Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Учение о процессах познания

Читайте также:
  1. A. Изучение психики ребенка в развитии
  2. A. теория познания
  3. B. учение о сложной структуре дефекта
  4. I Всякое религиозное учение S основано на вере М
  5. I. Сопровождение перехода на новый образовательный уровень (обучение в школе) Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных её компонентов
  6. II. Изучение нового материала
  7. II. Профориентационное направление работы: обеспечение формирования и развития профессионального и жизненного самоопределения Изучение образовательных запросов
  8. IV. ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ
  9. IV. ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ
  10. IV. Изучение научной литературы и уточнение темы.

 

Начало познания образует способность ощущения. Познавательные способности «... ведут свое начало от чувственного восприятия».

Ощущение вызывается воздействием извне и поэтому является состоянием страдательным. Процесс ощущения есть процесс уподобления воспринимаемому объекту. Уподобление, по Аристотелю, как и познание в целом, включает активность познающего субъекта. В разумном познании действительным деятелем является только разум.

Органом осязания является сама душа.

Единые по механизму, ощущения различаются по биологической значимости: Поэтому осязание является главнейшим ощущением, ощущения на расстоянии нужны для удобства.

Кроме пяти ощущений, соответствующих разным органам чувств, Аристотель выделял общее чувство - центральный орган, названный им "общим чувствилищем ". Этот центр познает общие для всех ощущений качества – движение, величину, фигуру и т.п. Благодаря ему становится возможным и различение субъектом модальностей ощущений (цвета, вкуса, запаха).

Аристотель приписывал ему ряд функций:

1. восприятие общих качеств (движение, фигура, покой, число, величина, единство),

2. сознание того, что мы имеем ощущение;

3. восприятие, сравнение и объединение ощущений в образ предмета.

Для общего чувства нет соответствующего органа, им является сама душа. Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови.

Сохранение и воспроизведение ощущений является результатом работы памяти. Различается три вида памяти:

низшая

память в собственном смысле

высшая память

Воспоминание есть активный поиск прошлого. Из воспоминаний складывается опыт, из опытности же берут начало искусства и наука.

Следующая познавательная способность — воображение, или фантазия,— заключается в образовании представления.Представление — это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне.

Мышление характеризуется составлением суждений. Органом мышления является нус — часть души, свойственная только человеку и не прикрепленная ни к какому телесному органу.

Аристотель различает низшее и высшее мышление.

Существуют три вида высшего мышления:

- рассуждающее, логическое, дискурсивное мышление, т. е. умение делать заключение из имеющихся посылок;

- интуитивное — умение находить основания (посылки)

- и мудрость, наивысший тип наивысшего мышления.

 

В зависимости от того, на что направляется мышление, различаются два вида ума: теоретический и практический. Теоретический разум познает сущее как оно есть. Это наука. Практический ум направлен на деятельность

Познавательные способности не существуют отдельно друг от друга.

 




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав