Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Рационалистическая линия в европейской философии Нового времени

Читайте также:
  1. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  2. I. Специфика русской философии
  3. II. 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
  4. II. Изучение нового материала
  5. II. Изучение нового материала: 30 мин.
  6. II. ПОВТОРЕННЯ ВИВЧЕНОГО МАТЕРІАЛУ, ВИВЧЕННЯ НОВОГО
  7. II. Цели, задачи и принципы нового Закона
  8. III. Использование рабочего времени
  9. III. Объяснение нового материала.
  10. III. Объяснение нового материала.

(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

XVII век – это век научного естествознания и научных открытий.

Философия активно участвовала в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и других философов XVII в. способствовало развитию естествознания. И естествоиспытатели, и философы работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Философия Нового времени: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Декарт (1596-1650) - Основное произведение "Рассуждения о методе". Задача философии - помощь в практических делах людей.

Пути человеческого познания:

1.человек познает себя и свой разум, значит, познает природу.

2.человек познавая природу, познает в ней себя.

Новый научный метод дедукция - способ рассуждения от общего к частному.

Правило методов:

1.принимать за истинное то, что воспринимается в ясном и отчетливом виде, все сомнительное отсекается.

2.каждую сложную проблему нужно разложить на анализ и дойти до самых простых и очевидных истин.

3.идти от простых и доступных вещей к вещам более трудным для понимания.

4.необходимо составить полный перечень фактов и открытий, систематизировать все познанное и определить границу неизвестного.

Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. В сознании человека изначально закладываются некоторые истины, самые простые: идеи бытия, Бога, числа.

Спиноза (1632-1677) - родоначальник исторической науки. Основное произведение "Этика". Особое свойство человека - разумность. Разум делает человек свободным. Свобода – познанная необходимость. 3 степени познания:

1.истины (постигается разумом, интуитивно, не зависимо от опыта).

2.рассуждения разума (человек получает, истинны знания, нуждающиеся в доказательствах).

3.чувственные познания (знания, основанные на беспорядочном опыте и далеки от истины).

Особая часть рассуждений - место человека в обществе. Общество и государство создаются ради взаимопомощи и безопасности людей. Государство - договор между людьми. 3 формы правления:

1.монархия. 2.аристократия. 3.демократия – идеал.

Лейбниц (1646-1716). Отказывается от врожденности идей, говорит о врожденности познаний. Высшая форма познания - рациональное (с помощью разума человек раскрывает действительное и необходимое). Чувственное познание (предпосылки познания, дают случайные знания).

Проблема субстанций: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

В эпоху нового времени проблема первоначала звучит как проблема субстанций. Субстанции, по Декарту, сущие не нуждающиеся для своего существования не в чем другом. Субстанции 1 порядка: Бог. 2 порядка: мыслящая духовная субстанция и материальная. Таким образом, по Декарту, в основе мира 2 первоначальные субстанции: материя и Бог.

Спиноза: Один из главных вопросов - вопрос субстанции. Создает учение о единой субстанции (Бог первопричина всех вещей). Характеристики субстанций:

1.абсолютная самостоятельность (ни в чем, кроме себя не нуждается).

2.бесконечность в пространстве и времени.

3.субстанция причина самой себя и познается через саму себя

4.субстанция исходный полюс бытия.

Способы проявления субстанций: протяженность, мышление.

Субстанция порождает материальные и духовные вещи. Модусы - единичное проявление субстанции. Детерминизм - в поступках человека, нет ничего случайного, поведение и чувства человека объясняется 3 основными причинами:

1.желание. 2.удовольствие. 3.неудовольствие.

Лейбниц - создатель плюралистической картины бытия. Субстанция множественна. Субстанция по Лейбницу - "монада". Свойства субстанции:

1.простая неделимая, внутренне неизменна

2.каждая "монада" - микромир

3."монада" - духовны, не материальны и живут по законам гармонии

4."монады" составляют сущность каждой вещи

5.в мире нет 2 одинаковых "монад"

3 степени развития "монад":

1.монады низшего порядка (пассивное восприятие, неясные смутные представления о мире)

2.монады-души (наличие ощущений, более ясное представление о мире)

3.монады-духи (обладание сознанием)

Таким образом, степень развития монады, по Лейбницу, равно степени приближения к сознательной жизни. Высшая монада - Бог. Познание только разумом.




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав