определяют все сферы жизни).

Августин впервые выдвинул идею прогрессивного развития общества.

3) Человек и его движение к Богу.

«Человек – есть разумная душа, которая пользуется земным телом». Человек стремиться к Богу, потому что в нем он находит любовь, благодать.

Бог – высшая истина (знания).

Выделены два пути движения к Богу (как прийти к истинному знанию):

1) Через веру (самый верный путь).

2) Через разум (путь ошибочный) (разум не совершенен).

 

2. Форма Аквинский (этап схоластики) (священнослужитель – преподаватель во Франции).

Самая известная работа: «Сумма Теалогиги».

Первая проблема сущности человека.

В Средневековье во взглядах на человека господствовала позиция – Сила от Платона (Душа бессмертна). Такая позиция приводила к противопоставлению духа и тела. Это приводило к появлению «ересей» (еретики) - сектантские учения внутри христианства (душа – главное в человеке, о теле можно не заботиться).

Решение проблемы «ересей»: Аквинский применил к учению о человеке позицию А ристотеля (идеи в самих вещах). Он утверждал, что Бог – это доброе начало и ничего плохого он создать не может, соответственно и душа и тело – добрые начала. От сюда – нельзя отделять душу и тело.

«Человек – гармония (единство) души и тела».Аристотелевский поворот.

Вторая проблема – Движение человека к Богу.

Признавал два пути движения к Богу:

1) через веру

2) через разум

«Путь через веру – самый короткий, путь через разум (разум заблуждается) – длинный (долгий).

 

3. О проблеме универсалий.

Проблема соотношения общих и частных понятий. (Бог – наиболее (общее) понятие).

Частное – Бог (отец, сын, святой дух) Как доказать, что это одно и то же?

В 11 в. возникли три течения:

1) Реализм. (Общее существует реально, как и единичные предметы)

2) Номинализм. (Существуют только единичные вещи, а общее реально как вещь не существует?)

3) Концептуализм. (Общее не существует реально вне вещей). (Общее существует реально относительно нашего ума (Концептуально). (Общее – бог, бытие, созданное богом – мир единичных вещей (общее проявляется в единичном, единичное – это часть общего).

 

1. Реализм (англ. Философ Ансельм Кентерберийский).

Он утверждал, что разработал онтологическое доказательство бытия Бога:

- «У каждого человека и даже у безумца есть мысль о существе, которое превыше всего – это мысль о Боге».

Если у человека есть эта мысль, значит Бог существует в действительности, т.е. в реальности (начало реализм – течение).

Общее существует реально, как и единичные предметы, от сюда Бог существует, реально, как и все его воплощения.

 

2. Номинализм (франц. Росцелин).

«В мире существуют только единичные вещи, и общее реально как вещь не существует».

Общие понятия – слова – звуки голоса – намины (названия). (течение номинализм).

Считал, что общее это отвлеченное нашего ума, это порождения ума.

Троица у него – три названия одного и того же лица (Бог – единственное лицо).

3. Концептуализм (Пьер Абеляр (фразцузск.)

Общее – не существует реально вне вещей. (сторонник Аристотеля).

Общее существует в самих вещах и выделяется нашим умом, когда мы изучаем вещи.

Таким образом, наш ум (концепт) выделяет общее и для нашего ума – общее существует вполне реально, но при этом общее присутствует в нашем уме, то есть концептуально. (общее существует реально относительно нашего ума).

Для него 3 лица – троицы – это три атрибута Бога:

1) Могущество.

2) Мудрость.

3) Благодать.

(Расценено церковью как ересь).

Только трактовка Фомы Аквинского получила одобрение церкви:

Аквинский предложил оригинальное решение:

«Общее существует вполне реально, и это общее находится в Боге. Бог – это общее в чистом (идеальном) виде. Есть бытие созданное Богом – это мир единичных вещей.

Общее проявляется в единичное, а единичное – это часть общего. (Троица – взаимосвязь Бога).

 

Тема: Философия эпохи Возрождения (Ренессанца).

Г.




Дата добавления: 2015-01-07; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав