Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тестовые задания. 1.Что является целью филологического анализа?

Читайте также:
  1. I. Индивидуальные задания.
  2. II раздел. Задания этого раздела выполняются студентами самостоятельно письменно или устно (в записи на электронном носителе).
  3. II раздел. Задания этого раздела выполняются студентами самостоятельно письменно или устно (в записи на электронном носителе).
  4. III Задания для вводного контроля знаний
  5. III Задания на использование различных возможностей справочно – правовых систем
  6. III. Задания для самоподготовки
  7. III. Задания для самоподготовки
  8. III. Задания для самоподготовки
  9. III. Задания для самоподготовки
  10. III. Задания для самостоятельной работы

1.Что является целью филологического анализа?

a)показать через взаимную обусловленность формы и содержания текста соответствие замыслу автора культурологическую ценность текста.

б) это анализ, направленный на изучение языковой личности, «стоящей» за текстом.

в) рассмотрение текста отражение словесной культуры автора и общества на отдельном этапе его развития

г) это анализ, отражающий интерес к языковым средствам как форме выражения наших мыслей и чувств в разных сферах общения.

2. Всякий ли текст может быть предметом филологического изучения?

а) да

б) нет

3. Какие виды анализа включает в себя филологический анализ текста?

a) лингвистический и литературоведческий

б) стилистический

в) лингвистический, литературоведческий и стилистический

г) литературоведческий и стилистический

4. Что относится к особенностям филологического анализа текста?

а) историзм и антропоцентричность

б) культурологическая направленность

в) внимание к форме и содержанию текста в их взаимной обусловленности

г) историзм и антропоцентричность, культурологическая направленность, внимание к форме и содержанию текста в их взаимной обусловленности

5. Каковы основные признаки текста?

а) фикциональность

б) целостность и связность

в) интертекстуальность и изоморфизм уровней

г) фикциональность, целостность и связность, интертекстуальность и изоморфизм уровней

6. Какие виды имеет текстовая информация?

а) содержательно-фактуальная

б) содержательно-концептуальная

в) содержательно-подтекстовая

г) содержательно-фактуальная, содержательно-концептуальная, содержательно-подтекстовая

7. Какой анализ составляет начальный этап филологического анализа?

a) лингвистический

б) литературоведческий

в) стилистический

г) культурно-исторический

8. Актуализатором каких текстовых категорий является заглавие?

а) информативности

б) завершенности и членимости

в) связности и модальности

г) информативности, завершенности и членимости, связности и модальности

9. Выделите из следующих определений текста монопризнаковые (осуществленные на одном основании):

а) текст представляет собой почти жестко фиксированную, передающую определенный связанный смысл последовательность предложений, связанных друг с другом семантически, что выражено различными языковыми способами (Откупщикова, 1982)

б) текст – идеальная высшая коммуникативная единица, тяготеющая к смысловой замкнутости и законченности, конституирующим признаком которой… является связанность, проявляющаяся каждый раз в других параметрах. (Кожевникова 1979)

в) текст это речевое произведение, концептуально обусловленное и коммуникативно ориентированное в рамках определенной сферы общения, имеющее информативно-смысловую и прагматическую сущность (Болотнова 1999)

г) текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершенностью и определенным отношением автора к сообщаемому (Лосева 1980)

10. Какая типология текстов является самой ранней?

а) по назначению

б) по особенностям речевой ситуации

в) по жанрово-стилистической принадлежности

г) по психолингвистической классификации

11. Какой из основных подходов к изучению текста является наиболее традиционным.

а) лингвоцентрический (аспект соотнесенности «язык-текст»)

б) текстоцентрический (текст как автономное структурно смысловое целое вне соотнесенности с участниками литературной коммуникации)

в) антропоцентрический (аспект соотнесенности «автор-текст-читатель»)

г) когнитивный (аспект соотнесенности «автор-текст-внетекстовая деятельность»)

12. Что активно участвует в выражении содержательно-подтекстовой информации?

а) тропы

б) фигуры

в) прямое лексическое значение

г) переносное лексическое значение

13. Определите тип построения текста: Наступила ночь. Город постепенно засыпал. Сначала сон приходил к детям. Он прилетал к ним на лёгких крыльях и приносил в их головы красивые волшебные картины, навеянные сказками, которые они раньше слышали от своих бабушек, мам. А бабушки, мамы ещё некоторое время доделывали свои дела, но вскоре в их комнатах, на кухнях гас свет и дом погружался в темноту.

а) цепной

б) параллельный

в) смешанный

14. Какие композиционные типы речи проявляются в стихотворении А.С.Пушкина:

Пора, мой друг, пора.

Покоя сердце просит.

Летят за днями дни,

И каждый день уносит

Частичку бытия…

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

г) повествование и рассуждение

15. Определите тип построения текста: Когда мы жили в деревне, у нас был сад. Он был большой и старый. Там росли яблони, груши, сливы. Было т одно абрикосовое дерево, но оно не всегда давало плоды. Между двумя большими яблонями висели качели, и мы с братом любили качаться на них. Перед домом цвели цветы. За ними ухаживала бабушка. Особенно она любили розы и домашние ромашки.

а) цепной

б) параллельный

в) смешанный

16. Какие образные средства участвуют в создании «коня морского» в стихотворении Ф.И.Тютчева?

О рьяный конь, о конь морской,

С бледно-зелёной гривой,

То смирный, ласково-ручной,

То бешено-игривый!

Ты буйным ветром вскормлен был

В широком божьем поле:

Тебя он прятать научил,

Играть, скакать на воле!

а) метафора

б) эпитет

в) метафора и эпитет

г) гипербола

17. К проявлению какой текстовой категории следует отнести словесную игру в стихотворении Д.Минаева:

Не ходи, как все разини,

Без подарка ты к Розине,

Но, ей делая визиты,

Каждый раз букет вези ты.

а) антропоцентризм

б) автосемантия

в) проспекция

г) ретроспекция

18. Какой композиционный тип речи следует выделить в текстовом фрагменте:

Ворота с полукруглой аркой,

Холмы, луга, леса, овсы.

В ограде мрак и холод парка,

И дом невиданной красы. (Б.Пастернак)

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

г) смешанный

19. Какой композиционный тип речи следует выделить в текстовом фрагменте: Пряности во многом определяют качество солений. Именно умелый подбор пряностей делает соления особенно приятными, придаёт им специфический вкус и аромат, даёт возможность варьировать вкус одних и тех же овощей и фруктов. (В.В. Похлёбкин)

а) повествование

б) описание

в) рассуждение

г) смешанный

20. Какой классификации соответствуют выделенные три типа текстов - обучающие, ораторские поэтические:

а) тексты по назначению

б) жанрово-стилистическая типология

в) психологическая

г) по особенностям речевой ситуации

21. Определите место данного текста в жанрово-стилистической классификации: Вертолёт – летательный аппарат, тяжелее воздуха, с вертикальным взлётом и посадкой. Различают вертолёты одновинтовые с рулевым винтом, двух- и многовинтовые. Применяются для пассажирских и грузовых перевозок. (Энциклопедический словарь)

а) публицистический

б) официально-деловой

в) научно-технический

г) литературно-художественный

22. В каком из указанных отрывков проявляется автор, который является участником описываемых событий:

а) Тем временем я узнал Мэрилин лучше и в какой-то мере стал смотреть ни мир её глазами. Этот взгляд был новым для меня и небезопасным. Мэрилин знала, что лживость была велением времени, в которое она жила, но не хотела подчиняться и оставалась мишенью для нападок. (Артур Миллер «Печальная звезда Мэрилин Монро»)

б) Как видим, появилось немало осязаемых признаков реальной возможности смягчения напряжённости на путях широкого диалога между Востоком и Западом. Правда, угроза ядерной войны, как мы уже отмечали, остаётся реальной. («Новости»)

в) «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы, написанный неизвестным автором после половецкого похода князя Игоря. «Слово» свидетельствует о высокой художественной культуре Руси ХIХ-ХII веков. (Советский энциклопедический словарь)

23. Определите, для какого адресата предназначен микротекст:

Понятие о слоге или стиле зародилось в недрах античной поэтики и риторики. Так, Марк Фабий Квинтилиан, теоретик ораторского искусства писал о том, что с древних времён различали три слога, каждый из которых приписывался одному из древних центров греческой культуры. (В.Я.Дерягин «Беседы о русской стилистике»)

а) подготовленного

б) неподготовленного

в) единичного

г) множественного

в) детей

г) взрослых

24. Определите, для какой обстановки общения предназначен текст: Двое студентов купили себе форменные фуражки. Пока они покупали, пошёл дождь. Парни постояли на пороге магазина, подумали… Потом вдруг обменялись фуражками и смело вышли под дождь: чужой-то фуражки не жалко. (Анекдот):

а) официальное общение

б) неофициальное общение

в) непосредственное общение

г) опосредованное общение

25. Какие два типа текста по психологической квалификации проявляются в стихотворении А.К.Толстого:

Рассеивается, расступается

Грусть под думами могучими,

В душу тёмную пробивается,

Словно солнышко меж тучами!

Ой ли, молодец! Не расступится,

Не рассеется ночь осенняя,

Скоро сведаешь, чем искупится

Непоказанный миг веселия!

а) «светлый» и «активный»

б) «печальный» и «активный»

в) «весёлый» и «активный»

г) «печальный» и «красивый»

26. Какой троп является ведущим в построении текста:

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины. (С.Есенин)

а) сравнение

б) метафора

в) эпитет

г) олицетворение

27. Какой троп организует построение текста:

Отсель грозить мы будем шведу…

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно. (А.С.Пушкин)

а) метафора

б) метонимия

в) синекдоха

г) сравнение

28. Из каких признаков складывается представление о символе:

а) Символ – универсальная эстетическая категория, соединяющая признаки знака и образа

б) Обладает ассоциативностью и имплицитностью

в) В символе зашифрованы целые сюжеты

г) Символ загадочен

29. В каких отрывках поэтических текстов К.Бальмонта используются окказионализмы:

а) В блестящих звёздностях есть бешенство страданья…

б) Хваленье, что пели вы мне колыбельно…

в) Где лишь коршуны кричали за утёсистой громадой…

г) Это нежные лесунки веселят полдневный лес..

30. Какая часть речи формально отсутствует в тексте стихотворения, но своим значением присутствует в нём:

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица. (А.Фет)

а) прилагательное

б) глагол

в) местоимение

г) причастие

31. Какие средства обращённости организуют стихотворение Б.Пастернака:

Недотрога, тихоня в быту,

Ты сейчас вся огонь, вся горенье.

Дай запру я твою красоту

В тёмном тереме стихотворенья.

а) обращение

б) императив

в) местоимение ты/вы

г) вопросительные конструкции

32. Какая разновидность аллитерации используется в целях инструментовки стиха:

Ветер веет и вьётся украдками

Меж ветвей, над водой наклонённых,

Шевеля тяжёлыми складками

Шелков зелёных. (М.Волошин)

а) повтор звука

б) повтор фонетически близких звуков

в) противопоставление фонетически контрастных звуков

г) разная организация последовательностей звуков, подчинённая общему смыслу текста

33. Каков характер аллитераций в связи содержанием стихотворения:

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья

Под тусклым ветром, кружась, шуршат.

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят? (И.Анненский)

а) повтор звука

б) повтор фонетически близких звуков

в) противопоставление фонетически контрастных звуков

г) разная организация последовательностей звуков, подчинённая общему смыслу текста

34. Что имитирует игру на скрипке в поэтических строках А.Блока?

а) ассонансы

б) аллитерация

в) ритмическая организация

35. Какие фонетические приёмы реализуются в поэтическом фрагменте О.Мандельштама:

В огромном омуте прозрачно и темно,

И томное окно белеет.

а) кольцо

б) анафора

в) эпифора

г) аллитерация

36. Какие фонетические приёмы реализуются в поэтическом фрагменте О.Мандельштама:

Железная правда – живой на зависть,

Железен пестик, и железная завидь

а) кольцо

б) анафора

в) эпифора

г) аллитерация

37. Какая фигура используется при построении поэтического текста:

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи –

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

а) сравнение

б) градация

в) зевгма

г) антитеза

38. При помощи какой фигуры речи возникает юмористический эффект: Шёл дождь и три студента. Первый – в пальто, второй – в университет, третий в плохом настроении.

а) сравнение

б) градация

в) зевгма

г) антитеза

39. Определите разновидность антитезы:

И ненавидим мы, и любим случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то голос тайный,

Когда огонь горит в крови. (М.Лермонтов)

а) акротеза

б) амфитеза

в) диатеза

г) антиметабола

40. Определите разновидность антитезы:

Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт,

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен. (А.Пушкин)

а) акротеза

б) амфитеза

в) диатеза

г) антиметабола

41. Что является перекрёстным расположением членов предложения в смежных фразах?

а) параллелизм

б) хиазм

в) инверсия

г) зевгма

42. Какие тропы и фигуры представлены в поэтических фрагментах:

Полюбил богатый – бедную,

Полюбил учёный – глупую,

Полюбил румяный – бледную,

Полюбил хороший – вредную,

Золотой – полушку медную. (М.Цветаева)

а) метафора

б) анафора

в) эпитет

г) хиазм

43. Какие фигуры речи можно выявить во фразе П.Вяземского: У нас такая июньская погода, что я целый день брожу, и всё во мне бродит.

а) каламбур

б) аллюзия

в) хиазм

г) зевгма

44. Какой приём использует Н.В.Гоголь при описании: Иван Иваныч худощав и высокого росту, Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз, голова Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх.

а) инверсия

б) параллелизм

в) антитеза

г) градация

45. Как называется следующая разновидность антитезы?

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы,

Перед опасностью позорно малодушны,

И перед властию – послушные рабы. (М.Лермонтов)

а) а) акротеза

б) амфитеза

в) диатеза

г) антиметабола

46. Определите разновидности метонимии:

Это – выжимки бессонниц,

Это – свеч кривых нагар,

Это сотен белых звонниц

Первый утренний удар… (А.Ахматова)

а) пространственная

б) временная

в) причинно-следственная

г) смежная

47. Выявите, что содержит стихотворение А.Ахматовой:

Память о солнце в сердце слабеет.

Желтей трава.

Ветер снежинками рыжими веет

Едва-едва.

В узких каналах уже не струиться –

Стынет вода.

Здесь никогда ничего не случится –

О, никогда…

а) повторы

б) переносы

в) окказионализмы

г) тропы

48. Какие разновидности повторов используются в стихотворении И.Анненского:

Узорные ткани так зыбки,

Горячая пыль так бела, -

Не надо ни слов, ни улыбки:

Останься такой, как была.

Останься неясной, тоскливой,

Осеннего утра бледней,

Под этой поникшею ивой,

На сетчатом фоне теней…

а) лексические

б) семантические

в) паронимические

г) синтаксические

49. Какими языковыми средствами создаётся экспрессивность во фрагменте:

Покатились глаза собачьи

Золотыми искрами в снег.. (С.Есенин)

а) олицетворение

б) метафора

в) гипербола

г) эпитет

50.. Какими языковыми средствами создаётся экспрессивность во фрагменте:

Отростки ливня грязнут в гроздьях,

И долго-долго до зари

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри…(Б.Пастернак)

а) олицетворение

б) метафора

в) гипербола

г) эпитет

51. Какие языковые средства «рисуют» героиню в рассказе Л.Толстого «После бала»:…В молодости она была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная; всегда весёлая улыбка у рта, и прелестных блестящих глаз…я видел только высокою стройную фигуру…Не я один, все смотрели на неё и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины»

а) тропы

б) повторы

в) оценочная лексика

г) преимущественное использование слов с прямым лексическим значением

52. Какие синтаксические особенности позволяют создать состояние рассказчика:

«Я взял пёрышко и только взглядом выразить весь свой восторг и благодарность. Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро» (Л.Толстой «После бала»)

а) повтор

б) сложные синтаксические конструкции

в) инверсия

53. Какие синтаксические особенности позволяют создать состояние рассказчика:

«Шествие стало удаляться, всё так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, падающего человека, и всё так же били барабаны и свистела флейта, и всё также твёрдым шагом двигалась полковника» (Л.Толстой «После бала»)

а) повтор

б) сложные синтаксические конструкции

в) инверсия

54. Какие средства образности использует Н.В.Гоголь: «Любимый герой заглядывает во двор своего соседа и видит: Старый мундир с изношенными обшлагами протянул на воздух рукава и обнимал парчовую кофту…потом завертелись фалды чего-то похожего на кафтан, из-за фалд выглянул жилет.»

а) метафора

б) олицетворение

в) метонимия

г) гипербола

55. Какие средства образности использует Н.В.Гоголь: «Не успел он этого сказать, как дверь затрещала и передняя половина Ивана Никифоровича высадилась в присутствие, остальная оставалась ещё в передней»

а) метафора

б) олицетворение

в) метонимия

г) гипербола

56. Какие фигуры использует повествователь: «О луже: Удивительная, единственная, какую вам только удавалось видеть. Она занимает почти всю площадь… Дом, который выходит на то водное пространство, о котором я уже говорил и которое городничий называет озером»

а) ирония

б) гипербола

в) зевгма

г) градация

57. Расположите события во временной последовательности для Оли Мещерской (И.Бунин «Лёгкое дыхание»):

а) детство

б) эпизод с Шеншиным

в) приезд Малютина

г) запись в дневнике

д) эпизод с офицером

58. Какие типы когезии являются ведущими в текстовом фрагменте:

Рас – стояние: вёрсты, мили…

Нас рас – ставили, рас – садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли…

а) словообразовательная

б) морфологическая

в) синтаксическая

г) словообразовательная и синтаксическая

59. Определите тип построения текста:

Я Вас любил, любовь ещё, быть может,

В моей душе угасла не совсем…

Но пусть она Вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить Вас ничем. (А.Пушкин)

а) цепной

б) параллельный

в) смешанный

60. Какая разновидность художественного времени проявляется в поэтическом фрагменте О.Мандельштама:

И что б не вывела рука,

Хотя бы «жизнь» или «голубка»,

Всё смоет времени река,

И ночь сотрёт мохнатой губкой.

а) конкретное

б) поэтическое

в) обобщённое

г) абстрактное

 

Контрольная работа «Комплексный филологический анализ текста»

Выполнить филологический анализ художественного текста (по выбору студента).

Схема анализа

1) стиль, подстиль и жанр текста;

2) сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован;

3) основные функции текста (общение, сообщение, воздействие);

4) характер адресата с учетом стилистических особенностей текста;

5) тип мышления, отраженный в тексте (конкретный, обобщенно-абстрагированный, образный и др.);

6) форма (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог);

7) стилевые черты, характерные для текста с учетом его стилистической маркированности;

8) языковые приметы стиля, отраженные в тексте;

9) образ автора и цель его текстовой деятельности;

10) индивидуально-авторские стилистические особенности текста на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы;

11) время и обстоятельства написания произведения;

12) место произведения в творчестве писателя;

13) литературный род (эпос, лирика, драма);

14) жанр произведения;

15) основная проблематика произведения;

16) тема;

17) композиция;

18) основной пафос произведения и эмоциональная тональность;

19) образный строй;

20) идея;

21) художественные особенности (тропы, фигуры, приемы).

 




Дата добавления: 2015-01-12; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.048 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав