Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ЭПИКУРЕЙЦЫ

Читайте также:
  1. СКЕПТИКИ VS ЭПИКУРЕЙЦЫ: О СПОСОБАХ ПОЗНАНИЯ МИРА

Школа Эпикура (конец IV века до н.э.) основывалась на поисках счастья и искусства жить. В своих представлениях о природе эпикурейцы опирались на атомизм Демокрита. Но в противовес демокритову учению о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим случайность, Эпикур предполагал, что эти частицы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Такой вывод имел этико-психологическую подоплеку.

В отличие от версии о «жесткой» причинности во всем, что совершается в мире (и, стало быть, в душе) эпикурейцы допускали самопроизвольность, спонтанность изменений, их случай характер. Такой подход с одной стороны - отражал ощущение непредсказуемости человеческого существования, с другой – признавал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в природе вещей, предлагал некую свободу выбора. Т.е. эпикурейцы считали, что личность способна действовать на свой страх и риск.

Смысл эпикурейского учения заключался в том, чтобы проникшись им, люди спасались от страха.

Этой цели служило и учение об атомах: живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются по общим законам все того же вечного космоса. А раз так, то «смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет».

Представленная в учении Эпикура картина природы и места человека в ней способствовала достижению безмятежности духа, свободы от страхов, прежде всего, перед смертью и богами (которые, обитая между мирами, не вмешиваются в дела людей, ибо это нарушило бы их безмятежное существование).

Эпикурейцы размышляли о путях достижения независимости личности от внешнего. Лучший путь они усматривали в самоустранении от всех общественных дел. Именно такое поведение позволит избегнуть огорчений, тревог, отрицательных эмоций и , тем самым, испытать наслаждение, ибо оно есть не что иное как отсутствие страдания.

Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций (I век до н.э.). Он критиковал учение стоиков о разуме, разлитом в виде пневмы. Согласно Лукрецию, существуют только атомы, движущиеся по законам механики; в результате возникает и сам разум. В познании первичным являются ощущения, преобразуемые (наподобие того, «как паук ткет паутину») в другие образы, ведущие к разуму.

Учение Лукреция, изложенное в поэтической форме, как и концепции мыслителей предшествующего эллинистического периода, было своего рода наставлением в искусстве выживать в водовороте бедствий, навсегда избавиться от страха перед загробным наказанием и потусторонними силами.

 


Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2018 год. (0.007 сек.)