Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Классификация естественных и гуманитарных наук

Читайте также:
  1. CASE-средства. Общая характеристика и классификация
  2. I. Понятие МПЗ, классификация и оценка материалов.
  3. II Классификация хромосом человека
  4. II Классификация.
  5. II. Классификация инвестиций
  6. II. Классификация Леонгарда
  7. II. Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.
  8. II. Объекты и субъекты криминалистической идентификации. Идентификационные признаки и их классификация.
  9. III. Классификация проблем абонентов ТД.
  10. V. Классификация ЭВМ по назначению
естественное гуманитарное
носит объективный характер носит субъективный характер
предмет познания типичен предмет познания индивидуален
историчность не обязательна всегда исторично
создает только знание создает знание, а также мнение и оценку познаваемого объекта
естествоиспытатель стремится быть сторонним наблюдателем гуманитарий неизбежно участвует в исследуемом процессе
опирается на язык терминов и чисел опирается на язык образов

Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд и Г. Риккерт): науки о природе и науки о культуре (духе).

Неокантианство– фил-е течение 2 пол 19 – нач 20 в. Возникло в Германии и ставило своей целью возрождение ключевых кантовских идейных и методологических установок в новых культурно-ист-х и познавательных усл-х. Лидеры баденской школы неокантианства Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936) выдвинули тезис о наличии 2 классов наук: 1) ист-х («наук о культуре») явл-ся идиографическими, т. е. описывающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. 2) естественных номотетическими: они фиксируют общие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объектов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Номотетические науки (физика, биология) в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Оба мыслителя предложили исходить в подразделении научного познания не из различий предметов наук, а из различий их основных методов. Можно различать 2 вида эмпирической научной деят-ти. На одной стороне стоят науки о природе, или естествознание. Цель их - изучить общие абстрактные отнош-я, по возможности, законы. Они отвлекаются от всего индивидуального как несущественного, и включ-т в свои понятия то, что присуще известному множеству объектов. Природа есть совок-ть всей действительности, понятой генерализирующим образом и без всякого отнош-я к ценностям. На др стороне стоят ист-е науки о культуре. Названные науки изучают объекты, отнесенные ко всеобщим культурным ценностям; как ист-е науки они изображают их единичное развитие в его особенности и индивидуальности - это и есть индивидуализирующий метод. Этим 2 видам наук и их методам соответствуют и 2 способа образования понятий: 1) при генерализирующем образовании понятий из многообразия данности выбираются лишь повторяющиеся моменты, подпадающие под категорию всеобщего; 2) при индивидуализирующем образовании понятий отбираются моменты, составляющие индивидуальность рассматриваемого явл-я. Р. обращает внимание на след-е моменты: 1. Культура как духовное формообразование «не может быть подчинена исключительно господству естественных наук». Естественнонаучная т зрения подчинена культурно-ист-й, хотя бы потому, что естествознание - «ист-й продукт культуры». 2. В явл-х и процессах культуры исслед-й интерес направлен на особенное и индивидуальное, «на их единственное и неповторимое течение». 3.Если явл-я природы мыслятся вне связи с ценностями, то все явл-я культуры воплощают какие-нибудь признанные людьми ценности, кот-е заложены в них изначально. Естествознание устанавливая законы, игнорирует культурные ценности и отнесение к ним своих объектов. Но это не относится к совр-му естествознанию. Метод отнесения к ценностям и выражает сущ-ть ист-х наук о культуре, позволяя отличить здесь важное от незначительного. 4.Важная задача наук о культуре состоит в том, чтобы с помощью индивидуализирующего метода и ист-х понятий «представить ист-е явл-я как стадии развития», а не как нечто неизменное, раз навсегда данное. Подойти к ним именно как к «процессам культуры», а не только как к ее рез-ам, т. е. конкретно - исторически. 5. Поскольку ист-я жизнь не поддается строгой системе, то у наук о культуре не может быть основной науки, аналогичной механике. Но это не означает, что у них отсутствует «возможность сомкнуться в одно единое целое». Возможность такого единства общей связи этих наук обеспечивает им понятие культуры. 6. По сравнению с естествознанием ист-е науки отличаются большей субъективностью и важную роль в них играют такие феномены, как интерес, ценность, оценка, культура




Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав