Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Владимир Высоцкий – «сердце» авторской песни

Читайте также:
  1. Андрей Владимирович слезал с дерева и держал на руках Тему. А Тема держал на руках кота. Кот пихался лапами и сердито мяукал.
  2. АРХИТЕКТУРА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА
  3. Бодриков Денис Владимирович
  4. В) Владимира Чивилихина
  5. В.С.Высоцкий
  6. Валерий Павлович Соломин, Леонид Александрович Михайлов, Татьяна Владимировна Маликова, Олег Вячеславович Шатровой Психологическая безопасность
  7. Васильева Владимира Александровича
  8. Ведомости. 3.05.07. Президент Владимир Путин наградил брата и сына директора ФСБ Николая Патрушева орденами.
  9. Вернадский Владимир Иванович
  10. Витрянский Василий Владимирович

Задания:

1.Просмотр портала «Слово», знакомство с материалами И.Б. Ничипорова по авторской песне и творчеству В.Высоцкого

2.На сайте «Музей Высоцкого» ознакомиться с воспоминаниями друзей и соратников о В. Высоцком и его песнях. Выбрать наиболее характерные тексты.

3.Прочитать тексты его стихотворений-песен и подобрать по 1 примеру к каждой теме.

4.Имманентный анализ 1 стихотворения («Чужая колея», «Монолог», «Я не люблю», «О поэтах и кликушах» или по выбору).

5.При изучении темы используются песни В.С. Высоцкого, по усмотрению преподавателя и желанию студентов.

6.Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1.Авторская песня и причины ее популярности в 1960-70-е годы. Влияние творчества В.С. Высоцкого на становление и развитие авторской песни в СССР.

2.Этапы творческой деятельности В.С. Высоцкого. Тематика ранних песен и стихов. «Блатной» период в его творчестве – юношеское восприятие окружающего мира.

3.Гражданская позиция в творчестве Высоцкого. Песня «Чужая колея».

4.«Лирический герой и власть» в песнях В.С. Высоцкого. Высоцкий о роли поэта в обществе. Анализ песен «Монолог», «Я не люблю», «О поэтах и кликушах».

5.Песни о войне и людях на ней. Альбом «Сыновья уходят в бой».

6.Дружба и любовь в творчестве Высоцкого.

7.Юмор и сатира в песнях В.С. Высоцкого.

8.Песни-аллегории.

9.Фольклорные жанры, мотивы, образы в его творчестве.

10. Завершается занятие дискуссией «Я и Владимир Высоцкий».

Литература

1. Портал «Слово» статьи И.Б. Ничипорова об авторской песне и творчестве Высоцкого.

2. Корман Я. Владимир Высоцкий: Ключ к подтексту. Ростов-на Дону. Феникс. 2006.

3. Новиков В. Авторская песня. – М., ОЛИМП. ООО «Издательство АСТ». 1997.

4. Евтюгина А., Гончаренко Н. Сценарии власти в поэзии А. Галича и В. Высоцкого. – М., ГКЦМ В.С. Высоцкого 2003.

5. Леонидов П. Владимир Высоцкий и другие. – Красноярск: Красноярец, 1992.


ЗАНЯТИЕ № 8ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ В ПОВЕСТЯХ Ю. ТРИФОНОВА Задание 1. Прочитать две повести Ю. Трифонова по выбору.2. Подготовить реферативное сообщение на тему: «Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова».3. На основе анализа одной из повестей сделать вывод о своеобразии конфликта и особенностях поэтики произведения. Приведите для примера цитаты из текста. 4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам: 1.Основные этапы жизни и творчества Ю. Трифонова.2.Быт и бытие в повестях Ю. Трифонова. Как решает писатель проблему столкновения материальных и духовных ценностей?3.Герои Ю. Трифонова и варианты нравственных программ и норм.Бытовое и социально-психологическое значение ситуации обмена в повестях Ю. Трифонова.4.Авторское отношение к позиции героев.5. Мастерство сюжетосложения, «ключевое слово» как одна из особенностей повествования. Своеобразие психологизма писателя. ЛИТЕРАТУРАХудожественные тексты Обмен, Предварительные итоги, Долгое прощание, Другая жизнь. (две повести по выбору) Основная 1. Панкин Б. По кругу или по спирали // Дружба народов, 1977, № 5.2. Теракопян Л. Городские повести Ю. Трифонова // Трифонов Ю. Другая жизнь. М., 1979.3. Велембовская И. Симпатии и антипатии Ю. Трифонова // Новый мир, 1980, № 9.4. Иванова Н. Проза Ю. Трифонова. М., 1984.5. Турков А. Вечный огонь. М., 1984. Дополнительная 1. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в совре- менной советской литературе. М., 1977.2. Сахаров В. Обновляющийся мир: Заметки о текущей литературе. М., 1980.3. Текевелян Д. День забот. Размышления о городской прозе 60-70-х годов. М., 1982.4. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., 1983.5. Трифонов Ю. Как слово наше отзовется. М., 1985.

Занятие № 9

Деревенская проза (семинарское занятие)

Задание:

1.Прочитать главу в учебнике и раздел лекции о деревенской прозе

2. Прочитать и составить тезисный план следующих работ:

И. Сухих Деревенская проза 60-90 годов, Ф. Кузнецова «Самая кровная связь. Судьбы деревни в современной прозе»,

3. Выписать из словаря определения следующих понятий: трагическое, конфликт, подтекст

4. Прочитать программные тексты «деревенской прозы» и в текстах выявить тип проблематики и основной пафос, определить их функцию в произведениях, выявить роль подтекста, внутренние монологи.

Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1. истоки деревенской прозы (В. Овечкин, Е. Дорош, А. Яшин, В. Солоухин А.Солженицын

2. «деревенская тема» как особая творческая общность (индивидуальное сообщение);

3. условность термина «деревенская проза»; генезис деревенской темы в русской литературы;

4. место рассказа А. Солженицына «Матренин двор» в процессе реактуализации деревенской темы;

5. специфика трагического конфликта в произведениях о коллективизации (С. Залыгин «На Иртыше», В. Тендряков «Кончина», Б. Можаев «Мужики и бабы», В. Белов «Кануны») — обзоры; о

6. образ прошлого деревни в свете общечеловеческих проблем (В. Астафьев «Последний поклон» и «Царь-рыба», В. Шукшин «Любавины»);

7. философия природы «естественного мира» (С. Залыгин «Комиссия», В. Белов «Лад»);

8. образы деревенских стариков в контексте нравственно-философских исканий (В. Распутин «Последний срок», «Прощание с Матерой», В. Белов «Привычное дело», «Бухтины вологодские» и др.);

9. проблема национального характера в произведениях Ф. Абрамова «Братья и сестры», В. Белова «Привычное дело», Б. Можаева — «Из жизни Федора Кузькина»;

10. место и роль «деревенской прозы» в литературном процессе 1960-70-х гг.

Литература

Тексты:

А.Солженицын “Матренин двор”,

Ф. Абрамов – один из романов тетралогии «Дом»;

В.Белов “Привычное дело”

В.Распутин “Последний срок”, “Прощание с Матерой”

1. http://www.booksite.ru/belov/diss/6.htm

2. http://www.booksite.ru/belov/life.htm

3. http://nature.web.ru/litera/4.5.html

4. Гринберг Л. Почему люди сильны? // Нева. – 1972. – № 1.

5. Кишенина В.Н. Чтобы мир не скудел без людей // Литература в школе. – 2007. – № 4. – С. 33–34.

6. Котенко Н. Путь к человеку // Наш современник – 1972. – № 1.

7. Кузнецов Ф. За все в ответе.

8. Лебедева С.Н. Мировоззренческие истоки творчества В.Г. Распутина // Русская словесность. – 2001. – № 4.

9. Распутин В. От роду и племени // Огонек – 1986. – № 10. – С. 26–29.

10. Распутин В. Если по совести // Литературная газета – 1988. – № 1. – С. 10.


ЗАНЯТИЕ № 10СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТАВ ПОЗДНИХ РАССКАЗАХ В.М. ШУКШИНА Задание 1. Подготовить сообщение на тему: «Споры о «деревенской прозе» в критике и литературоведении».2. Повторить по «Введению в литературоведение» материал о художественном конфликте и его типах.3. Прочитать 4-5 рассказов позднего Шукшина. Проследить на материале выбранных произведений своеобразие конфликта и способах его художественной реализации. 4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам: 1. На каких сторонах быта и духовного мира героев сосредоточено внимание автора?2. Обратите внимание на поиски смысла жизни шукшинскими героями, на то, как решает писатель проблему жизни и смерти.3. Шукшинское решение «проклятых» русских вопросов «кто виноват?» и «что делать?».а) каким образом развивается основной конфликт в рассказах Шукшина?б) как сами герои осмысливают противоречие своего бытия?в) в чем своеобразие выражения авторской позиции в осмыслении драматизма жизни своих героев?4. Способы художественной реализации конфликта в рассказах Шукшина. ЛИТЕРАТУРАХудожественные тексты Шукшин В. Горе; На кладбище; Как зайка летал на воздушных шариках; Обида; Жена мужа в Париж провожала; Боря; Сураз; Жил человек; Танцующий Шива; Ночью в бойлерной, Микроскоп; Миль пардон, мадам; Алеша Бесконвойный; Верую. Основная 1. Белая Г. Антимиры Василия Шукшина // Литературное обозре- ние, 1977, № 5.2. Горн В. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, 1981.3. Апухтина В. Проза Шукшина. М., 1981.4. Панкин Б. Василий Шукшин и его «чудики» // Панкин Б. Строгая литература. М., 1982.5. Коробов В. Василий Шукшин. М., 1984.6. Черносвитов Е. Пройти по краю: Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти, бессмертии. М., 1989.7. Козлова С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина. Барнаул, 1992.8. Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.9. Коробов В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. М., 1999.10. Сигов В. Русская идея В.М. Шукшина. М., 1999. Дополнительная 1. Кузнецов Ф. Судьбы деревни в прозе и критике. М., 1975.2. Лобанов М. Уроки «деревенской прозы» // Лобанов М. Внутреннее и внешнее. М., 1975.3. Протченко В. Современная «деревенская проза» в литературной критике // Русская литература, 1977, № 2.4. Вильчек Л. Вниз по течению деревенской прозы; Чалмаев В. «Воз- душная воздвиглась арка…» // Вопросы литературы, 1985, № 6.
ЗАНЯТИЕ № 11ПОЭЗИЯ Н.М. РУБЦОВА.

Задания:

1. Прочитать тексты стихотворений Николая Рубцова

2. Познакомиться с биографией поэта

3.Прочитать одно из исследований по творчеству Н. Рубцова

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1). Эволюция творчества Н. Рубцова.
2). Фольклорные и классические традиции в его лирике.
3). Тематика и мировоззрение.
4). Современность и вечность в его поэзии.
5). Место Н. Рубцова в современной поэзии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Кожинов В. Николай Рубцов. – М., 1976. (См. также в разделе «Книги о Рубцове» в интернете (http:// www.rubtsov.id.ru).

2. Оботуров В. Искреннее слово. – М., 1987.

3. Бараков В. Лирика Николая Рубцова. – Вологда, 1993.

4. Белков В. Жизнь Рубцова. – Вологда, 1993. (См. также в разделе «Книги о

5. убцове» в интернете (http:// www.rubtsov.id.ru).

6. Иванова Е. «Мне не найти зеленые цветы…». – М., 1997.

7. Поэзия Николая Рубцова. Материалы по поэтике. – Вологда, 1997.

8. Русские писатели. Поэты. Библиографический указатель. Т. 21. – СПб., 1998.

9. Астафьев В. Затеси. Из тетради о Н. Рубцове // Нов.мир. – 2000. - № 2. (См. также в разделе «Книги о Рубцове» в интернете (http:// www.rubtsov.id.ru).

10. Зайцев В. Николай Рубцов. – М., 2002.

11. Киров А. Лирический роман в поэзии Н.М. Рубцова (диссертация). – Вологда, 2004.

12. Бараков В. Отчизна и воля. – Вологда, 2005. (См. также в разделе «Книги о Рубцове» в интернете (http:// www.rubtsov.id.ru, www.booksite.ru).

 


З АНЯТИЕ №12.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. В. АСТАФЬЕВ. В. РАСПУТИН, Ю. БОНДАРЕВ

1). Прочитать одно из исследований по военной прозе и разделы, посвященные программным текстам писателей

2) Прочитать тексты произведений, сравнить их с точки зрения проблематики, жанровой специфики и типа конфликта

3) Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

1. Периоды развития военной темы в советской литературе.

2. Появление интереса к документальной прозе (1954-1959), пик развития темы (К. Симонов, Ю. Бондарев, М. Шолохов и др.) - смелые подробности, пристальный психологизм, возрастание уровня достоверности изображаемого.

3. Новаторство - в обогащении знания о войне, открытии «новой правды».

4. монографический анализ «военных» текстов:

· В. Некрасов «В окопах Сталинграда»,

· В. Астафьев «Пастух и пастушка» (современная пастораль),

· В. Распутин «Живи и помни».

· Ю.Бондарев «Горячий снег», «Берег»
Литература

Тексты:

1. В. Некрасов «В окопах Сталинграда»,

2. В. Астафьев «Пастух и пастушка» (современная пастораль),

3. В. Распутин «Живи и помни».

4. Ю. Бондарев «Горячий снег», «Берег»

Исследования:
1. Голованова Т. Не пустые понятия - честь, долг, совесть, достоинство... // Виктор Некрасов. В окопах Сталинграда. М, 2005.
2. Ануфриев А.Е. Своеобразие психологизма повести В. Астафьева «Пастух и пастушка». // Анализ художественного произведения. Киров, 1993.
3. Поэтика русской современной прозы: Межвузовский научный сборник. Уфа, 1987.



З АНЯТИЕ № 13
ДРАМАТУРГИЯ ВАМПИЛОВА
(«СТАРШИЙ СЫН», «ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ В ЧУЛИМСКЕ», «УТИНАЯ ОХОТА»)

Задания:

1. Познакомиться с биографией драматурга.

2. Прочитать пьесы А. Вампилова и одно из исследований по творчеству писателя.

3. Познакомиться с принципами построения сюжета и выявить своеобразие конфликта в каждой из пьес драматурга (индивидуально)

4. Подготовиться к беседе по следующим вопросам:

 

1. «Мелкотемная» драматургия Вампилова: место действия вампиловских пьес, излюбленные сюжетные коллизии и герои Вампилова. Назовите аналогичных героев в прозаических произведениях того времени.
2. «Спор о герое»: какие типы персонажей можно выделить в вампиловской драматургии?
3. «У людей толстая кожа»: основная проблематика вампиловских пьес. Какие нравственные «пороки» усматривает драматург в современном ему обществе? Каковы способы проявления авторской позиции, известные вам из курса теории литературы, применяет Вампилов?
4. Загадки композиции: сопоставьте кольцевую композицию «Старшего сына» и «Прошлым летом в Чулимске» (приемы ретардации и ретроспекции). Новаторство и традиционность композиции вампиловских пьес. Проблемы кульминации («вечерний сеанс и знакомство с женихом» в «Старшем сыне», «свидание в десять» в «Чулимске»). Используется ли автором прием «открытого финала»?
5. Жанровое своеобразие вампиловских пьес: «серьезные комедии», «серьезные анекдоты», «притчи»? Анекдот, «случай», игра, розыгрыш в структуре пьес («Утиная охота»).
6. «Чеховские интонации» в диалогах Вампилова: «диалог-монолог», «внутренняя конфликтность реплики», «эмоциональная насыщенность паузы» и др. Особенности чеховского и вампиловского «реализма».
7. «Интертекстуальность» в вампиловских текстах: «узнаваемые» поступки и ситуации («русский человек на rendez-vous», «инкогнито, выдающее себя за другого», выстрел (дуэль), «вишневый сад» и др.)

Литература

1. Вампилов А. Избранное. - М.: Искусство, 1984.
2. Громова М. И. Русская современная драматургия. - М: Флинта: Наука, 1999. - С. 35-51
3. Гушанская Е. М. А. Вампилов. Очерк творчества. Л., 1990
4. Сахаров В. И. Обновляющийся мир: Театр Александра Вампилова. М., 1990
5. Тендитник Н. С. Александр Вампилов. Литературный портрет. Новосибирск, 1979




Дата добавления: 2015-01-12; просмотров: 58 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав